Классификация подвижного состава
К автотранспортным средствам относят:
· грузовые автомобили
· тягачи и их прицепы и полуприцепы – эксплуатируются только вместе
· автобусы
· легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы
· комбинированные грузопассажирские автомобили
· специальные автомобили (строительные, санитарные, пожарные и др.) и их прицепы и полуприцепы
27. Достоинства автомобильного транспорта:
· высокая доступность;
· возможность доставки груза «от двери к двери»;
· высокая гибкость и маневренность;
· высокая скорость доставки;
· возможность использовать различные маршруты;
· возможность отправки груза небольшими партиями;
· широкие возможности выбора подходящего перевозчика.
Недостатки автомобильного транспорта:
· низкая эффективность;
· зависимость от погодных и дорожных условий;
· высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;
· невозможность длительного ожидания разгрузки;
· опасность хищения груза и угона транспортного средства.
28. Функции автомобильного транспорта:
· является самостоятельным видом транспорта
· является связывающим звеном между другими видами транспорта
· Широкое применение автотранспорта превратилось в социальную проблему, требующую скорейшего решения:
· большая транспортная усталость населения (по данным психологов, транспортная усталость снижает работоспособность на 7-12%)
· возросший поток автомобилей снижает общую скорость движения транспорта
· загрязнение окружающей среды
· большое число ДТП (в мире 8млн человек стали инвалидами в результате ДТП)
· автотранспорт создает резкую нехватку площадей городских магистралей (удельная площадь, приходящаяся на одного пассажира автомобиля в 15 раз больше площади, приходящейся на трамвайного пассажира)
· постоянный рост цен на топливо
29. Основные показатели работы автотранспорта:
· производительность грузового автомобиля – количество перевезенного груза в тоннах за единицу времени
· среднесуточный пробег грузового автомобиля – отношение общего пробега автомобиля (км) за определенный период времени к автомобиле-дням работы автомобиля на линии за этот период.
· время работы автомобиля – разность между продолжительностью работы автомобиля в наряде (включая простои) и временем его нулевых пробегов
· средняя дальность одной поездки автомобиля с грузом определяют как отношение его пробега с грузом к общему числу поездок
· продолжительность рейса автобуса – суммарное время нахождения автобуса в движении, времени на посадку и высадку пассажиров, простоя автобуса на конечных пунктах
· продолжительность поездки автомобиля – такси – складывается из времени оплаченного и неоплаченного его пробега и простоя.
· Расходы пассажирского автомобильного транспорта общего пользования примерно на 60% покрываются доходами (платой пассажиров за проезд).
30. Морской транспорт- осуществляет перевозку грузов и пассажиров по поверхности морей, океанов и прилегающих акваторий.
Достоинства морского транспорта:
· возможность межконтинентальных перевозок;
· низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.
Недостатки морского транспорта:
· ограниченная география перевозок;
· низкая скорость доставки (зависит от географических, погодных и навигационных условий);
· малая частота отправок;
· жесткие требования к креплению и упаковке грузов;
· необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.
Классификация морских судов
· по назначению: пассажирские, для перевозки генеральных грузов, танкеры, контейнеровозы, газовозы, суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях
· по архитектурно-конструктивным признакам: по количеству палуб (полнонаборные и шельтердечные).
· по акватории эксплуатации – выделяют суда неограниченного (дальнего) плавания, ограниченного (прибрежного) плавания, ледового плавания (самостоятельно и с ледоколами). Существуют суда местного плавания в акваториях портов. Широкое распространение получают суда смешанного (морского и речного плавания), рассчитанные на бесперегрузочную доставку грузов по морям и рекам.
· по виду движителей – винтовые, водометные, крыльчатые
· по типам судовых энергетических установок – паровые, дизельные, газотурбинные, атомные
· по количеству корпусов – однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трехкорпусные (тримараны)
· по способу движения по воде – водоизмещающие суда, суда поддерживаемые динамической силой, создаваемой подводными крыльями или воздушной подушкой
Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни пассажирским считается судно, имеющее на борту более 12 пассажиров. Пассажирские суда подразделяются на линейные пассажирские лайнеры, круизные и каботажные.
Грузовые суда классифицируют на: универсальные для генеральных (тарно-штучных) грузов, балкеры (для сыпучих грузов), контейнеровозы, баржевозы, газовозы, танкеры, рефрижераторы, лесовозы и др.. Они могут делиться по виду эксплуатации (линейные и суда нерегулярного плавания)
32. Терминология морского флота:
Прочность судна – корпус корабля должен держать удар волны, давление воды, давление грузов внутри, удары льда.
Остойчивость – способность корабля под действием внешних сил (ветер, волна, неравномерная нагрузка) возвращаться к нормальному состоянию.
Ходкость – способность преодолевать сопротивление движению от трения между его подводной поверхностью и водой.
Поворотливость – способность менять направление движения с помощью рулей в кратчайшее время при наименьшем радиусе поворота.
Наружная форма корабля характеризуется очертанием 3-х его плоскостей:
вертикальной ("боковой чертеж")
горизонтальной
вертикально-поперечной (проекция, называемая миддалем судов).
Основные размеры судна называются размерением.
Плавучесть – способность корабля плавать с полным грузом с определенной осадкой корпуса до установленной горизонтальной плоскости – ватерлинии. Грузоподъемность измеряется в м3.
33. Структура флота сегодня.У России на Балтике на сегодняшний день из 8-ми портов осталось 2, на Черном море из 12-ти портов осталось 2, на Азовском море – из 6-ти 2, на Дунае из 5-ти портов не осталось ни одного, на Каспии из 6-ти осталось 2. Сегодня, когда в результате рыночных реформ и приватизации суда оказались в руках многочисленных и относительно небольших компаниях, которые не в силах обновить флот и успешно его эксплуатировать. Поэтому наш флот вынужден плавать "под удобными флагами". В стране нет банков, которые могли бы финансировать новые судостроения (норма окупаемости кредита 8-10 лет). Есть предложения в основу восстановления морского флота приобретать суда на рынке "сэконд-хэнд". На "бебоудгартер" (лицензия с последующим выкупом). За последние 8 лет тоннаж российского флота упал в 3 раза, за 5 лет валютные вложения упали в 2-3 раза. Из 1080 судов, плавающих 10 лет, плавают 240. Замена не поступила. В последние годы на западных верфях на деньги западных банков российскими компаниями было построено около 100 судов. На них работают российские моряки. Но этот флот не принадлежит России, в российский бюджет этот флот денег не дает.