Августа (8 день акклиматизации). Ледовые занятия.
Вернулась в гостиницу. Стою под горячим душем и плачу от счастья. Купила бутылку белого вина и осетинский пирог. Еще раз моюсь в душе, лежу на кровати, ем пирог. Вот оно- СЧАСТЬЕ!
Утро было замечательным, во всю светило солнце и стояло почти полное безветрие. На улице тепло. В качестве утренней разминки решил пройтись в сланцах по леднику до ближайшего ручейка, умыться, заодно наполнить котлы. Ночью подморозило и ручьев на горе заметно поубавилось, но даже ночью в больших ручьях полно воды. Пару раз провалился в снежную кашу замочив при этом ноги, но настроение это нисколько не испортило.
После завтрака Эдик объявил занятия по правильному использованию страховочных обвязок. Собственно, сами обвязки у нас заводские, единственно что требуется – правильно одеть их и привязать к ним страховочные усы. Паша показал, как это можно сделать с помощью двойного проводника, но Эдик этот узел забраковал, сославшись на альпинистские правила и велел вязать двойную восьмерку. Сами занятия проходили в кубрике и на веранде. Вязание узлов много времени не заняло, и чтобы как-то скрасить досуг, народ высыпал на площадку перед приютом, кто-то захватил фотоаппарат, кто-то обнажил торс, и понеслось… Фотосессия никого не оставила равнодушным. К нам присоединялись соседи из других лагерей, народ вошел в раж и во всю изображал пляжный отдых среди снегов ледника на фоне кавказских гор, да еще и с цацками на перевес в виде ледорубов и обвязок. Некоторые особо подготовленные девушки даже нарядились в легкие летние платьица.
Получив заряд бодрости и ультрафиолета, мы вернулись в кубрик для того чтобы экипироваться и отправиться на следующую тренировку. Следующей была тренировка навыков использования ледоруба в нештатных ситуациях на леднике. В теории все просто – ты должен остановить скольжение себя любимого в случае падения на склоне. Навык очень полезный. В одном из походов на северный Урал я сам был свидетелем подобного падения. Благо мой товарищ в то время необходимыми навыками обладал и сумел остановиться за несколько метров до курумника. Правда вместо ледоруба у него была лыжная палка, которая в процессе торможения согнулась в дугу.
Послушав теорию перешли к практике. Основная задача – падать. В разных положениях и головой вниз, и ногами, и на спину, и на живот. А самое главное – остановить свое падение. Одежда у всех у нах синтетическая, скользит замечательно. За какие-то секунды тебя разгоняет до серьезных скоростей. Использовать кошки и ноги нельзя – слишком велик риск перевести свое скольжение в кувыркание. Но и для этой проблемы у человека нашлось решение. Ледоруб реально помогает. Тут главное – не зевать, действовать оперативно и умело. Именно этого и добивались от нас наши инструктора.
Живот об лед сильно ободрал я сразу же! На первом спуске с ледорубом. Да что ж это за непруха такая! Больно, страшно! Стою и терплю! Прикрыл пузо майкой, аккуратно поджал штанами. Блин, совсем некстати.
Упражнение выполнил правильно, понял сразу – скорость на склоне с таким уклоном действительно немалая, перевернулся на живот, зарубился, остановился. Все сработало. Принцип очевиден и понятен. Эдик молодец – знает и инструктирует верно. Но живот болит сильно. Как раз на месте нахождения ремня, поверх будет обвязка, еще одна сложность. Придется терпеть. В кубрике потом обработаю антисептиком.
Занятие оказалось веселым! Тепло, как-то даже радостно! Рома прикольно порвал штаны))) Сегодня день отдыха! Завтра туда, куда постоянно посматриваешь, находясь на улице, ради чего мы все здесь! Но это будет завтра, сегодня еще утро. Завтра…
После тренировки все изрядно промокли. Хорошо, что впереди еще есть немало времени для просушки вещей. Традиционно раскладываемся на нагретых солнцем камнях перед входом в кубрик. Как ни крути – высушиться нужно обязательно. Идти на восхождение в мокрых вещах -никуда не годится. Пока готовится обед приходят тревожные вести о прогнозе погоды. Пока окончательной картины на завтра еще нет, но уже есть первые штормовые предупреждения. Нашим инструкторам не позавидуешь – им предстоит принять решение: идем или не идем на восхождение этой ночью. Хорошо, когда эти решения за тебя должен принимать кто-то другой – опытный и ответственный. После обеда пригодилась гитара. Настроение и музыка были лирическими. Ближе к вечеру пришли хорошие новости насчет завтрашней погоды. Ну что-ж нам везет – дальше все зависит от нас самих.
Еще одно решение, которое каждому предстояло принять для себя в этот день – каким именно способом он будет подниматься на высоту 5000 метров. Есть два пути – первый, когда поднимаешься пешком от самого приюта и другой – более простой путь, когда тебя привозят туда на ратраке. Правда даже этот путь не гарантирует успешного восхождения, поскольку самый сложный участок начинается выше этой высоты.
Ближе к отбою Паша где-то на полках кубрика раскопал сублиматы и угощал народ экзотическими клубникой и творогом. Вообще судя по всему у нас сегодня праздник живота – на столе полно сладостей и орехов. Почему-то хочется лимонада. Жаль его тут не продают. На всякий случай напомнили Эдику про самогонку, которую он накануне обещал поставить всем, кто дойдет до вмерзшего ратрака. Эдик не отпирался, но самогон запасливо берег до завтрашнего после-восхождения. Мужики уже изрядно одичали, периодически вспоминали Володе девственниц-пятитысячниц, которых он опрометчиво обещал им еще в Самаре, мотивирую таким образом стремления к покорению этой высоты.
Вспомнив предстоящий спуск с Эльбруса, я решил подсуетиться насчет индивидуальных средств защиты своей пятой точки на этапе ее скольжения по леднику. Поскольку мой пендаль уже был изрядно измочален предыдущим спуском, больших надежд на него я не возлагал. К счастью на полатях нашелся подходящих кусок пенки, который я предусмотрительно заныкал в рюкзак. Туда же отправился термос залитый свежей теплой водой. И пластиковая бутылка с водой холодной. Компанию им составил индивидуальный сухой паек, который Паша раздал накануне каждому из восходителей и небольшой набор теплых вещей. Гитару на гору решил не тащить – боюсь не допру. Самому бы дойти. Хотя идея была отличная – исполнить что-нибудь забойное на самой вершине Эльбруса. Из приборов с собой только навигатор да телефон.
Ну вот и все – все готово. Теперь бы поспать, но адреналин не дает успокоиться сразу. Отрубаюсь в четыре, просыпаюсь в семь – как раз к ужину. Тихонько, стараясь не шуметь разогреваем котел и завариваем картофельное пюре. Подтягиваются еще не спящие товарищи, дружно хомячим в наступающих сумерках и снова расползаемся по койкам – надо бы еще поспать. Хорошо, что удается это сделать. Аутотренинг – великая вещь.
Отбой был объявлен в 16-00. Эдик жестко рекомендовал – набираться сил, выспаться, подготовить снаряжение. Слушали его крайне внимательно, не перебивая. Легли, кто-то сидел за столом, тихо разговаривали. Было тепло. Очень хочется курить, но мне уже неудобно перед ребятами из соседней группы. Обстрелял их я здорово.
Заснуть не получалось. Как мне кажется - не у меня одного. Без конца все ворочались. Уверен, каждого одолевали тяжкие думы. Волнение просто витало в воздухе. Никто открыто не делился своими тревогами и переживаниями. Но, на самом деле, было, о чем задуматься! Хорошо выспаться так и не удалось. Только обрывки сна.
К 9-ти вечера потихоньку началось движение по вагончику. Кто встал, старались это делать тихо, но к тому моменту уже никто не спал. Просто лежали. Час Х все ближе. Встал, опять все перебрал несмотря на то, что до отбоя все это сделал три или четыре раза. Разбудил Стаса. Внешне сын спокоен - это радует. Но сам я крайне взволнован, если не сказать - волнение жуткое!
К 23-30 все были готовы. До этого объявили, что выходим раньше, чем планировали. В 24–00 все мы стояли на улице и ждали команды. Окинул всех нас взглядом, и своих и ребят из соседних команд.