Структура САБ - группы предполетного досмотра пассажиров, прошедших регистрацию.
1.инспектор по досмотру № 1- контролер по проверке документов.
- Приветствует пассажира;
- Берет в руки посадочный талон и документы, удостоверяющие личность;
При проверке обращает внимание на внешний вид пассажира, его психологическое состояния.
- Сверяет фамилию, имя в посадочном талоне и документе , удостоверяющем личность;
- Идентифицирует личность пассажира с фотографией в документе и срок действия паспорта;
- Проверят дату и время вылета, направление и № рейса, № выхода на посадку;
- Обращает внимание на габариты ручной клади;
- Ставит штамп о прохождении досмотра на посадочном талоне;
- Возвращает посадочный талон и документ, удостоверяющий личность пассажира;
- Направляет пассажира для прохождения предполетного досмотра в порядке очереди, не допуская их скопления;
- При необходимости, представляет информацию, в части касающиеся предстоящей процедуры;
- В случае необходимости пассажира выйти из пункта досмотра, штамп о прохождении досмотра аннулируется ( перечеркивается и ставится подпись сотрудника с расшифровкой);
- При повторном проходе пассажира в пункт досмотра повторяется последовательность операций.
2.инспектор досмотра № 2- «направление».
Инспектор № 2 направляет вещи, находящиеся при пассажире на ленту транспортера, стикирует багаж:
- интересуется у пассажира о наличии запрещенных предметов и вещество в его вещах;
ü предлагает пассажиру снять: верхнюю одежду, головной убор( если это зимний период навигации);
ü ремень(пояс) шириной более 4.0 см. или толщиной более 0.5 см.;
ü Обувь, за исключением обуви с высотой каблука менее 2.5 см. и с подошвой толщиной менее 1.0 см.;
- Предлагает пассажиру положить всю ручную кладь и снятые вещи в контейнеры;
- Кино-, фото-, радиоаппаратуру, переносные компьютеры ,игрушки и т.д. просит предъявить для досмотра на РТИ, отдельно от остальных вещей, предварительно поместив их в корзину;
- Жидкости, гели, аэрозоли (далее – ЖАГ), находящиеся в вещах при пассажире предлагает так же выложить и поместить в корзину;
- Животные и птицы, допущенные к перевозке в салоне ВС, вынимаются из клеток, а клетки, в которых они перевозятся , помещаются на ленту транспортера РТИ;
- Следит за правильностью расположения вещей на ленте РТИ( горизонтально или вертикально, расстояние между сумками 20-30 см.);
- Регулирует загрузку транспортера;
- Информирует инспектора по досмотру № 3 о необходимости остановки ленты РТИ;
- Предлагает пассажирам пройти через рамку стационарного металлоискателя;
3.Инспектор досмотра № 3 – оператор РТИ.
- Определяет содержимое багажа, ручной клади, контейнеров с бортовым питанием и т.д. по теневому изображению на экране РТИ;
ü При наличии на экране монитора таких изображений как: Темные пятна, провода;
ü Нечеткие контуры досматриваемых предметов, и веществ, емкостей с жидкостью;
ü Предметов и веществ, вызывающих подозрение в части их использования как орудий нападения (режуще- колющие предметы, топоры, пилы, ледорубы, арбалеты, ружья для подводной охоты);
ü Предметы и вещества, которые не возможно идентифицировать.
оператор РТИ определяет такую сумку как потенциально опасную и отправляет ее инспектору № 4 для ручного досмотра.
- Термосы, теле-, аудио-, видео-, радиоаппаратуру, переносимые компьютеры, зонты, трости и другие предметы и вещества, которые могут быть использованы для проноса на борт ВС взрывных устройств, оружия и других запрещенных к перевозке опасных предметов и веществ- просматривает на предмет посторонних вложенных внутрь корпуса и направляет на предметы для ручного досмотра;
- В процессе досмотра с применением РТИ, обеспечивает проведение досмотра (не зависимо от теневого изображения на экране РТИ) содержимого ручной клади, путем ручного досмотра(контактного) метода досмотра не менее 10 %
В случае усиления мер авиационной безопасности процент выборочного досмотра увеличивается.
4.Инспектор по досмотру № 4 – контролер выборочного (ручного) досмотра.
Багаж, а так же вещи находящиеся при пассажире в ручной клади, направляемы оператором РТИ для выборочного досмотра, досматриваются в следующем порядке:
- Инспектор определяет принадлежность вещей путем опроса;
- Предлагает пассажиру открыть чемодан/сумку;
Досмотр вещей, находящихся при пассажире, досматриваются только в присутствии пассажира.
ü Аккуратно выкладывает вещи пассажира на стол и провидит следующие мероприятия: Одежду прощупывает руками;
ü Металлические предметы (консервные банки, предметы домашнего обихода, и т.д.) проверяет отдельно друг от друга через РТИ
ü Имеющиеся у пассажира кондитерские, хлебобулочные, сыпучие и др. изделия в коробках/пачках/кульках досматривают через РТИ;
ü Обращает особое внимание на внутренние и внешние габариты чемодана, сумок, саквояжей с целью обнаружения двойных стенок, дня, полостей, карманов на крышках, где могут быть укрыты запрещенные к перевозке вещества и предметы;
ü подозрительный предмет (вещество) может быть подвергнуто особому контролю при помощи газоанализатора паров взрывчатых веществ «Пилот-М»
ü Сувениры и детские игрушки, конструктивно схожие с настоящим оружием, с целью обнаружения возможности переделки под боевое оружие осматривает тщательно и с особой осторожностью;
Игрушечные пистолеты, муляжи и имитации оружия, которые можно принять за настоящее оружие, к провозу в салоне ВС не допускаются.
ü Жидкости в емкостях досматриваются визуально на наличие целостной фабричной упаковки без следов вскрытия, термосы и фляжки проверяются с целью исключения в них жидкостей и других вложений;
- В случае отсутствия запрещенных предметов и веществ в ручной клади благодарит пассажира, помогает ему( с его согласия) собрать вещи в сумку;
- При выявлении в ходе досмотра у пассажира запрещенных предметов и веществ, принимает решение об изъятии в установленном Должностной Инструкцией порядке.
5.Инспектор досмотра № 5 – оператор стационарного металлоискателя.
- Контролирует проход пассажиров и персонала через рамку стационарного металлоискателя( далее – Рамка);
- Наблюдает за показаниями рамки;
- Не допускает прохода пассажиров мимо рамки, а так же прохода через рамку с вещами, в верхней одежде, в головном уборе, в обуви с недопустимой высотой и толщиной, ремнями с недопустимыми шириной и толщиной;
Пассажиры, имеющие аппараты, стимулирующие сердечную деятельность при предъявлении соответствующих подтверждающих документов, подвергаются проведению досмотру без применения технических средств, путем тактильного (контактного) досмотра, в комнате личного досмотра.
- При отсутствии сигнала рамки инспектор по досмотру проводит ручной (контактный) досмотр пассажира;
ü В случае появления сигнала рамки: Предлагает пассажиру выложить имеющиеся при нем металлические предметы (ключи, зажигалки, сигареты, жвачки и т.д.) в корзину для одежды или в специальный контейнер, снять обувь, ремень, подтяжки и поставить корзину/контейнер на ленту транспортера и повторно пройти через рамку;
ü В случае повторного появления сигнала с помощью ручного металлоискателя уточнить место расположения металлосодержащих предметов, предлагает пассажиру, предъявить для досмотра данные предметы;
- При наличие на одежде металлических заклепок, замков, пряжки- обязательно прощупывает руками для исключения проноса запрещенных предметов и веществ на борт ВС;
- Если сохраняется подозрение в отношении пассажира, принимает решение о более тщательном ручном досмотре – индивидуальном досмотре и ставит об этом в известность старшего инспектора;
- Осуществляет 100%-ый досмотр пассажиров ручным контактным методом;
2.5. Методика выявления потенциально опасных пассажиров путём специального опроса в ходе предполётного досмотра
Подготовленный террорист использует набор тактических приёмов и уловок, искусно подготовленные поддельные документы, а также методы психологического воздействия на сотрудников САБ.
Процедуры досмотра ограничены по времени и проводятся в потоке пассажиров, что способствует отвлечению внимания сотрудника САБ и дает возможность террористам для несанкционированного проникновения и проноса запрещённых предметов и веществ в контролируемую зону аэропорта или на борт ВС.
В крупнейших аэропортах мира, в том числе и ряде российских, наряду с применением современных технических средств досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа используются различные методы и технологии выявления в потоке пассажиров потенциальных правонарушителей. Одной из таких технологий является технология выборочного контроля (Profile method - Профайл-метод или Profiling - Профилирование).
На технологию «профайлинг» особое внимание было обращено после террористических актов в августе 2004 г. Распоряжением начальника Федеральной службы надзора в сфере транспорта было рекомендовано ввести группы профайлинга в службы авиационной безопасности еще до 1 ноября 2004 г. Данная технология, широко применяемая в мире рядом авиакомпаний, прежде всего в США и Израиле, набирает обороты и в нашей стране. Система профайлинга очень гибкая и предполагает возможность различных модификаций в соответствии с архитектурой и особенностями аэровокзального комплекса, местными условиями, спецификой угроз.
Термин «профайлинг» не имеет точного перевода с английского языка. Данное слово относиться к сленговой терминологии и берет свое начало от английского «profile» – профиль. Концепция профайлинга как раз и основывается на построении профиля пассажира. Основное методологическое положение заключается в том, что лица, совершившие террористический акт или собирающиеся его совершить, характеризуются наличием определенного набора подозрительных признаков во внешности, поведении, путевых документах и в перевозимых вещах. Изучение и систематизация данных признаков дает возможность создания профиля пассажира, на основании которого каждый человек может классифицироваться как неопасный или потенциально опасный. В соответствии с этим весь пассажиропоток обрабатывается по определенной схеме, позволяющей выявить подозрительные признаки.
|
|
| |||||
Рис.6 «Классификация пассажиров».
В основе концепции профайлинга лежит положение о том, что каждый пассажир может оказаться террористом, а каждый предмет – взрывным устройством или оружием и т. д.; поэтому все мероприятия, проводимые в рамках рассматриваемой технологии, призваны подтвердить или опровергнуть данное утверждение. Соответственно, под профайлингом понимается выявление потенциально опасных пассажиров и ситуаций в ходе предполетного досмотра. Система профайлинга позволяет делать только предположение о возможной причастности пассажира к акту незаконного вмешательства. Действительная же угроза может быть выявлена лишь на основании углубленного личного досмотра пассажира и перевозимых им вещей. Работа с пассажиром может начинаться со сбора предварительной информации о нем по различным базам данных. Затем, согласно существующей на сегодня практике, перед регистрацией на рейс изучаются путевые документы пассажира, досматриваются все перевозимые им вещи, анализируется общий облик, поведение человека и сопровождающих его лиц. Особое внимание уделяется изучению документов с целью обнаружения признаков подделки. Наиболее удобным местом при проведении профайлинга при предполетном досмотре является зона перед регистрационными стойками, где пассажир находится со всеми перевозимыми им вещами. Работа профайлера может осуществляться на позиции первого номера сотрудника досмотра или рядом с ним. В профайлинге разработана специальная система контрольного опроса по багажу, которая позволяет выявить возможное наличие опасных или запрещенных к транспортировке предметов, перевозимых пассажиром или переданных ему другими людьми. Акцентирование внимания пассажира, что опрос проводится в целях его безопасности, создает положительную установку для контакта с профайлером. Вопросы, задаваемые на языке, понятном для человека, обычно не вызывают каких-либо затруднений. Стандартный опрос занимает по времени 3–4 мин. За этот период сотрудник, анализируя полученные ответы и поведение стоящего перед ним человека, делает вывод относительно его потенциальной опасности для рейса если по данным позициям не выявлено отклонений от нормы, пассажир считается неопасным для рейса и проходит далее на регистрацию. Пассажир, квалифицированный как подозрительный или опасный (отобранный), направляется на личный досмотр. В данном процессе большое практическое значение имеет интуиция профайлера и его профессиональный опыт. Стандартные вопросы в зависимости от ситуации могут касаться цели поездки, цели и месте пребывания, культурно-исторических памятников и др.
В системе профайлинга большой интерес представляют особенности поведенческих реакций пассажира и сопровождающих его лиц. Соответственно, профайлеру желательно иметь некоторые специальные знания в области прикладной психологии. Выявление подозрительных моментов во внешности и поведении людей возможно посредством применения психологического тестирования в работе профайлера, которое здесь понимается как визуальная диагностика внутреннего состояния человека через видимые проявления характерных признаков, возможно свидетельствующих о готовящемся противоправном деянии. Речь в данном случае идет о профессиональном наблюдении за человеком по определенной схеме. Установлено, что лица, вынашивающие преступные замысли, характеризуются определенным неконтролируемым субъектом психологическим состоянием, которое неизбежно будет иметь свое выражение в поведении, в физиологических реакциях организма и во всем внешнем облике. Это, к примеру, все симптоматические проявления нервозного состояния, признаки аффективного реагирования на ситуацию, особенности лживого поведения, а также характерные приметы наркотических воздействий на человека. Также заслуживают особого внимания так называемые «улики преступного поведения». В частности, это общая неадекватность психологического состояния; неестественность и наигранность в поведении при контактах с сотрудниками служб безопасности (милиции); отрешенность от происходящего вокруг (симптом суицидального террориста). Важным аспектом психологического тестирования является акцентирование внимания на динамике поведения пассажира, вызывающего подозрения. Так, например, если при контрольном опросе по багажу или при любых других контактах с профайлером или представителем службы безопасности человек при затрагивании определенных тем меняет свое поведение (наблюдаются напряженность, тревожность, страх), то это очень показательный факт. К психологическому тестированию пассажира можно отнести также применение различных техник общения и влияния на собеседника с целью быстрого установления контакта и получения необходимой информации (данные технологии достаточно хорошо представлены в практических разработках в области нейролингвистического программирования).
Основная задача проведения профайлинга – своевременно на ранних этапах предупредить и предотвратить проникновение на территорию аэропорта и борт ВС лиц, вынашивающих преступные намерения.
Методы проведения профайлинга:
1. Наблюдение:
¾ визуальное наблюдение за пассажирами и посетителями здания аэропорта;
¾ наблюдение за пассажирами с помощью биометрического видеонаблюдения (некое считывание ауры человека).
2. Опрос пассажиров и посетителей здания аэропорта;
3. Работа с сопроводительными документами (авиабилеты и документы, удостоверяющие личность).
Необходимый перечень подозрительных признаков потенциально опасных лиц (ПОЛ):
1) Отсутствие багажа.
2) Пассажир поддерживает скрытый контакт с кем-либо из пассажиров или провожающих (переглядывается, подаёт знаки).
3) Пассажир проявляет повышенный интерес к технологии проверки, к работе технических средств досмотра, стремится установить личные вещи, багаж на транспортёр интроскопа в определённом ракурсе.
4) Пассажир с дорогим билетом (бизнес класс), чьё поведение, привычки, одежда и багаж не совпадают с его статусом.
5) Несоответствие количества багажа цели и длительности поездки.
6) Пассажир является на регистрацию рейса в «последнюю минуту». Стремоение пассажира пройти досмотр в последний момент при недостатке времени (изображение торопливости).
7) Попытка ввести в заблуждение сотрудников АБ и пронести что-либо без досмотра на борт ВС («не следует зря тратить время- у меня в личных вещах ничего запрещённого нет») или добавление в разговор вводных слов («честное слово», «ей богу», «честно», «серьезно», «клянусь», «вы(ты) что мне не верите(не веришь) и т.п.).
8) Излишняя учтивость, заигрывание, панибратство с сотрудниками АБ.
9) Пассажир не может сказать о цели своей поездки или указывает её заведомо неправильно.
10) Излишне осторожное отношение к личным вещам и нежелание выпускать их из рук или ставить на пол.
11) Незнание пассажиром содержимого своих личных вещей.
12) Пассажир нервничает: напряженная поза, сильное сжимание пальцев рук, покусывание губ, тяжелое дыхание, частое глотание, пульсация сонной артерии, постукивание или переминание с ноги на ногу, изменение цвета кожных покровов и т.д.
13) Пассажир не желает отвечать на вопросы, предъявлять вещи к досмотру.
14) Отсутствие обратного билета.
15) Нелогичный маршрут следования.
16) Несоответствие фамилии и/или имени пассажира в билете и паспорта.
17) Подозрения на фальшивость паспорта.
18) Присутствие криминальных признаков личности.
19) Признаки употребления наркотиков.
20) Алкогольное опьянение.
21) Неадекватность поведения(психические отклонения) :резкие изменения в поведении; истеричность; замедление реакции;
22) Бессмысленность речевого потока, многократное повторение одних и тех же слов и фраз и др.
Основная цель любого опроса – получение информации. Достижение данной цели в определённой степени зависит от способности проводящего опрос добиться откровенности опрашиваемого при выявлении конкретных фактов и обстоятельств. Но это невозможно без знания основ психологии человека, понимания особенностей его поведения в различных ситуациях, умения выделить внешние признаки конкретного состояния опрашиваемого лица и способности выявит ложь. Дело в том, что в процессе общения людей большая часть информации (60-80%) передаётся посредством жестов, позы и только 20-40% информации передаётся с помощью речевых средств. Поэтому при проведении опроса пассажиров следует обращать внимание на поведенческие реакции.
Для выявления внешних проявлений, в первую очередь при общении наибольшее значение имеют:
¾ Наблюдение;
¾ Оценка личности по внешним признакам (мимика и т.д.);
¾ Беседа (устная речь);
¾ Зрительный контакт;
¾ Язык тела (жесты, позы, телодвижения).
Сотруднику САБ необходимо уяснить, что все притворные движения преувеличивают слабое волнение или подавляют сильное. В первом случае демонстрируется усиленное движение руками, корпусом, головой; во втором – ограничивается подвижность рук, ног, туловища, головы.
Наряду с современными техническими средствами досмотра, передовые технологии позволят успешно выявлять среди пассажиров потенциальных правонарушителей без задержки рейсов.
Глава 3. Платформа SITA AirportConnect Open. Инновации, предложения по внедрению
Все предложенные в данной главе программы позволяют решить важнейшую задачу — улучшение качества обслуживания авиапассажиров с одновременным повышением уровня их безопасности в аэропорту и на борту воздушного судна.
3.1. Результаты перехода Аэропорта "Пулково» на платформу SITA AirportConnect Open
Аэропорт "Пулково", занимающий четвертое место среди аэропортов России по количеству перевезенных пассажиров, совершил переход на полностью интегрированную платформу SITA AirportConnect Open, которая обеспечит как традиционную, так и самостоятельную регистрацию 6 миллионов пассажиров.
Решение SITA AirportConnect предназначено для регистрации пассажиров, и поддерживает как традиционные методы регистрации, так и такие передовые технологии, как киоски самостоятельной регистрации, регистрация через Интернет и с помощью мобильного телефона. Платформа SITA AirportConnect полностью соответствует отраслевым стандартам CUTE и CUPPS, позволяет использовать киоски самостоятельной регистрации общего доступа CUSS и веб-приложения авиакомпаний.
Реализация пятилетнего контракта включает поставку 100 рабочих станций под платформу CUTE (Common Use Terminal Equipment) и 5 киосков для самостоятельной регистрации пассажиров CUSS (Common Use Self Service), а также модернизацию существующей инфраструктуры аэропорта.
Сотрудничество с SITA, ведущим экспертом в области решений для авиаиндустрии, и переход на платформу SITA AirportConnect Open позволит предоставлять авиакомпаниям и пассажирам быстрый и эффективный способ регистрации. Использование платформы общего доступа также принесет дополнительные преимущества благодаря сокращению инвестиций в инфраструктуру: теперь через киоски самообслуживания пассажиры смогут самостоятельно зарегистрироваться на рейс любой авиакомпании, предоставляющей услуги в аэропорту.
Наступил важный момент в истории аэропорта "Пулково", динамично развивающегося в последние годы. Решение SITA позволит не только значительно ускорить процесс регистрации на рейсы, повысить уровень обслуживания пассажиров, но и будет соответствовать растущим потребностям эропорта в долгосрочной перспективе, благодаря поддержке нового отраслевого стандарта CUPPS.
В рамках реализации комплексной программы по развитию аэропорта, проект сдан в промышленную эксплуатацию и принят авиакомпаниями, предоставляющими свои услуги в "Пулково". На сегодняшний день процесс инсталляции рабочих станций завершен, и киоски самостоятельной регистрации введены в эксплуатацию в терминалах "Пулково-1" и "Пулково-2"
Портфель Horizon
SITA Horizon -экономически выгодная, ведущую систему обслуживания пассажиров PSS(Passenger Services System).
Компания SITA представила 2 новых аэропортовых киоска, призванных существенно сократить очереди в терминалах. Киоск WorldTracer, позволит пассажирам самостоятельно проверить статус задержавшегося багажа и подать заявку на поиск пропавшего багажа, не теряя времени на ожидание в очереди к агентам. Пассажиру достаточно отсканировать свой багажный талон, ввести контактные данные и заполнить форму заявления об утере, затем он может продолжить путешествие. Чтобы узнать о судьбе своего багажа, нужно обратиться на веб-сайт или позвонить в контактный центр и сообщить полученный идентификационный номер. Система WorldTracer немедленно сообщит о статусе багажа, при этом 99,9% потерянных вещей успешно отслеживаются и передаются хозяевам менее, чем за 48 часов.
Ещё один киоск, SITA AirportConnect S3 , стал самым компактным киоском из всех моделей, представленных на рынке. Два киоска S3 занимают столько места, сколько одна стандартная модель. При весе всего 64 кг. он обладает расширенной функциональностью, в том числе киоск оснащён сканером паспортов и документов, считывающим данные для систем сбора информации о пассажирах и проверки виз. Также киоск распечатывает багажные бирки для ускорения процесса самостоятельной сдачи багажа. Новый киоск отвечает самым строгим требованиям в части защиты окружающей среды: он имеет минимальный по отрасли «углеродный след» и оснащён принтером, который с одной заправки способен напечатать 5300 посадочных талонов.
3.3. Киоски самостоятельной регистрации
Регистрация на рейс в киосках самостоятельной регистрации - современная услуга, особенно удобная для делового пассажира с электронным билетом, путешествующего без багажа.
Пассажир экономит время в аэропорту и получает возможность выбрать удобное место в салоне самолета.
Услуга проста, удобна, даёт возможность сквозной регистрации на стыковочные рейсы и позволяет самостоятельно зарегистрировать группу до 6 пассажиров с единым бронированием.
Условия регистрации на рейс в киосках самостоятельной регистрации:
¾ Начало регистрации: за 23 часа до вылета рейса;
¾ Окончание регистрации на рейс за 50 минут до вылета рейса;
¾ Окончание приема багажа, подлежащего сдаче, за 40 минут до вылета рейса;
¾ Размеры и вес ручной клади не превышает установленные нормы;
¾ Пассажир не относится к особой категории пассажиров и не следует с ребенком до 2-х лет, регистрация которых возможна только на стойках регистрации для выполнения специальных процедур.
Киоски самостоятельной регистрации находятся в зоне регистрации пассажиров.
Процесс регистрации на рейс через киоски состоит из нескольких простых шагов, а каждое действие подробно описано на экране киоска. Единственная рекомендация пассажиру – следовать указаниям, появляющимся на экране и внимательно проверять информацию, предлагаемую системой регистрации.
Рядом с киосками должны находиться представители авиакомпаний, которые в случае необходимости, могут помочь с регистрацией и ответить на любые вопросы пассажиров.
Рис. 7 Киоски саморегистрации.
В «Пулково-1» киоски авиакомпаний Аэрофлот и S7 располагаются на 2 этаже в общем зале регистрации N2, авиакомпании Трансаэро – в зале регистрации N3. В «Пулково-2» с помощью киосков самостоятельной регистрации можно зарегистрироваться на рейсы авиакомпаний Lufthansa, Austrian Airlines, KLM, Finnair, British Airways, Turkish Airlines, Россия и Трансаэро. Киоски установлены как перед входом в зону регистрации сразу за пунктами входного досмотра в здание аэровокзала, так и непосредственно в зале регистрации перед стойкой упаковки багажа.
Регистрация с помощью киосков очень проста и не занимает много времени. Услуга особенно удобна пассажирам, путешествующим без багажа, так как после получения посадочного талона в киоске, можно сразу следовать к выходу на посадку. Пассажиры, путешествующие с багажом, могут также самостоятельно зарегистрироваться на свой рейс с помощью киоска и выбрать себе место в самолете. Багаж затем сдается на соответствующей стойке регистрации авиакомпании.
Для регистрации с помощью киоска требуется подготовить паспорт, код бронирования или номер авиабилета и бонусную карту авиакомпании (при наличии).
Рис. 8 Киоски саморегистрации.
3.4. Мобильный посадочный талон
Мобильный посадочный талон - совершенно новая услуга для пассажиров, регистрирующихся на рейсы через интернет на сайтах авиакомпаний или через их мобильную версию. Мобильный посадочный талон позволяет пройти контроль безопасности и посадку в самолет без затрат на печать документов и ожидания в очереди на регистрацию в аэропорту вылета. В данный момент в терминалах аэропорта Пулково данная услуга не предоставляется авиакомпаниями. Её внедрение также повысило бы эффективность обслуживания пассажиров и пополнило список оказываемых в аэропорту услуг.
Мобильный посадочный талон представляет собой форму обычного посадочного, адаптированную для отображения в мобильном телефоне. Все данные о пассажире и деталях его рейса содержатся в специальном 2D штрих-коде. Чтобы воспользоваться Мобильным посадочным талоном, достаточно отобразить 2D штрих-код на экране мобильного телефона и предоставить его для сканирования службам аэропорта. Перед прохождением контроля безопасности пассажиру необходимо подойти к специальному устройству для пассажиров с мобильным посадочным талоном, расположенному до входа в зону контроля безопасности, и отсканировать 2D штрих-код с экрана телефона. Для этого необходимо приложить 2D штрих-код Мобильного посадочного талона к устройству, следуя поэтапным инструкциям на экране устройства. Специальное устройство проверит данные и выдаст копию бумажного посадочного талона. Данный бумажный посадочный талон можно использовать, в том числе и как документ бухгалтерской отчетности. Наличие бумажного посадочного талона является обязательным для прохождения контроля безопасности в аэропорту при вылете:
- из аэропортов не оснащенных оборудованием, необходимым для оказания данной услуги;
- из аэропортов на территории РФ (обращаем ваше внимание, что в настоящий момент на территории РФ наличие бумажного посадочного талона является обязательным для прохождения контроля безопасности в аэропорту);
- для подтверждения служебного перелета в организации пассажира.
2D штрих-код мобильного посадочного талона содержит всю информацию, необходимую для посадки пассажира в самолет: номер рейса, маршрут, дату и время вылета/прилета, время и номер выхода на посадку, а также номер места в самолете, выбранный пассажиром при самостоятельной регистрации на рейс.
При путешествии группой, индивидуальный мобильный посадочный талон формируется на каждого пассажира отдельно. Не допускается передача мобильного устройства другим пассажирам во время прохождения контроля безопасности.
3.5. Online – регистрация
Преимущества Онлайн-регистрации:
· Возможность зарегистрироваться на рейс из дома или офиса;
· Онлайн-регистрация начинается за 24 часа и заканчивается за 45 минут до вылета рейса;
· Возможность выбора удобного для пассажира места в салоне самолета;
· Возможность пассажиру самому распечатать посадочный талон. По прибытии в аэропорт вылета пассажиру не нужно обращаться на стойку регистрации, только в случае, если у него нет багажа.
Все предложенные в данной главе программы позволяют решить важнейшую задачу — улучшение качества обслуживания авиапассажиров с одновременным повышением уровня их безопасности в аэропорту и на борту воздушного судна.
Выводы и рекомендации
Обострение политических и социально-экономических проблем, появление обширных зон конфликтных ситуаций, терроризм, захват заложников, криминализация общества - все это не обошло стороной и Россию. Непосредственным объектом негативного воздействия оказался и воздушный транспорт, аккумулирующий гигантские денежные и материальные ресурсы и играющий особую роль в деле поддержания нормальной жизнедеятельности любого государства. Любой инцидент на воздушном транспорте вызывает огромный резонанс в обществе. Попытки захвата и захваты воздушных судов, угрозы и взрывы в аэропортах, иные акты незаконного вмешательства (АНВ) серьезно осложняют обстановку на воздушном транспорте, подрывают веру людей в безопасность пользования его услугами, влекут за собой тяжелые моральные, экономические и даже политические последствия, наносят ущерб национальным интересам.
Несмотря на тенденцию роста числа АНВ в деятельность гражданской авиации, Федеральная авиационная служба России, как орган государственного управления отраслью, активно совершенствует отечественную систему авиационной безопасности (АБ). Это объясняется и ростом числа аэропортов, открытых для выполнения международных авиаперевозок, и участием России в создаваемой мировой системе АБ.
На сегодняшний день, в России в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. При совершенствовании обслуживания пассажиров преодолевается инертность и застой в структурах управления.
В результате проведенного анализа технологии обслуживания пассажиров службой пассажирских перевозок, для улучшения качества обслуживания пассажиров предлагается ввести следующее:
· установка в терминалах аэропорта Киоск WorldTracer, что позволит пассажирам самостоятельно проверить статус задержавшегося багажа и подать заявку на поиск пропавшего багажа, не теряя времени на ожидание в очереди к агентам. Киоски WorldTracer призваны существенно сократить очереди в терминалах (помимо безусловного улучшения качества и ускорения обслуживания пассажиров аэропорт обеспечивает себе экономию человеческих и материальных ресурсов. Появляется реальная возможность уменьшить ручную работу персонала аэропорта, повысив при этом достоверность информации на всех уровнях).
· ввод в действие электронных паспортов с радиоэтикетками. Новые паспорта обладают беспрецедентным уровнем защиты и идентификации личности, в том числе – биометрическими технологиями, повышающим уровень безопасности. Паспорта содержат имя, дату рождения, номер паспорта, цифровую фотографию, дату выпуска и истечения срока действия документа. Перспективным направлением по предупреждению актов террора в гражданской авиации является использование в интегрированных системах подсистем и средств биометрии.
· наряду с этим, в авиапредприятиях должны быть реализованы требования пункта 5 Директивы Руководителя ФСНТ №295 от 23.09.2004 г. об организации подбора сотрудников авиационной безопасности (профайлеров) и их обучение проведению выборочного психологического тестирования пассажиров, посетителей, персонала;
· в связи с тем, что персонал службы пассажирских перевозок постоянно контактирует с пассажирами (при регистрации, на выходах на посадку, на посадке в ВС), появилась необходимость руководству авиапредприятия включить в программу обязательного обучения персонала службы пассажирских перевозок также обучение методам профайлинга. За счёт такого взаимодействия со службой авиационной безопасности значительно возрастёт уровень безопасности в аэропорту.
Поэтому некоторые авиапассажиры при прохождении в аэропорту предполётного досмотра и регистрации не должны удивляться ряду неожиданных вопросов, которые будут задавать профайлеры по специально разработанной методике. Задача профайлера не допустить попадание на борт ВС лиц и предметов, способствующих возникновению кризисной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства.
Внедрение предложенных рекомендаций способно повлиять на выбор пассажира того или иного аэропорта, а для авиакомпании являются стимулом к открытию новых регулярных рейсов.
Список использованной литературы
1. «Авиационная безопасность», учебное пособие, Корнилов В.Н., АБИНТЕХ, издание второе, 2005 год. Издательство ПИК ВИНИТИ
2. «Организация воздушных перевозок», Русинов И. Я., Цеханович Л.А.
3. «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённые Приказом Минтранса России от 28.07.2007г №82
4. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации. Чикаго, 1944.
5.Журнал Авиатранспортное обозрение, № 125, декабрь 2012г.