Активная безопасность автомобиля

Активная безопасность автомобиля – это совокупность его конструктивных и эксплуатационных свойств, направленных на предотвращение и снижение вероятности аварийной ситуации на дороге.

В число систем активной безопасности автомобиля входят:

1) Антиблокировочная система тормозов – это система, которая предотвращает блокировку колес автомобиля при торможении.

Ее основное предназначение в том, чтобы предотвратить потерю управления транспортным средствомпри резком торможении, а также избежать скольжения автомобиля.

Система АБС существенно сокращает тормозной путь и позволяет водителю сохранить сохранять контроль над автомобилем во время экстренного торможения, то есть при наличии данной системы возможным становится совершениерезких маневров в процессе торможения.

АБС – это существенный плюс в обеспечении активной безопасности транспортных средств.

Сейчас АБС может включать в себя также антипробуксовочную систему, систему электронного контроля устойчивости и систему помощи при экстренном торможении.

Помимо автомобилей, АБС устанавливается также на мотоциклах, прицепах и колесном шасси самолетов.

2) Антипробуксовочная система (Противобуксовочная система,Система контроля тяги) – предназначена для устранения потери сцепления колес с дорогой при помощи контроля над буксованием ведущих колес.

АПС значительно упрощает управление автомобилем на влажной дороге или в иных условиях недостаточного сцепления.

3) Электронный контроль устойчивости (Система курсовой устойчивости) – это активная система безопасности, которая позволяет предотвратить занос автомобиляпосредством управления компьютером момента силы колеса (одновременно одного или нескольких). Является вспомогательной системой автомобиля.

Данная система стабилизирует движениев опасных ситуациях, когда вероятна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. ЭКУ является одной из наиболее эффективных систем безопасности автомобиля.

4) Система распределения тормозных усилий.

Данная система является продолжением системы AБС (Антиблокировочной системы тормозов). Отличается тем, что помогает водителю управлять автомобилем постоянно, а не только в случае экстренного торможения. Так как степень сцепления колес с дорогой разная, а тормозное усилие, передаваемое на колеса, одинаковое, система распределения тормозных усилий помогает автомобилю сохранить устойчивость при торможении, анализируя положение каждого колеса и дозируя тормозное усилие на нем.

Система помогает сохранить траекторию, уменьшает вероятность заноса или сноса при торможении в повороте и на смешанном покрытии.

5) Электронная блокировка дифференциала

В первую очередь дифференциал необходим для передачи крутящего момента от коробки передач к колесам ведущего моста. Он работает, когда ведущие колеса прочно сцеплены с дорогой. Но, в ситуациях, когда одно из колес оказывается в воздухе или на льду, то вращается именно это колесо, в то время как другое, стоящее на твердой поверхности, теряет всякую силу.

Блокировка дифференциала необходима для передачи крутящего момента обоим его потребителям (полуосям или карданам).

Помимо вышеперечисленных систем активной безопасности автомобиля существуют также вспомогательные системы. К ним относят:

Парктроник(Парковочный радар, Акустическая Парковочная Система, Ультразвуковой датчик парковки). Система при помощи ультразвуковых датчиков измеряет дистанцию от автомобилядо ближайших объектов. Если автомобиль парковке находится на «опасном» расстоянии от препятствий, система издает предупреждающий звук или отображает информацию о дистанции на дисплее.

Адаптивный круиз-контроль Круиз-контроль – это устройство, которое поддерживает постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя ее при снижении скорости движения и уменьшая скорость при ее увеличении.

Система помощи при спуске.

Система помощи при подъеме.

Стояночный тормоз (Ручной тормоз, ручник) — система, которая предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии относительно опорной поверхности. Ручной тормоз помогает при затормаживании автомобиля на стоянках и удержании его на уклонах.

4.Устройство и возможность штатного гидравлического аварийно-спасательного инструмента

Аварийно-спасательный инструмент– это инструмент, применяемый при ведении работ, направленных на извлечение (разблокирование) пострадавших при выполнении АСДНР в условиях ЧС.

Проблемой создания специального аварийно-спасательного инструмента (АСИ) МЧС России занимается на протяжении последних 10 лет.

Наиболее широкое применение в подразделениях МЧС России получил гидравлический, пневматический, электрический, мотоинструмент и ручной инструмент.

Принцип действия гидравлического инструмента основан на преобразовании энергии сжатой жидкости в механическую энергию.

Гидравлический инструментможно разделить на две группы:инструмент высокого давленияиинструмент низкого давления.

В свою очередь, инструмент высокого давления, который работает при давлениях 25-80 МПа, можно разделить на три подгруппы:

· отрезной (кусачки, резаки, ножницы);

· перемещающий (цилиндр, домкраты, разжимы, расширители);

· комбинированный (разжим-кусачки, разжим-ножницы, резаки комбинированные, комби-ножницы).

Инструмент низкого давления, который работает при давлении до 25 МПа, можно также разделить на три подгруппы:

· ударно-поступательного действия (бетоноломы, отбойные молотки);

· вращательного действия (отрезные машины, дрели);

· ударно-вращательного действия (перфораторы).

Принцип действия пневматического инструментаоснован на преобразовании энергии сжатого газа (воздуха) в механическую энергию. Этот инструмент работает при давлении до 1 МПа.

Пневматический инструмент можно разделить на две группы:

· инструмент динамического действия (отрезные машины, отбойные молотки, бетоноломы, перфораторы, дрели и т.п.);

· инструмент статического действия (домкраты, подушки, подъемники, пластыри, заглушки, бандажи и т.п.).

Принцип действия электрического инструментаоснован на преобразовании электрической энергии в механическую.

Электрический инструмент можно разделить на три группы:

· отрезной (отрезные машины, пилы цепные, ножницы);

· бурильные (перфораторы и т.п.);

· сверлильные (дрели и т.п.).

Принцип действия мотоинструментаоснован на преобразовании энергии, получаемой от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в механическую энергию.

Мотоинструмент можно разделить на четыре группы:

· отрезной (пилы цепные, пилы дисковые);

· бурильный (перфораторы, буры и др.);

· дробильный (бетоноломы, отбойные молотки, рубильные молотки и т.д.);

· универсальный (ДВС с набором сменных насадок).

Принцип действия ручного инструментаоснован на преобразовании мускульной энергии в механическую.

5.Правила работы с ГАСИ
Меры безопасности проведение работы с аварийно-спасательным инструментом при ЧС

При работе с ГАСИ необходимо соблюдать правила:

- работать с ГАСИ следует только в специальной одежде и снаряжении, для предотвращения травмирования личного состава;

- при использовании ГАСИ для работ с токоведущими устройствами
следует приступать к paбoтe только после получения наряда-допуска;

- при подготовки инструмента к работе необходимо проверить
наличие и правильность функционирования предохранительных клапанов;

- при проведении работ с ГАСИ следует выбирать безопасные приёмы
работ;

- в процессе работы не допускается находиться под обслуживаемым
объектом, поднимаемым грузом, если не установлены специальные
ограничительные упоры;

- перед резкой материала, оператору необходимо убедиться, в
отсутствии людей в зоне предполагаемого разлёта отрезанных
частей конструкции;

- элементы инструмента, разрегулировка которых может привести
к аварии или поломке, должны быть опломбированы;

- не допускается подтягивание болтов и гаек при наличии в инструменте давления или при работе инструмента;

- после работы гидросистема ГАСИ должна быть полностью
разгружена от давления, а источник электропитания отключен ;

- запрещается использовать ГАСИ, имеющий поврежденные или
сломанные части, даже если инструмент может продолжать работу;

- при попадании рабочий жидкости на кожу следует промыть её водой
с мылом, при попадании в глаза промыть большим количеством проточной воды.

Ликвидация последствий ДТП

Основными элементами управления АСР при ДТП являются: - установление зоны ответственности подразделений МЧС России по обеспечению АСР;

- определение состава сил и средств, необходимых для ликвидации последствий ДТП в зоне их ответственности; - обеспечение оповещения подразделений МЧС России о факте ДТП и связи между органами и подразделениями, действующими в зоне ответственности и проведения АСР; - обеспечение готовности подразделений МЧС России к действиям в ЧС при ликвидации ДТП; - оперативное планирование времени прибытия подразделений МЧС России на место ДТП и действий в условиях различного характера АСР.

Зонами ответственности действий подразделений МЧС России при ликвидации последствий ДТП являются: - в городах — районы с населением 100 тысяч человек, соответствующие принятой статистической единице при оценке показателей последствий ДТП; - в населенных пунктах — районы с численностью населения, кратной основной статистической единице, т.е. 10, 25, 50 тысяч человек; - на автодорогах (федеральных, межрегиональных, региональных) — районы территории в радиусе не более 25 км, исходя из нормативных требований размещения лечебных учреждений по удаленности от места ДТП. не более 50 км Эффективность ликвидации ДТП должна обеспечиваться за счет оперативности и своевременности прибытия подразделений МЧС России на место ДТП, достаточностью и адекватностью сил и средств подразделений МЧС России для проведения АСР, а в динамике — за счет корректирования работ по ликвидации ДТП на основе результатов анализа причин и тяжести их последствий. В составе сил и средств, действующих в зоне ответственности подразделений МЧС России, должны быть многофункциональные или специальные АСМ для проведения работ, связанных с возникновением радиационного загрязнения или химического заражения местности в результате ДТП и наличием в них взрыво- и пожароопасных грузов.

Наши рекомендации