Электрические характеристики аккумуляторных батарей
ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА
Электродвижущей силой (ЭДС) аккумулятора (Е0) называют разность его электродных потенциалов, измеренную при разомкнутой внешней цепи в стационарном (равновесном) состоянии, то есть:
Е0 = φ0+ + φ0- ,
где φ0+ и φ0- соответственно – равновесные потенциалы положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внешней цепи, В.
ЭДС батареи, состоящей из n последовательно соединенных аккумуляторов:
Е0б = n×E0 .
Электродный потенциал в общем случае определяется, как разность между потенциалом электрода при разряде или заряде и его потенциалом в равновесном состоянии в отсутствие тока. Однако, следует отметить, что состояние аккумулятора сразу после выключения зарядного или разрядного тока не является равновесным, так как концентрация электролита в порах электродов и межэлектродном пространстве неодинакова. Поэтому электродная поляризация сохраняется в аккумуляторе довольно длительное время и после отключения зарядного или разрядного тока. В этом случае она характеризует отклонение электродного потенциала от равновесного значения j0 за счёт диффузионного выравнивания концентрации электролита в аккумуляторе, от момента размыкания внешней цепи до установления равновесного стационарного состояния.
φ = φ0 ± ψ
Знак «+» в этом уравнении соответствует остаточной поляризации y после окончания зарядного процесса, знак «–» – после окончания разрядного процесса.
Таким образом, следует различать равновесную ЭДС (E0)аккумулятора и неравновесную ЭДС, а точнее НРЦ (U0) аккумулятора в течение времени от размыкания цепи до установления равновесного состояния (период протекания переходного процесса):
E0 = φ0+ - φ0- = Δφ0 (12)
U0 = φ0+ -φ0- ± (ψ+ - ψ -) = Δφ0 ± Δψ (13)
В этих равенствах:
Δφ0 – разность равновесных потенциалов электродов, (V);
Δψ – разность потенциалов поляризации электродов, (V).
Как указано в разделе 3.1, величину неравновесной ЭДС при отсутствии тока во внешней цепи называют, в общем случае, напряжением разомкнутой цепи (НРЦ).
ЭДС или НРЦ измеряют высокоомным вольтметром (внутреннее сопротивление не менее 300 Ом/В). Для этого вольтметр присоединяют к выводам аккумулятора или батареи. При этом через аккумулятор (батарею) не должен протекать зарядный или разрядный ток.
Если сравнить уравнения (12 и 13), то увидим, что равновесная ЭДС отличается от НРЦ на разность потенциалов поляризации.
Δψ = U0 - E0
Параметр Δψ будет положительным после выключения зарядного тока (U0 > Е0) и отрицательным после выключения разрядного тока (U0 < Е0). В первый момент после выключения зарядного тока Δψ составляет примерно 0,15-0,2 В на аккумулятор, а после выключения разрядного тока 0,2-0,25 В на аккумулятор в зависимости от режима предшествовавшего заряда или разряда. С течением времени Δψ по абсолютной величине уменьшается до нуля по мере затухания переходных процессов в аккумуляторах, связанных в основном с диффузией электролита в порах электродов и межэлектродном пространстве.
Так как скорость диффузии сравнительно невелика, время затухания переходных процессов может составлять от нескольких часов до двух суток, в зависимости от силы разрядного (зарядного) тока и температуры электролита. Причём снижение температуры влияет на скорость затухания переходного процесса значительно сильнее, так как с понижением температуры ниже нуля градусов (по Цельсию) скорость диффузии снижается в несколько раз.
Равновесная ЭДС свинцового аккумулятора (Е0), как и любого химического источника тока, зависит от химических и физических свойств веществ, принимающих участие в токообразующем процессе, и совершенно не зависит от размеров и формы электродов, а также от количества активных масс и электролита. Вместе с тем, в свинцовом аккумуляторе электролит принимает непосредственное участие в токообразующем процессе на аккумуляторных электродах и изменяет свою плотность в зависимости от степени заряженности аккумуляторов. Поэтому равновесная ЭДС, которая, в свою очередь, является функцией плотности электролита [5], будет также функцией степени заряженности аккумулятора.
Для вычисления НРЦ по измеренной плотности электролита используют эмпирическую формулу
U0 = 0,84 + dэ
где «dэ» – плотность электролита при температуре 25ºС в г/см3;
Когда измерить плотность электролита в аккумуляторах не представляется возможным (например – у открытых батарей исполнения VL без пробок или у закрытых батарей исполнения VRLA), о состоянии заряженности можно судить по величине НРЦ в состоянии покоя, то есть не ранее, чем через 5-6 часов после выключения зарядного тока (остановки двигателя автомобиля). Значение НРЦ для батарей, имеющих уровень электролита, соответствующий требованиям руководства по эксплуатации, с различной степенью заряженности при разных температурах приведено в Табл. 1
Таблица 1
Степень заряженности | Равновесное напряжение разомкнутой цепи, В, при температурах | ||
% | от +20 до +25°С | от +5 до – 5°С | от –10 до –15°С |
95-100 | 12,70 – 12,90 | 12,80 – 13,00 | 12,90 – 13,10 |
75-80 | 12,55 – 12,65 | 12,55 – 12,75 | 12,65 – 12,85 |
ОПАСНАЯ ЗОНА | |||
12,20 – 12,30 | 12,30 – 12,40 | 12,40 – 12,50 | |
11,95 – 12,10 | 12,10 – 12,20 | 12,20 – 12,30 | |
11,60 – 11,80 | 11,70 – 11,90 | 11,80 – 12,00 |
Изменение ЭДС аккумулятора от температуры весьма малозначительно (менее 3·10 -4 В/град) и при эксплуатации аккумуляторных батарей им можно пренебречь.
ВНУТРЕННЕЕ ОПРОТИВЛЕНИЕ
Сопротивление, оказываемое аккумулятором протекающему внутри него току (зарядному или разрядному), принято называтьвнутренним сопротивлением аккумулятора.