Зона контроля. Пункт досмотра. Организация предполетного досмотра

Зона контроля

Для проведения досмотров в аэропортах оборудуются изолированные зоны контроля.

В зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира. Нахождение лиц, не связанных с обслуживанием пассажиров и организацией пассажирских перевозок, в зонах контроля и пунктах досмотра категорически запрещается.

Оборудование и оснащение зон контроля и пунктов досмотра возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта.

Зона контроля может состоять из одного или нескольких пунктов досмотра, включая зону ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется, так называемая стерильная зона (площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира).

Стерильные зоны должны быть оборудованы местами для сидения и местами общего пользования. Здесь же могут находиться торговые точки и бытовые комнаты при условии выполнения требований по авиационной безопасности.

Помещения для предполетного досмотра должны быть площадью не менее 54 кв. метров [7].

Перед входами в зону контроля и пункты досмотра вывешиваются указатели: «Зона контроля», «Пункт досмотра». В местах продажи авиабилетов, в зонах регистрации пассажиров, перед пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа вывешиваются плакаты со специальной информацией по авиационной безопасности, в которых указываются:

а) перечни опасных веществ и предметов, запрещенных к воздушной перевозке;

б) правила перевозки на воздушных судах оружия, боеприпасов, специальных средств, радио-, фото- и видеоаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники, а также допустимые нормы провоза ручной клади;

в) соответствующие извлечения из Воздушного кодекса и других нормативных правовых актов по обеспечению авиационной безопасности;

г) соответствующие положения из Федерального закона от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» и Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» об ответственности пассажиров за нарушение мер авиационной безопасности.

Пункт досмотра

Пункт досмотра должен быть оборудован техническими и специальными средствами (рентгенотелевизионные интроскопы (РТИ), стационарные металлоискатели, портативные (ручные) металлоискатели, шлрентгенографические сканеры, системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра, средства обнаружения взрывчатых веществ), а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация которой сохраняется в течение 1 месяца, аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами [6,7].

Администрация аэропорта должна организовать проведение ежедневных проверок (настроек) технических средств досмотра и оборудования, применяемого при производстве досмотра. Поддержание постоянной работоспособности технических средств досмотра и оборудования в зонах контроля (пунктах досмотра), их эксплуатация осуществляется специально подготовленными сотрудниками САБ, а техническое обслуживание – специалистами аэропорта или предприятия, имеющими соответствующую квалификацию и допуск [7].

В пункте досмотра также должно быть предусмотрено помещение (кабина) для личного (индивидуального) досмотра (площадью не менее 4 кв. метров). Количество зон контроля, пунктов досмотра и оснащение их техническими и специальными средствами определяется в зависимости от объема перевозок [7].

Планировка пунктов досмотра должна осуществляться с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, прошедших предполетный досмотр с лицами, не прошедшими такой досмотр, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношение к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно [6].

Если какая-либо часть здания аэровокзала, расположенная между контрольно-проверочными пунктами и пунктом посадки на воздушные суда, используется прибывающими пассажирами, не прошедшими досмотра, следует обеспечивать “стерильность” этой зоны и её тщательную проверку до производства из неё посадки. Если невозможно предотвратить смешивание или контакты с потоком пассажиров, не прошедших досмотр или прошедших его не в полном объёме, вылетающие пассажиры должны проходить повторный досмотр до посадки на воздушные суда [1].

При выборе удобных мест для контрольно-проверочных пунктов необходимо, как минимум, учитывать следующие факторы [1]:

a) радиочастоты, на которых могут создаваться помехи, а рабочие частоты оборудования для обеспечения безопасности;

b) мощность сигнала который может оказывать воздействие на оборудование для обеспечения безопасности; и

c) уровень возможных помех.

Воизбежании насильственного проникновения на борт воздушного судна лица, не удовлетворяющего требованиям безопасности, ширина прохода на каждом контрольно-проверочном пункте должна быть рассчитана на одного человека. Желательно, чтобы проверка пассажиров и ручной клади проводилась в местах, расположенных в непосредственной близости друг от друга. На контрольно-проверочных пунктах следует установить столы, предназначенные для досмотра ручной клади. Такие столы должны быть достаточно высокими, чтобы при выполнении ручного досмотра проверяющему не приходилось нагибаться. Их ширину необходимо рассчитать таким образом, чтобы багаж можно было держать на определённом удалении от пассажира. Пассажиры должны иметь возможность наблюдать за тем, как выполняется досмотр, но не вмешиваться в действия проверяющего [1].

Входные и выходные двери пункта досмотра не должны совмещаться, они оборудуются замками и охранной сигнализацией. Ключи от дверей хранятся в службе авиационной безопасности (САБ) аэропорта. Пункты досмотра огораживаются (пространство между верхней частью ограждения и потолком должно быть закрыто), входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра [5].

Наши рекомендации