Основные показатели работы воздушного транспорта
Основными показателями качества транспортного обслуживания воздушными перевозками являются:
- степень удовлетворения спроса по объёму перевозок пассажиров и грузов за определённый период времени;
- степень ритмичности или регулярности перевозок;
- выполнение установленных сроков доставки;
- степень сохранности перевозимых грузов.
Себестоимость перевозок – один из важнейших экономических показателей работы транспорта, показывающие какая сумма текущих (эксплуатационных) затрат приходится на единицу транспортной работы. Её измеряют в гривнах на 1 тонну груза или на одного пассажира.
Расчёт стоимости перевозки пассажиров
на примере самолёта АН– 24ВТ из аэропорта Мариуполь в аэропорт Жуляны (Киев).
1. Исходные данные:
Количество посадочных мест – 42.
Время полёта – 1час 50минут.
Примерное количество сожжённого топлива – 1,7тонн.
Расход топлива на выруливание на полосу взлёта и разогрев двигателей – 300кг.
Стоимость одной тонны топлива ориентировочно = 2120 грн.
2. Решение: Расходы на топливо = 2120 · 2 = 4240 (грн.)
Расходы по аэропортам согласно приложения 2 (государственные аэропортовые сборы и обслуживание):
- самолётовылет = 440,38 грн;
- техобслуживание = 177,60 грн;
- трап к самолёту = 102,82 грн;
- запуск = 102,00 грн;
- буксир = 228,00 грн;
- заправка водой = 106,80 грн;
- слив нечистот = 136,80 грн;
- подогрев кабины и салона до 15 град. = 254,40 грн;
- пассажирский манифест = 1,30 грн;
- сводная ведомость = 1,34 грн;
- посадочный талон = 0,75 грн;
- коммерческое обслуживание (безопасность пассажиров) = 57,63 грн;
Суммарные расходы по каждому аэропорту:
=1609 грн.
Расходы на зарплату летного состава и наземного обслуживающего персонала:
= 3550 грн.
Итак, чистая стоимость перевозки одного пассажира в Киев из Мариуполя составит:
= ( 1609,94 + 1609,94 + 4240 + 3500) / 42 = 10959,64 / 42 = 260,94грн.
Контрольные вопросы
1. История отечественной авиации. Общие понятия и определения..
2. Системы безопасности пилотов.
3. Конструкция самолёта.
4. Авиационные силовые установки. Составные части. Обеспечивающие системы.
5. Принцип действия реактивного двигателя.
6. Основные показатели работы воздушного транспорта.
Лекция 7. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
План
7.1 Общие сведения
7.2 Устройства трубопроводов
7.3 Технико-эксплуатационные характеристики магистрального трубопровода
7.4 Трубопроводы для транспортировки твердых материалов
Общие сведения
Трубопроводный транспорт является магистральным, но не универсальным. Он узкоспециализирован и в зависимости от транспортируемого груза получил названия: газопровод, нефтепровод, нефтепродуктовод (светлые нефтепродукты: бензин, керосин, дизтопливо [тёмные нефтепродукты: мазут, масла, … по трубопроводу не перекачивают]) и др. По ним перемещается 100% добываемого газа, около 99% нефти и более 50% продукции нефтепереработки. По трубопроводу можно доставлять также твёрдое сырьё и материалы в потоке воды (пульпы0, тяжёлых углеродов (этана, этилена, пропана), жидкого и газообразного кислорода, аммиака, азота, водорода, кислот, соли и мела (в растворе) и даже жидких продовольственных продуктов (минеральной воды, молока и др.). В перспективе будут использовать трубопроводный контейнерный пневмотранспорт, в котором в потоке воздуха движутся как поодиночке, так и группами контейнеры на колёсах. Скорость доставки от 15 до 30км в час.
Магистральные трубопроводы являются самым дешевым видом транспорта для массовых грузов (жидких, газообразных и твердых тел).
Преимущества:
1) трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому направлению с преодолением водных преград;
2) первоначальные удельные затраты на строительство одного километра трубопровода в 2 раза ниже, чем на строительство железной или автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью;
3) эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна (?), т.е. не зависит от климата и времени года;
4) герметичность исключает потери в 2-3 раза по сравнению с железной и автомобильной дорогой;
5) полная автоматизация процесса, поэтому маленький штат обслуживания, а отсюда большая производительность труда;
6) низкая себестоимость (в 3 раза дешевле, чем на железной дороге).
Недостаток: Большая металлоемкость (трубы очень дорогие). Как нефть, так и газ должны быть специально подготовлены к транспортировке на промыслах.
Рисунок 7.1 – Классификация трубопроводного транспорта
Устройства трубопроводов
Газопровод
Магистральный газопровод – это система различных объектов и сооружений, в числе которых: головные, линейные, компрессорные, газораспределительные станции, подземные хранилища газа, системы диспетчерской связи, электрозащиты и другое оборудование.
Принцип устройства газопроводов: от газосборных пунктов на промысле газ направляется в газосборный коллектор и по нему на головную станцию магистрального газопровода. Здесь происходит очистка газа от механических примесей, влаги и серы при помощи сепараторов, пылеуловителей, абсорберов.
Нефте- и продуктопроводы
Они бывают:
- магистральные;
- промысловые;
- разводящие;
- базовые.
Магистральные: длина > 1000 км; диаметр – 1020 мм, 1400 мм до
2500 мм; давление – 50-60 атмосфер.