Регионы, производящие и добывающие массовые грузы

Роль и значения

· Экономическая роль

· Государственное значение – объединяет области, края, государства, создает международные связи.

· Народнохозяйственное значение – удовлетворяет потребности народного хозяйства населения в перевозках грузов и пассажиров.

· Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей.

· Культурная функция

· Оборонное значение

Уровень развития транспорта в стране определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому недооценивание значения транспорта отрицательно сказываются на экономике страны. Транспорт способен существенно влиять на экономический рост страны, расширение торговли, повышение уровня жизни граждан, улучшение их социального проживания в современном обществе.

9. Транспортная система России представляет собой сложный транспортный комплекс путей сообщения, который делится на:

· Магистральный – транспорт общего пользования: железнодорожный, водный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

· Промышленный – осуществляется перемещение предметов и продуктов транспорта в сфере производства.

· Городской - перевозки внутри города: метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси.

· Дополнительно к составляющим транспортного комплекса относят:

· Ведомственный транспорт

· Трубопроводный транспорт

· Нетрадиционные виды транспорта (на воздушной подушке, на магнитном подвесе и др.).

Выбор вида транспорта зависит от уровня промышленной развитости страны, ее размеров, роли и значения перевозок.

Транспортный комплекс – совокупность пропорционально развитых отраслей народного хозяйства, специализированных на удовлетворении потребностей общественного производства в перемещении грузов и пассажиров.

10.Мировая транспортная система– глобальная совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг.

11.Факторы, определяющие направления, объемы, структуру и сроки осуществления грузовых перевозок:

· Сложившийся товарообмен готовой продукции между экономическими регионами и в международных рамках, включая транзит.

· Развитие специализации и кооперации производственных связей между предприятиями внутри страны и за рубежом.

· Хозяйственное освоение новых территорий, природных ресурсов и появление новых рынков сбыта готовой продукции.

· Уровень транспортных тарифов и таможенных пошлин.

· Климатические и сезонные условий доставки грузов.

· Политические, военные и чрезвычайные ситуации.

· Каждый продукт имеет свой рынок сбыта и производства. Из тысячи наименований перевозимых грузов выделяют несколько групп, объемы перевозок которых преобладают на различных видах транспорта. Эти грузы относят к массовым (универсальным) – 9 наименований, которые и определяют основной грузооборот на каждом виде транспорта.

· Пассажирские перевозки имеют иные факторы формирования: спрос на эти перевозки в основном зависят от тарифной и ценовой политики, уровня доходов населения, потребностей в деловых поездках. Направление и объемы перевозок во многом зависят от демографической подвижности населения, социальной политики государства, условий труда и отдыха. Пассажиропотоки не постоянны во времени и пространстве: изменяются по часам суток, дням недели, сезонам года, дальности поездок, а также выбор маршрутов поездок определяется льготами на оплату проезда, уровнем комфорта, удобства, согласованностью расписаний взаимодействующих видов транспорта.

12.Грузовые перевозки- транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

Договор перевозки – документ между исполнителем и потребителем транспортной услуги, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.

Грузополучатель – потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.

Грузоотправитель – потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.

Грузовые перевозки можно классифицировать:

· Внутрихозяйственные, предусматривающие перемещение грузов в пределах одного предприятия.

· Местные, осуществляемые между предприятиями в пределах одного экономического района.

· Межрегиональные, обеспечивающие обмен грузов между предприятиями и фирмами, находящимися в разных экономических регионах.

· Международные, предназначенные для товарообмена между предприятиями и фирмами, расположенными в разных странах.

Перевозки грузов между пунктами их отправления и назначения с участием различных видов транспорта называют комбинированными или смешанными (иногда - мультимодальные или интермодальные).

Мультимодальные и интермодальные перевозки имеют по сути однозначные определения смешанным. Мультимодальные перевозки - те, где всю ответственность за организацию перевозок в пути следования принимает один из перевозчиков независимо от числа используемых видов транспорта по маршруту доставки с оформлением единого перевозочного документа. Под интермодальными перевозками понимают смешанные перевозки укрупненных грузовых единиц (контейнеров), организуемые экспедитором по всему маршруту следования, но с оформлением им перевозочных документов на каждом виде транспорте.

Сроки перемещения грузов зависят от скорости используемого транспорта, а также от продолжительности перегрузки отправок и оформления грузовых документов. Доставку грузов в сжатые сроки называют экспресс - доставкой.

Классификация морских судов

· по назначению: пассажирские, для перевозки генеральных грузов, танкеры, контейнеровозы, газовозы, суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях

· по архитектурно-конструктивным признакам: по количеству палуб (полнонаборные и шельтердечные).

· по акватории эксплуатации – выделяют суда неограниченного (дальнего) плавания, ограниченного (прибрежного) плавания, ледового плавания (самостоятельно и с ледоколами). Существуют суда местного плавания в акваториях портов. Широкое распространение получают суда смешанного (морского и речного плавания), рассчитанные на бесперегрузочную доставку грузов по морям и рекам.

· по виду движителей – винтовые, водометные, крыльчатые

· по типам судовых энергетических установок – паровые, дизельные, газотурбинные, атомные

· по количеству корпусов – однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трехкорпусные (тримараны)

· по способу движения по воде – водоизмещающие суда, суда поддерживаемые динамической силой, создаваемой подводными крыльями или воздушной подушкой

Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни пассажирским считается судно, имеющее на борту более 12 пассажиров. Пассажирские суда подразделяются на линейные пассажирские лайнеры, круизные и каботажные.

Грузовые суда классифицируют на: универсальные для генеральных (тарно-штучных) грузов, балкеры (для сыпучих грузов), контейнеровозы, баржевозы, газовозы, танкеры, рефрижераторы, лесовозы и др.. Они могут делиться по виду эксплуатации (линейные и суда нерегулярного плавания)

32. Терминология морского флота:

Прочность судна – корпус корабля должен держать удар волны, давление воды, давление грузов внутри, удары льда.

Остойчивость – способность корабля под действием внешних сил (ветер, волна, неравномерная нагрузка) возвращаться к нормальному состоянию.

Ходкость – способность преодолевать сопротивление движению от трения между его подводной поверхностью и водой.

Поворотливость – способность менять направление движения с помощью рулей в кратчайшее время при наименьшем радиусе поворота.

Наружная форма корабля характеризуется очертанием 3-х его плоскостей:

вертикальной ("боковой чертеж")

горизонтальной

вертикально-поперечной (проекция, называемая миддалем судов).

Основные размеры судна называются размерением.

Плавучесть – способность корабля плавать с полным грузом с определенной осадкой корпуса до установленной горизонтальной плоскости – ватерлинии. Грузоподъемность измеряется в м3.

33. Структура флота сегодня.У России на Балтике на сегодняшний день из 8-ми портов осталось 2, на Черном море из 12-ти портов осталось 2, на Азовском море – из 6-ти 2, на Дунае из 5-ти портов не осталось ни одного, на Каспии из 6-ти осталось 2. Сегодня, когда в результате рыночных реформ и приватизации суда оказались в руках многочисленных и относительно небольших компаниях, которые не в силах обновить флот и успешно его эксплуатировать. Поэтому наш флот вынужден плавать "под удобными флагами". В стране нет банков, которые могли бы финансировать новые судостроения (норма окупаемости кредита 8-10 лет). Есть предложения в основу восстановления морского флота приобретать суда на рынке "сэконд-хэнд". На "бебоудгартер" (лицензия с последующим выкупом). За последние 8 лет тоннаж российского флота упал в 3 раза, за 5 лет валютные вложения упали в 2-3 раза. Из 1080 судов, плавающих 10 лет, плавают 240. Замена не поступила. В последние годы на западных верфях на деньги западных банков российскими компаниями было построено около 100 судов. На них работают российские моряки. Но этот флот не принадлежит России, в российский бюджет этот флот денег не дает.

Логистика и транспорт

Под логистикой понимают методологию эффективного управления материальными и, связанными с ними информационными и финансовыми потоками для полного удовлетворения требований потребителей с оптимальными затратами всех ресурсов.

Проще говоря, для того, чтобы произвести, а затем выгодно продать какой-либо продукт, нужно с оптимальными затратами и в заданные сроки доставить к месту производства все необходимые ресурсы (сырье, материалы, энергию и др.). После этого необходимо также с оптимальными затратами по хранению, перемещению и расходованию всех ресурсов произвести в установленные сроки готовый продукт (товар), который пользуется спросом потребителей. И, наконец, нужно через систему распределения доставить товар потребителям, используя транспорт и склады в рамках оптимальных затрат и сроков. Таким образом, материальный поток сначала в виде необходимых ресурсов, затем предметов труда и, наконец, товара проходит несколько этапов (их называют звеньями) логистического процесса.

В странах с развитой рыночной экономикой начали использовать логистику как методологию предпринимательства в начале второй половины XX века. С переходом российской экономики на рыночные рельсы, формированием класса собственников, развитием свободного ценообразования у предпринимательских структур возник активный интерес к логистике. Дело в том, что в структуре общих затрат предприятий на содержание запасов сырья, полуфабрикатов, готовой продукции в среднем приходится около 40%, на их складирование — примерно 20%, на перевозки магистральными видами транспорта 20%, промышленным (технологическим) транспортом 10%. Остальные 10% общих расходов связаны с операциями в сфере сбыта. Фактор времени, наряду с ценой и качеством продукции, определяет успех предприятия в рыночной экономике.

Указанные выше затраты, а также временной потенциал распределяют между транспортными, производственными, оптовыми, сбытовыми предприятиями. Они связаны между собой финансовыми и информационными потоками. Эти потоки и их звенья образуют логистические системы, которые делятся на две большие группы — микрологистические и макрологистические системы. Первые предназначены для интегрированного управления материальными и связанными с ними финансовыми и информационными потоками внутри предприятия, а также вне его в бизнес-кооперациях снабжения и сбыта.

Макрологистические системы образуются для управления упомянутыми потоками в рамках внутрирайонных, межрайонных, региональных, межрегиональных, отраслевых и межотраслевых связей при участии различных видов транспорта.

На рис. 40 представлена общая структурная схема макрологистической системы. В зарубежной практике создаются глобальные макрологические системы, к которым относятся государственные (транснациональные) логистические системы, формируемые на уровне страны в целом, а также межгосударственные (международные) логистические системы, охватывающие несколько стран и трансконтинентальные, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Цели и задачи логистики во многом зависят от масштабов логистических систем. Существует несколько функциональных областей логистики: допроизводственная, производственная, постпроизводственная, транспортная, складская, информационная, финансовая.

Применение логистических методов породило новый подход к транспорту как составному звену логистической системы. Оно включает в себя перевозки в тесной органической взаимосвязи с закупками, поставками, сбытом, складированием, хранением сырья и продукции.

Такие базисные требования логистики, как приоритет потребителя, высокий уровень сервиса, сокращение длительности выполнения заказа в полной мере относятся как к производственным предприятиям, снабженческо-сбытовым организациям, так и к транспорту, задействованному в логистических системах Основной экономический эффект от применения логистической методологии достигается за счет сокращения транспортно-складских издержек, оптимизации запасов материальных ресурсов и сокращения времени их доставки.

Этот эффект определяют на основе сравнительной технико-экономической оценки различных вариантов доставки и хранения грузов с учетом размеров грузопотоков, дальности перевозок, величин транспортных, складских, страховых тарифов, таможенных пошлин и сборов, а также условий, задаваемых грузополучателями и грузовладельцами. По каждому варианту логистической цепи рассчитывают совокупные затраты и выбирают вариант с наименьшими затратами.

Транспортные компании, принимающие участие в логистических системах, стараются расширить спектр своих услуг. Опыт многих транспортных компаний, принявших на вооружение эту логистическую концепцию, показывает, что политика предоставления дополнительных услуг повышает их возможности в привлечении новых объемов работ, увеличивает прибыль, способствует ускоренному внедрению прогрессивных технологий, укрепляет имидж компаний. В свою очередь, фирмы, доверившие часть функций транспортным компаниям, могут уделить больше внимания своей основной деятельности. Транспортная компания, как логистический партнер предприятия, стремится представить ему весь необходимый объем информации о продвижении грузопотока, о доставке его товаров грузополучателю.

Предложению набора услуг обычно предшествует изучение конкретных потребностей предприятия. Эти функции взяли на себя транспортные логистические центры. Во Франции, например, такие центры были созданы на железных дорогах еще в 80-е годы. Они проводят анализ грузопотоков и распределение их по сети железных дорог. На основе аналитических данных центры вносят предложения по оптимизации грузопотоков не только с использованием железнодорожного, но и других видов транспорта.

Со спектром услуг, предоставляемых компаниями, интегрируются услуги, оказываемые экспедиторскими фирмами. Некоторые из них строят складские терминалы с системами технического обслуживания и ремонта прибывающего на терминалы автомобильного подвижного состава, принимают на себя функции по выполнению таможенных формальностей для грузоотправителей и грузополучателей В структурах экспедиторских фирм появляются подразделения, закупающие товары для обслуживаемых ими предприятий, а также реализующие товары, изготовленные этими предприятиями. В основе такого подхода, который иногда называют корпоративной логистикой, заложено следующее. Каждому предприятию целесообразно освободиться от несвойственных ему функций логистики, передав их осуществление специализированным транспортным, экспедиторским, складским и упаковочным фирмам. Именно эти специализированные фирмы должны взять на себя закупку и транспортировку сырья, материалов, энергоносителей, хранение, упаковывание, вывоз готовой продукции, принять участие в ее распределении, складировании, а также утилизации и ликвидации производственных отходов. В ходе решения таких логистических задач упомянутые фирмы иногда принимают на себя и часть производственных функций. Примером может служить созданный экспедиторами на одном из складских терминалов цех по раскрою завозимого сюда листового металла в соответствии с размерами, заданными покупателями этого металла.

Важная проблема транспортной логистики — управление взаимосвязанными звеньями «транспорт — складское хозяйство — товарные запасы». На расположение складов и уровень товарных запасов влияет фактор времени, который, в свою очередь, зависит от скорости и эффективности выполнения транспортных операций.

Общая структурная схема макрологистической системы материало- и товародвижения (МТ — магистральный транспорт; ПТ — промышленный транспорт) представлена далее.

Обеспечение безопасности

Безопасность на всех видах транспорта — острая социально-экономическая проблема. Актуальность ее эффективного решения возрастает с каждым годом как для органов управления транспортным комплексом, так и для их структурных подразделений.

Для каждого вида транспорта эта проблема является комплексной, т.е. предусматривающей систему целенаправленных мер, способствующих предупреждению и снижению уровня аварийности, сокращению числа транспортных происшествий и экономических потерь на ликвидацию их последствий. В то же время подходы к решению проблем безопасности имеют свою специфику.

Все организационные и технические мероприятия на железнодорожном транспорте должны отвечать требованиям безопасного и бесперебойного движения поездов. Безопасность движения обеспечивается содержанием в постоянной исправности всех железнодорожных сооружений, пути, подвижного состава, оборудования и механизмов, устройств СЦБ и связи, организацией их осмотров и предупредительного технического обслуживания.

Защита окружающей среды

Расчеты показывают, что ежегодный экологический ущерб. Связанный с работой транспортного комплекса России, можно оцени п. и 3,7 млрд. долл. США. Почти 80% этого ущерба вызвано загрязнением атмосферы вредными выбросами продуктов сгорания топлива. Транспорт оказывает агрессивное шумовое, а нередко и вибровоздействие на среду обитания людей, снижая их работоспособность, мешая полноценному отдыху. На рис. 43 приведены основные факторы, характеризующие влияние транспорта на экологическую обстановку, а также указаны объекты этою влияния. Оно выражается не только в загрязнении атмосферы, водных объектов, но и в выделении тепла в окружающую среду при работе двигателей внутреннего сгорания и других энергетических установок, в разрушении почвенно-растительного покрова земли, в загрязнении акваторий водоемов и рек.

Роль и значения

· Экономическая роль

· Государственное значение – объединяет области, края, государства, создает международные связи.

· Народнохозяйственное значение – удовлетворяет потребности народного хозяйства населения в перевозках грузов и пассажиров.

· Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей.

· Культурная функция

· Оборонное значение

Уровень развития транспорта в стране определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому недооценивание значения транспорта отрицательно сказываются на экономике страны. Транспорт способен существенно влиять на экономический рост страны, расширение торговли, повышение уровня жизни граждан, улучшение их социального проживания в современном обществе.

9. Транспортная система России представляет собой сложный транспортный комплекс путей сообщения, который делится на:

· Магистральный – транспорт общего пользования: железнодорожный, водный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

· Промышленный – осуществляется перемещение предметов и продуктов транспорта в сфере производства.

· Городской - перевозки внутри города: метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси.

· Дополнительно к составляющим транспортного комплекса относят:

· Ведомственный транспорт

· Трубопроводный транспорт

· Нетрадиционные виды транспорта (на воздушной подушке, на магнитном подвесе и др.).

Выбор вида транспорта зависит от уровня промышленной развитости страны, ее размеров, роли и значения перевозок.

Транспортный комплекс – совокупность пропорционально развитых отраслей народного хозяйства, специализированных на удовлетворении потребностей общественного производства в перемещении грузов и пассажиров.

10.Мировая транспортная система– глобальная совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг.

11.Факторы, определяющие направления, объемы, структуру и сроки осуществления грузовых перевозок:

· Сложившийся товарообмен готовой продукции между экономическими регионами и в международных рамках, включая транзит.

· Развитие специализации и кооперации производственных связей между предприятиями внутри страны и за рубежом.

· Хозяйственное освоение новых территорий, природных ресурсов и появление новых рынков сбыта готовой продукции.

· Уровень транспортных тарифов и таможенных пошлин.

· Климатические и сезонные условий доставки грузов.

· Политические, военные и чрезвычайные ситуации.

· Каждый продукт имеет свой рынок сбыта и производства. Из тысячи наименований перевозимых грузов выделяют несколько групп, объемы перевозок которых преобладают на различных видах транспорта. Эти грузы относят к массовым (универсальным) – 9 наименований, которые и определяют основной грузооборот на каждом виде транспорта.

· Пассажирские перевозки имеют иные факторы формирования: спрос на эти перевозки в основном зависят от тарифной и ценовой политики, уровня доходов населения, потребностей в деловых поездках. Направление и объемы перевозок во многом зависят от демографической подвижности населения, социальной политики государства, условий труда и отдыха. Пассажиропотоки не постоянны во времени и пространстве: изменяются по часам суток, дням недели, сезонам года, дальности поездок, а также выбор маршрутов поездок определяется льготами на оплату проезда, уровнем комфорта, удобства, согласованностью расписаний взаимодействующих видов транспорта.

12.Грузовые перевозки- транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

Договор перевозки – документ между исполнителем и потребителем транспортной услуги, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.

Грузополучатель – потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.

Грузоотправитель – потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.

Грузовые перевозки можно классифицировать:

· Внутрихозяйственные, предусматривающие перемещение грузов в пределах одного предприятия.

· Местные, осуществляемые между предприятиями в пределах одного экономического района.

· Межрегиональные, обеспечивающие обмен грузов между предприятиями и фирмами, находящимися в разных экономических регионах.

· Международные, предназначенные для товарообмена между предприятиями и фирмами, расположенными в разных странах.

Перевозки грузов между пунктами их отправления и назначения с участием различных видов транспорта называют комбинированными или смешанными (иногда - мультимодальные или интермодальные).

Мультимодальные и интермодальные перевозки имеют по сути однозначные определения смешанным. Мультимодальные перевозки - те, где всю ответственность за организацию перевозок в пути следования принимает один из перевозчиков независимо от числа используемых видов транспорта по маршруту доставки с оформлением единого перевозочного документа. Под интермодальными перевозками понимают смешанные перевозки укрупненных грузовых единиц (контейнеров), организуемые экспедитором по всему маршруту следования, но с оформлением им перевозочных документов на каждом виде транспорте.

Сроки перемещения грузов зависят от скорости используемого транспорта, а также от продолжительности перегрузки отправок и оформления грузовых документов. Доставку грузов в сжатые сроки называют экспресс - доставкой.

Регионы, производящие и добывающие массовые грузы

Структуру грузопотоков характеризуют долевые соотношения различных родов грузов в общем объеме перевозок и грузообороте. Эти грузы относят к массовым: 9 наименований, которые и определяют основной грузооборот на каждом виде транспорта (уголь, нефть и нефтепродукты, руда, черные металлы, удобрения, зерно, лесные и строительные материалы).

Значительные объемы перевозок строительных и лесных грузов осуществляется речным транспортом, а более 2/3 общего объема нефти и нефтепродуктов поступает к потребителям по нефтепроводам.

Номенклатура товаров, доставляемых автомобильным транспортом весьма разнообразна. Ее основу составляют товары народного потребления, строительные материалы, нефтепродукты.

В европейской части России сосредоточено 4/5 всей обрабатывающей промышленности, а на ее азиатской территории 2/3 всей добывающей промышленности страны, что полностью отражает специфику производственного потенциала страны. Восточные регионы играют роль грузообразующих (топливно-энергетические ресурсы, черные и цветные металлы), 60% которых экспортируется за рубеж.

Наши рекомендации