Однокоренные, родственные слова.
Однокоренные, родственные слова.
Гора— горка, горная (страна), гористый (край), горец, нагорный (берег), пригорок, Горки, Загорск, Красногорск.
Упражнение 10. Подберите родственные слова к данным словам; подчеркните в них корень и расставьте ударения.
Бег, ряд, стар, сад, дел(о), бел, пил(а), мест(о), вред, рыб(а), мер(а), лёт, пар.
Упражнение 11. Перепишите данные слова по группам так, чтобы в каждой группе оказались слова с одним корнем; корни слов подчеркните.
Жар, дым, лес, вода, жаровня, водяной, дымить, лесник, водянка, жаркий, лесной, жара, дымчатый, жарить, перелесок, дымок, водичка, лесничий, жаркое, дышать, лесистый, наводнение, Полесье, пожар, водник, лесоруб, пожарный.
Упражнение 12. Спишите текст и подчеркните однокоренные, родственные слова.
В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ.
Летом мы жили в лагере. У нас был большой сад. За садом ухаживал старик-садовник. Он знал названия всех садовых цветов. В зтом году он посадил много новых цветов. Он рассадил их по краям дорожек. Мы любили наш сад и часто помогали садовнику в его работах по садоводству.
Упражнение 13. Такое же задание, как в упражнении 12.
НАШИ ЛЕСА.
В Советском Союзе много лесов, особенно на севере. В лесной чаще водятся звери и птицы. В лесах работают артели лесорубов. Лес рубят по плану. В лесах есть места, где запрещено производить рубку деревьев. Это — лесные заповедники.
Упражнение 14. Определите разницу в значениях слов:
гора и горец, сани и санки, езда и наездник, земля и землянка, зима и зимовщик, цветок и цветник, груз и грузчик, сено и сенник, пасека и пасечник.
Упражнение 15. Определите корень в данных словах и объясните смысловую разницу между ними:
поле и полянка, пруд и запруда, берег и набережная, известие и вестник, граница и пограничник, вода и водник, пастух и подпасок, лес и перелесок, полк и полководец, знамя и знаменосец, шахта и шахтёр, стол и столяр.
Упражнение 16. От каких слов произошли:
а) названия городов: Ленинград, Сталинград, Задонск, Беломорск, Енисейск;
б) названия селений: Сосновка, Дубки, Бережки, Заречье, Горки, Антоновка, Снегирёво;
в) клички животных: Сивка, Гнедко, Серко; Пестрянка, Бурёнка, Красотка; Жучка, Шарик, Каштанка.
Ударение.
Что называется ударением?
Какой слог называется ударным?
Может ли ударение влиять на смысл слова? Покажите это на примерах:
пa'ры — пары', бе'регу — берегу', стре'лки — стрелки'.
C изменением места ударения может меняться и значение слова. Различные ударения иногда обозначают: а) различные слова: парo'м — пa'ром o'труби — отруби' стои'т — стo'ит прo'пасть — пропа'сть дорo'га—дорогa' пo'лки—полки' б) различные изменения одного и того же слова: го'ры — горы' бе'рега — берега' стра'ны — страны' го'рода — городa' Вдали белели парусa'. На нашей лодке не было па'pyca. |
Упражнение 17. Скажите и запишите предложения по данному образцу со следующими словами:
воды, руки, доски, реки, города, леса, края, горы, моря, озёра, дома, учителя.
Образец: В реке много воды. Зашумела весенние воды.
Правильно произносите следующие слова:
атмосфе'ра кo'мпас ромa'н
баро'метр краси'вее рубе'ж
библиоте'ка креме'нь сре'дства
гу'сеница не'нависть ста'туя
де'ятельность пара'граф хода'тайство
добы'ча портфе'ль хозя'ева
заржа'вел прези'диум хлo'пок
Помните: правильное произношение так же важно, как и правильное письмо. |
Упражнение 18. Составьте и запишите 8 предложений, употребляя по выбору данные выше слова. Расставьте ударения.
Упражнение 19. Прочитайте предложения, отмечая голосом ударения в выделенных словах.
1. Будь де'ятельным и честным сыном своей Родины. 2. В слу'чае моего отсутствия, передай книгу сестре. 3. Железо ржа'веет на воздухе. 4. Я прочёл интересный рома'н. 5. Что может быть краси'вее гор, позолоченных яркими лучами восходящего солнца! 6. Углекопы повысили добы'чу угля. 7. По накова'льне молотом я бью и песню о труде пою. 8. Для отражения вражеского наступления были использованы все сре'дства: артиллерия, танки и авиация.
Упражнение 20. Спишите текст и расставьте ударения в словах.
Мы въезжаем на пригорок. Солнце уже печёт. Низкие холмы разбегаются, как волны. Между ними вьются овраги.
Всё дальше и дальше едем мы. Становится жарко. По дороге клубится пыль. Холмы всё ниже и ниже. Деревьев почти не видно. Кругом одни поля. Вот она, безграничная украинская степь!
Упражнение 21. Прочитайте стихотворение. Объясните выражение: Флаг, переполненный огнём, цветущий, как заря. Спишите стихотворение и расставьте ударения в словах.
СОВЕТСКИЙ ФЛАГ.
Флаг, переполненный огнём, То молот вольного труда,
Цветущий, как заря, Серпа изгиб литой,
И тонким золотом на нём Пятиконечная звезда
Три доблести горят: С каймою золотой.
Н. Тихoнов.
Приставка с-.
Приставка с- всегда пишется одинаково, хотя перед звуками б, г, д, ж произносится как з: сбавить сговориться сдержать сберечь сгореть сжалиться сбить сдать сжать сгладить сдвигать сжечь Не всё сбывается, что желается. Легко сказать, да не легко сделать. Запомните написание слов: здание, здесь, здоровье. В этих словах пишется з, но это з не приставка. Приставки з в русском языке нет. |
Упражнение 46. Спишите предложения; подчеркните слова с приставкой с-.
1. Раньше встанешь, больше сделаешь. 2. Рожь уже сжата. 3. Сбор винограда закончился. 4. Сгоряча я не почувствовала боли. 5. Мы сговорились идти завтра в музей. 6. Сзади пруда сгорел сарай. 7. С горы сбегает ручеёк. 8. Путники сбились с дороги. 9. Вот здесь мы срубили берёзку. 10. Дети с криком сбежали с крыльца. 11. Лошадка еле сдвинула воз с места.
Упражнение 47. Спишите предложения и подчеркните в словах приставку с- и следующие за ней буквы (б, г, д, ж).
1. Тучи сгустились и повисли над землёй. 2. Крестьянин сжалился над птичкой и впустил её в избу. 3. Охотник крепко сжимает ружьё. 4. Дрова сгорели, и костёр погас. 5. Пассажир сдал вещи в багаж. 6. Мы сговорились навестить больного учителя. 7. Девушки дружно принялись сгребать сено в копны. 8. Пенёк старой сосны сгнил и почернел. 9. Костя купил сборник стихотворений Некрасова.
Упражнение 48. Составьте по два предложения со словами здесь, здание, здоровье.
Упражнение 49. Спишите предложения, вставляя вместо точек приставку с-.
1. Задумала старуха падчерицу со света ...жить. 2. Не ...держать коня лихого. 3. ...бил, ...колотил — вот и колесо. 4. Змеи весной ...вбрасывают кожу. 5. Собак ...бежалось с полсотни. 6. Льдины то расходились, то ...ближались. 7. Храни свои ...бережения в ...берегательной кассе. 8. Хлеб уже ...жали и ...везли с полей.
Из- воз- раз- без-
Ис- вос- рас- бес-
из- — избить воз- — возглас раз- — разрубил без- — безвредный | ис- — исполнить вос- — воскликнуть рас- — расколол бес- — бесполезный |
Приставки из-, воз-, раз-, без- перед глухими согласными меняют з на с: как произносятся, так и пишутся. Отличайте от этих приставок корни низ, воз (низкий, низший, возка); там з сохраняется. |
Упражнение 50. Напишите данные слова с приставкой из- или ис- буквы з и с подчеркните.
Брать — портить, жарить — сохнуть, бежал — тратил, водить-пытать, жить — пробовать, режьте — тратьте.
Упражнение 51. Данные слова напишите с приставкой воз- или вос-;буквы з и с подчеркните.
Ход — дух, наградить — питать, ненавидеть — кликнуть, водить — становить.
Упражнение 52. Напишите данные слова с приставкой раз- или рас-, буквы з и с подчеркните.
Храбриться, думать, стрелять, влечение, тащить, цветут, спросите, дать, смотрим, двинулись, красьте, колите, скажем, решили, пустить, водить, продали, работали, вести, кроить, кинулись, вернёмся, хвалят, ставить, чесать, ломаем, мешали.
Упражнение 53. Данные слова напишите с приставкой без- или бес-;буквы з и с подчеркните.
Вредный, полезный, людный, покойный, жизненный, сильный, страшный, честный, хозяйственный, водный, шумный, партийный, грамотный, дымный.
Упражнение 54. Каждые два выделенных слова соединяйте в одно; предлог обращайте в приставку.
Образец: Степь без воды. — Безводная степь.
1. Герой без страха. 2. Мотор без шума. 3. Дело без пользы. 4. Зима без снега. 5. Человек без силы. 6. Дорога без конца. 7. Глубина без меры. 8. Подарок без цены. 9. Ночь без сна. 10. Даль без предела. 11. Местность без леса. 12. Работа без ошибки. 13. Небо без облаков. 14. Время без забот.
Упражнение 55. Перепишите статью и вместо точек вставьте букву з или с.
НАСТУПЛЕНИЕ.
Командир отдал ра...поряжение наступать. Наша пехота бе...страшно бросилась в атаку ра...вёрнутым строем. Ряды неприятеля ра...строились. Бе...прерывно гремели пушки. Снаряды в...рывали землю. Враг был ра...громлен. Отступая, он ра...рушил мост и в бе...порядке ра...сыпался по лесу.
Упражнение 56. Такое же задание, как в упражнении 55.
Не успел ра...сказчик произнести последние слова, как обе собаки поднялись и и...чезли во мраке. Послышалась беспокойная беготня ра...тревоженного табуна. Лай замолк. Голос Павла принёсся уже и...далека. Внезапно ра...дался топот скачущей лошади, и опять всё смолкло.
Упражнение 57. Прочитайте статью и выделите слова с приставками раз-(рас-), без- (бес-) и с- и объясните их написание.
УТРО.
Рассвет начинается. Я вышел из дома и направился к лесу. Река сбрасывала с себя дымку тумана. Кругом расстилаются безбрежные колхозные поля. Жаворонки вьются в беспредельной высоте и рассыпают свои радостные песни. Раскалённое солнце разбрасывает свои лучи на необъятные просторы земли. Вот вошёл я в лес. Воздух здесь наполнен запахом расцветающих цветов. Узкая расчищенная дорожка вела в глубину леса.
Упражнение 58. Спишите статью и вставьте в приставках пропущенные буквы з или с.
ОСЕНЬЮ.
Моросит мелкий дождь. Он идёт с ра...света и льёт бе...престанно тонкими струйками. Без устали дует ветер, далеко ра...нося семена деревьев и трав. Первая ра...пустилась берёза, и она первая пожелтела. Осина ра...цветилась красными листьями. Но порывистый ветер ...брасывает и это последнее убранство. Кружатся в воздухе и...сохшие листья и ра...стилаются по мокрой земле. Цветы и...чезли. И...мокшие заборы смотрят уныло. Галки стаями усаживаются на крышах и ...пихивают одна другую. Всё позже во...ходит солнышко, все раньше заходит оно.
Упражнение 59. Спишите статью и подчеркните слова с приставками раз-—-рас-, без-— бес-; объясните их написание.
ГРОЗА В ЛЕСУ.
Летнее солнце беспощадно жгло землю. В раскалённом небе начали сгущаться облака. Лес наполнился тревожным птичьим криком. Воздух прозрачен; можно рассмотреть самую дальнюю сосну.
Небо стало чёрным. Отяжелевшая туча не двигалась. Послышался шум. Лес принял беспорядочный вид. Ломались сучья, трещали деревья. Стала распространяться тьма. Вдруг всю местность осветила яркая молния. Разъярённым зверем заревел гром. Начался ливень с градом. По небу беспрестанно летали стрелы молний. Наконец небо начало расчищаться. Блеснул солнечный луч.
Упражнение 60. Спишите статью и подчеркните слова с приставками.
В МОСКВЕ.
Когда Ваня приехал в Москву, красная столица произвела на него огромное впечатление. На улицах возвышаются гигантские здания. Бесконечная вереница трамваев, автомобилей и автобусов с шумом и звоном проносится по широким улицам и площадям. С восхищением рассматривал Ваня подземные дворцы и чудесные поезда московского метро.
Ъ после приставок.
ОБЪЯВЛЕНИЕ. Завтра экскурсия на Светлое озеро . Место сбора — площадка у подъезда школы. Кружок юннатов. |
После приставок, оканчивающихся на твёрдый согласный звук, перед я, е, ё пишется ъ: объявление объезд объём объяснение подъезд подъём разъярённый разъезд съёжился Разделительный ъ не ставится перед гласными о и у. безоблачное (небо), безоружный, изучить, обузить, отужинать, отучить, разузнать, разукрасить, суметь. |
Упражнение 61. Спишите предложения и подчеркните ъ с приставками.
1. Мальчик съел свой завтрак. 2. Подъём на гору был труден, а съехали мы легко. 3. Эти грибы не съедобны. 4. Мой брат объехал много стран. 5. Собачка съёжилась от холода. 6. Учитель объяснил, как высчитать объём ящика. 7. Лучше знаешь — объясни другим. 8. Кустари объединились в артель. 9. Часовой требует предъявить пропуск. 10. Всех нас объединяет любовь к родной земле.
Вопросы для повторения.
1. Что называется корнем слова?
2. Какие слова называются однокоренными?
3. Что называется приставкой? На какие две группы делятся приставки?
Укажите приставки в словах:
находка, прекрасный, собрание, поход, перелёт.
4. Объясните на данных примерах, как следует писать приставки, оканчивающиеся на з — с:
избрать — испытать вознаградить — воспитать
раздать — растаять безвредный — бесснежный
Как пишется приставка с-? Объясните это на примерах:
сбить, сдать, скрыть, сжать, сгладить, складывать.
5. Назовите пять слов с ъ после приставки.
6. Что называется суффиксом?
7. Образуйте имена существительные с суффиксами -ок или -ик от слов: стол, дуб, лес, дом, кнут, шнур. Какой оттенок значения вносят в слова эти суффиксы?
8. Как называется изменяемая часть в слове?
9. Назовите слова, которые состоят только из корня или из корня и окончания.
10. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня и окончания.
11. Назовите слова, которые состоят из корня, суффикса и окончания.
12. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.
10. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения.
Что называется вопросительным предложением? Приведите несколько примеров. Какой знак ставят в конце вопросительных предложений?
Какие предложения называются восклицательными? Какой знак ставят в конце их? Придумайте несколько восклицательных предложений и укажите, что они обозначают (приказание, просьбу, приветствие, радость и т. д.).
Что называется повествовательным предложением? Какой знак ставят в конце его? Приведите 4—5 примеров повествовательных предложений.
Упражнение 62. Прочитайте и укажите в данных текстах повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
1. Я живу в деревне. Наша деревня называется Александрово. Она расположена на берегу реки Истры. Мои родители тоже живут в деревне. Они работают в колхозе. Наш колхоз называется „Ударник".
2. Чьи это широкие, бескрайние поля?
Чья это такая богатая земля?
Это всё наши колхозные поля!
Это всё наша Советская земля!
3. Трудитесь, дети! Упорно и неутомимо трудитесь! Ведь и великие люди вот так же сидели на школьной скамье и учились, как вы.
Упражнение 63. Прочитайте выразительно данный текст вслух, выделяя голосом вопросительные и повествовательные предложения.
„А где мой товарищ? — промолвил Олег.— Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легбк его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?" И внемлют ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. А. С. Пушкин. |
Упражнение 64. Выпишите восклицательные предложения.
1. Как хороша страна родная! Как любим мы свой край родной! 2. Что же ты, соловушка, корму не клюёшь, вешаешь головушку, песен не поёшь? 3. Спи, моя радость, усни! 4. Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне? 5. Как хорошо стало после дождя! 6. Как не любить родной Москвы! 7. Слава тем, кто великую службу сослужил для отчизны своей! 8. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!
Упражнение 65. Спишите примеры и расставьте нужные знаки препинания в конце предложений.
1. Когда ж опять увижу я мою реку, леса, поля 2. Голубушка, как хороша Ну, что за шейка, что за глазки Рассказывать, так, право, сказки Какие перышки Какой носок 3. Кумушка, мне странно это Да работала ль ты в лето 4. О, будь всегда, будь сердцу мил, мой край родной 5. Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой 6. Здравствуй, солнце да утро весёлое
Обращение.
Здравствуйте, Марья Ивановна!
Здравствуйте, ребята!
Петя, иди сюда!
Учащиеся, неустанно овладевайте знаниями!
Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью, называются обращением. |
Упражнение 92 (101). Прочитайте и скажите, к кому обращаются с речью в следующих предложениях; назовите слова-обращения.
1. Прекрасны вы, поля земли родной. 2. Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка. 3. Эй, садись ко мне, дружок! 4. Вперёд чужой беде не смейся, голубок! 5. Смотри, кума, чтобы не осрамиться! б. Пронеситесь, тучи чёрные, сторонкой1 7. Все за работу, товарищи!
Обращение может быть выражено одним, двумя и несколькими словами. Велика ты, Русь, широко лежишь. Мы тебя, земля родная, никогда врагам не отдадим! Страна моя любимая, я шлю тебе привет! |
Упражнение 93 (102). Выпишите сначала те предложения, в которых обращение выражено одним словом, затем — двумя словами и, наконец, — тремя словами.
1. Поведай, песня наша, на весь родимый край, что месяцев всех краше весёлый месяц май. 2. Слушай, Родина, клич пионерский! 3. Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. 4. Средь зелёных лесов ты стоишь, деревенька родная. 5. Как не гордиться мне тобою, Родина моя! 6. Шуми, шуми, зелёный лес! 7. Дети, к вам, на радость вашу, ёлку я несу. 8. Ласкай же нас, солнце, своими лучами! 9. Эй, детвора, в школу пора!
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая или восклицательный знак. Дедушка, найди мне беленький грибок! Школьники! Укрепляйте дисциплину! Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с обеих сторон. Домой, ребятишки, обедать пора! Учись, сынок, старайся: пригодится в жизни. Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу: точка, восклицательный знак или вопросительный знак: Расцветайте, мои алые цветочки! Что затуманилась, зоренька ясная? |
Упражнение 94 (103). Спишите предложения и расставьте знаки препинания.
1. Учиться надо братец. 2. Всему товарищ свой черёд. 3. Приди весна с радостью. 4. Соседушка я сыт по горло! 5. Слышу лиса про твои чудеса. 6. Где ты Ваня пропадал? 7. Сторонушка родимая я шлю тебе привет. 8. Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей. 9. Музыканты вперёд! Запевалы вперёд! Нашу песню победную гряньте.
Упражнение 95 (104). Переделайте данные примеры так, чтобы подлежащее (вместе с пояснительным словом) стало обращением. Расставьте знаки препинания.
1. Пионеры выполняют заветы Ленина. 2. Ребята работают дружно. 3. Развеваются красные знамёна. 4. Шумит зелёный лес. 5. Льётся громче песня. 6. Ветер унесёт грозовую тучу. 7. Дети в школу собираются.
Образец: Пионеры, выполняйте заветы Ленина!
Упражнение 96 (105). Напишите объявление о собрании или о прогулке, употребляя обращения; не забывайте ставить знаки препинания.
Упражнение 97 (107). Придумайте и запишите 5 предложений с обращениями к лесу, к солнцу, к весне, к Родине, к товарищам.
Прямая речь.
Ваня спросил: „Петя, пойдёшь в кино?"
Петя ответил: „Нет, я буду читать книгу".
Прочитайте примеры.
Рассмотрите, из каких частей состоят эти предложения.
Как расставлены в них знаки препинания?
Иногда в предложении бывают чьи-либо слова, переданные точно, так, как они были сказаны. Такие слова называются прямой речью. Прямая речь сопровождается большею частью словами автора. При чтении прямая речь выделяется голосом, а при письме ставится в кавычках. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Павел, уходя из дома, сказал матери: "В субботу у меня будут госта из города". |
Упражнение 98 (108). Укажите в данных примерах прямую речь и слова автора.
1. Крестьянин говорит: "Такого-то числа, поутру, у меня двух кур не досчитались". 2. Я сказал Ермолаю: „Поди достань пакли и справь нам лодку". 3. Ребятишки просили: „Дедушка, расскажи нам сказочку". 4. Маленькая девочка бежала и кричала: „Не видали мамы?" 5. Коля спросил Петю: „Ты пойдёшь сегодня в библиотеку?" 6. Поймала кошка соловья и, ласково его сжимая, говорила: „Соловушка, душа моя! Я слышу, что тебя везде за песни славят".
Упражнение 99 (109). Составьте и запишите 8 предложений на прямую речь.
Упражнение 100 (110). Прочитайте предложения; укажите в них обращения и прямую речь.
1. Возглашает воевода: „Государь! Проснись! Беда!"
2. Говорит Дадон, зевая: „А? Кто там? Беда какая?"
3. Воевода говорит: „Петушок опять кричит".
4. Балда братца гладит, приговаривая: „Братец мой любимый, устал, бедняжка! Отдохни, родимый".
5. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: „Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам выкуп".
6. Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо: „Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую".
7. С поклоном старик отвечает: „Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха".
(Из сказок А. С. Пушкина.)
Упражнение 101 (111). Спишите примеры и расставьте знаки препинания.
1. И молвил он, сверкнув очами Ребята не Москва ль за нами? 2. С громким, весёлым приветом дед обращался к реке Здравствуй красавица Волга. 3. Машутка отцу закричала Возьми меня с собой. 4. Я проводил их всё тем же советом Не попадайтесь зимой. 5. Кажется, шепчут колосья друг другу Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. 6. Мать попросила Позвольте мне повидать сына. 7. А Балда приговаривал с укоризною Не гонялся бы ты поп за дешевизною.
Если передаётся разговор двух или нескольких лиц, то обычно речь каждого говорящего пишется с новой строчки и перед ней ставится тире. В этом случае прямая речь кавычками не выделяется. |
— Так он убежал, оленёнок-то?
— Убежал, Гришуха.
— Жёлтенький?
— Весь жёлтенький, только мордочка чёрная да копытца.
Д. Мамин-Сибиряк.
Сложное предложение.
1. Облака рассеялись, на тёмносинем небе ярко засверкали звёзды.
2. Дождик перестал, а солнышко не показывалось.
3. Наступал апрель, но снег ещё не стаял.
Разберите данные предложения.
Сколько подлежащих в 1-м предложении? Какие? Какое сказуемое относится к 1-му подлежащему (облака)? Какое сказуемое относится ко 2-му подлежащему (звёзды)'} Можно ли назвать подлежащие или сказуемые в этом предложении однородными членами? Почему нельзя?
Разберите так же 2-е и 3-е предложения.
Нельзя ли разделить прочитанные предложения на части, которые были бы отдельными, самостоятельными предложениями?
Предложения, которые можно разделить на такие части, из которых каждая будет самостоятельным предложением, называются сложными. Учитель читал, а ученики внимательно его слушали. Предложения, которые не разделяются на такие части, называются простыми. Шла весна. Сильнее пригревало солнце. Сложное предложение можно составить из простых предложений, близких по выражаемым мыслям. |
Сравните предложения в левом и правом столбиках:
1) Я пишу. Ты читаешь. 1) Я пишу, а ты читаешь.
2) В саду цветут яблони. 2) В саду цветут яблони,
Порхают бабочки. порхают бабочки.
Части сложного предложения обязательно отделяются одна от другой знаками препинания, чаще всего — запятой. |
Упражнение 102. Прочитайте сложные предложения и скажите, из каких простых предложений они состоят.
1. Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.
2. Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.
3. Над рекой темнел дым, а сквозь него виден был пароход.
4. Синицы умны, но они слишком любопытны.
5. Где-то далеко трещал коростель, а за прудом в роще грустно посвистывал скворец.
Части сложного предложения соединяются или посредством союзов а, но и других, или без союзов. Запятая всё равно ставится — как при союзах, так и без них. Ветер затих, но дождь продолжался. Наступили тёплые дни, на пригорках показалась трава, запели птицы. |
Упражнение 103. Укажите в прочитанных сложных предложениях (упражнение 102), где части их соединены при помощи союзов, а где — без союзов.
Упражнение 104 (114). Данные простые предложения соедините попарно в сложные предложения при помощи союзов а, но (где какой больше подходит) и напишите.
1. Брат ловил рыбу. Я клал её в корзинку. 2. Дам тебе я зёрен. Ты песню спой. 3. Всё хорошо в природе. Вода — краса всей природы. 4. Погода была прекрасная. Неожиданно разразилась гроза. 5. Ласточки пропали. Вчера с зарёй всё грачи летали. 6. Восток заалел. Солнце ещё не показалось. 7. У дома протекала река. Вдали виднелся лес. 8. До вечера оставалась не более получаса. Заря едва-едва зажигалась.
Упражнение 105 (119). Допишите сложные предложения.
1. Раньше поле пахали сохой, а теперь .... 2. Ваня долго дожидался товарища, а . ... 3. Федя хотел идти в лес, но .... 4. Охотники видели волка, но .... 5. Все играли, а я .... 6. Митя остановился, а .... 7. Костя стал ладить салазки, а ... .
Упражнение 106 (118). Из данных простых предложений составьте сложные предложения при помощи союзов а, но (какие подойдут) и запишите их.
1. По дороге ехала подвода. Сбоку бежала собака. 2. Мы торопились к переезду. Паром был на другой стороне реки. 3. На лужайке дуб растёт. В ветвях его широких птичка серая живёт. 4. Я лечу далёко, в тёплые края. Весной ты снова ожидай меня. 5.Буря утихла. Море ещё волновалось.
Упражнение 107 (120). Прочитайте статью „Ливень" и разберите, какие здесь простые нераспространённые предложения, какие — простые распространённые, какие — предложения с однородными членами и какие — сложные.
ЛИВЕНЬ.
С юга надвигалась тёмная грозовая туча. Она заняла весь небосклон. Ярко вспыхивали молнии. Грохотал оглушительный гром. С вихрем и воем ринулся на пыльную землю освежающий ливень. Туча отдала земле себя всю, без остатка. После непродолжительного ливня облака рассеялись. Выглянуло солнце. Земля ликовала. К реке бежали и шумели мутные ручьи. Растения дышали ароматом. Зажужжали пчёлы, запорхали бабочки, закружились стаи мошек. Птицы запели радостные песни. Люди любовались на орошённые дождём поля и луга.
Вопросы для повторения.
1. Какое предложение называется простым нераспространённым и какое простым распространённым?
2. Какие члены предложения называются однородными? Назовите несколько предложений с однородными членами.
3. Какое предложение называется сложным? Приведите примеры.
4. Что называется обращением и какими знаками препинания оно выделяется?
5. Что такое прямая речь? Как выделяют прямую речь при письме?
Части речи.
Солнышко яркое в небе играет.
У речки в кустах соловей распевает.
Слова, из которых состоит предложение, по своему значению делятся на группы. Одни слова обозначают названия предметов: солнышко, небо, река, кусты, соловей. Другие слова обозначают признаки предметов: яркое (солнышко). Третьи обозначают действия предметов: играет (солнышко), распевает (соловей). В нашей речи есть слова и с другими значениями. Группы, на которые разделяются слова по своему значению, называются частями речи. Имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения— это всё части речи. |
Упражнение 108 (121). Прочитайте статью и укажите слова, обозначающие названия предметов, признаки предметов, действия предметов.
В ЛЕСУ.
Высокие сосны подняли к небу свои вершины. Зелёные ёлочки выгибают красные ветки. Красуется кудрявая берёзка. Дрожит и трепещет листочками робкая осинка. Коренастый дуб раскинул шатром вырезные листья. Лесная полянка покрыта цветами кашки. Воркуют серые дикие голуби. Кричит рябая кукушка. Щебечут красивые малиновки. Поют лесные жаворонки.
Имя существительное.
(Повторение.)
Грозные тучи носятся по небу. Вспыхивают яркие молнии. Море бурлит и шумит. Волны заливают палубу корабля.
Разберите, какие слова соединены по смыслу в этих предложениях.
Выделите из данных предложений слова, обозначающие названия предметов.
Как называется часть речи, обозначающая названия различных предметов (люди, вещи, животные, явления природы)?
Упражнение 109(122). Прочитайте примеры и укажите в них имена существительные.
1. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив, Себя в коня преобразив. А.С.Пушкин. 2. Белые поляны, снежный край небес, Холод да морозы, обнажённый лес, Гладкая дорога, ледяной мосток, — Это ты, заветный русский уголок. С. Дрожжин. |
Упражнение 110 (123). Подберите и запишите имена существительные на темы:
1) Занятия людей:
Агроном, слесарь (продолжайте), ....
2) Явления природы:
Ураган, заря (продолжайте), ....
3) Орудия труда:
Лопата, топор (продолжайте), ....
4) Географические названия:
а) Холм, гора, долина (продолжайте), ....
б) Тундра, тайга, степь, ....
в) Исток, устье, ....
Упражнение 111 (125). К данным существительным подберите противоположные по значению существительные и запишите их.
Радость — горе, польза, свет, приезд, храбрость, полдень, свидание, труд, зрение, старость, вечер, друг, съезд, день.
Упражнение 112 (126). От данных слов образуйте имена существительные.
Гористый — гора, скалистый, счастливый, отважный, храбрый, утренний, тёмный, туманный, холодный, старый.
Шалить — шалость, платить, хвалить, воевать, посадить, подарить, остановить, раздать.
Упражнение 113 (127). Составьте и напишите коротенькие рассказы из простых распространённых предложений, включив в них данные существительные; озаглавьте эти рассказы.
а) Лето, утро, солнце, река, рыбаки, лодка, сети, корзины, рыба.
б) Ребята, кузовки, Жучка, лес, грибы, ягоды, полянка, ёлка, белка, ёж, речка, купанье.
Упражнение 114. Прочитайте стихотворение и выпишите из него сначала существительные единственного числа, а потом—множественного.
СОВЕТСКИЙ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК.
По полюсу гордо шагает, Всех лучше советские скрипки
Меняет движение рек, На конкурсах мира звучат,
Высокие горы сдвигает Всех ярче сверкают улыбки
Советский простой человек ... Советских весёлых девчат.
В морские глубины пробьётся,
Взойдёт на Эльбрус и Казбек
И всюду победы добьётся
Советский простой человек.
В. Лебедев-Кумач.
Упражнение 115 (129). Составьте рассказ под заглавием „Охота" и запишите его; используйте в рассказе следующие существительные;
зима, мороз, берёзы, иней, снег, сугробы, охотник, лыжи, собака, опушка, заяц, выстрел.
Упражнение 116 (130). Данные существительные поставьте во множественном числе; окончания подчеркните.
Столица, город, страна, река, гора, холм, облако, ухо, трава, яблоко, зверь, село, комбайн, учитель, комсомолец, статья, песня, колесо, берег, дорога, дача, море, остров, звезда, брат, знамя, сестра, цепь, край.
Упражнение 117 (131). Данные существительные распределите по родам и напишите их.
Сокол, край, войско, страна, армия, орлёнок, лебедь, пень, осень, море, зверь, знамя, тень, собрание, май, песня, сеть, дождь, здание, озеро, камень, сарай, поле, вишня, день, дверь, ухо, лошадь, луч, вождь, честь, доблесть, геройство.
Упражнение 118 (132). Перепишите данные существительные, распределив их по родам. У существительных какого рода пишется на конце мягкий знак после шипящих?
Сторож, багаж, рожь, морж, ложь, стриж, молодёжь.
Врач, дочь, силач, меч, мелочь, калач, течь, смерч, речь, ночь, ткач, полночь, ключ, печь.
Малыш, глушь, шалаш, тишь, камыш, мышь.
Борщ, клещ; лещ, плащ, плющ, помощь.
Упражнение 119(133). Прочитайте статью. Почему ежегодные физкультурные парады в нашей стране называют праздником молодости? Укажите в статье все имена существительные и скажите, какого они рода и числа.
ПРАЗДНИК МОЛОДОСТИ.
Москва. Площади, улицы, дома — всё расцвечено флагами и лозунгами. Сегодня физкультурный парад — праздник молодости. Со всех сторон льются чудесные песни, гремят оркестры, колышутся знамёна. Стройные ряды молодёжи — юношей и девушек — движутся к Красной площади.
19. Имена существительные
собственные и нарицательные.
Москва — сердце Советской, страны.
О Волга, колыбель моя! Любил лп кто тебя, как я?
Мчится в бой герой Чапаев на лихом коне.
Объясните, что обозначают выделенные слова? С какой буквы они всегда пишутся?
Какие ещё слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.
Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Собственное имя даётся предмету для того, чтобы отличить этот предмет от других однородных предметов. |
К собственным именам относятся:
1. Имена, отчества и фамилии людей: Александр Васильевич Суворов, Михаил Юрьевич Лермонтов.
2. Названия населённых пунктов: Ленинград, Севастополь, Сталинград, Владивосток, село Коломенское, деревня Крутицы.
3. Названия океанов, морей, озёр, рек, гор: Атлантический океан, Чёрное море, озеро Байкал, река Днепр, Уральские юры, гора Магнитная.
4. Названия частей света: Европа, Мая, Америка, Африка, Австралия; названия стран, государств: Союз Советских Социалистических Республик (СССР), Польша, Чехословакия, Франция, Англия, Китай.
5. Клички животных: Жучка, Барбос; кошка Мурка; лошадь Гнедко, Сивка; корова Бурёнушка, Красотка.
Имена существительные собственные пишутся с большой буквы. Нарицательное имя даётся ряду однородных предметов. Нарицательные имена пишутся с маленькой буквы: республика, страна, город, река, гора, море, озеро, мужчина, женщина, ученик, пионер, украинец, белорус. |
С маленькой буквы пишутся:
1. Названия стран света: север, юг, восток, запад.
2. Названия времён года: весна, лето, осень, зима.
3. Названия дней недели: понедельник, вторник, ....
4. Названия месяцев: январь, февраль, ....
Упражнение 120 (134). Прочитайте статью, назовите имена собственные. О каких подвигах молодогвардейцев вы знаете?
ПАМЯТНИКИ ГЕРОЯМ.
Донбасс... Краснодон. Этот тихий украинский городок знают теперь все. Здесь жили, боролись и героически погибли комсомольцы, члены подпольной организации „Молодая гвардия". Со всего Советского Союза едут люди в Краснодон, чтобы поклониться праху героев, пройти по тем улицам, где ходили молодогвардейцы.
Именами Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ивана Земнухова назвал народ возрождённые шахты, и стоят они в донецкой степи, как вечные памятники героям.