Диагностика датчиков и исполнительных устройств

Диагностика ДПДЗ. На малых, средних и полных нагрузках автомобиль дергается. В движении при торможении на выжатом сцеплении или на нейтральной передаче, происходит самопроизвольное увеличение оборотов двигателя.

Включаем зажигание и проверяем коды АЦП. В закрытом положении ДПДЗ 0,45 - 0,51 В. При медленном открывании заслонки напряжение должно плавно увеличится до 4,76 В.

Проверяем положение дроссельной заслонки THR. При закрытом дросселе 0%, при нажатой до упора педали газа 100%.

Проверяется степень открытия дроссельной заслонки при нажатой до упора педали газа.

Двигатель может не запуститься и по вине отказа ДПДЗ. Если в стартерном режиме параметр THR более 80%, то в этом случае топливоподача прекращается.

Диагностика датчика температуры. Наблюдается затрудненный запуск двигателя особенно прогретого. Смотрим на мотор-тестере показания TWAT и проверяем на правдоподобность. Одновременно двигаем в разные стороны провода на разъеме, а затем сам разъем датчика. Изменение показания температуры говорят об обрыве проводов, плохом контакте в разъеме или о неисправности самого датчика.

Диагностика ДМРВ. Двигатель не развивает полную мощность (троит).

Исправный ДМРВ должен удовлетворять следующим условиям:

1. Просматриваем с помощью мотор-тестера в каналах АЦП напряжение ДМРВ. Должно быть 0,98 - 1,00 В. Отклонение напряжения от указанных значений показывает на изменение рабочих характеристик датчика (дополнительно проверить напряжение мультиметром).

2. Параметр JAIR подача воздуха через ДМРВ должен соответствовать нормам. Даже незначительное отклонение от нормы (3 - 4 кг/час) приводит к значительным нарушениям в работе двигателя, не вызывая появление кодов ошибок. Например, расход воздуха для двигателя 406 должен быть в пределах 13 - 15 кг/час. Если расход воздуха составляет 10 - 11 кг/час, то двигатель работает неустойчиво, а если расход воздуха 18 - 20 кг/час, то будет повышенный расход топлива.

Напряжение на датчике на холостом ходу не должно превышать 1,5 В (ВАЗ). Если «скачки» напряжения часто превышают 1,5 В, то ДМРВ имеет неверные характеристики. При этой проверке холостой ход должен быть отрегулирован.

Проверяем цикловой расход воздуха 85 - 95 мг/такт.

3. Показания массового расхода воздуха при установившемся 3000 об/мин должны быть:

30 - 32 кг/ч для систем без датчика кислорода;

24 - 26 кг/ч для систем с датчика кислорода.

4. При резком открытии дроссельной заслонки цикловой расход воздуха должен быть около 400 мг/такт.

Диагностика ДПКВ. При неисправности датчика положения и частоты вращения коленчатого вала ДПКВ могут наблюдаться: затрудненный пуск двигателя; «нечистый холостой ход»; перебои при переходе с холостого хода на повышенные обороты, рывки на высоких оборотах. Неисправность ДПКВ может проявляться при определенной температуре двигателя. Чтобы «поймать» проявление неисправности, необходимо наблюдать за углом опережения зажигания УОЗ. Если ДПКВ дает сбой, то значение УОЗ «скачет» (внезапное изменение на 10 град. и более) и не соответствует режиму работы двигателя.

Если двигатель не заводится, то прокручиваем коленчатый вал двигателя стартером и контролируем параметр BITSTP (признак остановки двигателя). Который в момент прокручивания должен быть «НЕТ». Это говорит о том, что ЭБУ принимает сигнал от датчика частоты вращения коленчатого вала. При этом должна быть искра на свечах зажигания и форсунки должны подавать топлива. Для проверки наличия искры необходимо воспользоваться разрядником. Работу форсунок можно проверить по характерному звуку или по миганию индикаторной лампочки пробника, подсоединенного параллельно форсунке.

Если при прокручивании коленчатого вала стартером параметр BITSTP – «ЕСТЬ», то скорее всего неисправен датчик частоты вращения или неисправна его цепь до ЭБУ. Цепь отслеживается по наличию кода ошибки, а работоспособность датчика по его сопротивлению (700-900 Ом).

Диагностика датчика кислорода. Наблюдаем за графиком изменения параметра INPLAM (текущее состояние датчика кислорода). Параметр должен с большой частотой изменяться от минимального до максимального значения (бедная – богатая смесь). Если он надолго «зависает» в каком-либо состоянии, бедном или богатом, то это говорит о том, что датчик потерял чувствительность и его необходимо заменить. Иначе будет наблюдаться повышенный расход топлива и потеря динамичности автомобиля.

Диагностика регулятора холостого хода (РХХ). Двигатель глохнет сразу после запуска и на переходных режимах. Неустойчивая работа двигателя (раскачка, плавание) сразу после запуска могут происходить из-за отложений на клапане регулятора холостого хода и на стенках диффузора дроссельной заслонки (дроссельная заслонка не закрывается полностью. Если имеются отложения на клапане РХХ, то регулятор на холостом ходу чрезмерно открыт (показания FSM больше нормы) и необходимо произвести очистку дроссельного узла. Наоборот, если регулятор открыт меньше нормы и имеет место низкий цикловой расход воздуха, то следует поискать подсосы воздуха в обход дроссельного патрубка.

Для проверки работоспособности РХХ, войти в режим управления. При нормально прогретом двигателе в районе 150 - 160 шагов в исправном регуляторе должна начаться отсечка подачи топлива и двигатель начинает работать с перебоями.

При обслуживании РХХ он откручивается и снимается с узла дроссельной заслонки. На снятый ЗЧЧ одевается его разъем и с помощью программного комплекса мотор-тестер, изменяя параметр FSM, выводится шток из клапана. Очищается резьба и конус штока, внутрь корпуса брызгается очиститель типа WD - 40, он очистит все внутри. Резьбу штока смазываем морозостойкой смазкой, например, «Литол». С помощью мотор-тестера вводим шток в корпус, проверяя его подвижность. Шток вводим до отказа, чтобы при установке РХХ не сломать шток.

Проверка исправности вентилятора охлаждающей жидкости и лампочки «CHECK ENGINE». Производится проверка работоспособности вентилятора путем включение/выключение вентилятора охлаждающей жидкости в режиме исполнительных механизмов и исправность лампы «CHECK ENGINE». Если вентилятор заработал, то включаем дальний свет фар и контролируем напряжение бортовой сети (13,6 - 14,1 В).

Наши рекомендации