Глава 12. Виды обслуживания воздушного движения
133. Обслуживание воздушного движения состоит из следующих трех видов обслуживания в соответствии с требованиями Приложений 2, 11 к Конвенции о международной гражданской авиации и DOC.4444 ИКАО:
1) диспетчерское обслуживание воздушного движения (управление воздушным движением), предназначенное для решения задач 1, 2 и 3 пункта 120 настоящих ОПП ВП РК, которое в свою очередь подразделяется на следующие три части:
районное диспетчерское обслуживание - обеспечение диспетчерского обслуживания контролируемых полетов;
диспетчерское обслуживание подхода - обеспечение диспетчерского обслуживания частей контролируемых полетов, которые связаны с прилетом и вылетом воздушных судов;
аэродромное диспетчерское обслуживание - обеспечение диспетчерского обслуживания аэродромного движения, кроме частей полетов, указанных выше.
2) полетно-информационное обслуживание, которое предназначено для решения задачи 4 в пункте 120;
3) служба аварийного оповещения, которая предназначена для решения задачи 5 в пункте 120.
134. Обслуживание воздушного движения обеспечивается органами, которые создаются и распределяются следующим образом:
1) службы аэронавигационной информации и брифинг, для обеспечения полетно-консультативного информационного обслуживания;
2) служба аварийного оповещения в пределах районов полетной информации;
3) диспетчерские районы, для обеспечения диспетчерского обслуживания воздушного движения на воздушных трассах, маршрутах УВД (таблица 3);
4) диспетчерские зоны; для обеспечения диспетчерского обслуживания в тех частях воздушного пространства, которые не входят в диспетчерские районы, а также для обслуживания прибывающих и вылетающих воздушных судов, или находящихся в зоне ожидания.
135. Диспетчерское обслуживание в районе аэродрома обеспечивается диспетчерским пунктом районного аэродрома, который предоставляет информацию и выдает разрешения находящимся под его управлением воздушным судам для обеспечения безопасного, упорядоченного и быстрого потока воздушного движения на аэродроме или вблизи аэродрома (в зоне взлета и посадки) в целях предотвращения столкновений между:
1) воздушными судами, выполняющими полет по аэродромному кругу движения вокруг аэродрома;
2) воздушными судами, движущимися по площади маневрирования;
3) выполняющими посадку и взлетающими воздушными судами;
4) воздушными судами и транспортными средствами, движущимися по площади маневрирования;
5) воздушными судами на площади маневрирования и находящимися на этой площади препятствиями.
Обеспечение предусмотренного обслуживания на перроне может быть поручено аэродромному диспетчерскому пункту или отдельному органу.
136. Диспетчерские пункты районов аэродрома отвечают также за оповещение служб безопасности полетов и незамедлительно сообщают о любом отказе или неполадках в работе любого механизма, огня или другого устройства, установленного на аэродроме для регулирования аэродромного движения и ориентировки пилотов воздушных судов.
137. Движение лиц или транспортных средств, включая буксируемые воздушные суда, на площади маневрирования аэродрома управляется диспетчерским пунктом РА с тем, чтобы избежать возникновения опасности для них или для воздушных судов, выполняющих посадку, руление или взлет.
138. Контролируемый полет в любое время находится под управлением только одного диспетчерского пункта. Ответственность за управление движением всех воздушных судов, выполняющих полет в конкретной части воздушного пространства, возлагается на один диспетчерский пункт.
139. Выдача органами управления воздушным движением диспетчерских разрешений рассматривается как предоставление воздушному судну полномочий предпринимать действия только в отношении того, что касается известного воздушного движения.
140. Диспетчерские разрешения основываются исключительно на требованиях к обеспечению диспетчерского ОВД и содержат в себе:
1) опознавательный индекс воздушного судна, указанный в плане полета;
2) границы действия разрешения;
3) маршрут полета;
4) эшелон полета для всего маршрута или его части;
5) любые необходимые указания и информация по другим вопросам (маневрирование при заходе на посадку или вылете, по введению времени истечения срока действия разрешения).
141. В диспетчерских разрешениях для вылетающих воздушных судов могут указываться направление взлета и сторона разворота после взлета, если она отличается от опубликованной в документах аэронавигационной информации (АНИ), линия пути, по которой необходимо следовать до выхода на нужный курс; эшелон, который необходимо выдерживать перед набором высоты до заданного эшелона; время, пункт и/или вертикальная скорость при изменении эшелона, а также любой другой необходимый маневр, исходя из соображений безопасности полетов.
142. Разрешения выдаются с учетом известных условий движения, которые влияют на безопасность полетов воздушных судов. К таким условиям движения относятся не только находящиеся в воздухе и на площади маневрирования воздушные суда, движение которых управляется, но также и любое движения наземных транспортных средств или другие препятствия, не размещенные постоянно на используемой площади маневрирования.
143. Если диспетчерское разрешение не удовлетворяет командира (пилота) воздушного судна, он может доложить диспетчеру ОВД и если это практически возможно, получить измененное диспетчерское разрешение.
144. Измененные диспетчерские разрешения органов ОВД связаны только с условиями движения и метеоусловиями на аэродроме и не освобождают пилота, от какой либо ответственности в связи с возможным нарушением применяемых правил и положений.
145. Функции диспетчерских пунктов и соответствующие процедуры диспетчерского ОВД в воздушном пространстве Республики Казахстан устанавливаются нормативными документами, регламентирующими деятельность персонала органов ОВД, которые обязательны для изучения и выполнения летными экипажами.