Вопрос 2.Внешний транспорт почтовой связи
Почтовая связь представляет собой разветвленную сеть предприятий, связанных транспортными средствами для пересылки почтовых отправлений. Важнейшей составной частью производственных процессов почтовой связи являются транспортные средства, основанные на комплексном использовании всех видов современного наземного и воздушного транспорта.
Перевозка почты – это главное составляющее в едином технологическом процессе по пересылке почтовых отправлений в котором все производственные процессы связаны между собой элементами транспортировки и осуществляются на основании закона о почтовой связи, технологии ПС правил оказания услуг ПС общего пользования.
Скорость прохождения п/о, а соответственно и качество предоставляемых услуг напрямую зависит от организации перевозки согласно плану направления и выполняемых нормативов служб.
Транспортные средства, используемые в почтовой связи, делятся на две основные группы: внешний и внутренний транспорт. К первой относятся: средства транспорта, используемые для перемещения почтовых отправлений между отдельными предприятиями почтовой связи и для доставки почтовых отправлений клиентуре. Ко второй — различное подъемно-транспортное оборудование, с помощью которого осуществляется перемещение почты внутри предприятия, начиная с приема почтовых отправлений, со средств внешнего транспорта, перемещения почты в процессе ее обработки между различными технологическими операциями и кончая сдачей на средства внешнего транспорта, и, кроме того, подъемно-транспортное оборудование для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных операций. Взаимодействие предприятий связи и средств транспорта достигаются на основе строго согласованных графиков движения транспорта.
Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должны учитываться в принятии решения о выборе того или иного вида транспорта. Выбор вида транспорта влияет на цены, своевременность доставки и состояние товара по прибытию в пункт назначения.
При выборе способа транспортировки учитываются такие факторы, как: скорость доставки, надежность, географическая доступность, возможность оперативного контроля, маневренность, цена, возможность доставки «от двери к двери».
Средства внешнего транспорта, используемые в почтовой связи, можно разделить на следующие основные виды: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.
Железнодорожный транспорт
Почтовый вагон (ПВ) предназначен для перевозки почтовых отправлений по железной дороге (см. рис. 1).
На железных дорогах Беларуси используются почтовые вагоны цельнометаллической конструкции типов 4сб, 14сб, 22сб и их модификации 22сбм, 22сбмс, 24сб, 34сб, 400 и 505, а также вагоны РИЦ (для перевозки международной почты).
Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния.
Железнодорожный транспорт и его преимущества:
сравнительно невысокая себестоимость перевозок;
хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
возможность доставки грузов на большие расстояния;
регулярность перевозок;
возможность эффективной организации погрузки/разгрузки.
Железнодорожный транспорт и его недостатки:
ограниченное число перевозчиков;
большие капитальные вложения в производственно техническую базу;
высокая энергоемкость перевозок;
низкая доступность к конечным точкам продаж.
Перевозка почты железнодорожным транспортом осуществляется по линиям железных дорог в специальных вагонах, включаемых в состав пассажирских, скорых и почтово-багажные поездах, перевозка почты может также осуществляться в пригородных поездах, а также в специально приспособленных почтовых отделениях пассажирских и багажных вагонов.
Все типы почтовых вагонов оборудованы автономными системами электроосвещения, принудительной вентиляцией (в холодное время года предусмотрен подогрев воздуха), отоплением и водоснабжением (с душевым устройством). Вагоны последних выпусков имеют люминесцентное освещение. Одинаковые по своему внешнему виду и габаритам цельнометаллические почтовые вагоны в зависимости от типа имеют неодинаковую внутреннюю планировку и грузоподъемность, что позволяет использовать их на линиях с различными по величине потоками почты. Все почтовые вагоны, корме вагона типа 34сб, имеют маршрутную и транзитную кладовые с полками (груз в кладовых должен размещаться равномерно), сортировочный зал, купе служебное и для отдыха, большойи малый коридоры, туалет, тамбур, котельное отделение и кухонный узел.
Транзитные и маршрутные кладовые предназначены для перевозки посылок, мешков и пачек с газетами и журналами, мешков и пачек с газетами и журналами, мешков с письменной корреспонденцией и страховой почтой. В кладовых установлены откидные полки для укладки почты, а также дополнительные источники света для освещения мест обмена на стоянках в ночное время.
Вагоны типа 22смб и 24сб оборудованы вагонным краном, представляющие собой кран мостового типа с поворотной стрелой, подвешенной к тележке, которая на катках перемещается по мосту поперек вагона, а мост, в свою очередь, движется по направляющим вдоль кладовой вагона. Этот кран используется для погрузки и выгрузки из вагона почтовых контейнеров. Конструкция крана позволяет выгружать контейнеры на платформу любой высоты, устанавливать их в кузов автомобиля или на тележку.
Сортировочный зал предназначен для обработки (сортировки) в пути письменной корреспонденции, мелких посылок и бандеролей и является рабочим местом начальника почтового вагона и его помощника. В зале установлены шкафы для сортировки писем, ящики для сортировки постпакетов и бандеролей, металлический шкаф для хранения ценной почты.
В вагонах 4 сб, 22 сб (всех модификаций), 24 сб, 505 и РИЦ в сортировочном зале оборудованы столы для обеспыливания корреспонденции.
На магистральных линиях с большим потоком подлежащей обработке письменной корреспонденции применяют почтовые вагоны 4 сб, имеющие большой сортировочный зал для сортировки письменной корреспонденции. Вагоны типа 14 сб с небольшим сортировочным залом и большими кладовыми курсируют, как правило, на линиях, по которым перевозят посылки и печать, а также письменную корреспонденцию в прямых мешках. В этих вагонах письменная корреспонденция не сортируется. На магистральных линиях с большой нагрузкой используют вагоны 22 сб с увеличенными по сравнению с вагоном типа 4 сб кладовыми и сортировочным залом, увеличенным по сравнению с вагоном типа 14 сб, достаточным для сортировки письменной корреспонденции в пути следования. Вагоны 24 сб применяют для почтовых и почтово-багажных перевозок на линиях с небольшой нагрузкой, причем одна кладовая предназначена для перевозки почты, а другая — багажа.
Для перевозки почты в контейнерах предназначен специальный почтовый вагон 34 сб. Здесь предусмотрены кладовая для контейнеров, помещение пульта управления, купе бригады, подсобные помещения (котельная, туалет, коридор, тамбур, помещение распределительных шкафов). В кладовой размещается 45 колесных контейнеров.
Автомобильный транспорт
Автотранспортное производства — организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.
Основными задачами автотранспортного предприятия являются:
организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;
хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
материально-техническое снабжение предприятия;
содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования;
подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;
организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.
Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:
основное производство;
вспомогательное производство;
обслуживающее производство;
управление производством.
Основное производство на автомобильном транспорте — выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.
Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.
Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200—300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери». Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.
Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному транспорту.
Сфера применения: внутригородские, пригородные и внутрирайонные перевозки; внутриреспубликанские автомаршруты.
Автомобильный транспорт и его преимущества:
высокая маневренность и оперативность;
регулярность поставок;
менее жесткие требования к упаковке товара, по сравнению с другими видами транспорта;
возможность использования различных маршрутов и схем доставки;
возможность отправки груза малыми партиями.
Автомобильный транспорт и его недостатки:
сравнительно высокая себестоимость перевозок;
срочность разгрузки;
возможность хищения груза;
возможность угона автотранспорта;
сравнительно малая грузоподъемность;
зависимость от сезонных и дорожных условий.
Автотранспортные предприятия и организации осуществляют перевозку почты легковыми и грузовыми автомобилями, в том числе таксомоторами и специализированными автомобилями, а также рейсовыми пассажирскими автобусами в соответствии с объемом и расписанием движения почты на маршрутах. Перевозка почты осуществляется на основе договоров, заключаемых между РУП «Белпочта» и предприятиями автомобильного транспорта или индивидуальными предпринимателями. Автохозяйство выделяет для перевозки почты грузовые автомобили с крытыми кузовами, запирающимися замками, оборудованными сундуками (шкатулками), освещением, а также сигнализацией в кабину шофера.
Перевозки печати и мешков с корреспонденцией в автобусах общего пользования, совершающих регулярные рейсы, на пригородных междугородных маршрутах межреспубликанского, межобластного (межкраевого) и внутриобластного сообщений организуются в соответствии с договорами, заключаемыми с предприятиями автомобильного транспорта.
Для перевозки почты используются и специализированные автомобили, предназначенные для обслуживания населения, проживающего в районах новостроек и в небольших населенных пунктах, где нет стационарных отделений связи.
Передвижное отделение (см. рис.2, а также др. машины, использ. в почтовой связи см. табл.1) связи оборудовано: кладовой для посылок; операционным столом на два рабочих места, на котором установлен сортировочный шкаф на 15 клеток; весами, шкафом для электрооборудования; шкафом для личных вещей и одежды работников; металлическим ящиком для перевозки ценностей и шкафом для хранения производственной документации и периодических изданий для продажи в розницу. С правой стороны по направлению движения расположены: стол для оператора на одно рабочее место и сортировочный шкаф на 15 клеток; весы на тумбочке; с левой стороны по направлению движения — шкаф для личных вещей и одежды работников; металлический ящик для хранения ценностей; два поворотных стула; почтовый ящик, установленный с внутренней стороны кузова, щель которого находится в стене и выходит на наружную сторону кузова.
Таблица 1.
ТИП ТС | КУЗОВ | МОДЕЛЬ | МОДИФИ- КАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | |
Автобус | Автобус | ГАЗ-2217 | Перевозка работников | ||
Автобус | Автобус | ПЕЖО | Боксер 17 мест | Перевозка работников | |
Грузовой | Фургон | ГАЗ-2705 | Перевозка почты | ||
Грузовой | Фургон | ГАЗ-3110 | ГАЗ 3101063 ВАЛДАЙ | На маршрутах ПОПС, на внутрирайонных маршрутах | |
Грузовой | Фургон | ГАЗ-3302 | АФИК | Перевозка почты | |
Грузовой | Фургон | ГАЗ-3302 | КУПАВА | Перевозка почты | |
Грузовой | Фургон | ГАЗ-3302 | БЕЛАВА 1220 | Перевозка почты | |
Грузовой | Фургон | ГАЗ-53 | ГАЗ С43R13 БЕЛАВА-15 | Перевозка почты | |
Грузовой | Самосвал | ГАЗ-САЗ-3507 | Перевозка грузов | ||
Грузовой | Фургон | МАЗ-533603 | «АФИК-5336 ЛЮБАВА» | Перевозка почты | |
Грузовой | Фургон | МАЗ-533603 | МАЗ 5340Б5 АФИК 5340 ЛЮБАВА | Перевозка почты на межобластном маршруте | |
Грузовой | Фургон | ПЕЖО | ПЕЖО БОКСЕР | Перевозка почты, в т.ч.на межобластном маршруте ускоренной почты | |
Грузовой | Фургон | ПЕЖО | ПЕЖО ПАРТНЕР | На городских маршрутах для работы курьеров, на маршрутах мотодоставки | |
Грузовой | Фургон | ПЕЖО | ПЕЖО БИППЕР | На городских маршрутах для работы курьеров, на маршрутах мотодоставки | |
Грузовой | Фургон | РЕНО | РЕНО МАСТЕР | На городских маршрутах для работы курьеров, на маршрутах мотодоставки | |
Грузовой | Фургон | РЕНО | РЕНО ДОККЕР Фургон | На городских маршрутах для работы курьеров, на маршрутах мотодоставки | |
Грузовой | Фургон | РЕНО | РЕНО МАСТЕР | На городских маршрутах для работы курьеров, на маршрутах мотодоставки | |
Грузовой | Фургон | УАЗ-3909 | ГРУЗОПАССА-ЖИР- СКИЙ | На городских и внутрирайонных маршрутах, ПОПС | |
Грузовой | Фургон | УАЗ-3962 | |||
Легковой | Хетчбек | ВАЗ-2121 | ЛАДА НИВА 212144-010 | На маршрутах мотодоставки | |
Легковой | Универсал | РЕНО | РЕНО КЕНГУ | На городских маршрутах для работы курьеров | |
Специальный | Инкассация | ГАЗ-2752 | 2974-01 СБА-ЗМ-С |
Воздушный транспорт
Основное преимущество – скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.
Высокая себестоимость перевозок – главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.
Воздушный транспорт и его преимущества:
высокая скорость;
возможность достижения отдаленных районов;
короткие маршруты;
высокая сохранность грузов.
Воздушный транспорт и его недостатки:
дорогое топливо
Правила перевозки почты по воздушным линиям распространяются на все виды почтовых перевозок по внутренним и международным авиалиниям. Почта перевозится в соответствии с заявками предприятий связи по гарантированным нормам загрузки почты на каждый рейс. При этом воздушно-транспортные предприятия обязаны гарантировать по типам самолетов на каждый начальный пассажирский рейс перевозку определенного количества почты. Расписание движения самолетов пассажирских и грузовых рейсов разрабатывается с учетом сроков отправки печати и почты.
Почту, которую следует перевозить авиатранспортом, упаковывают в опломбированные или опечатанные брезентовые или джутовые мешки (см. рис. 3) (пачки с газетами и журналами пересылают неопечатанными в бумажных мешках). Масса мешков с почтой и печатью должна быть не менее 5 кг, предельная масса мешков с корреспонденцией и газетами — 15 кг, страховых мешков — 20 кг, международных мешков с корреспонденцией — 30 кг, международных мешков с посылками — 40 кг. Уменьшение массы мешков допускается как исключение лишь для отправки страховой и правительственной почты, а также в случаях отправки в отдельный пункт не более одного легковесного места.
Морской транспорт
Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Выполняет в основном внешние экспортно-импортные перевозки, в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении.
Морской транспорт и его преимущества:
низкие тарифы и высокая провозная способность
Морской транспорт и его недостатки:
низкая скорость;
жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
малая частота отправок.
Для перевозки почты используются все суда, эксплуатируемые мор-скими и речными пароходствами, совершающие регулярные пассажирские, грузо-пассажирские и грузовые рейсы по всем линиям, включая местные и пригородные. Почта перевозится как в сопровождении работников связи, так и без сопровождения — сдается в багаж под ответственность пароходства.