Августа (2 день акклиматизации). Подъем на «Джаловчатские ночевки»
Ранний подъем. Каша, сыр с хлебом. Чистить зубы в реке, выше по течению которой кто-то моет посуду и стирает носки, но это не имеет значения. Зарядка. Прудовский демонстрирует чудеса гибкости и выворотности суставов. Осипов опоздал - читает стих на немецком.
Команда «Под рюкзак!» и мы пошли… Новые трекины жмут щиколотку, идти тяжеловато, то ли сказывается высокогорье, то ли возраст. (Блин! Надо было плавать пять раз в неделю!!!!! По паре километров) Подошли к горе. Уклон сразу такой…хороший уклон)
-И что, нам разве туда?!!!!! Слышится многоголосье моих друзей.
-Ну да! До ледника дойдем, а там стояночка будет. Обед. Передохнем и часам к пяти спустимся.
Эдик впереди, мы цугом за ним. Замыкающий Паша. Дорога через лес, Приятно, можно цепляться за кусты и деревья. После леса пошла череда марен, гребень. ООООООоооо!!!! Гребень! По вершине гребня пролегает узкая тропонька, шириной в один след. Справа и слева обрывистые крутые склоны. Оступишься - долго лететь будешь. Лучше не оступаться и не отставать. Первые слезы.
Какая Ирина молодец! Она среди нас - женщин, самая не походница. Абсолютная просто! Это как орхидею взять и посадить в снег зимой. И она выжила! Плакала, но шла. Мечтая вслух о белом вине с креветками и об уютном креслице. Слезы вытерла и вперед. Вот где сила))))
Ах, Ириша…после твоих мечтаний, по приезду домой, каждый раз приобретая вино, выбираю только белое и непременно вспоминаю тебя)))
Гавришин рядом. Ему тоже, видимо, не просто. Но идет и даже вида не подаст!
Наши спортсмЭны- походники усвистали вперед, мы бредем где-то ближе к концу, Стас тоже ускакал вперед. Костя с Максом …их не видно даже. Максик всё же мал для такого похода, но не заревел ни разу!
Наконец- то подплетаемся к стоянке! Здесь прохладно, рядышком прямо ледник и горное озеро! Здесь мы наблюдаем как рождается горная река!!!! Чудо! Ледник тает, и вода стекает сначала в озеро, а уже из озера вытекает река… Ледники тают... Влад решил потрогать ледник. Это же так необычно! Ну, когда и где кто ещё в своей жизни трогал ледник?!!!!
- Отойдиииии!!!!! Уйдииии!!!! Не трожжжжжьььь!!!! –это нам сильно кричит группа товарищей во главе с Максимом и Вовой. Кричат они не без оснований. Вова попрыгал на краю ледника и обрушил несколько тонн льда. Чудом его не погребло под обломками. Ледник тает активно, самая жара.
Стоянка удалась! Осипов традиционно искупался в ледяном озере, Вова традиционно огласил «геоинформационную страничку», по которой стало понятно, что перепад высот составил 1000м, долгота такая-то, широта тоже в норме. Соорудили первый обед из супа с сублимированными продуктами (несусветная гадость), вкусной колбасы и хлеба. В изобилии на протяжении всего похода были шоколадки типа «Марс», «Сникерс» и иже с ними, день на третий никто на них уже не мог смотреть. Орехи и сухофрукты не надоедали и так же были всегда в изобилии. На обед к нам подошли горные серны, целая семья из трех особей. Красивые и такие, как балерины- легкие, скачут с камня на камень, скачут. Это то, ради чего я и шла в горы: увидеть в живой природе диких животных! Радости моей нет предела! С детства откуда-то мечта, видеть в живой природе животных. Такая редкость. Эдик собрал народ на игру в волейбол. Представляете?! Высота 3800м., ноги ватные, обрыв под площадкой, выбранной для игры такой, пропасть там.
Спуск вниз тоже не простой. Порой не понятно, что проще, подниматься или спускаться. Камни под ногами спешат осыпаться на товарищей, идущих внизу, кустов и деревьев нет, чтобы зацепиться, гребень что при подъеме, что на спуске преодолела на полусогнутых дрожащих ногах. И сАААмое жуткое: идем мы, значит и вдруг…треск!!!! Такой оглушительный треск! Словно гром прямо рядом с нами. Поворачиваю голову вправо и…прямо напротив нас, язык огромного ледника резко отрывается и отъезжает вниз. Из трещины вырывается фонтан воды.. В памяти мгновенно всплывают все возможные варианты развития событий: Цейское ущелье (гибель команды Сергея Бодрова) …поселок Эльбрус (снесло селью несколько лет назад). Подсогнутые от усталости ноги сгибаются ещё больше. Мама! Я хочу жить! Я ещё много чего не успела! …Кусок ледника остался висеть недвижимо. Пронесло! Смотрю на товарищей. ТО ли я одна такая впечатлительная, то ли остальные виду не подают? Мне страшно.
Ближе к окончанию спускам снова заморосил дождь, парочка Катя-Леша собирает грибы по лесу и преуспела в этом. По дороге обратно некоторые из нас посетили кладбище альпинистов и серебряный ручей. Осипов традиционно искупался. К нему примкнули некоторые друзья. Мы с Владом еле до лагеря доплелись, без грибов, без посещения кладбища и ручья.
Ужин, несколько песен у костра, ранний отбой. Все довольные и усталые. Первый день описан мною так подробно потому, что он самый запомнившийся! Особенно сернами и ледником)
Раннее утро. Подъем то ли в 5, то ли в 6. Надо собираться. Мальчики в палатке уложились каждый по 30 секунд. Начинаю сборы. Голова кругом. В чем идти? Как всегда, самое нужное находится на дне рюкзака или в том кармане, который открываешь последним.
Завтрак. Дают какую-то странную кашу. Мы дежурим. Все едят это странное блюдо, ем и я. Вкуса не чувствую, не лезет. Только батончик «Натса» поднимает настроение.
Первая зарядка. Ноги и руки после ночевки на земле деревянные, не гнутся. Улыбаюсь, озираюсь по сторонам, никто не плачет. Берем с собой воду, чай и отправляемся в путь. Беру с собой фотоаппарат фотографировать красоты. Инструктор задал такой темп, что готова бежать. В руках палки, на спине рюкзак, успеть бы за группой. Про время на фото нет даже и речи.
И вот мы у подножия горы. С криками «ура!» все несутся наверх. Через 10 метров подъема силы покидают меня. Я уже не знаю где юг, а где север, пульс за 100…лезу в гору…пытаюсь не отставать. В голове как молотком: «клюшка, куда ты за молодыми? Почему не поехала на море…зачем тебе этот Эльбрус? Как в песне, нам и из окна самолета его хорошо видно.
Выходим на открытое пространство, солнце печет, очки сползают с носа, вспотела до трусов. Первый привал. Еле отдышалась. Опять подъем, тропа 10 сантиметров на один ботинок, справа и слева обрывы. Только не смотреть вниз и не сорваться, голова кружится. Хочется лечь и умереть.
Через 3 часа неуемного подъема мы у цели. Расположились на отдых. Слава богу, что мы уже не дежурные. Первый раз могу посмотреть на горы, их величие завораживает. Красота. Делаю себе первый комплимент, что долезла и увидела всю красоту! Хвалю себя. Сижу. Берегу силы для спуска. Обед даже показался съедобным. При одной мысли, что это только первый день, а впереди еще десять дней нервно по телу начинает пробегать дрожь.
Начинаем спуск. Ноги ватные, не слушаются. Хочется сесть на пятую точку и начать катиться с горы. Артем меня страхует. Могу рухнуть с обрыва и его потащить за собой. Закрываю глаза. Опять спускаюсь. Все время хочется пить и домой. Кажется, что проходит вечность. Еще только половина пути. Володя все время твердит про какой-то отчет «для» или дебютантов похода.
Продолжаем спуск. Виднеются крыши построек. Надежда спуститься есть. Тропинка заходит в лес. Я вижу грибы: маслята, рыжики и прекрасные мухоморы. Сердце радуется. Усталость снимает как рукой. До лагеря километра два. Позволяю себе отстать от группы, идти в своем темпе и начинаю радоваться жизни.
И вот мы в лагере. Хочется помыться. Душа нет, воды горячей нет. Ничего нет. Кое как идем в соседний альп-лагерь. Наши скорбные лица производят впечатление на владельца душа, и он нас пускает туда втроем на пять минут. Такую скорость развивают только боинги. Струйка божественной воды течет по спине. Начинаешь понимать радости жизни.
Довольные и счастливые после ужина ложимся спать. Мне показалось, что прошла вечность.
Утро встретило нас ясной прохладой, солнце пряталось в соседнем ущелье и никак не желало заглядывать в наш лагерь, правда, мы его все равно выманили на утреннюю зарядку. И если накануне вечером мы толком ничего рассмотреть не сумели из-за плотной и низкой облачности, то сегодня вид оказался просто потрясающим.
Лагерь окружен горами со снежными шапками, в ущелье шумит бурная горная речка, образованная тающими ледниками. Складывается ощущение, что вода окружает нас со всех сторон, ручейки, ключи, речушки в каждом уголке и ущелье. Чувствуешь себя как дома, на Волге, только вместо желтого речного песка под ногами плотная каменистая крошка, укрытая мхом и ягелем. Накануне, в процессе сбора валежника мы неоднократно то там, то тут встречали грибы, тогда-то и родилась идея разбавить рацион нашей походной братии грибным меню. Эдик идею поддержал, но предложил перенести сие мероприятие на вечер. Вообще он очень переживал за наш своевременный выход на маршрут, ну и в результате, как водится, накаркал. Группа собралась с опозданием на полчаса.
Сказывается отсутствие горного опыта и особенности высокогорья. Костер разводили долго. Если вчера у нас было оправдание для это – сырые дрова, то сегодня таких оправданий уже не было. Дрова были сухи, но гореть отказывались категорически. Единственным вариантом поддержки огня стал постоянный поддув воздуха с помощью пенки. Как бы то ни было, почти вовремя группа собралась в круг под руководством Эдика, сделала зарядку, послушала стихи, которые проникновенно прочел Алексей, желая загладить свое недостойное опоздание на 1 минуту, и все дружно ломанулись к выходу из ущелья.
День 2, подъём на «Джаловчатские ночевки», высота 3100 м
Наш первый высокогорный трекинг! Идти легко. Первая часть пути – легкий спуск, наслаждаемся открывающимися видами, фоткаемся, растягиваемся в неприлично длинную цепь, начинающуюся Эдом и заканчивающуюся Пашей и минут через 40 доходим до лагеря МЧС. Дальше идти в гору. Сначала через зону леса, где на каждом шагу встречается то малина, то гриб, сплошные соблазны. Ладно малина – съел и дальше потопал, но грибы… с тяжелым сердцем оставляем их с прицелом собрать на обратном пути. Вообще, когда смотришь снизу на то место, куда нам предстоит сегодня подняться, то сначала не верится, что это нам по силам, но потом втягиваешься в неторопливый темп, который задает Эдуард и неожиданно оказывается, что за какой-то час мы подняли половину высоты. Очень выручают трекинговые палки, разгружают спину и колени. Как я раньше ходил без них – не представляю. Проходим мимо железных конструкций – это все, что осталось от опор горнолыжного подъемника, работавшего в этом ущелье в прошлом веке. Тропинка, ясно видимая в лесной зоне, периодически теряется на курумнике, но опыт наших инструкторов не дает нам сбиться с пути.
Выходим из «зеленки», по пути форсируем небольшую речушку, все идет по плану, без происшествий. Дальше растительности нет, только лишайники на камнях. Делаем привал на перекус на берегу небольшого ручейка. Вода прозрачная, можно пить, но много пить никто не рискует, очень уж она холодная. Вообще пить приходится часто. Горло постоянно пересыхает. У каждого с собой в рюкзаке термос с запасом теплой воды или чая. Вообще чай – не лучший вариант, он тоже сушит горло, правильнее брать с собой просто теплую воду. Группа дошла до привала не в полном составе. Сильно отстали самый младший участник похода – Макс-морячок, его отец – Костя и замыкающий Паша. Дожидаться их времени нет, приходится спешить. Оставляем на камнях запасы для перекуса на трех человек (в надежде что местные козлы (местные козлы – это не люди, а звери) все не сожрут), выходим на гребень морены и продолжаем движение по нему вверх. Поскольку замыкающий группу Павел остался с Костей, решаю встать на его место, чтобы поддержать тех, кому идти сложнее других. Девочки – вы просто молодцы. То как вы переносили этот подъем, заслуживает отдельного повествования. Крутизна маршрута, его продолжительность, обрывистые и сыпучие края морены, общая высота трекинга, – мы все вами очень гордимся.
Паша догнал нас в самом конце маршрута на выходе на полку. Костю с Максом он отправил назад в лагерь. Жаль, но это неудивительно, что сил у ребенка на этот маршрут не хватило, это не так просто, как может показаться снизу.
Первым заданием на акклиматизации была добыча воды. Несмотря на то, что большую часть полки занимает озеро, вода в нем мутная и для приготовления пищи непригодная. Чтобы добыть хорошей воды мы с группой инициативных товарищей двинулись в обход озера в сторону ледника. В пути пришлось несколько раз пересекать ручейки. Хорошо, что их русла были засыпаны большими валунами и нам удалость пройти, не замочив ног. Хорошую воду нашли у последнего ручья. Раз уж довелось сюда добраться – то устоять от купания в ледниковой воде не было никакой возможности. Ну когда еще удастся теплым августовским днем поплескаться в ледяной кристальной воде стоя на границе голубого как небо ледника?
Еду готовили на горелках. Слава богу, что не нужно разжигать дрова! Впрочем, из дров тут только один пятиметровый дрын, который предусмотрительные туристы затащили на эту высоту, чтобы удобнее было ставить тент. Лишать туристов тента – нехорошо. Пока готовилась еда, к нам на огонек заглянули козы. Любопытные, но осторожные животные обеспечили нас новыми эмоциями и фотографиями. Основательно подкрепившись супчиком из сублиматов, поразившим объемом порций и на редкость приятным вкусом, народ затребовал продолжения банкета, замахнувшись дойти до перевала, до которого было рукой подать. Правда, Эд остудил наш пыл, сказав, что после весенних осыпей дорога на перевал оказалась погребена под свежим курумником, к походу по которому мы пока не готовы. Но сам почему-то пошел на этот самый курумник, сказав, что отправляется в разведку.
За главного остался Паша, который тут же воспользовался своим служебным положением и погнал нас играть в волейбол, заявив, что это самое правильное занятие на акклиматизации. Позже выяснилось, что за весь год наша группа была единственной, которую удалось заставить играть в волейбол на такой высоте 3100 м! Все остальные носили мячик в горы исключительно для красивых фотосессий. Паша собой очень гордился и хвастался перед Эдиком.
Во второй половине дня погода начала портиться. С ледника наползла туча, и повеяло свежим ветерком. Народ натянул куртки и стал поглядывать в сторону курумника, ожидая возвращения разведчика. Он себя долго ждать не заставил, срезав путь прямо через озеро. Как только прозвучала команда двигаться обратно, наиболее нетерпеливые наши товарищи весело ломанулись совсем в другую сторону напрочь потеряв ориентацию, за что и были наказаны Эдиком путем принудительного офизкультуривания прямо на волейбольной площадке.
Спуск проходил штатно без долгих остановок и серьезных происшествий. На входе в зеленку начал накрапывать мелкий дождик. Дорога назад была хорошо читаема и поэтому инструктора ослабили требование обязательного контроля за каждым участником восхождения, предоставив людям возможность самостоятельно двигаться в лагерь в своем темпе. По пути в лагерь посетили еще два интересных места – серебряный ключ и памятную стену погибших альпинистов. Должен признать, что усталость дает о себе знать.
По возвращению в лагерь костер уже горел за это отдельное спасибо Косте и Максиму. Быстренько мобилизовав несколько групп на поиски грибов, мы набрали их полный котел, так что вечером состоялся праздничный ужин. Желающие сходили в душ в соседний лагерь Улу Тау, лично я идти поленился и пошел купаться в ручье, который тек через лагерь. Глубина хоть и не велика, но мне повезло найти место, где вода доходила почти до колен. Отбой рано, завтра предстоит не менее напряженный день трекинга. Акклиматизация продолжается.