Имя прилагательное в предложении.
1) Наступил тихий летний вечер.
2) Ярко светит солнце в небе голубом.
3) Песня птички голосистой раздаётся в вышине.
В предложении прилагательные обычно бывают определениями. Они поясняют в предложении или подлежащее, или второстепенные члены предложения. В первом примере прилагательные тихий, летний поясняют подлежащее (вечер): вечер (какой?) тихий, летний. Во втором и третьем примерах прилагательные поясняют второстепенные члены предложения: в небе (каком?) голубом, птички (какой?) голосистой. |
Упражнение 220(263). Устно разберите данные предложения; определите, каким членом предложения служат в них прилагательные.
1. Мы для счастия народа флот могучий создадим. 2. Льётся звонкая песня соловья. 3. Широко, лежат поля белые, высоко горят звёзды яркие. 4. Вся окрестность была озарена ярким светом солнца. 5. Зацвели маленькие синенькие цветочки. 6. Берёзка оделась в зелёное платьице. 7. Колхозная молодёжь записалась в стрелковый кружок. 8. Легковой автомобиль мчится по широкому шоссе.
Упражнение 221 (264). Разберите данные примеры по членам предложения. Выделите прилагательные и определите, с каким существительным связано каждое прилагательное. Поставьте разбираемое прилагательное (вместе с существительным) в именительном падеже единственного числа; определите его род и число; на какой вопрос отвечает; в каком падеже стоит в данном предложении.
1. Облака сгустились в тёмную тучу.
2. Над цветами гудят проворные шмели.
3. Дымок от костра тянулся длинной струйкой.
4. На опушке леса росла молодая берёзка.
5. Зацвёл лён голубенькими цветочками.
6. Под горою блестит серебристая речка.
7. Солнце яркими лучами грудь речную золотит.
8. Корабль ушёл в дальнее плавание.
31. Повторительные упражнения на пройденное об
имени прилагательном.
Упражнение 222 (255). Прочитайте и определите, какие слова здесь выделены. Разъясните, как определить их род, число и падеж.
В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ.
Наступил радостный день. Ледоколы „Сталин" и „Седов" двинулись в обратный путь. Толстый стальной канат соединял корабли. Раздались резкие гудки, и оба ледокола двинулись на юг к ледяной кромке. Медленно и осторожно пробираются суда между толстыми ледяными обломками. Вечером показались яркие огни „Сталинграда". Он привёз для ледоколов уголь и пресную воду. Могучие корабли стали рядом друг с другом.
Упражнение 223 (256). Прочитайте статью и объясните, какие слова здесь выделены и что они обозначают; определите их род, число, падеж и укажите их окончания.
В ДЕРЕВНЕ.
Я лежу у крутого края оврага. Кругом целые вороха душистого сена. Курчавые детские головки торчат из каждого вороха. Хохлатые курыищут в свежем сене мошек и букашек. Белогубый щенок барахтается в мягких былинках. Молодая женщина сильными руками тащит большое ведро из колодца. Ведро дрожит и качается на верёвке, роняя длинные огнистые капли.
Упражнение 224(257). Допишите окончания прилагательных и определите их падеж; к прилагательным ставьте вопросы.
1. За счастлив... долю народн... жизнь всю до капли отдай. 2. Жить в пионерск... лагере очень весело. 3. Дед следил за мной зорк... глазом. 4. Мы едем среди широк... колхозн... поля. 5. Я лежал на траве под росист... кустом. 6. Мухи жужжали в золотист... воздухе. 7. Всходит солнце за горою на небе чист..., голуб.... 8. В глух..., тёмн... лесу виднелась сторожка лесника. 9. От Чёрн... моря до Бел... раскинулась наша страна. 10. На школьн... дворе мы посадили фруктов... деревья. 11. Будь всегда честн... и отважн..., чтоб тобой гордилась мать.
Упражнение 225 (258). Спишите предложения; слова в скобках изменяйте по смыслу; окончания прилагательных подчеркните; к прилагательным ставьте вопросы.
1. Лыжники бежали по (снежное поле). 2. Берлога (бурый медведь) была в чаще леса. 3. Ручей течёт по (песчаное дно) оврага к (соседнее озеро). 4. За (хлебное поле) начинался лес. 5. Трудно дышать (морозный воздух). 6. На (утренняя заря) пастух не гонит уж коров из хлева. 7. К вечеру облака собрались в (синяя туча). 8. В кустах я увидал (лохматая Жучка). 9. Солнце (яркий свет) согревает землю. 10. После (весенняя гроза) воздух пропитан запахом цветов. 11. Овцы жадно щипали (сочная трава). 12. Звёзды ярко горят на (синее небо). 13. За (колхозное поле) начинался лес. 14. На (школьный двор) устроена спортивная площадка.
Упражнение 226 (259). Допишите окончания прилагательных творительного и предложного падежей и подчеркните эти окончания.
1. Ветер с син... волною речь сердитую ведёт. 2. В чист... поле покой и молчанье. 3. Месяц огненн... шаром встаёт, красн... заревом лес обдаёт. 4. В стар... фруктов... саду нехотя, слаб... голосом пела иволга. 5. Лёгкая пыль жёлт... столбом несётся по дороге. 6. Лес стоит под шапкой тёмн..., в золот... огне купается. 7. Небо было затянуто грозн... низк... покровом туч.
Упражнение 227 (260). Прочитайте рассказ и объясните с помощью вопросов окончания прилагательных.
Был ясный, тёплый осенний день. На тёмной зелени елей золотистой резьбой выделялись берёзы. На опушке лесной красовались клёны с розоватой окраской своих листьев. Осинки и кусты калины были яркокрасного цвета. И всё это было освещено яркими солнечными лучами. Вдруг порыв сильного ветра — деревья затряслись, посыпались жёлтые, оранжевые, красные листья. Они падали золотым дождём, кружились, как птицы.
Вопросы для повторения.
1. Какие слова называются именами прилагательными?
2. Какими членами предложения бывают имена прилагательные?
3. Как изменяются имена прилагательные?
4. С какими словами в предложении согласуются прилагательные в роде, падеже и числе? Приведите примеры.
5. Какие окончания имеют имена прилагательные женского и среднего рода в именительном падеже единственного числа?
6. Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода в именительном падеже единственного числа под ударением и без ударения?
7. Какие окончания имеют имена прилагательные в именительном падеже множественного числа?
8. Как проверяют правописание безударных окончаний имён прилагательных в разных падежах?
9. В каком падеже прилагательные мужского и среднего рода в единственном числе имеют окончания -ым, -им и в каком падеже -ом, -ем??
10. В каком падеже прилагательные женского рода имеют окончания -ую, -юю и в каком падеже -ой, -ей (-ою, -ею)??
Имя числительное.
В году двенадцать месяцев.
Каждый четвёртый год — високосный.
Таня учится в седьмом классе.
Часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок их при счёте, называется именем числительным. Числительные, обозначающие количество предметов, отвечают на вопрос сколько? и называются количественными: один, два, три, двенадцать, двадцать три, сто, тысяча, миллион. Зелёными просторами Легла моя страна, На все четыре стороны Раскинулась она. Числительные, обозначающие порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы который? которая? которое? и называются порядковыми: первый, третий, пятая, десятое. Первый гром прогремел. Девятое мая — Праздник Победы. |
Упражнение 228 (265). Назовите несколько количественных и несколько порядковых числительных.
От каждого количественного числительного можно образовать порядковое: три — третий, третье, третья; восемь — восьмой, восьмая, восьмое; десять — десятый, десятая, десятое. |
Упражнение 229 (266). Образуйте порядковые числительные от следующих количественных:
1) одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать;
2) тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девяносто, сто.