Обеспечение сохранности перевозки тарно-штучных грузов.
Повреждение груза наблюдается: в процессе выгрузки из автотранспорта и при погрузке в железнодорожные вагоны; при переработке груза в прирельсовых складах; в процессе перевозки, при маневрах и роспуске вагонов с сортировочных горок; в пункте назначения при выгрузке из вагона, складировании и передаче на автомобиль.
Основными причинами несохранных перевозок грузов в крытых вагонах являются: механические повреждения (проколы, проломы, потертости) в результате сдвига, развала и смещения груза – 49%; прием груза в некачественной и нестандартной таре –23%; неправильная укладка груза в вагоны – 21%, прочие причины – 6%.
Особенно большой ущерб от несохранности груза наблюдается при перевозках изделий машино- и приборостроения. Приборы относятся к числу наиболее точных и хрупких изделий, и малейшие перегрузки при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировании приводят к частичному или полному выходу из строя и невозможности использования по назначению.
Одним из важнейших факторов является соответствующее качество тары и упаковки, правильное обращение с ними при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, надежное закрепление в вагоне.
В значительных количествах по железным дорогам перевозят асбоцементные трубы, шифер, железобетонные панели, для перевозки которых разработаны:
- металлические кассеты СТ-8, конструкция которых позволяет надежно крепить пакеты листов шифера и снизить при перевозках потери шифера;
- стеллажи СПЛ-1 для крепления асбоцементных плоских листов. Крепление осуществляется комплектом из четырех стеллажей, которые устанавливают таким образом, чтобы их клинья вошли в стоечные гнезда платформы. Благодаря этому эффективно используется грузоподъемность платформы и обеспечивается сохранность груза;
- применение ложемента ЛЖТ-1 для перевозки панелей из асбоцемента также позволяет лучше использовать грузоподъемность вагона и обеспечить сохранность изделий.
В целях лучшего использования грузоподъемности и вместимости вагонов при перевозке тарно-штучных грузов, обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ и сокращения времени простоя вагонов необходима соответствующая подготовка грузов к перевозке (пакетирование грузов на поддонах, формирование укрупненных единиц с помощью стяжек, обвязок, использование полиэтиленовой термоусадочной пленки), использование подкладок, прокладок.
Размеры укрупненных грузовых мест должны быть по возможности кратными размерам кузова вагона.
Грузы в вагоне следует размещать равномерно по длине и ширине вагона.
При размещении грузов в междверном пространстве вагона должно обеспечиваться свободное открывание дверей вагона для выгрузки грузов с обеих сторон.
При многоярусной погрузке двери крытого вагона должны ограждаться от возможного навала на них груза.
При наличии свободной зоны в междверном пространстве вагона грузы должны закрепляться от сдвига и завала в эту сторону.
Зазоры между единицами груза, а также между грузом и стенками вагона, которые могут привести к смещениям груза в процессе перевозки, должны заполняться малоценными материалами (например, горбылем, обрезками древесины, картоном, пенопластом, покрышками).
Тара при штабелированном размещении грузов в вагоне должна иметь достаточную прочность.
В зависимости от свойств перевозимого груза в целях его сохранности и обеспечения охраны окружающей среды необходимо заделывать конструктивные зазоры внутри кузова вагона от просыпания и промокания груза.
Тарные штучные грузы плотно размещаются как в продольном, так и в поперечном направлении, начиная от торцов к междверному пространству вагона, чтобы исключить сдвиг, падение, навалы на двери, потертости и повреждения отдельных грузовых мест при перевозке.
Насыпные грузы в вагонах перевозятся в транспортной таре.
Грузы цилиндрической формы (металлические барабаны, бидоны, рулоны металлической ленты, бочки) размещают в вертикальном положении в один-три яруса по высоте. При этом каждая единица груза нижнего яруса должна опираться на две деревянные подкладки сечением не менее 40×100 мм, уложенные вдоль вагона.
Бытовые холодильники и морозильники (далее – холодильники), имеющие габаритные размеры: длина – 660 мм, ширина – 660 мм, высота – от 1330 до 1920 мм, масса от 40 до 100 кг, объем от 120 до 138 м3, размещают в вагонах равномерно по всей площади пола в четыре ряда по ширине и в два яруса по высоте (рис. 4.3.).
|
Рис. 4.3. Размещение и крепление холодильников:
1– упорный брусок; 2– распорный брусок
В нижнем ярусе холодильники размещают в вертикальном положении, начиная от торцовых стен до дверного проема вагона. Допускается размещение в одном ярусе холодильников различной высоты, при этом каждый продольный ряд должен состоять из грузовых единиц одинаковой высоты.
Во втором ярусе холодильники размещают горизонтально вдоль вагона в четыре ряда по ширине, укладывая их на левую сторону от лицевой стороны, указанной на упаковке. Допускается формировать второй ярус из грузовых единиц различной высоты. При этом длина верхнего яруса не должна превышать длины нижнего яруса.
В дверном проеме сначала устанавливают три продольных ряда холодильников вертикально, затем на них размещают холодильники высотой 1920 мм горизонтально. После этого устанавливают четвертый продольный ряд холодильников в вертикальном положении. Высота рядов, расположенных у дверей, должна быть не менее высоты нижнего яруса средних рядов, но не более высоты дверного проема.
В случаях размещения в рядах вертикально установленных у дверей холодильников высотой более 1800 мм вместо верхнего яруса устанавливают распорные рамы. Распорные рамы изготавливают из двух упорных и двух распорных брусков сечением не менее 50×50 мм, соединенных между собой гвоздями длиной не менее 100 мм (по два в каждое сопряжение) или 4 строительными скобами из прутка диаметром не менее 8 мм.
При образовании зазоров между холодильниками (из-за не кратности их габаритных размеров и внутренних параметров кузова вагона) до 300 мм их заполняют прокладками из вспененного полистирола, более 300 мм – распорными рамами.
Солома перед погрузкой в вагон должна быть плотно спрессована в тюки размером: длина – 1000 мм, ширина – 500 мм, высота – 360 мм. Каждый тюк должен быть надежно обвязан проволокой по длине в двух местах.
В вагоне размещают 588 тюков прессованной соломы (рис. 4.4.). Тюки соломы укладывают вплотную друг к другу в пять рядов по ширине вагона и в восемь ярусов по высоте. В девятом ярусе размещают два тюка с опорой на боковую сторону, располагая их по длине.
По длине вагона размещают 14 рядов тюков прессованной соломы.
Рис. 4.4. Размещение и крепление тюков соломы