Основные режимы испытания стартерных батарей на

соответствие требованиям, указанным производителем

(только для новых батарей)

Стартерная батарея, как изделие, содержащее электрическую энергию, проверяется на её (электроэнергии) отдачу в различных режимах, которые в той или иной степени реально могут иметь место в процессе эксплуатации. Отдача энергии осуществляется по фиксированным (заданным) показателям (тока и напряжения), которым новые аккумуляторные батареи должны соответствовать. Необходимо отметить, что величину тока разряда (как заявленный показатель) устанавливает изготовитель, а показатель напряжения регламентируется нормативным документом (стандартом) для всех типов аккумуляторных батарей данного назначения (стартерного). В Табл. 11 приведены основные режимы нормативных документов, рекомендованные для проверки качества образцов новых батарей согласно ГОСТ Р 53165-2008.

Таблица 11

Режим испытания аккумуляторной батареи Ток разряда, А Температура электролита, оС Конечное напряжение на выводах , В Продолжительность разряда
1. Определение номинальной ёмкости (20-часовой режим разряда) Сном +25оС 10,50 ≥ 20 час
2. Определение резервной ёмкости +25оС 10,50 [мин.] различна по типам АКБ
3. Разряд током холодной прокрутки   Указан на АКБ Iхп   0,6 Iхп   –18оС   7,50 7,20   6,00   10 сек., 30 сек., пауза 20 сек. (см. п. 5 Табл. 12)
4. Проверка узлов пайки и токоведущих деталей на надёжность 9 Сном, но не более 1700А +25±5оС Не менее 6,0 Четыре периода по 5 секунд, с паузами по 10 секунд.

Из приведённых режимов видно, что первые три из них дают ответ по электрическим показателям аккумуляторной батареи. Режим испытания по пункту 4 оценивает надёжность сварки межэлементных соединений полюсных выводов батареи. Косвенно этот режим оценивает внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи соответствующей величиной напряжения в конце четвёртого периода разряда: величина его может различаться по типам батарей, но не должна быть менее 6.0 В.

При испытаниях током холодной прокрутки получают ответ о работоспособности аккумуляторной батареи при зимних условиях эксплуатации: если величина тока батареи в этом режиме меньше, чем требуется на питание стартера при пуске двигателя в этих условиях, то такую батарею использовать нельзя. Необходимо брать другую, с большим током холодной прокрутки, соответствующим требованиям пусковой системы автомобиля.

Ниже, в Табл. 12, приведён порядок выполнения операций при проведении испытаний аккумуляторной батареи током холодной прокрутки по стандарту ГОСТ 53165-2008.

Таблица 12

№ п/п Последовательность испытаний аккумуляторной батареи током холодной прокрутки
Охлаждение в течение 20-24 час. полностью заряженной аккумуляторной батареи до температуры –18ºС.
Разряд током Iхп (А) в течение 30 секунд (t1). Напряжение в процессе разряда должно быть не менее 7,5 В на 10-й секунде и не менее 7,2 В на 30-й секунде.
Пауза 20 секунд.
Разряд током 0,6 Iхп (А) до напряжения 6.0 В (время разряда t2), секунд t2 ≥ 40 секунд.
Определяется условное время разряда аккумуляторной батареи, если бы ток был только 0,6 EN tусл. = t1 + t2 = 30 + t2 с. 0,6 0,6
Испытания признаются успешными, если tусл ≥ 90 сек.

Необходимо подчеркнуть, что испытание по ГОСТ Р 53165-2008 более сложное и более информативное по сравнению с испытанием током холодной прокрутки по методике SAE J537 (США). Это усложнение направлено на повышение надёжности пуска холодного двигателя в зимних условиях. Показатели стартерного разряда, получаемые при разряде в две стадии по методике ГОСТ Р 53165-2008, характеризуют способность аккумуляторной батареи на определённое количество прокруток холодного двигателя стартером.

Приведённые показатели стартерного разряда определяются в регламентированных таблицей 12 условиях и проводятся до достижения установленных в п. 2 и п. 4 величин конечного напряжения на полюсных выводах аккумуляторной батареи. Для проведения испытаний используются только новые батареи, не находившиеся в эксплуатации, залитые электролитом и хранившиеся до начала испытаний не более одного месяца (сухозаряженные – не более двух месяцев) после изготовления.

Стартерные батареи, находящиеся в эксплуатации, рассмотренными выше видами стандартных испытаний не проверяют, так как результаты таких испытаний могут быть значительно ниже по причине естественного износа батарей за время эксплуатации. Поэтому их необходимо оценивать, как остаточные, после определённого износа за срок работы (пробега автомобиля) в конкретных условиях. Вполне очевидно, что в процессе эксплуатации показатели отдачи снижаются. Как показала многолетняя практика оценки состояния батарей при эксплуатации, использование стартерной батареи может продолжаться до тех пор, пока её показатели при разряде обеспечивают пуск двигателя автомобиля в соответствующих условиях (зимних и летних) при полной заряженности, а проверку пригодности для эксплуатации или для списания с эксплуатации батареи осуществляют по режиму п. 6.5.3 ГОСТ Р 53165-2008.

6.9. Вопросы, вопросы, вопросы…

На семинарах у поставщиков аккумуляторных батарей и у всех тех, кто ими вплотную занимается, часто звучат разные вопросы. Но иногда повторяются одни и те же ситуации. Речь, как правило, идёт о правильной эксплуатации, хранении и обслужи­вании аккумуляторных батарей. Нередко разговор заходит и о возникновении кон­фликтных ситуаций между продавцом и владельцем аккумуляторной батареи. Увы, они иногда заходят так далеко, что заканчиваются в зале суда. А в основе конфликта зачастую лежит элементарное заблуждение или незнание основ аккумуляторного дела. Раз актуальность таких вопросов не снижается, значит, и проблемы продолжают иметь место. В данный материал отобраны те вопросы, которые звучат наиболее часто. Надеемся, что это кому-то поможет.

Покупатель возвращает гарантийную аккумуляторную батарею, ссылаясь на её неисправ­ность. С чего надо начинать, чтобы определить, что явилось причиной: заводской брак или неправильная эксплуатация?

Для начала необходимо проверить целостность корпуса и крышки батареи (отсут­ствие вмятин, трещин, сколов, проколов, следов потёков на боковых поверхностях). Если внешний вид не вызывает сомнений, далее следует произвести следующие действия:

- измерить НРЦ и другие показатели состояния батареи:

- при наличии пробок проверить уровень электролита, его плотность и температуру;

- проверить цвет индикатора заряженности (при его наличии);

- произвести разряд батареи (10-15 секунд) на вилку-пробник током 150-200 А, отмечая

изменение напряжения точным прибором (тестером) и наблюдая за электролитом в

банках через отверстия для пробок в крышке батареи (при их наличии);

- на ощупь проверить нагрев полюсных выводов после разряда.

Если замечаний нет, батарею необходимо полностью зарядить и снять стартерную характеристику током 0,6 Iхп при температуре +20-25°C. При этом время разряда до напряжения на выводах АКБ 9,0 В должно быть не менее 1,5 минут. Та­ковы требования ГОСТ Р 53165-2008 (последний абзац, пункт 6.5.3).

В дефектном аккумуляторе электролит «закипит», может появиться специфический запах, явно прослушивающийся шум внутри аккумулятора.

Последующее вскрытие корпуса батареи и осмотр блока пластин дефектного аккумулятора позволяет точно определить проис­хождение дефекта – является ли он производственным или возник в ходе эксплуатации.

Как определить неисправность аккумуляторной батареи? Какие основные виды неисправностей?

Неисправность аккумуляторной батареи устанавливается путём измерения её ста­тических показателей, а также в режиме разряда током, установленным для данного типа. Значения показателей должны быть в пределах принятых норм для исправных ба­тарей. Проверка на дефектность (исправность) аккумуляторной батареи, если её преды­стория неизвестна, проводится только после полного заряда с корректировкой уровня и плотности электролита по банкам (при наличии пробок). Показатели состояния и разря­да фиксируются. Производственных дефектов может быть всего два: короткое замыка­ние в одном из аккумуляторов батареи, или разрыв цепи разряда внутри неё. Если аккумуляторная батарея при изготовлении была залита электролитом и впоследствии обнаруживается, что в одном из аккумуляторов электролит был залит ниже нормы (видны протечки электролита на поверхности пластин в конвертах-сепараторах), то это также является производственным дефектом (к слову сказать, – бывает редко).

Какие основные диагностические измерительные проборы, необходимы для определения неисправностей?

Для определения состояния аккумуляторной батареи необходимы: ареометр, те­стер для измерения НРЦ, нагрузочная вилка-пробник на 150-200 А. Современные тестирующие при­боры типа М415 Midtronics (США) (Рис. 44) и BAT 121 фирмы BOSCH (Германия) позволяют не только определять состояние заряженности аккумуляторной батареи, но и выявлять некоторые дефекты, такие, как обрыв цепи или внутреннее замыкание. В практической повседневной работе аккумуляторщика такой прибор, оценивающий внут­реннее состояние аккумуляторной батареи, весьма полезен. Для крупных транспортных предприятий целесообразно будет ис­пользование промышленных зарядно-разрядных стендов (разряд током до 500-1000 А).

При определении неисправности и установлении вины (если причина – эксплуа­та­ция) что надо говорить покупателю? Как доказывать ему, что выход батареи из строя – это последствия эксплуатации, а не заводской дефект?

Неисправность в аккумуляторной батарее должна быть чётко выражена (и не менее чётко вами сформулирована). Признаками нарушения условий эксплуатации батарей являются:

- деформация пластин;

- наличие коррозии решёток положительных пластин, изменение цвета сепараторов;

- изменённый цвет и уровень электролита;

- изменённый цвет активной массы положительных и отрицательных пластин;

- расслоение активной массы и образование в ней зазоров (видимых на просвет);

- наличие накипи на пробках и на внутренней поверхности крышки;

- выпуклость торцевых (а иногда и боковых) стенок корпуса;

- оплавление полюсных выводов;

- отклеившиеся, скрученные от чрезмерного нагрева наклеенные этикетки и стикеры на

корпусе аккумуляторной батареи и т.д.

Какими нормативами и законодательными актами необходимо пользоваться, чтобы убедить негодующего владельца аккумуляторной батареи?

Только собственным моральным кодексом и нормами человеческого обращения, ссылаясь на требования ГОСТ Р 53165-2008 и руководства по эксплуатации батареи, в полном соответствии с положениями Закона «О защи­те прав потребителя». Дефектная аккумуляторная батарея должна быть освидетельствована, при необходимости доказательства наличия дефекта и установления причин его происхождения, вскрыта, дефект­ные детали рассмотрены, происхождение дефектов прописано и объяснено в заключении о причинах выхода батареи из строя. Исправную аккумуляторную батарею вскрывать не следует. Её подвергают полному заряду и контрольному разряду на стенде (на нагрузку) с целью установления текущего состояния батареи, её исправности.

Как правильно подобрать аккумуляторную батарею для автомобиля?

Этот выбор производят производители автомобиля ещё на стадии его проектирования. При этом они учитывают все па­раметры и характеристики рекомендуемой батареи, бортовой электрической сети и штатных потребителей энергии, предусмотренных данной комплектацией автомобиля, а так же возможность применения меньшей или большей (по мощности стартерного разряда) батареи в зависимости от климатической зоны эксплуатации. Согласно этим рекомендациям, автопроизводители готовят «поса­дочное» место в двигательном отсеке автомобиля или ином предназначенном для установки батареи месте, ограничивая, тем самым, габариты батареи. Установка аккумуляторной батареи по размеру посадочной площадки, но боль­шей мощности, не принесёт вреда, при надлежащем контроле над её заряжённостью, а вот меньшая мощность в зимних условиях может создать трудности с пуском холодного двигателя. Ток холодной прокрутки – это показатель выбора. При подборе также необходимо учиты­вать полярность («прямая» или «обратная») и высоту корпуса батареи. Кроме того, неко­торые из них имеют различия по ширине корпуса (выступы у основания корпуса).

Можно ли устанавливать аккумуляторную батарею большей ёмкости в срав­нении со штатной?

В современных конструкциях аккумуляторных батарей разница в двадцатичасовом режи­ме разряда утратила первостепенное значение: например, аккумуляторная батарея с ёмкостью 60 А·ч имеет ток стартерного режима такой же, как и у аккумуляторной батареи 55 А·ч, а надёжность пуска двигателя зависит от степени заряженности и величины тока, который указан разработчиком батареи. После пуска двигателя генератор «возвраща­ет» в батарею затраченную при пуске ёмкость. Условия «возврата» зависят только от внутреннего сопротивления батареи, так как напряжение генератора имеет постоянную величину. Коммутация щёток с коллектором в стартере при повышенном напряжении разряда может быть более жёсткой, но при большей мощности разряда время пуска двигателя в нормальных условиях будет короче, надёжность пуска выше, включая и зимний период.

От чего зависит календарный срок службы аккумуляторной батареи?

Срок службы стартерной батареи исчисляется с момента заливки в неё электролита. Предпродажное хранение, бездействие при простаивании автомобиля сокращает её ре­сурс, и сокращение это происходит тем интенсивнее, чем ниже степень заряженности и выше температура электролита. Внутренние процессы саморазряда способствуют корро­зионному разрушению жил решёток положительных пластин.

В период эксплуатации коррозионное воздействие на решётку положительной пла­стины происходит преимущественно под воздействием зарядных процессов и особен­но интенсивно этот процесс проходит при избыточном заряде (так называемом «пере­заряде»), то есть, когда аккумуляторная батарея полностью заряжена, но процесс заря­да продолжается.

Календарный срок службы стартерной батареи зависит от моментов, упомянутых выше, но главное – от условий её эксплуатации. При этом особенно сказывается интенсив­ность эксплуатации автомобиля, величина регулируемого напряжения, периодичность контроля состояния заряженности батареи, режим использования средств комфор­та в салоне автомобиля и опыт водителя.

Каковы должны быть по инструкции значения плотности электролита, НРЦ и напряжения при нагрузке для исправной аккумуляторной батареи?

Плотность электролита у исправной, полностью заряженной аккумуляторной батареи (для условий центральных районов страны) должна быть 1,27-1,28 г/см3 при +25°C и нор­мальном уровне над блоками пластин. В южных районах это значение может быть не­сколько ниже – 1,24-1,25 г/см3. В районах Сибири, где зимние температуры снижаются ниже –30ºС, она может быть повышена до 1,30 г/см3 (чтобы частично разряженная аккумуляторная батарея при низких температурах (–40-45°C) не разрушалась льдом). На летний период такую плотность лучше снижать до нормы (1,27-1,28 г/см3), чтобы уменьшить разрушение пластин в тёплое время года от высокой плотности электролита.

Можно ли давать «прикуривать» другому автомобилю и как правильно это делать?

Можно, если есть острая необходимость кому-то выехать, а аккумуляторная батарея по какой-то причине оказалась разряжена. Делать это надо с соблюдением сле­дующих требований безопасности: двигатель автомобиля с исправной аккумуляторной батарей должен быть на время «прикуривания» заглушен. Один наконечник провода не­исправной батареи (любой) должен быть снят с полюсного вывода и вновь закреплён только после пуска двигателя (Рис. 50). Перед началом движения автомобиля с запущенны­м «прикуриванием» двигателем следует поработать на средних оборотах несколько ми­нут. По завершению поездки электрооборудование этого автомобиля необходимо прове­рить на исправность, а аккумуляторную батарею (после проверки) надо полностью зарядить при помо­щи зарядного устройства.

Что можно доливать в аккумуляторную батарею при снижении уровня элек­тролита?

В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи в ходе зарядно-разрядных процессов зако­номерно происходит снижение уровня электролита в каждом аккумуляторе по причине разложения содержащейся в нём воды. И это снижение в разных аккумуляторах происходит не всегда рав­номерно. Объективными причинами этой неравномерности может быть различие на­чального уровня при заливке электролита, неоднородность активной массы пластин (ре­шёток), различие в температуре электролита в разных аккумуляторах батареи.

В случае снижения уровня электролита вследствие его электролитического разложения или испарения при повышенной температуре, его восстановление необходимо проводить только путём доливки дистиллированной воды.

Только в тех случаях, когда произошло выплёскивание электролита из аккумуляторов батареи, необходимо доливать электролит с последующим проведением выравнивающего заряда и корректировкой плотности электролита в аккумуляторах батареи в конце заряда.

Сколько аккумуляторная батарея может храниться без проведения заряда, в зависимости от типа исполнения? Каковы оптимальные условия её хранения?

Новые, полностью заряженные аккумуляторные батареи, изготовленные с различными спла­вами решёток, могут храниться до одного года с потерей ёмкости на 50-80 % в зависи­мости от температуры окружающей среды. Батареи, бывшие в эксплуатации, перед на­чалом хранения необходимо полностью зарядить, откорректировать плотность и уро­вень электролита по банкам. В процессе хранения необходим регулярный контроль их состояния. Поверхность крышки должна быть чистой и сухой, полюсные выводы надо смазать техническим вазелином. Чем ниже температура окружающей среды (до –30°С) тем меньше саморазряд батареи, а, следовательно, возможно более длительное хранение при меньшей потере ёмкости. Чем выше температура при хранении, тем больше выделение газов из аккумуляторов вследствие саморазряда. Помещение, где хранятся батареи, должно быть оборудовано вентиляцией.

Надо ли в холодное время года перед пуском двигателя включать на корот­кое время фары автомобиля для прогрева аккумуляторов батареи? Что это даёт?

Что это может дать, кроме дополнительного разряда батареи, да ещё перед пуском холодного двигателя? – Включённые фары снижают уровень заряженности аккумулято­рной батареи. Эффект её прогрева в этом случае мал, а вот потеря ёмкости может оказаться весьма значительной (в зависимости от мощности ламп) и оказаться критичной для обеспечения пуска двигателя. Ведь сопротивление при про­кручивании застывшего двигателя при этом меньше не становится. Такие потери энергии были бы оправданы при их затратах на предпусковой прогрев масла, охлаждающей жидкости и топлива (т.е. – всего блока двигателя), что существенно облегчает пуск двигателя и снижа­ет усилие (момент) прокручивания. Но и это всё можно делать, только будучи уверенным в достаточной степени заряженности аккумуляторной батареи. В данном же случае, особенно при от­сутствии постоянного контроля над состоянием батареи, произвольным предпусковым разрядом можно вообще довести её до отказа при пуске холодного двигателя.

От чего зависит пуск двигателя зимой?

От тех же факторов, что и в любое другое время. Но в зимнее время пуск, безусловно, осложняется следующими причинами:

- мощность разряда холодной аккумуляторной батареи снижается;

- момент прокручивания вала двигателя увеличивается;

- распыление холодного топлива и смесеобразование в цилиндрах ухудшаются;

- заряженность аккумуляторной батареи в зимнее время статистически ниже по объективным причинам, чем в летнее время и, значит, она имеет меньшую мощность.

Почему у малосурьмяных аккумуляторных батарей газовыделение обильнее, по сравнению с батареями на кальциевых электродах?

Газовыделение у стартерных аккумуляторных батарей в режиме заряда связано с разложением воды, содержащейся в электролите. В конце заряда этот процесс начинает­ся у всех стартерных батарей, но у батарей с токоотводами из малосурьмяных сплавов он протекает при более низком напряжении, чем у батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава. Это связано с тем, что напряжение начала газовыделения на малосурьмяных сплавах ниже, чем на свинцово-кальциевых сплавах. Сурьма служит катализатором в процессе разложения воды, снижая уровень напряжения начала газовыделения.

Чем вызвано падение плотности электролита и его замерзание?

Процессы заряда и разряда стартерных аккумуляторов связаны с изменением концентрации серной кислоты в электролите. При разряде молекулы серной кислоты участвуют в токообразующей реакции и концентрация кислоты в электролите уменьшается. С этим связано понижение плотности электролита, что, в свою очередь, изменяет и его физические свойства. Чем глубже разря­жена аккумуляторной батарея (а значит и кислоты в электролите меньше), тем при более высокой температуре в ней образуется лёд. Это справедливо для батарей любого исполнения, в том числе – и для батарей без пробок («необслуживаемых»).

Почему новые аккумуляторные батареи часто бывают с низкой степенью заряженности?

По ГОСТ Р 53165-2008 новой считается батарея, если с момента её изготовления прошло не более одного месяца. Это применимо для аккумуляторных батарей, залитых электро­литом и заряженных на производстве. Для сухозаряженного исполнения этот срок вдвое больше – два месяца. Батареи на прилавках иногда этому понятию не отвечают по определению, так как они проходят ещё и через транспортировку (не всегда близкую и скорую) до склада (до при­лавка) и хранение в магазине до момента продажи. Некоторые сухозаряженные акку­муляторные батареи заливают электролитом не у производителя, а только перед самой продажей, и тогда их подготовка зависит от квалификации исполнителей: после залив­ки электролита все батареи для продажи должны быть полностью заряжены и провере­ны на исправность. Если при проверке батареи НРЦ ниже 12,5 В, то батарею требуется зарядить, а покупатель имеет право потребовать другую батарею с нормальной степенью заряженности (НРЦ 12,6 В и выше)..

Восстанавливается ли аккумуляторная батарея после того, как в ней замёрз электролит?

Никогда не следует оставлять разряженную батарею на холоде. Если такое произо­шло, и в аккумуляторах батареи электролит замёрз до образования льда, её надо выдержать в тё­плом помещении не менее суток и только после полного таяния льда можно при­ступить к заряду.

Заряд с не растаявшим льдом внутри аккумуляторов приводит к повреждению сепараторов. В повреждённых местах при последующей работе аккумулятора происходит прорастание шунтирующих соединений, приводящих к короткому замыканию всего блока. Льдом по­вреждается активная масса положительных и отрицательных и пластин: она отслаивает­ся, образуются зазоры (лёд имеет больший объём и разрывает активную массу, а отта­ивая, оставляет щели). Батарея, в которой электролит когда-либо замерзал, некоторое время сохраняет работоспособность, но на более низком уровне. И её отказ в скором времени неизбежен.

Кто и как в гарантийный период проводит обслуживание аккумуляторной ба­тареи?

В гарантийный период стартерная батарея обслуживается её владельцем и здесь важен его опыт. Периодичность и объём обслуживания зависит от режима её экс­плуатации и должен производиться в соответствии с прилагаемой инструкцией. Пробки заливочных отверстий при обслуживании батареи выкручивают (если это цельнолитая планка с пробками-заглушками, то её аккуратно снимают) для измерения плотности электролита и контроля его уровня над блоками пластин. Иногда поверх пробок и планок наклеивается этикетка изготовителя. Это часто сбивает с толку води­телей и вводит их в заблуждение, они считают, что целостность этой наклейки служит подтверждением сохранения гарантии.

Состояние заряженности у батареи без пробок контролируют измерением на­пряжения (НРЦ) на полюсных выводах. При необходимости их заряжают от автоматиче­ских зарядных устройств, но в конце заряда ток должен быть не более 5 % от номиналь­ной ёмкости батареи.

Что может произойти, если при установке аккумуляторной батареи на автомобиль «пе­репутать» наконечники проводов («+») и («–»)?

В случае «переполюсовки», даже кратковременное касание наконечниками прово­дов, питающих электрическую сеть автомобиля, полюсных выводов батареи, приведёт к повреждению элементов диодного моста генератора. В этом случае направление тока от аккумуляторной батареи в электропроводах к генератору изменится на противополож­ное, что и вызовет пробой кремниевых диодов фазы генератора, находящейся на этот момент в соединении через коллектор и щётки.

На практике отмечены случаи, когда стартерная батарея по каким-то причинам по­сле глубокого разряда оказывается в стационаре заряженной в обратную сторону (т.е. – с изменённой полярностью). По­добный заряд батареи не позволяет ей получить мощность, достаточную для стартерного разряда, но приводит к неожиданному повреждению генератора. Более того, постоянно включённые в сеть из­делия электроники на автомобиле также получают повреждения, о которых владелец автомобиля может сразу не подозревать. При продаже (на прилавке) иногда выявляют образцы аккумуляторов, у которых обозначенная на крышке полярность («+») и («–») не совпадает с её фактической полярностью. Такие образцы необходимо выявлять до мо­мента установки их на автомобиль. Это прямой заводской брак, который способен причинить зна­чительный вред автомобилю и нанести материальный ущерб его владельцу.

Допустимо ли проверять исправность генератора при работающем двигате­ле методом снятия наконечника стартерного провода с полюсного вывода аккуму­ляторной батареи?

Нет! Этого категорически нельзя делать. Из школьной программы по физике известно, что при раз­мыкании цепи, в которой протекает электрический ток, возникает противо-ЭДС, направ­ленная в обратную сторону. Возникающая противо-ЭДС способна повреждать кремниевые выпрямители генерато­ра. Эти повреждения снижают отдачу генератора, а при неработающем двигателе проис­ходит разряд аккумулятора (ток утечки). Подобная проверка генератора обходилась вла­дельцу автомобиля без неприятных последствий, когда выпрямительный блок был выполнен в виде выносного пакета из селеновых пластин, современные же кремниевые диоды приходят в негодность.

Как обнаружить место разрыва цепи внутри аккумуляторной батареи?

При экспертных контрольных испытаниях (до вскрытия) стартерной батареи, не спо­собной запускать двигатель, НРЦ которой часто бывает близкой к норме, а заряд прохо­дит с пульсацией величины тока, необходимо использовать метод поиска разрыва цепи внутри аккумуляторной батареи.

В режиме заряда (при наличии пробок в крышке) с помощью вольтметра провести измерение напряжения поочерёдно от полюсных выводов по электролиту в банках, пе­ренося измерительный освинцованный щуп из одной банки в другую, отмечая при этом изменение ве­личины напряжения от начала измерения. Каждый переход даёт прибавку напряже­ния 2,0-2,5 В. При переходе через дефектное соединение между аккумуляторами скачок напря­жения будет значительно больше (3,0-5,0 В). Измерение на­пряжения следует повторить от каждого полюсного вывода батареи (для досто­верности). Для батарей, изготовленных без пробок в крышке, применение рассмотрен­ного выше способа возможно только после сверления отверстий в крышке над каждым аккумулятором по выверенным точкам. Эти точки обозначены в местах, где двухслойная крышка имеет скрытые отверстия в нижнем слое. Отверстие от индикатора (его для этого необходимо извлечь) также можно использовать, не производя сверления в банке, где он установлен.

Наши рекомендации