Подписано в печать 18.09.08 Формат 60х84 1/16

Реконструкция

Автомобильных дорог

Предпроектные работы

Учебное пособие

2-е издание, стереотипное

Екатеринбург

УДК 625.7.001.63(075.8)

Рецензенты:

Кафедра «Путь и железнодорожное строительство»

Уральского государственного университета путей сообщения

Главный инженер проектов ООО «Дорнефтегаз» Г.Г. Зиневич

Дидковская Л.М., С.И. Булдаков

Реконструкция автомобильных дорог. Предпроектные работы:учеб. пособие. – 2 изд., стереотип. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2009. – 119 с.

ISBN 978-5-94984-207-2

Рассмотрены порядок разработки предпроектной и проектной документации для реконструкции автомобильных дорог; подробно изложены современные способы полевых (визуальных и инструментальных) обследований, выполняемых на момент реконструкции; на основе материалов диагностики выполнен пример оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и запланированы виды реконструктивных работ при повышении категории существующей дороги.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 270205 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» направления 270100 «Строительство».

Печатается по решению редакционно-издательского совета Уральского государственного лесотехнического университета.

УДК 625.7.001.63(075.8)

ISBN 978-5-94984-207-2 © ГОУ ВПО «Уральский государственный

лесотехнический университет», 2009

© Дидковская Л.М., Булдаков С.И., 2009

Учебное издание

Людмила Михайловна Дидковская

Сергей Иванович Булдаков

Реконструкция автомобильных

дорог

Предпроектные работы

Учебное пособие

2-е издание, стереотипное

Редактор К.Л. Михайлова

Оператор О.А. Казанцева

Подписано в печать 18.09.08 Формат 60х84 1/16

Бумага тип № 1 Печать офсетная Уч.-изд. л. 6,8

Усл. печ. л. 6,97 Тираж 100 экз. Заказ №

Уральский государственный лесотехнический университет

620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, 37

Размножено с оригинал-макета

Типография «Уральский центр академического обслуживания».

 
620219, Екатеринбург, ул. Первомайская, 91.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………   1. Общие положения………………………………………………………. 1.1. Понятие «Реконструкция автомобильных дорог»………............... 1.2. Обоснование критерия качества автомобильных дорог……......... 1.3. Нормативная база……………………………………………………   2. Порядок разработки проекта реконструкции автомобильных дорог 2.1. Основные положения регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………............... 2.2. Стадии проектирования и состав проекта………………………… 2.2.1. Работы, выполняемые на стадии «Обоснование инвестиций»... 2.2.2. Состав инженерного проекта (ИП)………………………………   3. Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог…………….. 3.1. Работы выполняемые на подготовительном этапе……………….. 3.2. Визуальное обследование состояния дорог………………………. 3.2.1. Определение фактической категории существующей дороги… 3.2.2. Оценка состояния дорожных конструкций…………………. 3.2.3. Простейшие измерения параметров дороги ……………….. 3.2.4.Определение фактического модуля упругости по результатам визуальных обследований…………………………………….... 3.3. Детальное обследование автомобильных дорог………………….. 3.3.1. Продольная ровность и сцепные качества дорожного покрытия……………………………………………………………....... 3.3.2. Поперечная ровность (колейность) дорожного покрытия…. 3.3.3. Оценка прочности дорожных одежд………………………...   4. Методика оценки транспортно-эксплуатацион ного состояния (тэс) дороги………………………………………………………………………. 4.1. Определение частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости……………………………………………………………..   5. Пример оценки транспортно-эксплуатационного состояния (тэс)дороги…………………………………………………… 5.1. Разработка линейного графика оценки ТЭС дороги……………... 5.1.1. Порядок внесения информации в линейный график оценки ТЭС дороги…………………………………………………………...   5.1.2. Определение оказателя КП транспортно-эксплуатационного состояния дороги……………………………………………………. 5.2. Анализ показателей фактического ТЭС оцениваемого участка дороги……………………………………………………………………. 5.3. Планирование видов работ на основе анализа фактического состояния дороги…………………………………………………………...   Заключение…………………………………………………………………. Библиографический список………………………………………………..   Приложения: 1. Классификация автомобильных дорог по ГОСТ Р 52398-2005……… 2. Задание на разработку «Обоснование инвестиций» автомобильной дороги……………………………………………………………………. 3. Перечень исходных данных и материалов, передаваемых заказчиком генеральной проектной организации при разработке «Обоснований инвестиций»……………………………………………………………... 4. Перечень материалов и документов, включаемых в состав «Обоснований инвестиций»……………………………………………. 5. Перечень исходных данных и материалов, передаваемых заказчиком генеральной проектной организации при разработке Инженерного проекта на реконструкцию автомобильной дороги…………………... 6. Пример технического задания на разработку Инженерного проекта «Реконструкция автомобильной дороги п.Талинка – п.Ловинское на участке км 0+500 - км 2+700»………………………………………….. 7. Перечень материалов и документов, включаемых в состав обосновывающих материалов Инженерного проекта автомобильной дороги…………………………………………………………………………. 8. Таблица основных ТЭП, рекомендуемых к утверждению…………… 9. Виды и характерные особенности дефектов покрытия………………. 10. Значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости, учитывающих влияние параметров и характеристик дороги…………………………………………………………………………. 11. Линейный график транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги…………………………………………………….                                                                  





ВВЕДЕНИЕ

Практика эксплуатации и мониторинг автомобильных дорог общего пользования, равно как и городских магистралей, свидетельствуют о крайне низком их качестве. Технические параметры и эксплуатационное состояние автомобильных дорог не соответствуют уже достигнутому в настоящее время уровню автомобилизации в РФ. Ежегодно на автомобильных дорогах регистрируется более 30 тысяч дорожно-транспортных происшествий различной степени тяжести, увеличивается время сообщения и сроки доставки грузов. В результате народное хозяйство и общество в целом несут невосполнимые социальные и экономические потери. Совершенно очевидно, что одной из главных причин высокой аварийности являются тяжелые условия движения на существующих автомобильных дорогах.

Низкий уровень содержания дорог, недостаточные объемы ремонтных и особенно реконструктивных работ, а также возросшая за последние годы интенсивность движения – факторы, способствующие активному разрушению дорожных конструкций. Нельзя не учитывать и то, что на автомобильных дорогах существенно изменился состав транспортных потоков. Значительно увеличилась доля грузовых автомобилей с осевыми нагрузками 120 – 130 кН, поэтому дороги, построенные под нагрузку расчетного автомобиля 60 – 100 кН, не отвечают сложившимся на сегодня условиям движения, несущая способность дорожных конструкций год от года падает, резко снижаются прочностные качества покрытий и уровень надежности, межремонтные сроки асфальтобетонных покрытий сокращаются в 3 – 4 раза против нормативных.

По оценкам экспертов Мирового дорожного конгресса (JRF), средний уровень автомобилизации наиболее развитых в экономическом отношении стран в 2015 г. составит 640 автомобилей на 1000 жителей. Поэтому уже сегодня необходимо разработать инновационные проекты реконструкции существующей транспортной сети. Решение такой задачи должно быть направлено на совершенствование существующих дорог путем создания многополосных скоростных дорог с двухуровневыми транспортными развязками на пересечениях, современными техническими средствами организации дорожного движения, площадками отдыха, другими элементами сервиса. Характеристики и параметры автомобильных дорог должны обеспечивать расчетные скорости и пропускную способность в соответствии с прогнозируемой на перспективный период интенсивностью движения автомобилей, удовлетворять требованиям потребителя по безопасности и удобству движения.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Автомобильных дорог

Качество дороги (как и любого продукта) определяется совокупностью показателей, направленных на удовлетворение потребностей потребителя и производителя. Для пассажира качество дороги ассоциируется со скоростью, комфортностью и безопасностью движения, дорожным сервисом (площадки отдыха, кемпинги, автобусные остановки, АЗС и др.). Для автотранспортных и дорожно-эксплуатационных предприятий, обеспечивающих грузопассажирские перевозки, ремонт и содержание дорог, за показатель качества могут быть приняты пропускная способность, расход ГСМ, протяженность снегозаносимых и опасных для движения участков, другие показатели, связанные с дополнительными трудовыми и денежными затратами на ремонт и содержание.

Согласно ОДН 218.0.006-2002 [11] общая оценка качества и состояния автомобильных дорог должна выполняться по показателям потребительских свойств.

Понятие потребительские свойства автомобильной дороги включает совокупность ее транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП-АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду.

К потребительским свойствам относятся обеспеченные дорогой скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, эстетические и другие свойства. Следовательно, к потребительским относятся не только свойства, характеризующие качество дороги в аспекте ее технического уровня (ТУ) и эксплуатационного состояния (ЭС), но и свойства, которые носят социальный характер (удобство движения, эстетика дороги и т.п.).

Транспортно-эксплуатационные показатели в значительной степени определяются техническим уровнем, эксплуатационным состоянием, другими характеристиками дороги. Однако ТЭП АД (скорость движения, пропускная способность дороги и пр.) существенно зависят и от условий движения: типа автомобиля, состава транспортного потока, погодных условий (туман, дождь и пр.) и других факторов. ТЭП АД характеризуют не только качество дороги как инженерного сооружения, но и в значительной степени эффективность функционирования системы «дорожные условия – транспортные потоки (ДУ – ТП)». Поэтому фактические значения ТЭП АД могут использоваться только для определения технико-экономических показателей работы транспортных средств на данной дороге. Следовательно, транспортно-эксплуатационные показатели (принимаемые за потребительские свойства дороги) в абсолютном их выражении не могут быть приняты за критерий качества собственно дороги. Для этой цели необходим показатель, оценивающий дорогу со всеми сооружениями на ней (в том числе инженерным оборудованием и др.) комплексно и обязательно выраженный величиной относительной.

При таком подходе ОДН 218.0.006-2002 определяют качество дороги как «… степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня (ТУ), эксплуатационного состояния (ЭС), инженерного оборудования и обустройства (ИО), а также уровня содержания (УС) нормативным требованиям», а за конечный результат оценки принимают так называемый обобщенный показатель качества и состояния дороги Пд.

Суть показателя Пд выражена произведением критериев оценки качества и состояния дороги:

Пд = КПд Коб Кэс , (1)

где КПд – комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги (ТЭС АД);

Коб – показатель инженерного оборудования и обустройства;

Кэс – показатель уровня содержания.

Комплексный показатель КПд выражения (1) характеризует технический уровень (ТУ) и эксплуатационное состояние (ЭС) дороги на момент ее обследования, т.е.

(2)

Показатели ТУ дороги определяют степень соответствия нормативным требованиям постоянных, не меняющихся в процессе эксплуатации (или меняющихся только при реконструкции, модернизации или капитальном ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений. К постоянным параметрам относятся: уклоны в продольном и поперечном профилях (iпр, iпоп),ширина земляного полотна (В) и проезжей части (впр.ч), радиусы кривых в плане и профиле (R), другие геометрические параметры и характеристики дороги.

ТУ автомобильных дорог обеспечивается (или не обеспечивается) уже на стадии их проектирования для нового строительства (или для реконструкции). Поэтому при оценке технического уровня автомобильной дороги ее параметры устанавливают по проектным материалам и документам прошлых лет (проектам). При отсутствии проектной документации параметры существующих дорог определяют измерениями непосредственно на реконструируемых дорогах.

ЭС – эксплуатационное состояние – степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания. К переменным параметрам дороги относятся показатели и характеристики надежности и работоспособности дороги: прочность дорожной одежды, выраженная модулем упругости (Е) или коэффициентом прочности (Кпр.); продольная ровность (δ); поперечная ровность, выраженная глубиной колеи (hк), и сцепные свойства покрытия (φсц).

Коб – показатель инженерного оборудования и обустройства дороги в уравнении (1) – характеристика степени соответствия нормативным требованиям к наличию, количеству и конструктивным особенностям дорожных знаков и указателей, дорожной разметке, ограждениям и пр. Отсутствие, недостаточное количество или несоответствие нормативным требованиям к параметрам и размещению технических средств организации дорожного движения (ОДД) в значительной степени влияют не только на вероятное количество ДТП, но и на фактическую (обеспеченную) скорость движения, пропускную способность, другие потребительские свойства дороги.

Кэс– показатель уровня содержания – характеризует состояние элементов дороги в тесной связи с создаваемыми условиями движения. Основные положения по оценке уровня содержания (УС) определяются временным руководством [12]. Согласно последнему предусмотрено три уровня содержания: допустимый, средний и высокий. Показатели УС дифференцированы в зависимости от интенсивности движения и эксплуатационной категории дороги. На основе общих характеристик УС и требований ГОСТ 50597-93 [13] установлены предельные значения показателей эксплуатационного состояния конструктивных элементов дорог (покрытия, обочин и др.) а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения (ОДД).

Требуемый уровень содержания устанавливается заказчиком в договоре с исполнителем в соответствии с выделяемым объемом финансирования комплекса работ по содержанию дороги, а достигнутый УС определяется сопоставлением фактического с требуемым по условиям договора. Уровень содержания, достигнутый в соответствующий период года (весеннее-летне-осенний или зимний), существенно влияет на потребительские свойства дороги (бесперебойная работа дороги, скорость и БД и пр.). Однако несоблюдение требований ГОСТ Р 50597-93 (наличие снега на обочинах, снежного наката на проезжей части, гололеда и пр.) характеризует работу службы содержания (ДЭП, МУ и пр.), но не качество собственно дороги. Уровень содержания не влияет на планирование видов реконструктивных работ, поэтому при оценке качества дорог с целью их реконструкции УС можно не принимать во внимание.

Тогда суть комплексного показателя качества дороги Пд можно представить в виде

или . (3)

Оценка реконструируемой дороги может быть выполнена как по обобщенному показателю качества и состояния дороги в целом (Пд), так и раздельно: по комплексному показателю транспортно-эксплуатационного состояния (КПд = ТУ · ЭС) и по показателю инженерного оборудования и обустройства (Коб).

Комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния КПд нормируется в зависимости от категории дороги и рельефа местности.

Методика определения фактического значения показателя КПд на момент обследования автомобильных дорог изложена в разделе 3 учебного пособия.

Нормативная база

Несмотря на актуальность проблемы и возрастающую год от года долю реконструктивных работ в общем объеме дорожной деятельности, к настоящему времени не создана специальная нормативная база, отражающая специфику и особенности проектирования элементов дороги при реконструкции.

На необходимость разработки специального нормативного документа по реконструкции дорог неоднократно обращали внимание ученых и специалистов дорожного направления проф. Бабков В.Ф., Васильев В.П. и др. К сожалению, в настоящее время данная проблема остается нерешенной. Поэтому разработка проектов реконструкции дорог осуществляется по тем же принципам и требованиям, которые отражены в СНиП 2.05.02-85*, ГОСТ Р 21.101-97 [14], других стандартах, предназначенных в основном для нового строительства. Проектные организации вынуждены принимать основные проектные решения по реконструкции дорог, руководствуясь национальными отраслевыми стандартами, имеющими в переходный период статус нормативных для различных видов дорожных работ, а также отраслевыми методическими документами и отдельными ведомственными актами и положениями рекомендательного характера, принятыми в пределах компетенции.

Условия применения тех или иных документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства излагаются в отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.1.001-2005 г. [15], который разработан в соответствии с п.3 статьи 4 Федерального закона «О техническом регулировании». Согласно ОДМ документы технического регулирования в зависимости от утверждающей инстанции делятся:

- на документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам регулирования. К таким документам относятся технические регламенты, принятые международным договором РФ, Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства РФ (ГОСТы);

- документы, имеющие статус Национального стандарта, утвержденные Национальным органом РФ по стандартизации (ГОСТ Р);

- документы (акты) рекомендательного характера, которые издаются федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства (Росавтодор).

Межгосударственные стандарты и Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ и ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 г. являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному применению и исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан по вопросам безопасной эксплуатации машин и механизмов, пожарной, биологической, ядерной и радиационной безопасности, а также по вопросам экологической безопасности и др.

Разработка предпроектной и проектной документации на реконструкцию (строительство, ремонт) автомобильных дорог общего пользования, финансируемых за счет федеральных источников, в настоящее время должна осуществляться в соответствии с инструкцией «Порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для дорожных работ, финансируемых из федерального дорожного фонда», принятой Федеральной дорожной службой России и введенной в действие с 01.07.1999 г. (приказ №237) [16].

Данная инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и устанавливает порядок разработки предпроектной и проектной документации в зависимости от источников финансирования.

Для предпроектной и проектной документации, по которой будет осуществляться реконструкция дорог за счет территориальных дорожных фондов, требования данного документа носят рекомендательный характер.

К документам рекомендательного характера, которые в переходный период продолжают действовать и используются на добровольной основе, за исключением обязательных требований относятся:

- отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);

- строительные нормы и правила (СНиП);

- отраслевые дорожные нормы (ОДН);

- санитарные нормы и правила (СанПиН);

- ведомственные строительные нормы (ВСН);

- отраслевые дорожно-методические документы (ОДМД);

- нормы субъектов Российской Федерации;

- стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП);

- технические условия (ТУ).

Нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, могут использоваться только в случае их регистрации Минюстом России.

Отраслевые дорожно-методические документы (ОДМД) по автомобильным дорогам, содержащие методики расчета и положения для назначения параметров конструкций земляного полотна, дорожных одежд, водоотводных и других сооружений, имеют только рекомендательный характер, но в случае ссылки на них в договорной (контрактной) документации положения ОДМ становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).

Особое внимание следует обратить на тот факт, что в нормативной документации последних лет существенно повышаются требования к техническому уровню и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.

Так по ГОСТ Р 52398-2005, введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 01.05.2006 г. (№ 296-ст), существующие и проектируемые дороги общего пользования впервые разделены на классы и категории (прил. 1). Класс автомобильной дороги устанавливается по условиям доступа на нее, а категория – характеристика, отражающая принадлежность дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры дороги. При этом возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств (т.е. доступ на дорогу) определяется типом пересечения и примыкания. Согласно ГОСТ Р 52398-2005 [8] дороги II категории, отнесенные к классу нескоростных, должны проектироваться с 4 полосами движения против двухполосных по СНиП 2.05.02-85*, а пересечения с железными дорогами могут быть только в разных уровнях. Пересечения с автомобильными дорогами в одном уровне допускаются только при светофорном регулировании, а наличие центральной разделительной полосы должно определяться проектом организации дорожного движения (ОДД).

Совершенно очевидно, что возросшие требования к автомобильным дорогам общего пользования продиктованы необходимостью повысить безопасность движения (на пересечениях особенно). Для эффективного решения данной проблемы необходима реконструкция существующих дорог, повышение их технического уровня путем доведения геометрических параметров и характеристик до требуемых ГОСТ [10] в зависимости от класса и категории, установленных с учетом фактической и перспективной интенсивности движения автомобилей.

В заключение вопроса о нормативной и другой литературе по проблеме реконструкции автомобильных дорог можно сделать следующий вывод: поскольку к настоящему времени не создана специальная нормативная база, при разработке предпроектной и проектной документации необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной дорожной службы России, правилами, стандартами, техническими нормами, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ, принятыми с целью развития и совершенствования дорожной сети РФ (строительство новых автомобильных дорог, реконструкция и ремонт существующих и пр.).

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Инвестиционной деятельности

Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), который заключается заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.

Вместе с утвержденным заданием на проектирование заказчик обязан представить проектной организации исходные данные. Сбор необходимых исходных данных может быть поручен заказчиком проектной организации по отдельному договору.

Виды и объемы работ, а также способы их выполнения в задании инвестора не указываются; они устанавливаются заданием главного инженера проектов (ГИПа) на основе анализа информации, собранной по проектным материалам прошлых лет, результатам обследования реконструируемой дороги, другой информации, полученной на стадии разработки предпроектной документации.

Проектирование объектов реконструкции должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими право (лицензию) на выполнение данного вида работ в соответствии с «Положением о лицензионной строительной деятельности» (Постановление правительства РФ от 25 марта 1996 г., № 351).

В задании заказчика указываются основные положения и условия для проектирования, в том числе основание для проектирования, вид строительства, категория дороги (по СНиП 2.05.02-85* или по ГОСТ Р 52398-2005), название и протяженность дороги, сроки окончания проектных работ и другие условия. Форма типового задания заказчика на реконструкцию автомобильной дороги представлена в прил.2.

Заказчики проектной документации после получения ее от разработчика обязаны вносить в документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов. По поручению заказчика внесение изменений в документацию может быть проведено проектной организацией по отдельному контракту.

Утверждение инженерныхпроектов и (или) рабочей документации осуществляется в зависимости от источников финансирования:

- при реконструкции за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации, – в порядке, установленном Минстроем России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;

- при реконструкции за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов субъектов в составе РФ с долевым участием Федерального дорожного фонда, – соответствующими органами государственного управления субъекта РФ по согласованию с ФДС России;

- при реконструкции территориальных дорог за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов – непосредственно заказчиками (инвесторами).

Технические условия и согласования, полученные в виде записей на документах проекта или рабочих материалах к проекту, могут приводиться в виде выписок, заверенных подписью представителя генеральной проектной организации и ее печатью (удостоверено соответствующей записью ГИПа); список технических условий не подлежит согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями.

Автомобильных дорог

Проектирование реконструкции автомобильных дорог в настоящее время осуществляется практически по той же схеме, что и для нового строительства.

Разработка предпроектной и проектной документации на развитие автомобильных дорог (строительство, реконструкция, ремонт) и сооружений на них осуществляется по стадиям:

- обоснование инвестиций (ОИ);

- инженерный проект (ИП);

- рабочая документация (РД).

Для сложных объектов и при особых природных условиях строительства (например, инженерно-геологические условия ΙΙΙ категории сложности) одновременно с разработкой документации по типовым материалам выполняются детальные дополнительные проработки проектных решений по отдельным инженерным сооружениям (мостам и др.) или по сложным участкам автомобильных дорог, требующим индивидуальных проектных решений; итоговый проектный документ Рабочая документация (РД).

При реконструкции технически несложных объектов проектирование, как правило, осуществляется в две стадии (сокращенное проектирование), включая «Обоснование инвестиций» и «Инженерный проект». При сокращенном проектировании рабочая документация разрабатывается на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций (ОИ).

Состав документации, передаваемой заказчику, определяется стадией проектирования.

2.2.1. Работы, выполняемые на стадии

«Обоснование инвестиций»

Объектами разработки ОИ являются, как правило, автомобильные дороги, реконструкция которых осуществляется с изменением плана или продольного профиля, а также обходы населенных пунктов.

ОИ разрабатывается на основании задания заказчика (прил.2), исходных данных, переданных заказчиком одновременно с заданием, и в соответствии с требованиями инструкции [15].

Результаты «Обоснования инвестиций» служат основанием для принятия решения о технической возможности, экономической (а при необходимости и коммерческой) целесообразности инвестиций в реконструкцию, а также используются для обоснования и проектирования технических параметров элементов дороги и сооружений на ней, в том числе пересечений, примыканий, автобусных остановок, водопропускных труб и пр.

Разработка ОИ осуществляется на основе ранее выполненных проектных, изыскательских, исследовательских и других материалов прошлых лет. Полевые изыскательские работы на стадии ОИ выполняются только на участках проложения трассы по новому направлению в объеме, как для нового строительства (в соответствии с требованиями СНиП 11-02-96). Необходимость проведения полевых изысканий отражается в задании заказчика на разработку ОИ.

В тех случаях, когда в задании заказчика не предусмотрено проведение инженерных изысканий и при выявлении их необходимости в процессе разработки ОИ (например, проложение трассы по новому направлению, при отсутствии изыскательских материалов прошлых лет и др.), генеральный проектировщик обязан сообщить заказчику о возможной недостоверности результатов ОИ, разработанного на основе имеющейся информации. Заказчик в течение 14 дней принимает решение о необходимости проведения и объеме изысканий, выдает дополнительное задание и заключает дополнительное соглашение с проектно-изыскательской организацией на инженерно-изыскатель­ские работы.

Исходные данные, необходимые для разработки ОИ, проектная организация формально получает от заказчика в виде приложения к заданию на проектирование (прил.3). В практике проектирования дорог сбор информации, как правило, осуществляет проектная организация согласно отдельному договору на выполнение соответствующих работ; перечень необходимых исходных данных (задание) устанавливает главный инженер проектов (ГИП) с учетом фактических условий и состояния существующей дороги на год реконструкции.

В составе исходных данных на стадии ОИ при реконструкции технически несложных объектов в качестве обязательных должна быть следующая документация:

- проектно-сметная и другая техническая документация, установленная по проекту прошлых лет для нового строительства или по проекту предыдущей реконструкции (при наличии);

- паспорт дороги, карточки искусственных сооружений;

- материалы АБДД о ранее проведенных обследованиях дороги и сооружений на ней;

- сведения о погодно-климатических, техногенных, инженерно-геологических условиях района и прогноз их возможных изменений в период реконструкции и эксплуатации дороги;

- выкопировки из генеральных планов городов и других населенных пунктов или проектов их детальной планировки и застройки (при проложении трассы по территории городов и поселков или их обхода);

- сведения о подземных и наземных коммуникациях в полосе отвода дороги, оказывающих существенное влияние на технические и другие характеристики дороги;

- материалы службы ГИБДД о зарегистрированных на данной дороге дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), их количестве и причинах;

- оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги (ТЭС АД) на момент ее реконструкции.

Следует подчеркнуть, что наличие оценки ТЭС АД является обязательным документом при осуществлении реконструкции дороги любой категории и при любых инженерно-геологических и других условиях.

Оценку ТЭС АД осуществляют на основе материалов диагностики существующей дороги, выполненной в год ее реконструкции. Методика визуальных и инструментальных полевых обследований и оценки ТЭС АД изложена в разделе 3 данного учебного пособия.

Информацию, собранную на стадии разработки предпроектной документации, анализируют, систематизируют и оформляют в виде технического отчета со всеми необходимыми уточнениями, изменениями и дополнениями, предусмотренными заданием главного инженера проектов (ГИПа).

Основными источниками сбора информации прошлых лет являются материалы, хранящиеся в архивах проектно-изыскательских организаций, материалы текущих обследований, имеющиеся в дорожно-эксплуатационных предприятиях (ДЭП), мастерских участках (ДУ), других дорожных организациях, а также ведомственных архивах и государственных фондах.

Технический отчет, равно как и материалы диагностики (в том числе ее итоговый документ - линейный график оценки ТЭС АД), являются основной информационной базой для разработки ОИ, заказчику не передаются и хранятся в архиве проектной организации.

«Обоснование инвестиций» должно состоять из пояснительной записки (ПЗ), а также материалов и документов, перечень которых представлен в прил.4.

Пояснительная записка должна содержать следующие разделы.

1. Общая часть, включающая:

- исходные положения: основание для разработки ОИ (копия задания заказчика, сведения об источниках исходной информации для разработки ОИ,

объемы инвестиций, продолжительность выполнения реконструктивных работ и др.);

- транспортно-эксплуатационная характеристика района тяготения дороги (показатели экономики района и прогноз ее развития; существующее состояние и перспективы развития транспортной сети, уровень автомобилизации населения; место и роль данной дороги в транспортной сети района тяготения);

- природно-климатические условия региона (температура, осадки, ре

Наши рекомендации