История развития транспортной системы
Виды транспорта
Существует несколько определений понятия транспорта. Рассмотрим основные. Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров из одной точки в другую. Транспорт также может представлять из себя одно транспортное средство или совокупность перевозочных средств. Из определений следует, что основной целью транспорта является перевозка пассажиров или грузов.
Понятие транспорта непосредственно взаимосвязано с понятием логистики. Отсюда следует понятие транспортной логистики, которое представляет собой управление различными материальными потоками в процессе движения товаров, то есть перемещение продукции соответствующим транспортным средством по определенной заранее выбранной технологии в цепи поставок с применением таких логистических операций, как экспедирование, грузопереработка, упаковка, передача прав собственности на груз, страхование рисков, оформление таможенных документов и др. Оптимальной перевозкой является такая перевозка, при которой объект доставляется в кратчайшие сроки в целости и с минимальными затратами. Транспорт является отдельной областью логистики, чему способствовали следующие факторы:
- наличие на рынке большого количества предприятий, занимающихся экспедиторской деятельностью, которые играют основополагающую роль в процессе доставки груза до заказчика, выполняя условия оптимальности;
- способность транспортного комплекса создавать устойчивую, стабильную и надежную систему реализации товара;
- значительная стоимость транспортировки;
- решение большого количества проблем, связанных с транспортировкой грузов [2, c.35].
Транспортная логистика охватывает три основные области:
- контроль за совершаемыми над грузом операциями, возникающими в процессе следования груза, с применением разнообразных средств коммуникаций и новейших информационных технологий;
- организация и планирование доставки грузов таким образом, чтобы это требовало минимальных транспортных расходов;
- предоставление всей требуемой информации о состоянии или местонахождении владельцу груза.
Основные задачи транспортной логистики:
- определение вида транспорта;
- выбор типа транспортного средства;
- выбор организации, предоставляющей транспортные услуги (если нет собственного парка подвижного состава);
- интеграция транспортного процесса совместно со складским комплексом;
- согласование погрузочно-разгрузочных работ;
- рассмотрение возможности перевозки товаров несколькими видами транспорта (мультимодальные и интермодальные перевозки);
- выбор рациональных маршрутов перевозки;
- определение суммарных расходов на доставку груза из одной точки в другую.
Цели, преследуемые транспортной логистикой:
- использование возможностей (т.е. грузоподъемности) транспортного средства по максимуму для организации доставки без использования складов;
- соответствие транспортной партии груза единицам заказа;
- использование стандартной тары;
- максимальное сосредоточение грузопотоков на определенных каналах распределения;
- доставка материальных ценностей «точно в срок» на основе единого транспортно-производственного процесса [3, c.32].
Большая часть логистических операций по пути движения различных материальных потоков от первичного поставщика сырья, полуфабрикатов, материалов до конечного потребителя готовой продукции осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на осуществление операций перевозки каких-либо материальных ценностей составляют в среднем 30-40%, а некоторых публикациях говорится даже от 50% от суммы общих логистических затрат. Именно поэтому оптимизация перевозочного процесса, грамотный выбор транспортного средства и вида перевозки стоит на первом месте у большинства менеджеров по логистике.
Базой транспортной логистики являются непосредственно транспортные средства, которые должны соответствовать по всем характеристикам заявленным грузовладельцем требованиям и располагать определенными свойствами. Основными критериями при выборе типа перевозки и вида транспортного средства является максимальное использование грузоподъемности и вместимости транспортного средства, обеспечение сохранности грузов, а также снижение затрат на перевозку.
Существует несколько классификаций транспорта. По назначению транспорт включает в себя три группы:
- транспорт общего пользования — это сфера деятельности народного хозяйства, удовлетворяющая возникающие потребности всех сфер деятельности народного хозяйства и населения в транспортировке грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и большинство населения. Такой вид транспорта иногда называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной}, автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транспорт общего пользования иногда путают с общественным транспортом, но общественные транспорт является лишь подгруппой транспорта общего пользования;
- транспорт необщего пользования — это транспорт обслуживающий внутрипроизводственные процессы, а также транспортные средства всех видов, находящиеся в собственности нетранспортных предприятий. Такой вид транспорта, как правило, является составной частью определенных производственных систем и должен быть интегрирован в них. Организация работы транспорта необщего пользования является одной из основополагающих задач логистики на предприятии в целом и осуществляется исходя из задач производства, закупок и распределения;
- личный (индивидуальный) транспорт — это персональный транспорт населения. К нему зачастую относится автомобильный транспорт, реже какой-либо другой вид транспорта.
Транспорт по видам транспортных средств делится на железнодорожный, автомобильный, морской, речной (внутренний водный), воздушный и трубопроводный. Рассмотрим детально каждый вид транспорта.
Железнодорожный транспорт представляет собой вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колесными транспортными средствами по рельсовым путям. Основными транспортными средствами являются локомотивы и вагоны. Железнодорожный транспорт возник в начале 19 века, к середине этого же века данный вид транспорта стал важнейшим транспортом промышленных стран. К концу 19 века общая длина железнодорожной сети составляла более миллиона километров. Железные дороги стали связующим звеном между внутренними промышленными районами и морскими портами. Промышленные города стали возникать вдоль железных дорог. Однако, стоит отметить, что после окончания Второй мировой войны железнодорожный вид транспорта не выдержал конкуренции с автомобильным транспортом в грузовых перевозках, а в пассажирских с воздушным транспортом. Сегодня железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту и пассажирообороту.
Преимущества железнодорожного транспорта:
- значительная провозная способность подвижного состава данного вида транспорта, а также высокая пропускная способность пунктов перевалки и перегрузки, различных железнодорожных терминалов;
- сравнительно низкая стоимость транспортировки, что дает возможность перевозить железнодорожным транспортом больших партий грузов на дальние расстояния, особенно это эффективно работает при наличии системы бонусов и скидок у перевозчика;
- возможность перевозки грузов почти при любых погодных условиях;
- регулярность осуществления перевозок и наличие устойчивых транспортных связей между отдельными регионами, что способствует сведению к минимуму рисков несвоевременного выполнения поставки;
- готовность подвижного состава к работе в любой момент, при условии проведения качественного деповского ремонта вагонов;
- удобная, простая и не занимающая большого времени организация погрузочно-разгрузочных и перевалочных работ;
- сравнительно высокая скорость перевозки на дальние расстояния.
Недостатки железнодорожного транспорта:
- недостаточно высокая скорость перевозки на малые расстояния;
-ограниченное число предприятий-перевозчиков, что приводит к снижению конкуренции и монополизации рынка (установление завышенных тарифов, снижение качества обслуживания);
-высокий уровень рисков хищений и потерь грузов, а в некоторых случаях повреждение грузов, обусловленное особенностями технологических процессов на железнодорожном транспорте;
-значительная изношенность подвижного состава, причина которой является несвоевременный ремонт вагонов;
-низкая транспортная доступность различных участников транспортного процесса: зачастую, грузополучатели не имеют собственных железнодорожных подъездных путей, что приводит к необходимости использования автомобильного транспорта на первом и последнем этапе товародвижения.
Автомобильный транспорт представляет собой моторное безрельсовое дорожное транспортное средство. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного видов транспорта, первые автомобили появились в конце 19 века. Однако, стоит отметить, что после окончания Второй мировой войны, автомобильный транспорт уже составил конкуренцию железнодорожному в грузоперевозках. Транспортными средствами здесь выступают различного типа автомобили: легковые, грузовые, автобусы. На сегодняшний день автомобильный транспорт является самым распространённым видом транспорта [4, c.25].
Преимущества автомобильного транспорта:
- маневренность и большая подвижность и мобильность по сравнению с другими видами транспорта;
- возможность доставки грузов «от двери до двери» без организации дополнительных перевалок в пути следования;
- автономность движения транспортного средства;
- сравнительно высокая скорость транспортировки;
- возможность использования различных маршрутов и схем транспортировки;
- возможность отправки грузов мелкими партиями;
- большое количество предприятий-перевозчиков, возможность выбора среди них;
- наименее жесткие требования к упаковке груза;
- широкая сфера применения по территориальному признаку и различным видам груза.
Недостатки автомобильного транспорта:
- высокая себестоимость транспортировки;
- низкая грузоподъемность;
- большая энергоёмкость;
- высокий уровень рисков хищений и угона транспортных средств;
- низкая производительность;
- большое количество вредных выбросов в окружающую среду.
Морской транспорт представляет собой такой вид транспорта (судно), который способен передвигаться по водной поверхности (морей, океанов, а также прилегающих акваторий). Сегодня морской транспорт перевозит значительную часть грузов по всему миру, к таким грузам, в основном, относятся наливные грузы, а также перевозка контейнеров. Также морской транспорт является единственной формой перевозки в межконтинентальном сообщении, если не брать в расчет дорогостоящий воздушный транспорт.
Преимущества морского транспорта:
- отсутствие ограничений провозной и пропускной способности подвижного состава и портовых хозяйств соответственно;
- низкая стоимость транспортировки на дальние расстояния;
- возможность осуществления больших по объёму межконтинентальных и международных перевозок;
- сравнительно малые расходы на топливо и энергию;
- низкие капиталовложения в развитие морской инфраструктуры;
- развитое законодательство в области морских международных перевозок;
- низкий уровень рисков потерь, повреждений и хищений грузов;
- высокая регулярность движения судов способствует сведению к минимуму риска несвоевременной отправки.
Недостатки морского транспорта:
- пропускная способность портовых хозяйств в большой степени ограничена технологическими и техническими условиями, усовершенствование и переоборудование портов морского вида транспорта требует больших капиталовложений;
- подвижному составу морского вида транспорта присуще низкая скорость движения;
- высокая зависимость от погодных и природных условий, ограниченность навигационного периода, необходимость использования специализированной техники (ледоколов) для прохода морских судов в зимний период времени;
- ограниченность доставки грузов непосредственно к пунктам потребления или из пунктов назначения (как и при использовании железнодорожного транспорта это приводит к необходимости использования автомобильного транспорта на первом и последнем этапе товародвижения);
- наличие жестких требований к упаковке и креплению грузов;
- малая частота отправок грузов.
Речной (внутренний водный) транспорт представляет собой транспорт, который осуществляет перевозку грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как естественного происхождения (реки, озёра), так и искусственного происхождения (каналы, водохранилища).
Преимущества речного транспорта:
- низкая стоимость транспортировки;
- сравнительно высокая провозная способность глубоководных путей;
- большая грузоподъемность;
- универсальность видов перевозимых грузов;
- затраты на энергию и топливо значительно ниже, чем на других видах транспорта;
- высокий уровень сохранности груза.
Недостатки речного транспорта:
- низкая скорость транспортных средств, и как следствие, доставки грузов;
- значительная зависимость от погодных и природных условий;
- перевозки имеют сезонный характер;
- простаивание судов и портов в межнавигационный период;
- значительная извилистость рек удлиняет путь следования, и срок доставки увеличивается;
- ограниченность обслуживаемой территории из-за замкнутости речных бассейнов;
- высокая степень зависимости от глубин рек и водоёмов (ступенчатость глубин ограничивает использование судов большей грузоподъёмности или приводит к дополнительным перевалкам);
- малая частота отправок;
- как и у морского вида транспорта ограниченная возможность доставки к пунктам потребления.
Воздушный транспорт является самым молодым видом транспорта. Основной сферой деятельности применения воздушного транспорта выступают пассажирские перевозки на средние и дальние расстояния. Доля же грузовых перевозок очень мала. В основном к грузам, перевозимы воздушным видом транспорта относятся скоропортящиеся и особо ценные грузы, а также почта. В большинстве труднодоступных регионов воздушному транспорту нет альтернатив. Подвижным составом воздушного вида транспорта выступают самолеты, вертолеты, в прошлом дирижабли.
Преимущества воздушного транспорта:
- наивысшая скорость доставки грузов;
- наивысшая степень сохранности грузов;
- обеспечение доставки грузов в удаленные и труднодоступные регионы;
- низкие затраты на упаковку грузов;
- сравнительно низкие ставки страхования;
Недостатки воздушного транспорта:
- высокая стоимость транспортировок;
- высокая капитало, материало- и энергоёмкость транспортировок;
- значительная зависимость от погодных условий;
- ограниченность габаритов и объемов перевозимых грузов.
Трубопроводный транспорт представляет собой вид транспорта, осуществляющий транспортировку сырья (жидкостей или газов) и продуктов (разного рода химических веществ) по трубам. Транспортным средство в данной ситуации выступает сама инфраструктура. Трубы обычно укладываются на поверхности или под землей, а также на эстакадах. Движение груза осуществляется посредством насосных или компрессорных станций.
Достоинства трубопроводного транспорта:
- низкая стоимость транспортировки;
- доставка грузов на значительные расстояния;
- высокая пропускная способность;
- высокая степень сохранности груза;
- низкая капиталоёмкость;
- возможность транспортировки груза круглогодично;
- стабильное функционирование в разнообразных климатических условиях [5].
Недостатки трубопроводного транспорта:
- высокая стоимость первоначальных капиталовложений;
- значительный ущерб экологии;
- сложность прокладки трубопроводов в отдельных районах;
- ограниченность номенклатуры грузов;
- невозможность транспортировки грузов в малых объёмах.
Выбор вида транспорта зависит от многих факторов: от рода грузов, его объемов и габаритов, от степени сохранности, от срока годности груза, от дальности следования и др. Одной из наиболее важных задач, которая стоит перед менеджером по логистике, является выбор оптимального вида транспорта, от этого напрямую зависит насколько успешна будет транспортировка.