Стартер включается, но маховик двигателя вращается
СЛИШКОМ МЕДЛЕННО
- окисление или физическое нарушение контакта проводов с контактными болтами;
- подгорание, износ коллектора, износ щёток;
- межвитковое замыкание в якоре или в обмотках возбуждения;
- сильный износ подшипников и цепляние якоря за полюса.
СТАРТЕР ВКЛЮЧАЕТСЯ, НО МАХОВИК ДВИГАТЕЛЯ НЕ
ПРОВОРАЧИВАЕТСЯ
- пробуксовка муфты свободного хода;
- заклинивание муфты свободного хода на шлицах якоря;
- срезаны зубья шестерни;
- обрыв вала якоря;
- разрушение соединения якоря тягового реле с рычагом;
- поломка рычага включения, либо неправильные регулировки хода шестерни;
СТАРТЕР РАБОТАЕТ С ПОСТОРОННИМИ ШУМАМИ
- повышенный износ втулок;
- перекос в креплении стартера;
- изгиб вала якоря;
- поломка крышки со стороны привода
- повреждение зубьев шестерни или маховика;
- шестерня не полностью выходит из зацепления с моховиком;
- повышенный выбег из-за заедания МСХ на шлицах якоря.
СТАРТЕР НЕ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ
- дефект проводки питания стартера;
- межвитковое замыкание во втягивающей обмотке реле;
- приваривание контактного диска к контактным болтам.
ТЯГОВОЕ РЕЛЕ СТАРТЕРА ПРИ ПУСКЕ ПОСТОЯННО ВКЛЮЧАЕТСЯ И
ВЫКЛЮЧАЕТСЯ («ПУЛЕМЁТНЫЙ ЭФФЕКТ»)
- сильно разряжена аккумуляторная батарея;
- плохой контакт в цепи питания реле на клемме «50»;
- межвитковое замыкание, либо обрыв в удерживающей обмотке реле.
При наличии опыта эксплуатации и ремонта, большинство дефектов стартера могут быть определены и устранены водителями в условиях гаража. Однако более целесообразно проводить диагностику и ремонт в специализированных предприятиях, оснащённых необходимыми приборами и оборудованием для ремонта. Выявленный дефект стартера (цепи «батарея-стартер») позволит снять подозрение о возможной неисправности АКБ, восстановить надёжный пуск двигателя и уменьшить влияние возникшего дефекта на состояние работоспособности и долговечность аккумуляторной батареи.
Виды дефектов стартерных батарей
Дефекты стартерных аккумуляторных батарей необходимо выделить в две категории:
- производственные, связанные со сбоями в процессах изготовления батарей;
- эксплуатационные, вызванные нарушением условий эксплуатации.
Следует помнить, что замене по гарантийным обязательствам производителя (продавца) подлежат только батареи, имеющие дефект производства. Поскольку технологии изготовления аккумуляторных батарей за последние годы значительно изменились к лучшему, производственные дефекты встречаются сейчас значительно реже, чем пять-десять лет назад.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ДЕФЕКТЫ
Качество и надёжность аккумуляторных батарей обеспечивается разработчиком при её создании, а изготовителем – при изготовлении. На предприятии-изготовителе готовые аккумуляторные батареи подвергаются сплошному контролю качества, в том числе – проверке на работоспособность. Залитые и заряженные батареи, в отличие от сухозаряженных, проходят более полный контроль на работоспособность, в том числе –проверку работоспособности при разряде током более 12С20(А).
Возможные отклонения от требований по качеству, которые в аккумуляторной батарее были допущены, но по каким-либо причинам не были выявлены при контроле качества в процессе производства и приёмки, обнаруживаются в начальный период эксплуатации. Снижение в течение первых месяцев эксплуатации работоспособности при пуске двигателя, иногда полный отказ, при достаточной плотности электролита или напряжении разомкнутой цепи (НРЦ) в батарее, как правило, бывают связаны с проявлением производственных дефектов.
Такие дефекты возникают, как правило, вследствие сбоев автоматики в работе оборудования при сборке батарей. Дефекты, связанные с качеством электродов, встречаются реже, так как при их производстве ведётся поэтапный контроль качества на всех переделах, от отливки токоотводов до сушки после формирования сухозаряженных электродов.
Полный отказ аккумуляторной батареи связан с нарушением целостности её внутренней разрядной цепи. Разрыв внутренней цепи происходит в деталях межэлементных соединений, соединяемых точечной электрической сваркой, вследствие отклонения от расчётного режима сварки или при наличии раковин и пустот, возникающих в свариваемых деталях при нарушении режимов их отливки (Рис. 37). В некоторых случаях обрыв цепи может быть спровоцирован у качественных батарей при продолжительном (затруднительном) пуске двигателя, либо при тряске во время движения. Окончательное заключение о причине разрыва цепи производится на основании вскрытия дефектной батареи и обследования нарушенного соединения.
Иногда могут иметь место так называемые «холодные» спаи ушек отдельных пластин с полюсным мостом. В этом случае между не припаянной положительной пластиной и полюсным мостом отсутствует необходимый электрический контакт, что приводит к снижению работоспособности аккумулятора. При разряде аккумуляторной батареи в дефектной ячейке наблюдается «кипение» электролита.
Вторым, по степени влияния на режим пуска двигателя, является короткое замыкание между разноименными электродами (пластинами) внутри аккумулятора. Этот дефект чаще всего связан с повреждениями сепараторов в процессе сборки, неправильным размещением сепаратора в блоке пластин (Рис. 38), отклонением от заданных чертежами размеров сепаратора (Рис. 39), низким качеством материала сепараторов, перекосом отдельных пластин в блоке. При наличии такого дефекта аккумуляторная батарея в определённых условиях (например, при постоянной эксплуатации в летнее время), может сохранять работоспособность. Однако её пусковая мощность значительно снижается, так как за время бездействия (ночная стоянка) значительная часть энергии в одном из аккумуляторов расходуется на работу в короткозамкнутой паре. При бездействии такой батареи в течение одной - двух недель, короткое замыкание в каком-либо аккумуляторе (ячейке) батареи может быть легко установлено путём измерения плотности электролита. В дефектном аккумуляторе плотность электролита снижается более интенсивно, чем в остальных аккумуляторах батареи.
Практика показывает, что в одной аккумуляторной батарее, как правило, не встречаются два и более одинаковых дефекта производственного характера.
Влияние короткого замыкания на скорость снижения плотности электролита в значительной мере зависит от прочности образовавшегося контакта между разноименными электродами. В отдельных случаях возникший дефект может пропадать, например, когда образовавшийся шунтирующий мостик разрушается, либо сгорает при разряде, и аккумуляторная батарея восстанавливает прежнюю работоспособность.
Наличие короткого замыкания внутри батареи не только снижает её пусковую мощность. Оно может привести в зимнее время к замерзанию электролита в дефектном аккумуляторе и к разрушению корпуса батареи (см. раздел 6.5). При стационарном заряде дефектный аккумулятор в аккумуляторной батарее не выделяет газ и не «кипит». Плотность электролита при заряде поднимается в нём медленнее, чем в остальных ячейках батареи, либо совсем не поднимается, сколько бы батарея не стояла на заряде. При стартерном разряде (на стенде, на пробник-вилку и т.п.) в аккумуляторе с коротким замыканием видно интенсивное «кипение» и выделение газа с характерным запахом.
К дефектам производственного характера могут быть отнесены аккумуляторные батареи, электроды которых содержат не формированную активную массу (при батарейном формировании). Такие батареи имеют низкие пусковые характеристики, даже при полном заряде обеспечивают малое количество попыток пуска (две-три попытки). Такая батарея интенсивно «кипит» при заряде и разряде.
В Таблице 7 приведены наиболее часто встречающиеся характерные виды производственных дефектов и характер их проявления.
Таблица 7
Вид производственного дефекта | Характер проявления дефекта |
1. Брак при сварке борнов (МЭС) смежных блоков электродов сквозь отверстие в перегородке моноблока. | Разрыв внутренней цепи не позволяет производить разряд на нагрузку или пуск двигателя. |
2. Брак при сварке выводного борна («+» или «–») со втулкой полюсного вывода батареи (внутри полюсного вывода). | Разрыв внутренней цепи батареи. Пуск двигателя невозможен, при разряде на вилку-пробник при низком напряжении происходит нагрев вывода с дефектной сваркой. |
3. Брак (раковина) при отливке выводного борна батареи по причине того, что при его литье в отливку попал шлам. При стартерном разряде часть борна в месте образования раковины расплавилась (под крышкой). | Разрыв цепи разряда внутри батареи. Исключена возможность пуска двигателя или использования вилки-пробника для проверки. Отказ наступает неожиданно в режиме пуска двигателя. |
4. Выплеск свинца при сварке сквозь перегородку МЭС смежных блоков замкнул пластину противоположной полярности. | Короткое замыкание (КЗ) блока, напряжение батареи ниже на 1,5-2,0 В. Пуск двигателя сильно затруднен. Плотность электролита в аккумуляторе с КЗ значительно ниже, чем в остальных и при заряде не повышается. При разряде электролит в аккумуляторе «кипит» и выделяется специфический запах. При заряде электролит в этом аккумуляторе не «кипит». |
5. Протек свинца при наплавлении мостика блока пластин привёл к короткому замыканию (КЗ) с пластиной противоположной полярности. | Короткое замыкание (КЗ) блока пластин в аккумуляторе и снизило общее напряжение батареи на 1,5-2,0 В, плотность электролита в аккумуляторе с КЗ значительно ниже, чем в остальных и при заряде не повышается, а электролит в этом аккумуляторе не «кипит». При разряде электролит в таком аккумуляторе «кипит» и выделяется специфический запах. |
6. Приварка одной пластины в блоке с переко- сом, вызвавшая короткое замыкание на мостик блока противоположной полярности (внутри корпуса батареи). | В блоке короткое замыкание (КЗ) и последствия от этого для всей батареи, характерные для этого вида дефекта. |
7. Повреждение конверта-сепаратора углом пластины (сверху или снизу), либо загнутой жилой решётки противоположной полярности (внутри корпуса батареи). | В блоке короткое замыкание (КЗ) и последствия от этого для всей батареи, характерные для этого вида дефекта. |
8. Повреждение сепараторов: - внизу блока об острые призмы, на которые поставлен блок; - на горячем компаунде, который заливают на дно корпуса для повышения вибропрочности батареи. | В блоке пластин короткое замыкание (КЗ) напряжение батареи ниже на 1,5-2,0 В. Пуск двигателя сильно затруднен. Плотность электролита в аккумуляторе с КЗ значительно ниже, чем в остальных и при заряде не повышается. При разряде электролит в аккумуляторе «кипит» и выделяется специфический запах. При заряде электролит в этом аккумуляторе не «кипит». Последствия от этого для всей батареи, характерные для этого вида дефекта. |
9. Установка блока электродов в аккумулятор с нарушением чередования их полярности, которое необходимо при последовательном соединении в батарею. | НРЦ батареи не отличается от НРЦ исправной батареи. При разряде на нагрузочную вилку (малая, кратковременная нагрузка) замечаний нет. При более длительной нагрузке стартерным током происходит кипение электролита и быстрое снижение напряжения на аккумуляторной батарее. При вскрытии и осмотре блока обнаруживается, что высокие рёбра сепараторов обращены не к положительным, а к отрицательным электродам. Отрицательные пластины, которые вследствие переполюсовки стали положительными, быстро теряют активную массу и разрушаются (разваливаются). |
10. Сепаратор-конверт с одной стороны ниже верхней кромки пластины противоположной полярности. | В блоке пластин короткое замыкание (КЗ) и последствия от этого для всей батареи, характерные для этого вида дефекта (см. п. 5 настоящей таблицы). |
10. Брак при заливке электролита: в одном из аккумуляторов уровень электролита ниже верхних кромок пластин (пробок на крышке нет). | Из-за низкого уровня электролита сепараторы в верхней части имеют тепловое повреждение. На поверхности пластин в конвертах следы протечек электролита при его заливке. Возможен взрыв газов в этом аккумуляторе и разрушение крышки корпуса. |
12. Пропуск сепаратора. Две пластины разной полярности расположены рядом без сепаратора-конверта и приварены ушками к мостам различной полярности. | В блоке пластин короткое замыкание (КЗ) и последствия от этого для всей батареи, характерные для этого вида дефекта (см. п. 5 настоящей таблицы). |
13. Нет герметичности между двумя смежными аккумуляторами. Брак при сварке крышки с перегородкой моноблока между соседними аккумуляторами. | ЭДС батареи на 2,0 В ниже, плотность электролита в двух смежных аккумуляторах одинаковая и ниже, чем в остальных аккумуляторах батареи. При разряде на нагрузку происходит кипение электролита в этих аккумуляторах. Электролит из одного аккумулятора проникает в другой. При этом дефекте можно ареометром переливать электролит сколь угодно долго, уровень в них устанавливается одинаковый. |