Порядок выбора АКБ при покупке

Покупка стартерной аккумуляторной батареи на автомобиль, взамен отслужившей, должна сопровождаться решением следующих вопросов:

- уточнить тип, электрические показатели и габариты старой (заменяемой) аккумуляторной батареи, способ её крепления, в том числе расположение и размеры выступов у основания моноблока, которые служат для крепления корпуса батареи в штатном гнезде автомобиля;

- тип и электрические показатели новой аккумуляторной батареи должны быть не ниже, чем у старой. При одинаковом значении ёмкостей (новой и старой батарей) значение тока стартерного разряда новой батареи может быть больше (при одинаковых режимах их определения), что должно способствовать повышению надёжности пуска двигателя в зимний период;

- форма исполнения полюсных выводов и расположение их на аккумуляторной батарее («прямая» и «обратная» полярность). На легковых автомобилях длина проводов для подключения может оказаться недостаточной, если пытаться установить батарею другой полярности.

В продаже имеются как батареи сухозаряженного исполнения, так и залитые электролитом и заряженные. При необходимости немедленного использования новой батареи следует приобретать залитую и заряженную на заводе. Она готова к работе и прошла заключительные стадии контроля качества после приведения её в действие.

Аккумуляторная батарея сухозаряженного исполнения предназначена для длительного хранения и не готова к немедленному использованию. Она требует заливки электролитом и пропитки от полутора до двух часов, с последующим зарядом (можно на автомобиле) до выравнивания плотности электролита во всех аккумуляторах (ячейках) батареи до величины плотности залитого электролита (см. Табл. 1, Раздел 3.2). На прилавке необходимо освободить батарею от упаковки и осмотреть целостность корпуса, наличие этикеток с обозначениями и показателями, дату выпуска (изготовления). Качество заливаемого электролита и выполнения работ по приведению сухозаряженной батареи в рабочее состояние, наряду с качеством изготовления, в полной мере определяют её работоспособность и последующий срок службы.

При покупке залитой и заряженной аккумуляторной батареи, после удаления индивидуальной упаковки (термоусадочной плёнки) необходимо прямо на прилавке магазина произвести следующие проверки (выполняет продавец):

- в батареях, имеющих пробки заливных горловин, проверить уровень и плотность электролита (уровень во всех аккумуляторах должен быть на 10-15 мм. выше уровня сепараторов, плотность – не ниже 1,25 г/см3);

- измерить заряженность батареи путём измерения НРЦ на полюсных выводах (величина должна быть не менее 12,6 В);

- проверить работоспособность батареи на момент продажи при помощи нагрузочной вилки (обеспечивающей разряд на нагрузку током 150-200 А) или тестера-пробника, например, BAT 121 фирмы BOSCH (Германия), или М 415 фирмы Midtronics (США). Напряжение при разряде на нагрузочную вилку должно быть неизменным в течение не менее 10 секунд, а его величина будет зависеть от типа батареи и величины нагрузочного сопротивления.

Выполнение этих операций позволяет обнаружить случайные механические повреждения корпуса аккумуляторной батареи, убедиться в достаточной степени её заряженности и работоспособности.

Измеренные показатели аккумуляторной батареи должны быть занесены в гарантийный талон продавцом, так как они могут быть востребованы при возможных последующих претензиях к батареи и учтены в пункте гарантийного обслуживания.

Уточните у продавца или консультанта особенности эксплуатации данной батареи, методы её диагностики в процессе эксплуатации.

Пожар В автомобиле

Пожар в автомобиле, безусловно, случай из разряда чрезвычайных ситуаций. Наиболее распространенная причина – возгорание во время ремонтных работ, это – 45 % всех автомобильных пожаров. Далее следуют неисправности и переделки бор­товой электрической сети – 35 %. Иногда расстроенные «погорельцы», с целью поправить свое пошатнувшееся материальное положение, пытаются обвинить производителей аккумуляторных батарей во всех своих несчастьях. Может ли стать неисправная аккумуляторная батарея причиной пожара?

Как уже отмечалось, на современных автомобилях стартерная аккумуляторная батарея является вторич­ным источником электрической энергии, работающим параллельно с первичным источником – генератором, вырабатывающим электроэнергию. Эти источники выда­ют энергию либо поочерёдно, либо одновременно, – в зависимости от мощности включенных в данный момент времени потребителей энергии и режима работы двигателя автомобиля.

Питание потребителей электроэнергии происходит по индивидуальным схемам, снабжённым защитой от перегрузок по току – предохранителями, которые имеются в каждом автомобиле. В случаях нарушения работы регулятора напряжения, генератор может вырабатывать повышенное напряжение. Предохранители в цепях заряда защи­щают потребители энергии от перегрузки. Если предохранитель нештат­ный, то потребитель электроэнергии может быть выведен из строя.

На стоянке автомобиля питание потребителей электроэнергии осуществляется толь­ко от аккумуляторной батареи. При неработающем двигателе её напряжение никогда не может увеличиваться. По мере разряда (то есть – отдачи энергии батареи на питание включенных потребителей энергии), напряжение на полюсных выводах аккумулятора может сни­зиться до нуля. При исправной электропроводке никаких происшествий в этом случае не бывает, и страдает от глубокого разряда только сама батарея – снижается её ресурс.

При наличии дефекта в аккумуляторной батарее её работоспособность в пусковом режиме будет ниже, чем у исправной батареи. Как известно, к производственным де­фектам современных стартерных батарей относятся разрыв цепи внутри батареи и корот­кое замыкание между электродами различной полярности в одном из аккумуляторов (в аккумулятор­ной батарее их – шесть).

При некачественной сварке межэлементных соединений соседних аккумуляторов, а также по­люсных выводов, возникает разрыв цепи разряда внутри батареи, который не позволяет использовать её, как источник энергии. В гарантийный период такая аккумуляторная батарея подлежит замене.

Короткое замыкание в одном из аккумуляторов снижает напряжение на 1,0-1,5 В, но батарея ещё может сохранять работоспособность (при более низком уровне отдачи энергии и мощности).

Короткое замыкание между пластинами происходит при малых токах и напряжении одного аккумулятора, то есть не более 2,0 В, а процесс разряда происходит при перемещении заряда в жидкости (электролите). «Закоро­ченный» аккумулятор теряет способность отдавать энергию (также как и принимать её при заряде), не «выкипает» при заряде в процессе эксплуатации. Заполненный электролитом с низкой плотностью, он становится «балластом» в батарее. Таким образом, короткое замыкание внутри стартерной батареи приводит к снижению её потенциальной энергии, заложен­ной при заряде в активной массе пластин и электролите.

Возможно, слова «короткое замыкание» в аккумуляторной батарее воспринимаются так же, как и «короткое замыкание электропроводки» в жилых помещениях, которое за­частую является причиной пожара. Но при пожаре в помещениях не обвиняют электро­станцию в возникшем пожаре, поскольку есть понимание причины – неисправная элек­тропроводка. Кроме указанных выше дефектов, у современных стартерных аккумулятор­ных батарей в процессе эксплуатации могут возникать и другие, вызванные условиями работы, нарушениями правил обслуживания батареи и неисправностью других компо­нентов электрооборудования автомобиля. Но и эти эксплуатационные дефекты не приво­дят к воспламенению электропроводки и последующему пожару в автомобиле. И ещё не­много физики, плюс выводы: исправные потребители электроэнергии на автомобиле при снижении питающего напряжения (в том числе и по причине дефекта) перестают рабо­тать и отключаются. В случае короткого замыкания электропроводки, а также при неис­правности потребителя электрической энергии разрядный ток от аккумуляторной бата­реи увеличивается. Причина – снижение сопротивления внешней разрядной цепи. Ин­тенсивный нагрев повреждённого участка вызывает воспламенение материалов, способ­ных гореть. Кстати, дефекты аккумуляторной батареи в этой ситуации, наоборот, способ­ствуют снижению мощности разряда батареи в точке короткого замыкания внешней цепи (потребителя).

Из сказанного выше следует: стартерная аккумуляторная батарея в заряженном со­стоянии обладает определённой электрической энергией в потенциальной форме, в виде активной массы положительных и отрицательных пластин (разделённых сепарато­рами), помещённых в электролит. Внутренние дефекты в батарее снижают запас энер­гии за счёт внутреннего разряда в электролите.

В случаях нарушения прочности изоляции соединительных проводов, ослабления крепления в местах присоединения во внешней цепи питания, происходит нагрев и заго­рание обмотки проводов. Напряжение аккумуляторной батареи здесь практически мало влияет: ток разряда тем больше, чем «надёжнее» произошёл контакт положительного провода с «массой» автомобиля.

Другое дело, если подключенные к аккумуляторной батарее провода окажутся замкнутыми, либо подключенное изделие окажется неисправным. Тогда батарея будет разряжаться во внешнюю цепь с малым сопротивлением, генерируя при разряде большие токи разряда, близкие к току короткого замыкания (более 1000 А). Вследствие сильного нагрева при протекании таких больших токов, может загореться изоляция проводов или самого электроприбора, это может привести к существенному материальному ущербу владельца. При этом может также произойти оплавление полюсных выводов самой батареи, особенно если они покрыты окислами, при таком оплавлении могут пострадать пластмассовая крышка и корпус. Газ, скопившийся внутри батареи при возникновении вблизи неё открытого пламени может взорваться, разрушив корпус.

Таким образом, имеющийся запас потенциальной энергии аккумуля­торной батареи приносит вред владельцу автомобиля, если техническое состояние электропроводки и потребителей энергии на автомобиле далеки от норм безопасности. Стартерная аккумуляторная батарея, отдавая запасённую в ней электрическую энергию, участвует в возникновении пожара на автомобиле точно так же, как питающие электрические сети участвуют в возникновении пожара в помещении, то есть, – не является при­чиной этого пожара. Причина пожара в обоих случаях в другом – в неисправном состоянии электрической проводки или потребителей энергии.

На Рис. 49, 51 – 59 показаны некоторые виды дефектов стартерных аккуму­ляторных батарей, которые были допущены при изготовлении и не были выявлены на этапе контроля готовой продукции. Эти дефекты, как правило, проявляют себя на начальном этапе эксплуатации, в виде снижения работоспособности батареи в режиме пуска двигателя. Ничего опасного для режима работы изделий электрооборудования автомо­биля в этих дефектах аккумуляторных батарей нет. Как нет и опасности возникновения из-за них пожара.

Наши рекомендации