Глава 14. организация воздушного пространства
154. В целях установления определенного порядка выполнения полетов и обеспечения безопасности движения воздушных судов воздушное пространство Республики Казахстан по вертикали делится на верхнее и нижнее.
155. Граница между верхним и нижним воздушным пространством устанавливается на высоте 6100 м от уровня, соответствующего атмосферному давлению 760 мм рт. ст. (1013,2 мб.). В отдельных случаях, в зависимости от местных условий, по согласованию и разрешению уполномоченного авиационного органа граница между верхним и нижним, воздушным пространством может быть установлена на другой высоте.
156. Для осуществления функций ОВД воздушное пространство Республики Казахстан делится на районы ОВД.
157. Район обслуживания воздушного движения - воздушное пространство в установленных границах, в котором осуществляется диспетчерское обслуживание воздушного движения по воздушным трассам и местным воздушным линиям (далее - МВЛ), а также по установленным маршрутам осуществляемое районным диспетчерским центром или РОВД.
158. Району ОВД в оперативном отношении подчиняются службы ОВД аэропортов, входящих в данный район ОВД.
159. В состав районов ОВД расположенных в непосредственной близости от морской государственной границы Республики Казахстан, может быть включено, в установленном порядке, воздушное пространство над прилегающей к границе акваторией моря.
160. В районы ОВД входят районы местных диспетчерских пунктов (далее - МДП), а также районы аэродромов и аэроузлов.
161. Районы МДП организуются для обслуживания воздушного движения и обеспечения полетов на МВЛ и постоянных маршрутах полетов воздушных судов в нижнем воздушном пространстве.
Диапазон высот полетов по МВЛ в районе МДП устанавливается перечнем МВЛ РК.
162. Близко расположенные аэродромы в целях координации полетов на них объединяются в аэроузлы.
163. В районах аэродромов (аэроузлов) устанавливаются воздушные коридоры входа и выхода, зоны взлета и посадки, ожидания и другие зоны.
164. Зона взлета и посадки для каждого аэродрома устанавливается с учетом летно-технических данных воздушных судов, выполняющих полеты на данном аэродроме, и по своим размерам должна обеспечивать возможность радиолокационного контроля, безопасного выполнения установленного маневра для набора высоты после взлета и для снижения при заходе на посадку.
Верхняя граница зоны взлета и посадки устанавливается, как правило, по второму эшелону зоны ожидания.
165. Воздушное пространство районов ОВД и районов аэродромов (аэроузлов) гражданской авиации может быть разделено на секторы (направления) как в плане, так и по высоте.
166. Размеры и границы зон, районов ОВД, районов МДП, районов аэродромов (аэроузлов) секторов (направлений) ОВД диспетчерских пунктов, размещение и количество воздушных коридоров, зон ожидания, схемы движения воздушных судов в районах аэродромов устанавливаются с учетом требований надежности и непрерывности связи с воздушными судами и радиотехнического контроля за воздушным движением, летно-технических данных эксплуатируемых воздушных судов, а также обеспечения безопасности и экономичности полетов.
167. Элементы структуры воздушного пространства разрабатываются, устанавливаются и изменяются в соответствии с международными документами ИКАО и другими нормативными актами.
Глава 15. Планирование и обеспечение воздушного движения
168. Планирование воздушного движения осуществляется с учетом потребностей в использовании воздушного пространства различными ведомствами, пропускной способности воздушных трасс, МВЛ, органов ОВД и аэродромов, запретов и ограничений, а также факторов, влияющих на безопасность полетов.
169. Планирование, координирование и обеспечение суточного плана осуществляет Главный центр планирования воздушного движения (далее - ГЦ ПВД). Структура, функции ГЦ ПВД, права и обязанности их должностных лиц определяются Положением о Главном центре, технологиями работы и должностными инструкциями.
170. Планирование и организацию потоков воздушного движения на воздушных трассах, МВЛ, установленных маршрутах и в районах авиационных работ, полетов вне трасс и МВЛ определяется Инструкцией по применению Положения об использовании воздушного пространства Республики Казахстан.
171. Контроль за выполнением суточного плана полетов осуществляется ГЦ ПВД совместно с РОВД и АДП (брифинг) аэродромов.
172. В аэропортах суточные планы воздушного движения составляют АДП на основании расписаний движения воздушных судов, заявок на полеты от эксплуатантов, представляемых в АДП (брифинг), планов прилетов и вылетов, поступающих из других аэропортов, и сведений о состоянии и готовности аэродромов к приему и обслуживанию воздушных судов.
173. Обеспечение воздушного движения заключается в оформлении и подаче органами службы ОВД предварительного плана (заявки) на выполнение предстоящего полета в органы, контролирующие и разрешающие полеты в закрепленном за ними воздушном пространстве, получении и подаче сообщений о разрешении полетов, а также принятии оперативных мер по обеспечению безопасности и регулярности движения воздушных судов. Диспетчерское обеспечение воздушного движения осуществляется в установленном порядке.
Глава 16. Органы (пункты) диспетчерского
обслуживания воздушного движения
174. В районе ОВД - районный диспетчерский центр или район ОВД. Район ОВД обслуживает воздушным движением на воздушных трассах.
175. На местных воздушных линиях (в пределах района МДП) - местные диспетчерские пункты (далее - МДП).
176. В районах аэродромов (аэроузлов), как правило, организуются:
1) в воздушных коридорах, зонах подхода и ожидания, районах аэродромов (аэроузлов) - аэродромные (аэроузловые) диспетчерские пункты подхода (далее - ДПП);
2) в зоне взлета и посадки - диспетчерские пункты круга (далее - ДПК), посадки (далее - ПДП), старта (далее - СДП) и "Вышка";
3) в районах аэродромов МВЛ - стартовые и командно-диспетчерские пункты МВЛ (СДП МВЛ, КДП МВЛ);
4) на площади маневрирования аэродрома - диспетчерские пункты руления (далее - ДПР).
В зависимости от интенсивности воздушного движения диспетчерские пункты подхода, круга, посадки, старта и руления могут быть объединены в диспетчерский пункт "Вышка".
В крупных аэродромах организуются аэродромные диспетчерские центры (АДЦ), где вышеуказанные диспетчерские пункты могут быть разделены. Состав диспетчерских пунктов определяется инструкцией по производству полетов на аэродроме.
177. На аэродромах совместного базирования - объединенные группы (ОГ УВД) с единых командно-диспетчерского и стартового командного пунктов (КДП, СКП). Порядок организации ОВД определяется инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.
178. На учебных аэродромах летных училищ гражданской авиации командно-диспетчерские пункты службы движения учебных заведений гражданской авиации.
179. Передача обслуживания воздушного движения между органами ОВД осуществляется на установленных рубежах. Рубежи передачи ОВД устанавливаются, как правило, на границах районов ОВД (секторов направлений) РОВД (диспетчерских пунктов), над характерными ориентирами в пределах зон РЛК; указываются в инструкциях по производству полетов, на картах и схемах диспетчерских пунктов и в технологиях работы диспетчеров.