Расчет тяговой динамичности АТС
Расчет тяговой динамичности АТС
Расчет тяговой динамичности выполнен по методике, изложенной в учебном пособии А.С. Павлюк, А.В. Величко «Тяговая динамичность автомобиля. Методика расчета». [1]
1.1 Подбор двигателя
1.1.1 Определение полной массы АТС
Для легковых автомобилей полная масса определяется из выражения:
, (1.1)
где – собственныя масса автомобиля, кг;
– масса пассажиров, включая водителя, кг;
– масса багажа, кг;
После подстановки числовых значений получаем:
Выбор коэффициента сопротивления качению
Коэффициент сопротивлению качению в основном зависит от типа и состояния шин, дорожных условий и скорости движения АТС. При скорости до 80 км/ч он считается постоянным .
Для определения коэффициента сопротивления качению при скорости движения автомобиля свыше 80 км/ч существует формула Яковлева:
, (1.2)
где – коэффициент сопротивления качению при скорости ;
– коэффициент сопротивления качению при близкой к нулю скорости.
Выбор фактора обтекаемости
Фактор обтекаемости определяется произведением коэффициента сопротивления воздуха на наибольшую площадь поперечного сечения АТС:
Площадь поперечного сечения грузовых автомобилей определяется по выражению:
, (1.3)
где – габаритная ширина, м, ; [2]
– габаритная высота автомобиля, м, . [2]
После подстановки числовых значений получаем:
Выбор КПД трансмиссии
Коэффициент полезного действия трансмиссии определяет потерю мощности при передаче ее от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Величина КПД зависит от типа главной передачи (одинарная, двойная), от колесной формулы автомобиля и согласно экспериментальным данным может быть принята для легковых автомобилей – 0,92.
Расчет и построение внешней скоростной характеристики
Для построения скоростной характеристики используем формулу Лейдермана:
(1.4)
где – текущее значение мощности двигателя, кВт;
– максимальная мощность двигателя, кВт;
– текущее значение угловой скорости вала двигателя, с-1;
– угловая скорость при максимальной мощности, с-1;
, , – постоянные коэффициенты, зависящие от типа двигателя. Для карбюраторного , , .[1]
После подстановки числовых значений получаем:
Момент двигателя:
(1.5)
Остальные расчетные данные сводим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Данные для построения внешней скоросной характеристики
Пара-метр | Текущее значение параметра | ||||||||||
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | ||
с-1 | 56,5 | 169,5 | 282,5 | 395,5 | 508,5 | ||||||
кВт | 6,15 | 13,11 | 20,51 | 28,03 | 35,31 | 42,04 | 47,86 | 52,43 | 55,43 | 56,5 | |
Нм | 108,85 | 116,02 | 121,00 | 124,03 | 124,99 | 124,01 | 121,01 | 115,99 | 109,00 |
Коэффициент приспособляемости по угловой скорости:
(1.6)
После подстановки числовых значений получаем:
Коэффициент приспособляемости по крутящему моменту:
(1.7)
После подстановки числовых значений получаем:
Расчет силовой передачи
Подбор шин
Параметры шин выбираем по ГОСТ 4754-80 «Шины пневматические для легковых автомобилей».
Для выбора шин необходимо определить нормальные опорные реакции, приходящиеся на шины соответственно передней и задней осей и :
(1.8)
где и – нормальные реакции, приходящиеся на передний и задний мосты соответственно;
– количество колес заднего моста;
и – коэффициенты изменения нормальных реакций на передних и задних колесах, , . Учитывая возможные в процессе эксплуатации перегрузки, следует выбрать значения и больше единицы.
(1.9)
где – база автомобиля;
, – расстояние от передней и задней осей до центра масс автомобиля.
После подстановки числовых значений получаем:
Подбор шин осуществляем по , ориентируясь на прототип по ГОСТ 4754-80 «Шины пневматические для легковых автомобилей».
Таблица 1.2 – Данные для построения графиков мощностного баланса АТС
Пере-дачи | Параметры | Текущие значения угловой скорости вала двигателя | ||||||||||
I | , км/ч | 4,39 | 8,78 | 13,17 | 17,56 | 21,95 | 26,35 | 30,74 | 35,13 | 39,52 | 43,91 | |
, кВт | 6,15 | 13,11 | 20,51 | 28,03 | 35,31 | 42,04 | 47,86 | 52,43 | 55,43 | 56,5 | ||
, кВт | 5,65 | 12,06 | 18,86 | 25,78 | 32,48 | 38,67 | 44,03 | 48,23 | 50,99 | 51,98 | ||
II | , км/ч | 7,15 | 14,31 | 21,47 | 28,63 | 35,79 | 42,95 | 50,10 | 57,26 | 64,42 | 71,58 | |
, кВт | 6,15 | 13,11 | 20,51 | 28,03 | 35,31 | 42,04 | 47,86 | 52,43 | 55,43 | 56,5 | ||
, кВт | 5,65 | 12,06 | 18,86 | 25,78 | 32,48 | 38,67 | 44,03 | 48,23 | 50,99 | 51,98 | ||
III | , км/ч | 11,04 | 22,09 | 33,13 | 44,18 | 55,22 | 66,27 | 77,32 | 88,36 | 99,41 | 110,45 | |
, кВт | 6,15 | 13,11 | 20,51 | 28,03 | 35,31 | 42,04 | 47,86 | 52,43 | 55,43 | 56,5 | ||
, кВт | 5,65 | 12,06 | 18,86 | 25,78 | 32,48 | 38,67 | 44,03 | 48,23 | 50,99 | 51,98 | ||
IV | , км/ч | 14,24 | 28,48 | 42,71 | 56,95 | 71,19 | 85,43 | 99,67 | 113,9 | 128,14 | 142,38 | |
, кВт | 6,15 | 13,11 | 20,51 | 28,03 | 35,31 | 42,04 | 47,86 | 52,43 | 55,43 | 56,5 | ||
, кВт | 5,65 | 12,06 | 18,86 | 25,78 | 32,48 | 38,67 | 44,03 | 48,23 | 50,99 | 51,98 | ||
все | , кВт | 0,0247 | 0,197 | 0,666 | 1,589 | 3,084 | 5,329 | 8,436 | 12,63 | 17,98 | 24,67 | |
, кВт | 0,681 | 1,395 | 2,176 | 3,06 | 4,05 | 5,23 | 6,61 | 8,19 | 10,07 | 12,2 | ||
, кВт | 0,706 | 1,592 | 2,842 | 4,649 | 7,134 | 10,56 | 15,07 | 20,82 | 28,05 | 36,87 |
Таблица 1.3 – Данные для построения графиков силового баланса
Пере-дачи | Параметры | Текущие значения угловой скорости вала двигателя | |||||||||||||||
I | , км/ч | 4,39 | 8,78 | 13,17 | 17,56 | 21,95 | 26,35 | 30,74 | 35,13 | 39,52 | 43,91 | ||||||
, Н | 0,59 | 2,40 | 5,31 | 9,44 | 14,75 | 21,26 | 28,94 | 37,80 | 47,84 | 59,05 | |||||||
, Н | 4943,51 | 5155,70 | 5284,81 | 5325,71 | 5283,95 | 5156,13 | 4942,23 | 4644,39 | 4260,91 | ||||||||
II | , км/ч | 7,15 | 14,31 | 21,47 | 28,63 | 35,79 | 42,95 | 50,10 | 57,26 | 64,42 | 71,58 | ||||||
, Н | 1,56 | 6,27 | 14,11 | 25,10 | 39,23 | 56,50 | 76,88 | 100,42 | 127,11 | 156,94 | |||||||
, Н | 2845,46 | 3032,89 | 3163,07 | 3242,28 | 3267,38 | 3241,76 | 3163,33 | 3032,11 | 2849,38 | 2614,11 | |||||||
III | , км/ч | 11,04 | 22,09 | 33,13 | 44,18 | 55,22 | 66,27 | 77,32 | 88,36 | 99,41 | 110,45 | ||||||
, Н | 3,73 | 14,94 | 33,62 | 59,78 | 93,40 | 134,52 | 183,12 | 239,14 | 302,70 | 373,67 | |||||||
, Н | 1844,04 | 1965,51 | 2049,87 | 2101,21 | 2117,47 | 2100,87 | 2050,04 | 1965,01 | 1846,58 | 1694,11 | |||||||
IV | , км/ч | 14,24 | 28,48 | 42,71 | 56,95 | 71,19 | 85,43 | 99,67 | 113,9 | 128,14 | 142,38 | ||||||
, Н | 6,24 | 24,96 | 56,13 | 99,79 | 155,94 | 224,56 | 305,66 | 399,18 | 505,23 | 623,76 | |||||||
, Н | 1529,71 | 1628,27 | 1698,43 | 1739,99 | 1753,98 | 1739,72 | 1697,85 | 1626,31 | 1529,71 | 1403,27 | |||||||
все | 0,0182 | 0,0186 | 0,0193 | 0,0203 | 0,0217 | 0,0233 | 0,0252 | 0,0273 | 0,0298 | 0,0326 | |||||||
, Н | 260,40 | 266,12 | 276,14 | 290,45 | 310,48 | 333,37 | 360,56 | 390,60 | 426,37 | 466,44 | |||||||
, Н | 266,64 | 291,08 | 332,27 | 390,24 | 466,42 | 557,93 | 666,22 | 789,78 | 931,55 | 1090,2 | 3705,09 | 3897,82 | 4125,59 | 4388,40 | 4686,26 |
Таблица 1.4 – Данные для построения динамической характеристики АТС
Пере-дачи | Параметры | Текущие значения угловой скорости вала двигателя | |||||||||
I | , км/ч | 4,39 | 8,78 | 13,17 | 17,56 | 21,95 | 26,35 | 30,74 | 35,13 | 39,52 | 43,91 |
0,324 | 0,354 | 0,359 | 0,368 | 0,371 | 0,367 | 0,358 | 0,342 | 0,321 | 0,293 | ||
II | , км/ч | 7,15 | 14,31 | 21,47 | 28,63 | 35,79 | 42,95 | 50,10 | 57,26 | 64,42 | 71,58 |
0,198 | 0,211 | 0,220 | 0,224 | 0,225 | 0,222 | 0,215 | 0,204 | 0,190 | 0,171 | ||
III | , км/ч | 11,04 | 22,09 | 33,13 | 44,18 | 55,22 | 66,27 | 77,32 | 88,36 | 99,41 | 110,45 |
0,128 | 0,136 | 0,140 | 0,142 | 0,141 | 0,137 | 0,130 | 0,120 | 0,107 | 0,093 | ||
IV | , км/ч | 14,24 | 28,48 | 42,71 | 56,95 | 71,19 | 85,43 | 99,67 | 113,9 | 128,14 | 142,38 |
0,106 | 0,112 | 0,114 | 0,114 | 0,111 | 0,106 | 0,097 | 0,085 | 0,071 | 0,054 |
Динамическую характеристику строят для АТС с полной нагрузкой. С изменением массы АТС от до динамический фактор изменяется, и его можно определить по формуле:
(1.28)
где и – новые значения динамического фактора и массы АТС;
– динамический фактор при нормальной массе АТС.
Масштаб для шкалы определяют по формуле:
(1.29)
где – масштаб шкалы динамического фактора для АТС без нагрузки, мм;
– масштаб шкалы динамического фактора для АТС с перегрузкой, мм;
– масштаб шкалы динамического фактора для АТС с полной на-грузкой, мм;
– собственная масса АТС в снаряженном состоянии;
– масса АТС с учетом перегрузки.
После подстановки числовых значений получаем:
График контроля буксования представляет собой зависимость динами-ческого фактора по сцеплению от нагрузки и позволяет определить предельную возможность движения по условиям сцепления.
(1.30)
где и – нормальные сцепные реакции на ведущих колесах, учи-тывающие перераспределение массы АТС при полной нагрузке и без нее;
и – суммарные нормальные реакции всех колес АТС при полной нагрузке и без нее соответственно;
– коэффициент сцепления
После подстановки числовых значений получаем:
Остальные расчетные данные сводим в таблицу 1.3.
Таблица 1.5 – Данные для построения графиков контроля буксования АТС
Пара-метры | Коэффициент сцепления | |||||||
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | |
0,0644 | 0,1288 | 0,1932 | 0,2576 | 0,3220 | 0,3864 | 0,4508 | 0,5152 | |
0,0546 | 0,1092 | 0,1638 | 0,2184 | 0,2730 | 0,3276 | 0,3822 | 0,4368 |
Таблица 1.6 – Данные для построения графиков ускорения и величин, обратных ускорениям
Пере-дачи | Параметры | Текущие значения угловой скорости вала двигателя | |||||||||
I | , км/ч | 4,39 | 8,78 | 13,17 | 17,56 | 21,95 | 26,35 | 30,74 | 35,13 | 39,52 | 43,91 |
, м/с2 | 1,70 | 1,87 | 1,90 | 1,95 | 1,96 | 1,94 | 1,89 | 1,80 | 1,69 | 1,53 | |
, с2/м | 0,588 | 0,534 | 0,526 | 0,512 | 0,510 | 0,515 | 0,529 | 0,555 | 0,591 | 0,653 | |
II | , км/ч | 7,15 | 14,31 | 21,47 | 28,63 | 35,79 | 42,95 | 50,10 | 57,26 | 64,42 | 71,58 |
, м/с2 | 1,37 | 1,46 | 1,53 | 1,56 | 1,57 | 1,54 | 1,49 | 1,41 | 1,31 | 1,17 | |
, с2/м | 0,729 | 0,684 | 0,653 | 0,641 | 0,636 | 0,649 | 0,671 | 0,709 | 0,763 | 0,854 | |
III | , км/ч | 11,04 | 22,09 | 33,13 | 44,18 | 55,22 | 66,27 | 77,32 | 88,36 | 99,41 | 110,45 |
, м/с2 | 0,97 | 1,03 | 1,07 | 1,09 | 1,08 | 1,04 | 0,99 | 0,90 | 0,79 | 0,67 | |
, с2/м | 1,303 | 0,971 | 0,934 | 0,917 | 0,925 | 0,961 | 1,010 | 1,111 | 1,265 | 1,493 | |
IV | , км/ч | 14,24 | 28,48 | 42,71 | 56,95 | 71,19 | 85,43 | 99,67 | 113,9 | 128,14 | 142,38 |
, м/с2 | 0,82 | 0,88 | 0,89 | 0,89 | 0,86 | 0,80 | 0,71 | 0,59 | 0,46 | 0,29 | |
, с2/м | 1,205 | 1,136 | 1,124 | 1,124 | 1,163 | 1,250 | 1,410 | 1,695 | 2,174 | 3,448 |
Таблица 1.7 – Данные для построения графика времени разгона АТС
Параметры | Скорость движения АТС, Va , км/ч | |||||||||||||
V0 | V1 | V2 | V3 | V4 | V5 | V6 | V7 | V8 | V9 | V10 | V11 | V12 | V13 | |
Fi , мм2 | __ | 77,5 | 74,3 | 71,8 | 70,5 | 69,9 | 70,5 | 71,6 | 73,7 | 76,9 | 81,8 | 141,1 | 146,2 | |
T, с | 0,62 | 1,21 | 1,78 | 2,34 | 2,9 | 3,46 | 4,03 | 4,62 | 5,24 | 5,89 | 6,59 | 7,72 | 8,89 | |
Параметры | V14 | V15 | V16 | V17 | V18 | V19 | V20 | V21 | V22 | V23 | V24 | V25 | V26 | V27 |
Fi , мм2 | 155,8 | 167,2 | 182,7 | 175,5 | 182,6 | 190,5 | 200,3 | 213,4 | 229,9 | 246,4 | 268,5 | 707,9 | 853,7 | 1077,3 |
T, с | 10,14 | 11,48 | 12,94 | 14,34 | 15,8 | 17,32 | 18,92 | 20,63 | 22,47 | 24,44 | 26,59 | 32,25 | 39,08 | 47,7 |
При расчете условно считаем, что разгон на каждой передаче осуществляется до максимальной угловой скорости вала двигателя. Время переключения для первой передачи примем 1,5с, для остальных передач – 1с.
Падение скорости за время переключения передач определяется по формуле:
, (1.33)
где – коэффициент учета вращающихся масс АТС; для случая, корда двигатель отсоединен от ведучих колес, можно принять .
– время переключения.
После подстановки числовых значений получаем:
Расчет времени на следующей передаче производится с учетом уменьшения скорости за время переключения.
Путь разгона определяется графическим интегрированием графика времени разгона. При этом путь разгона целесообразно определять в тех же интервалах скоростей, в которых определялось время. Для определения пути разгона подсчитывают площади, заключенные между кривой и осью ординат. Путь разгона в каждом интервале определяется по формуле:
, (1.34)
где – путь разгона в i-ом интервале скоростей, м;
– площадь между кривой и осью ординат, мм2;
– масштабный коэффициент времени, равный количеству мм на графике в 1с, , .
После подстановки числовых значений получаем:
Остальные расчетные данные сводим в таблицу 1.7.
Таблица 1.8 – Данные для построения графика пути разгона АТС
Параметры | Скорость движения АТС, Va , км/ч | |||||||||||||
V0 | V1 | V2 | V3 | V4 | V5 | V6 | V7 | V8 | V9 | V10 | V11 | V12 | V13 | |
Fi , мм2 | __ | 11,5 | 17,47 | 22,9 | 28,52 | 34,71 | 40,6 | 47,66 | 66,85 | 84,15 | 98,42 | 134,4 | 140,66 | |
S, м | 1,15 | 2,9 | 5,19 | 8,04 | 11,51 | 15,57 | 20,34 | 25,84 | 32,53 | 40,95 | 50,79 | 64,19 | 78,26 | |
Параметры | V14 | V15 | V16 | V17 | V18 | V19 | V20 | V21 | V22 | V23 | V24 | V25 | V26 | V27 |
Fi , мм2 | 183,72 | 255,16 | 301,63 | 310,33 | 296,94 | 338,53 | 392,1 | 482,8 | 544,86 | 614,5 | 1016,4 | 1551,4 | 2712,9 | 3642,7 |
S, м | 96,63 | 122,2 | 152,3 | 183,3 | 213,1 | 246,9 | 286,1 | 334,4 | 388,9 | 450,3 | 551,9 | 707,1 | 978,3 | 1342,6 |
Таблица 1.9 – Данные для построения графиков пути торможения АТС
Пара-метры | Коэффици-ент сцепле-ния | Скорость движения АТС, , км/ч | ||||||
, м | 0,1 | 9,26 | 37,04 | 83,34 | 153,5 | 238,2 | 341,3 | 472,44 |
0,2 | 4,63 | 18,52 | 41,67 | 76,75 | 119,1 | 160,6 | 236,22 | |
0,3 | 3,09 | 12,35 | 27,78 | 51,17 | 79,39 | 113,78 | 157,52 | |
0,4 | 2,31 | 9,26 | 20,83 | 38,37 | 59,54 | 85,33 | 118,1 | |
0,5 | 1,85 | 7,4 | 16,67 | 30,7 | 47,63 | 68,27 | 94,49 | |
0,6 | 1,54 | 6,17 | 13,89 | 25,58 | 39,69 | 56,89 | 78,74 | |
0,7 | 1,32 | 5,29 | 11,9 | 21,93 | 34,02 | 48,76 | 67,49 | |
0,8 | 1,16 | 4,63 | 10,42 | 19,19 | 29,78 | 42,67 | 59,06 |
Расчет тяговой динамичности АТС
Расчет тяговой динамичности выполнен по методике, изложенной в учебном пособии А.С. Павлюк, А.В. Величко «Тяговая динамичность автомобиля. Методика расчета». [1]
1.1 Подбор двигателя
1.1.1 Определение полной массы АТС
Для легковых автомобилей полная масса определяется из выражения:
, (1.1)
где – собственныя масса автомобиля, кг;
– масса пассажиров, включая водителя, кг;
– масса багажа, кг;
После подстановки числовых значений получаем: