Методические подходы к экономическому обоснованию и расчету показателей территориального развития региона

Котов Анатолий Иванович – специальный Представитель Губернатора Санкт-Петербурга по вопросам
экономического развития

(Слайд 1)

13 мая 2014 года Правительство Санкт-Петербурга утвердило Стратегию экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. В июне того же года вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ», регулирующий отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и др. участников. В свою очередь, в июле 2015 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге». Помимо установления общих норм, указанный закон определяет также состав документов стратегического планирования, к которым, в частности, относятся Стратегия ЭСР СПб и Генеральный план Санкт-Петербурга. При этом нормами действующего законодательства устанавливается, что «схема территориального планирования субъекта РФ... основывается на положениях стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, стратегий СЭР макрорегионов и отраслевых документов стратегического планирования РФ с учетом требований, определенных ГСК и схемами территориального планирования РФ».

(Слайд 2)

В связи с изложенным, вопрос о создании механизма перехода от Стратегии ЭСР Санкт-Петербурга к Генеральному плану Санкт-Петербурга является весьма актуальным. Следует отметить, что на текущий момент в РФ такой механизм отсутствует и его создание является важной методической задачей стратегического планирования.

Именно это и было подтверждено в рамках Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», проходившего совсем недавно в Санкт-Петербурге. Представленный в рамках одной из панелей Доклад
«О методическом подходе к экономическому обоснованию и расчету показателей территориального развития регионов на основе стратегий социально-экономического развития», представленный от Санкт-Петербурга, был весьма положительно оценен Департаментом стратегического и территориального планирования МЭР.

(Слайд 3)

Объективными предпосылками, определяющими в значительной степени необходимость социально-экономического развития, являются существенные факторы, выступающие в качестве объективной нагрузки па всю городскую инфраструктуру и обуславливающие в этой связи необходимость компенсации последствий роста этой нагрузки на инфраструктуру с течением времени.

Напомню основные из этих факторов:

3.1. Рост численности населения.

3.2. Развитие экономики (рост ВРП).

3.3. Увеличение пассажиропотоков.

3.4. Рост потока туристов.

3.5. Миграция населения.

3.6. Автомобилизация.

3.7. Рост антропогенного воздействия на окружающую среду.

3.8. Увеличение отходов жизнедеятельности.

3.9. Атмосферные осадки.

(Слайд 3. Слайд 4)

Компенсация перечисленных нагрузок должна быть обеспечена ни условиях устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, учета интересов граждан и объединений, зафиксированных, в свою очередь, в документах территориального планирования. Территории, таким образом, составляют материальную основу для сбалансированного социально-экономического развития Санкт-Петербурга. При этом, очевидно, что устойчивое развитие территорий не может быть обеспечено без всестороннего и объективного учета факторных нагрузок и показателей территориального развития, определяющих условия устойчивого развития территорий, исходя из целей стратегии.

(Слайд 5)

В этой связи суть подхода к экономическому обоснованию и расчету показателей территориального развития заключается в получении на основе расчетных алгоритмов и программ (расчетных моделей) сбалансированных по инвестиционным возможностям показателей территориального развития (ПТР), разработанных на основе Стратегии ЭСР СПб, и использовании этих показателей в документах территориального планирования.

(Слайд 6)

Таким образом, механизм перехода от Стратегии ЭСР Санкт-Петербурга к Генеральному плану Санкт-Петербурга должен обеспечивать решение следующих задач:

разработка на основе Стратегии СЭР СПб системы показателей территориального развития;

формализация и применение расчетных моделей и программ (алгоритмов) для получения сбалансированных оценок (значений) ПТР;

формирование на основе ПТР нормативов градостроительного проектирования.

(Слайд 7)

Система ПТР, в этом случае, должна характеризовать (описывать):

потребности территорий в объектах капитального строительства;

ориентировочные затраты на создание объектов инфраструктуры;

ограничения инвестиционного и иного характера.

(Слайд 8)

Основные требования к ПТР:

связь с показателями Стратегии;

функциональность;

системность;

способность к формализации;

возможность взаимной трансформации;

вариативность исходных данных;

сбалансированность значений;

сравнимость результатов.

(Слайд 9)

ПТР включает:

базовые показатели развития социально-экономической сферы – показатели, характеризующие непосредственное влияние факторов СЭР на качество жизни и являющиеся исходной основой для расчета показателей территориальной обеспеченности объектами инфраструктуры (ПТО) и показателей капитальных затрат на развитие инфраструктуры (ПКЗ);

показатели территориальной обеспеченности объектами инфраструктуры (ПТО) – показатели, характеризующие уровень инфраструктурной обеспеченности территории объектами капитального строительства в интересах развития соответствующей социально-экономической сферы. Значение показателей определяется факторами СЭР (существенными показателями СЭР);

показатели капитальных затрат на развитие инфраструктуры (ПКЗ) – показатели, характеризующие укрупненные затраты на создание соответствующей инфраструктуры. Значение показателей определяется на основе укрупненных нормативов капитального строительства объектов инфраструктуры;

показатели инвестиционных возможностей развития (ПИВ) – показатели, характеризующие инвестиционные возможности экономики обеспечить финансирование расходов на создание инфраструктуры.

(Слайд 10)

ПТР на примере Стратегии ЭСР Санкт-Петербурга на период до 2030 года

1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

1.1. ПТР сферы образования

1.2. ПТР сферы здравоохранения

1.3. ПТР сферы культуры

1.4. ПТР сферы социального обслуживания

1.5. ПТР сферы физической культуры и спорта

1.6. ПТР сферы досуга и отдыха

.2. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

2.1. ПТР сферы жилищно-коммунального хозяйства

2.2. ПТР сферы транспорта

2.3. ПТР сферы инженерно-энергетического обеспечения

2.4. ПТР сферы благоустройства городских территорий

2.5. ПТР сферы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

3.1. ПТР промышленности и инноваций

3.2. ПТР потребительского рынка и предпринимательства

3.3. ПТР индустрии туристической деятельности

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЕО ОБЩЕСТВА

4.1. ПТР сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности

4.2. ПТР сферы молодежной политики

4.3. ПТР сферы межнациональных отношений

4.4. ПТР сферы предоставления государственных услуг

(Слайд 11)

.Общая блок-схема расчета показателей

1. Ввод исходных данных (базовые показатели развития социально-экономической сферы – N, факторные показатели или нагрузка – Р; укрупненные нормативы капитальных затрат R).

2. Расчет прогнозных значений показателей территориальной обеспеченности объектами инфраструктуры в соответствии с функциональной зависимостью Т = F (N, Р).

3. Расчет значений показателей капитальных затрат на инфраструктурное развитие на основе укрупненных нормативов капитальных затрат R и значений показателей территориальной обеспеченности Т в соответствии с функциональной зависимостью С = F (R,T)

4. Введение инвестиционных ограничений 10ф. на финансирование расходов на создание инфраструктуры.

5. Расчет плановых показателей территориальной обеспеченности в объектах инфраструктуры из условия недопустимости превышения указанного инвестиционного ограничения.

6. Вывод расчетных данных (плановые значения показателей территориальной обеспеченности).

(Слайд 12)

Комментарий по фрагменту расчетной модели (программы) на слайде

(Слайд 13)

Итак, если рассуждения при определении подхода верны, то в дальнейшем ПТР могут быть использованы

для обоснования и расчета нормативов градостроительного проектирования в целях обеспечения безусловной реализации требований Градостроительного кодекса, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов;

для мониторинга показателей социально-экономического развития территорий в режиме текущего времени и исследования динамики изменения этих показателей;

для перехода к решению задач по определению приоритетности развития территорий (исследования расселения населения, пассажиропотоков, транспортных потоков и размещения производительных сил);

использование системы ПТР и сбалансированных значений для включения в государственные программы.

(Слайд 14)

Заключение.

Предложенный подход позволяет, таким образом, увязать на основе системы сбалансированных показателей территориального развития Стратегию ЭСР Санкт-Петербурга с Генеральным планом и обеспечить возможность оптимизации управленческих решений в сфере социально-экономического развития территорий.

«Концептуальная Стратегия Большой Петербург XXI век»

Наши рекомендации