Тема 1.3. Барабаны, блоки, полиспасты
Блоки для стальных канатов, их конструкции и материал.
Барабаны, их разновидности, конструкции; способы крепления каната на барабане.
Полиспасты, их разновидности и определение кратности.
Методические указания
Изучая материал темы, следует запомнить, что:
- канатные блоки применяют для направления канатов и составления полиспастов;
- барабан служит для навивки каната и преобразует крутящий момент на валу в тяговое усилие в канате (вращательное движение барабана в поступательное движение каната), причем на барабане потери меньше, чем на блоке, так как на блоке канат сгибается и разгибается, а на барабане только сгибается;
- полиспаст используют для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или скорости (скоростной полиспаст). Он представляет собой систему подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким элементом.
Знакомясь с конструкцией полиспастов, надо усвоить, что они служат для уменьшения натяжения в канате, что позволяет уменьшить его диаметр, а также диаметр блоков, барабана, уменьшить передаточное отношение подъемного механизма, его габариты и массу, мощность и габариты двигателя. Однако при увеличении кратности полиспаста увеличивается длина каната, понижается КПД полиспаста, что приводит к увеличению габаритов подъемного механизма. Поэтому нужно следить, чтобы сложность подвески груза компенсировалась уменьшением габарита и массы всего механизма подъема.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие бывают барабаны лебедок и почему?
2. Как определяется диаметр канатного блока и барабана?
3. Назначение и количество дополнительных витков каната при однослойной навивке каната на барабан.
4. Каковы основные требования правил Госгортехнадзора к барабанам и блокам?
5. Сравните способы заделки концов канатов. Какой из них более надежный и почему?
6. Что такое кратность полиспаста?
7. Какие существуют практические рекомендации по выбору полиспастов?
8. Как правильно выбрать направление запасовки каната в полиспаст в зависимости от направления свивки каната? С какой целью это делают?
Литература: [1, с. 118-130; 2, с.26-32; 3, с.94-98; 14, с.I15-132; 15, с.35-41; 16, с.22-35, 134-136; 17, с.14-27].
Тема 1.4. Остановы и тормоза. Техника безопасности
При их эксплуатации
Классификация тормозных устройств и общие сведения о них.
Остановы: храповые и роликовые, их конструкции и принцип работы.
Тормоза: колодочные и ленточные; их конструкции, принцип работы и основные характеристики.
Регулировка тормозов.
Методические указания
Разбирая тему, необходимо усвоить, что и остановы и тормоза должны обеспечивать надежность и безопасность эксплуатации грузоподъемных машин.
Остановы - устройства, предназначенные для удержания груза на весу. Допускается движение груза только в одном (!) направлении (на подъем).
Тормоз предназначен для замедления скорости движения машины или механизма, их полной остановки и удержания в заторможенном состоянии. Согласно правилам Госгортехнадзора тормозными устройствами должны быть оборудованы механизмы подъема, поворота и изменения вылета стрелы крана с машинным приводом и механизмы передвижения кранов и тележек при скорости более 32 м/мин. В механизмах передвижения кранов, работающих на открытом воздухе, а также перемещающихся на полу цеха, установка тормозов обязательна независимо от скорости передвижения крана. В механизмах подъема и изменения вылета стрелы обязательно применение тормозов замкнутого типа, автоматически затормаживающих механизм при остановке двигателя или выключении тока.
Особое внимание следует обратить на конструкцию системы управления тормозами, на преимущества той или иной системы. Необходимо ознакомиться с методикой определения тормозного момента и усилия торможения для любого вида тормоза. Нужно разобраться в различных видах конструкции тормозов, принципе их действия, области применения. Важно разобраться в том, что тормозные устройства подразделяют на стопорные, останавливающие механизм в конце движения; спускные тормоза и регуляторы скорости, ограничивающие скорость движения в заданных пределах.
Следует обратить внимание на то, что в крановых механизмах с машинным приводом применяются тормоза нормально-замкнутого типа, т.е. тормоз находится в нормально замкнутом состоянии, чтобы груз не упал, при включении двигателя тормоз растормаживается.
Важным качеством колодочных тормозов является возможность их регулировки, если они перестают надежно удерживать рабочий орган механизма или начинают резко затормаживать механизм. Регулировка осуществляется в такой последовательности:
- обеспечивают требуемую величину тормозного момента;
- устанавливают нормальный ход якоря электромагнита (штока толкателя) и равномерность отхода колодок от шкива.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как устроен храповый останов? Область его применения.
2. Как устроен роликовый фрикционный останов?
3. Как классифицируются тормоза?
4. Каковы назначение, область применения и особенности конструкции ленточных тормозов?
5. В чем состоят различия конструкций простого, дифференциального и суммирующего тормозов?
6. Из каких материалов изготавливают ленты тормозов? Какова их конструкция?
7. Как устроен и работает двухколодочный нормально закрытый тормоз? Какая сила замыкает его?
8. Какие фрикционные материалы получили распространение в современных тормозах и почему?
9. На каком валу механизма целесообразно устанавливать тормоз и почему? Где устанавливают тормозной шкив?
10. С какой целью регулируют тормоза, в какой последовательности и каковы основные приемы регулирования?
11.Каковы основные требования правил Госгортехнадзора к тормозным устройствам?
Литература: [1, с. 165-215; 2, с.39-49 ; 3, с.98-121 ; 14, с.133-176 ; 15, с.50-63 ; 16, с.80-132].
Практическая работа № 2
Подбор и проверочный расчет двухколодочного тормоза с пружинным замыканием.