Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания

По внешнему виду свечи можно многое сказать о работе двигателя и его системах.

Осмотр свечи нужно проводить после длительной поездки по шоссе на изначально чистых свечах.

Снятие и визуальная оценка технического состояния свечей. Свечи необходимо осматривать через каждые 5 т.км пробега автомобиля.

Диагностика двигателя по внешнему цвету свечей зажигания производится путем выкручивания длительно работающих в двигателе свечей и внимательном осмотре той их части, которая погружена в камеру сгорания.

Если конус изолятора покрыт кремовато – коричневым цветом нагара, то тепловая характеристика свечи соответствует типу двигателя и сам двигатель работает нормально (рис. 7).

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru

Рис. 7. Нормально состояние.

Калильное число выбрано правильно. Смесеобразование и зажигание в порядке, нет пропусков искрообразования. Отсутствует нагар от этилированного топлива или присадок к моторному маслу. Отсутствует перегрев.

Если на конусе изолятора будет обнаружен значительный слой нагара черного цвета (рис. 8), то причины могут быть следующие:

- рыхлый черно-матовый нагар является следствием неполного сгорания топливной смеси из-за переобогащения ее топливом или следствием длительной работы двигателя в режиме холостого хода; загрязнением воздушного фильтра; не в порядке процесс запуска; продолжительная работа стартера, движение преимущественно на коротких расстояниях; свеча слишком холодная ( слишком низкое калильное число свечи). При этом наблюдаются пропуски искрообразования, плохие пусковые качества.

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru

Рис. 8. Покрытые нагаром.

- твердый нагар черного цвета является следствием несоответствия типа свечи двигателю по тепловой характеристике.

В этом случае свеча остается холодной и температура теплового конуса ниже температуры самоочищения.

Причинами нагара черного цвета могут быть также неисправная работа системы зажигания (слабая искра, «пробой» высоковольтного провода и т.д.).

Если свеча имеет блестящий черно-масляный нагар (рис. 9), ярко выраженные следы масла, особенно в резьбовой части, то двигатель во время прогрева будет троить и будет повышенный расход масла (масло проходит через сальники клапанов и поршневые кольца), а из трубы глушителя будет выходить бело-синий выхлоп. Причинами могут быть избыточное попадание масла в камеру сгорания; низкая компрессия в цилиндрах двигателя; высокий уровень масла, сильно изношенные кольца, цилиндр, направляющие клапанов.

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru
Рис. 9. Масляный налет.

Основание изолятора местами покрыто толстым коричнево-желтым блестящим налетом, иногда переходящим в зеленоватый оттенок (рис.10).

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru

Рис. 10. Нагар от этилированного топлива.

Причина: Этилированные присадки к топливу. Нагар образуется при высокой нагрузке на двигатель после длительного режима частичной нагрузки. Проявление: При высокой нагрузке налет является электропроводным, что приводит к пропускам искрообразования. В этом случае необходимо заменить свечи, очистка нагара бесполезна.

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru
Рис. 11. Сильно этилированное топливо.

Основание изолятора местами покрыто толстым коричнево-желтым блестящим налетом, иногда переходящим в зеленоватый оттенок. Причина: Этилированные присадки к топливу. Нагар образуется при высокой нагрузке на двигатель после длительного режима частичной нагрузки.

Аналогичным образом, если конус свечи имеет красный оттенок, то это значит, что двигатель работает на топливе содержащем избыточное количество присадок, имеющих в своем составе металл. Отложения металла образуют на поверхности изолятора токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.

Если компрессия в цилиндрах удовлетворительная (около 10кг/см2), но масло попадает в камеру сгорания, то на свече образуется толстый пористый налет светлого цвета (зольный нарост) (рис. 12). Наличие легирующих присадок, особенно у масла, также могут образовать подобную золу в камере сгорания и затем осаждаться на поверхность свечи.

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru
Рис. 12. Образование золы.

При перегазовках из выхлопной трубы сильное синие дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный. Может возникнуть калильное зажигание с потерей мощности, что приведет к повреждению двигателя.

Если центральный электрод оплавлен, ноздреватый, пористый размягченный изолятор (рис. 13).

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru

Рис. 13. Оплавленный центральный электрод.

Причина: термическая перегрузка из-за калильного зажигания, из-за раннего зажигания, продукты сгорания в камере, дефекты клапанов, поврежден распределитель, низкое качество топлива, низкое калильное число. При этом наблюдаются пропуски зажигания, потеря мощности (повреждение двигателя).

Если центральный электрод расплавлен, боковой электрод сильно корродирован (рис.14), то причинами могут быть: термическая перегрузка из-за калильного зажигания, из-за раннего зажигания; продукты сгорания в камере; дефекты клапанов; поврежден распределитель или низкое качество топлива.

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru
Рис. 14. Расплавленный центральный электрод.

.
При этом могут наблюдаться пропуски зажигания, потеря мощности, возможно повреждение двигателя. Возможна трещина изолятора из-за перегрева центрального электрода.

Ноздреватый, пористый вид электродов. Возможен осадок посторонних включений (рис.15).

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru

Рис. 15. Оплавленные электроды.

Причина: термическая перегрузка из-за калильного зажигания, из-за раннего зажигания, продукты сгорания в камере, дефекты клапанов, поврежден распределитель, низкое качество топлива.

Если наблюдается сильный износ центрального электрода, то причиной является не соблюдение интервала замены свечей. При этом наблюдаются пропуски зажигания особенно при ускорении (недостаточно напряжения из-за увеличенного расстояния между электродами), плохие параметры процесса запуска.

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru

Рис. 16. Сильный износ центрального электрода.

Причинами сильного износа бокового электрода (рис. 17) могут быть: агрессивные присадки топлива и масла; недостаточное соотношение рабочей смеси в камере сгорания, возможны отложения, детонации; термическая перегрузка двигателя отсутствует.

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru

Рис. 17. Сильный износ бокового электрода.

При этом наблюдаются пропуски зажигания особенно при ускорении (недостаточно напряжения из-за увеличенного расстояния между электродами), плохие параметры процесса запуска.

Разрушение изолятора (рис. 18) может произойти из-за механического повреждения (удара); отложений между центральным электродом и изолятором; коррозии центрального электрода, особенно при продолжительном использовании. При этом могут наблюдаться пропуски зажигания, пробой искры вне электродов во время подачи свежей порции рабочей смеси.

Влияние дефектов двигателя на цвет свечей зажигания - student2.ru
Рис.18. Разрушение изолятора.

При работе на чрезвычайно бедной смеси цвет электрода может быть от светло-серого до белого. Работа двигателя на слишком бедной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева самой свечи и камеры сгорания, что может привести к прогару выпускных клапанов.

Если изолятор «снежно-белой» окраски – значит, свеча работала на предельно допустимом тепловом режиме. Причины: слишком ранее зажигание, переобеднение смеси или слишком «горячая» свеча для данного двигателя.

Целесообразно иметь два комплекта свечей и устанавливать летом более «холодные», а зимой «горячие».

Свечи могут изготовляться с миниатюрным центральным электродом из платины, не выступающего из изолятора.

Испытание свечей зажигания

Наши рекомендации