Оценка значений параметров элементов системы управления на правдоподобность
Пункт главного меню «Параметры» - «Переменные» позволяет просмотреть все переменные, снимаемые с ЭБУ, а также произвести сохранение нужной последовательности данных и управлять исполнительными механизмами (ИМ). Вид окна отображения переменных и набор показываемых переменных зависит от выбранных установок в меню, рис. 24.
Рис. 24. Пункт меню «Параметры».
Данный пункт позволяет просмотреть основные параметры, характеризующие работу системы управления и сравнить их с рекомендуемыми диагностическими параметрами (таблицы 2, 3.).
Диагностические параметры блока управления Bosch М 1.5.4 М (Январь 5.1).
Таблица 2
Параметры | Ед. измерения | Зажигание включено | Холостой ход | При оборотах | |
об/мин | об/мин | ||||
ADC MAF Напряжение выходного сигнала на ДМРВ | В | 0,99-1,0 | 1,3-1,4 | 1,7-1,9 | 1,9-2,0 |
JAIR Массовый расход воздуха | кг/час | 9 -11 | 20-22 | 31-32 | |
ADC THR Напряжение выходного сигнала ДПДЗ | В | 0,45-0,51 | 0,45 | 0,63 | 0,70 |
THR Положение дроссельной заслонки (0-100%) | % | ||||
ADC TW Напряжение выходного сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) | В | 0,38 | 0,38 | 0,38 | 0,38 |
TWAT Температура охлаждающей жидкости | 0С | ||||
ADCKNK Напряжение выходного сигнала на датчик детонации (ДД) | В | 0,97 | 1,27 | 2,46 | |
DET Признак наличия детонации | ДА/НЕТ | НЕТ | НЕТ | НЕТ | НЕТ |
ADC O2 Напряжение выходного сигнала датчика кислорода (ДК) INPLAM Текущее состояние датчика кислорода | В ДА/НЕТ | 0,41 НЕТ | 0,1-0,8 От ДА до НЕТ не менее 8 раз за 10 сек. | 0,1-0,8 От ДА до НЕТ не менее 8 раз за 10 сек. | 0,1-0,8 От ДА до НЕТ не менее 8 раз за 10 сек. |
ADC BATНапряжение после замка зажигания , на 27 ножке ЭБУ | В | 13,7 | 13,7 | 13,7 | 13,7 |
SSM Текущее положение регулятора холостого хода (PXX) | Шаг | 55-57 | 70-75 | ||
Время впрыска | мсек | 2,5 | 2,07 | 2,13 | |
UOZ Текущее значение угла опережение зажигания | П.К.В | 15,0 | 34-35 | 36-37 | |
COJNJ Коэффициент коррекции впрыска топлива. | 1,016-1,023 | 0,86 | 0,94 |
Диагностические параметры блока управления Микас 7.1 двигатель 406.2 без датчика кислорода.
Таблица 3
Параметры | Ед. измерения | Зажигание включено | Холостой ход | При оборотах | |
об/мин | об/мин | ||||
ADC MAF Напряжение выходного сигнала на ДМРВ | В | 1,5 | 2,2-2,5 | ||
JAIR Массовый расход воздуха | кг/час | 14-15 | |||
ADC THR Напряжение выходного сигнала ДПДЗ | В | 0,45 | 0,45 | 0,63 | 0,70 |
THR Положение дроссельной заслонки (0-100%) | % | ||||
ADC TW Напряжение выходного сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) | В | 0,38 | 0,38 | 0,38 | 0,38 |
TWAT Температура охлаждающей жидкости | 0С | 90-96 | 90-96 | 90-96 | 90-96 |
ADCKNK Напряжение выходного сигнала на датчик детонации (ДД) | В | 0,97 | 1,27 | 2,46 | |
DET Признак наличия детонации | ДА/НЕТ | НЕТ | НЕТ | НЕТ | НЕТ |
ADC O2 Напряжение выходного сигнала датчика кислорода (ДК) INPLAM Текущее состояние датчика кислорода | В ДА/НЕТ | 0,41 НЕТ | 0,1-0,8 От ДА до НЕТ не менее 8 раз за 10 сек. | 0,1-0,8 От ДА до НЕТ не менее 8 раз за 10 сек. | 0,1-0,8 От ДА до НЕТ не менее 8 раз за 10 сек. |
ADC BATНапряжение после замка зажигания , на 27 ножке ЭБУ | В | 13,7 | 13,7 | 13,7 | 13,7 |
SSM Текущее положение регулятора холостого хода (PXX) | Шаг | ||||
IHJ | 4,3-4,8 | 3,9 | |||
UOZ Текущее значение угла опережение зажигания | П.К.В | 14,0 | |||
VALFСостав смеси | 15,1 1,020-1,023 | 16,2 | 16,9 | ||
COEF1 Коррекция топливоподачи (1 канал) | 0,906-0,910 | 0,922 | 0,941 | ||
GTC Цикловая подача топлива | мг/такт | 10,4 | 9,2 | 8,9 |
Проверку проводим в трех режимах: при включенном зажигании; на оборотах холостого хода, на оборотах 3000 об/мин и сравниваем с табличными значениями.
При включенном зажигании проверяем:
- каналы входа АЦП, для этого целесообразно создать набор «Каналы АЦП – зажигание выключено», состоящий:
ADC_KNK – АЦП. Датчик детонации.
ADC_TW – АЦП. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
ADC_MAF – АЦП. Датчик массового расхода воздуха.
ADC_THR – АЦП. Датчик положения дроссельной заслонки.
ADC_CO – АЦП. Потенциометр СО.
Особое внимание уделить датчикам ДМРВ 0,98 – 1,00 В и ДПДЗ 0,45-0,51 В;
- проверяем положение дроссельной заслонки THR. При закрытом дросселе 0%, при нажатой до упора педали газа 100% для ЭБУ БОШ 7,0-78%;
- проверяем на правдоподобность значение температур охлаждающей жидкости и воздуха TWAT и TAIR, одновременно двигаем в разные стороны провода на разъеме, а затем сам разъем датчика, наблюдая за изменением температуры;
- проверяем установку РХХ при включенном зажигании FSM (120 шагов для ВАЗ).
Целесообразно создать свой набор параметров «Датчики (зажигание включено/холостой ход)»:
THR – Положение дроссельной заслонки.
TWAT – Температура охлаждающей жидкости.
JTAIR – Температура воздуха во впускном коллекторе.
FSM – Текущее положение регулятора холостого хода.
Запускаем двигатель и проверяем каналы АЦП на оборотах холостого хода (набор параметров см. выше) таблица 4.
Таблица 4
Каналы АЦП на оборотах 850 об/мин | ДТОЖ | 0,449 В/93,8 грд. С |
ДМРВ | 1,484 В/11,5 кг/ч | |
ДПДЗ | 0,508 В /0% | |
Д 02 | 0,124 - 0,708 В | |
Д дет | 0,098 - 0,235 В |
Проверяем работу РХХ по параметрам FSM (30 - 35 шагов для ВАЗ и 60 - 90 шагов для ГАЗ). Если значения превышают норму, то необходимо очистить он нагара РХХ и дроссельный узел, а если ниже нормы – поискать подсос воздуха.
Проверяем напряжение бортовой сети при включенных фарах дальнего света.
Целесообразно создать набор параметров «Холостой ход»:
FREQX – Частота вращения вала на холостом ходу.
JUFRXX – Желаемые обороты холостого хода.
FSM – Текущее положение регулятора холостого хода.
UACC – Напряжение бортсети.
TWAT – Температура охлаждающей жидкости.
JTAIR – Температура воздуха во впускном коллекторе.
THR – Положение дроссельной заслонки.
На следующем этапе параметры контролируем на оборотах КВ 850 и 3000 об/мин и сравниваем с табличными значениями.
Параметр DET (признак детонации.) отображает работу двигателя с детонацией или без. При резком увеличении оборотов двигатель должен попадать в зону детонации.
Проверяем цикловой расход воздуха JGBC на холостом ходу. Должен составлять 85-95 мг/такт.
Массовых расход воздуха на холостом ходу должен составлять 9-10 кг/час, а на оборотах3000 об/мин должны быть:
30-32 кг/ч для систем без датчика кислорода;
24-26 кг/ч для систем с датчика кислорода.
Угол опережения зажигания UOZ для ВАЗ на холостом ходу должен составлять 12 - 14 град., а на оборотах 3200 об/мин – 38 град.
Целесообразно создать набор параметров «Управление 850/3000 об/мин»:
FREQ – частота вращения коленвала.
JGBC – цикловой расход воздуха.
JAIR – массовый расход воздуха.
UOZ – угол опережения зажигания.
DET - признак детонации.
INJ – длительность впрыска.
THR – положение дроссельной заслонки.
Проверяем параметры, связанные с экономичностью двигателя:
- контролируем параметры отображающие соотношение воздух/топливо VALF (для ГАЗ) и FAVAL (для ВАЗ). А также по величине параметра JQT (часовой расход топлива). Если параметр VALF находится в пределах 1,020 – 1,023 то система управления и состояние двигателя соответствует всем требованиям.
Целесообразно создать набор параметров «Экономичность»:
RCO (RCOD – для ГАЗ) – коэффициент коррекции СО;
RCOK (для ГАЗ) – коэффициент коррекции топливоподачи;
COINJ – коэффициент коррекции времени впрыска;
VALF (FAVAL) – соотношение воздух/топливо;
JQT - часовой расход топлива, л/час;
FUELPK – удельный мгновенный расход топлива, л/100км;
INPLAM – текущее состояние датчика кислорода;
UO2SENS – напряжение датчика кислорода.