I у р о в е н ь | Терминалы (Т) | . |
II у р о в е н ь | Припортовые станции (ПС) | |
III у р о в е н ь | Железнодорожное звено (ПС - СС) | |
IV у р о в е н ь | Вся система | |
Прежде чем сформировать расчетную схему изменения облика и мощности, введем ряд обозначений, допущений и ограничений.
Исходя из условий сбалансированного развития взаимодействующих в узле видов транспорта, необходимо, чтобы мощность элементов системы имела следующее соотношение:
, (4.1)
где – возможная пропускная (перерабатывающая) способность сортировочной станции; – возможная пропускная способность железнодорожного звена, соединяющего СС и ПС; – возможная пропускная способность припортовой станции; – возможная пропускная способность i-го терминала; – суммарная пропускная способность терминалов порта.
На рисунке 4.3 показаны потребные объемы перевозок, которые складываются из грузопотоков существующих ( ) и дополнительных ( ). Индекс j показывает принадлежность к тому или иному элементу системы МТУ (j = 1, 2,…, r).
Определение ( ) – сложная самостоятельная задача, решаемая на основе экономических изысканий с использованием современных методов прогнозирования. Мониторинг ГП(t) дает возможность выделить расчетные случаи (РС), которые должны соответствовать пессимистическому, и оптимистическому прогнозам, что, в свою очередь, позволяет сделать попытку сформировать такую область эффективных альтернатив по каждому РС, в пределах которых можно построить устойчивую к изменению прогнозов субоптимальную стратегию этапного изменения облика и мощности МТУ.
Возможная провозная способность (ГВ) по элементам системы зависит от структурно-параметрического представления системы. При этом по каждому элементу исследуемой системы в зависимости от рассматриваемого расчетного случая (ГП(t)) может быть назначено множество возможных мероприятий, изменяющих структурно-параметрическое представление системы и как следствие, .
Рассмотрим на основе принятой декомпозиции МТУ реконструкцию i-го терминала. Пусть задан расчетный случай, характеризуемый зависимостью ГП(t) и намечено множество М (М1, М2, …, Мi) мероприятий, реализация которых возможна в любой последовательности и при любом их сочетании, но при этом формируемые на основе возможных совокупностей M технические состояния системы должны давать возможную провозную способность обеспечивающую этапное наращивание мощности системы . Как известно, возможная провозная способность системы или ее элементов меняется в зависимости от параметров дискретно, а потребная провозная способность, характеризующая расчетные случаи ГП(t) – непрерывно. Систему необходимо развивать так, чтобы на каждый год расчетного периода обеспечить превышение возможной провозной способности над потребной .
Если нанести на график ГП(t) намеченные в результате анализа и синтеза мероприятий технические состояния (ТС), то становится очевидной возможность формирования множества стратегий (альтернатив) этапного изменения мощности исследуемого элемента системы.
Допустим, намечено пять возможных технических состояний, которые нанесены на заданный экспертами вариант прогноза потребной провозной способности на перспективу ГП(t), который рассматривается как один из возможных расчетных случаев (рис. 4.4).
Условные обозначения:
| – возможная провозная способность (ВПС) существующего состояния; |
| – ВПС промежуточного состояния; |
| – ВПС конечного состояния; |
| – технически необходимые или вынужденные сроки перехода из менее в более мощные состояния. |
Сплошной выделенной линией показана одна из возможных стратегий (альтернатив) этапного наращивания мощности исследуемого терминала. Таких схем, если известно начальные и конечные состояния системы может быть 2n-2, где n – количество состояний.
Таким образом, получена расчетная схема, позволяющая формировать альтернативные варианты этапного изменения облика и мощности элементов и МТУ в целом.
При этом каждая из возможных стратегий (альтернатив) представляет собой инвестиционный проект.
Оценка альтернатив (вариантов инвестиционных проектов) производится на основе определения по ним интегрального эффекта.
Сформированная расчетная схема этапного изменения облика и мощности по элементам и МТУ в целом позволяет приступить к рассмот-
Рис. 4.4. График этапного наращивания мощности исследуемой системы
рению содержательной и математической постановки для реализации заявленной цели.