Явлинский Григорий Алексеевич – депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Уважаемые участники конференции!

Вот я обратил внимание, что очень интересные и глубокие выступления прозвучали. Но с ними есть одна небольшая проблема, как мне показалось. Они объединены постоянно подчеркиваемым заявлением о том, что каждая из этих частей связана через Генплан, но о самом Генплане, о его целях, о его значении, о его будущем, для чего он, до сих пор говорилось сегодня явно недостаточно. Для чего нужен, собственно, Генплан?

Еще одна вещь очевидная, она связана с тем, что он должен ответить на вопрос о миссии нашего города, о его цели, о его месте и в России, и в мире. Это же город мирового значения. Не отвечая на эти вопросы, построить Генплан на 40-50 лет было бы крайне затруднительным.

Кроме того, по опыту разработки генпланов в больших городах, например, в Москве, известно, я думаю, что и в Санкт-Петербурге известно, что вмешательство в Генплан – это дело-то, собственно, обычное. Постоянно вносятся корректировки, в Генплан вмешиваются различные частные интересы, политические интересы, различные обстоятельства, вносятся новые решения, и документ становится крайне нестабильным.

Так вот, для того чтобы посмотреть на эти проблемы и найти заранее решение, с тем чтобы Генплан был стабильным и, самое главное, отвечал на главные вопросы о перспективе развития, нами предлагается документ, в котором отражено стратегическое целеполагание в отношении развития Санкт-Петербурга в ХХI веке. Это концептуальная стратегия развития мегаполиса: Большой Петербург. ХХI век.

Вот я думаю, что мы представляем вам этот документ, это довольно объемный документ, он долго разрабатывался. Его разрабатывали известные специалисты, известные представители самых разных кругов в городе. Вот они представлены, я не буду повторять. Но особенности этого документа заключаются в том, что он, во-первых, носит совершенно независимый характер, что очень важно. Во-вторых, он не скрывает никакие проблемы, в отличие, естественно, от документов, которые готовятся администрациями, он затрагивает собственно проблему управления городом, но, возможно, главное заключается в том, что он методологически рассматривает экономику, пространство и время как единую концепцию, и определенная новизна этого документа позволяет ему претендовать на то, чтобы быть базой для компромисса между властью, бизнесом и обществом. Это самая важная задача при создании документов развития на такую длительную перспективу.

Весь документ выложен на карту. Его можно внимательно посмотреть, несмотря на его размеры. Он есть и в интернете. Но сегодня я хотел бы обсудить три конкретных практических решения, которые вытекают из такого подхода.

Во-первых, это необходимость подготовки стратегической декларации – декларации о стратегическом развитии, в которой будут заявлены цель и миссия развития города в 21-м веке. И это стало бы таким идеологической техническим заданием на разработку всего Генплана и всех документов. Это чрезвычайно принципиальная вещь, которая может родиться, естественно, в ходе дискуссий и предложения самых разных подходов.

Второе – это создание пространственного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это ничего общего не имеет с тем Координационным советом, который решает конкретные, совершенно необходимые и важные задачи, а этот совет должен был бы заниматься не вопросами, например, проектирования, архитектурных решений, а он бы занимался пространственными, экономическими, градостроительными вопросами. Это сильно другой аспект, с другим разворотом. В частности, подчеркивался такой разворот в расчетах, о которых говорил только что Анатолий Иванович.

Я хотел бы только еще сказать, что в рамках существующего бюджета и существующих бюджетных ограничений всякий разговор о серьезном Генплане для такого города, как Санкт-Петербург, ничего, кроме улыбки, не вызывает. Поэтому или это будет федеральная программа, которой лично занимается Президент, как например, Олимпийскими играми, или мы просто ничего с вами сделать не сможем. Документ будет, но ничего общего с развитием такого города, как Санкт-Петербург, в 21-веке сделать будет невозможно.

И, наконец, третье практическое предложение. Оно совершенно конкретное: необходимо создавать бюро стратегического развития агломерации. Кто-то должен системно и постоянно работать над этой проблемой. Это такая как бы фабрика мысли, как говорят эксперты. Построено это бюро должно быть на прозрачных публичных взносах, которые будут идти от бизнеса, от общественных организаций, от двух субъектов, чтобы все знали, какие интересы в этом бюро присутствуют. Например, первой задачей такого бюро могла бы быть разработка рейтинга жилых проектов и территориальных застроек агломерации.

Нами разработана и вашему вниманию будет предложена конкретная система предложений по всем этим трем вопросам. И в соответствии с поручением Губернатора, которому я хочу выразить личную признательность за рассмотрение этого проекта, которое состоялось еще в феврале текущего года, и теперь есть поручение Губернатора представить предложения по его развитию в четвертом квартале, в соответствии с поручением Губернатора будут представлены предложения и по совету, и по бюро, и по декларации, о которой шла речь, в четвертом квартале.

И последнее. Есть, однако, конкретные проблемы не только общестратегического характера, но вполне экономические и конкретные.

Например, в Петербурге это проблема теплоснабжения. Речь не только о том, что очень высокая аварийность, а речь о том, что действующая схема теплоснабжения, совсем недавно утвержденная Министерством энергетики, она не учитывает самые современные и перспективные методы выработки как тепловой, так и электрической энергии. У этой схемы есть очень существенные недостатки, которые (почему я сейчас об этом говорю) закрывают перспективу развития города. Она не рассчитана на современные решения, обращенные в будущее. Над ней работают, и как Андрей Сергеевич Бондарчук докладывал только что, ее пытаются совершенствовать. Мне это известно. Но думаю, что, с точки зрения Генплана и большой перспективы Санкт-Петербурга, эту схему нужно утверждать заново. Просто заново! Нужна новая схема, в которой центральным вопросом будет комбинированная выработка тепловой и электрической энергии. Это важнейший экономический вопрос перспективы. И все эти миниТЭЦ, и другие решения в историческом центре – всё это жизненно необходимо. Отказ от выработки новой схемы просто закроет перспективу.

И вот таких фундаментальных решений в отношении Генплана есть несколько. Я назвал вам только одно.

Я благодарю вас за внимание и за приглашение выступить на такой важной и интересной конференции. Спасибо большое.

/ А п л о д и с м е н т ы /

Основные задачи Генерального плана

Наши рекомендации