Основные неисправности подвески и колес
Шум и стуки в подвеске возникают из-за ослабления болтов крепления, износа шарниров, поломки пружины, неисправного амортизатора.
Для устранения неисправности необходимо проверить и подтянуть крепления элементов подвески, а вышедшие из строя узлы и детали заменить на новые.
Повышенный и неравномерный износ шин происходит по причине износа шаровых шарниров подвески, дисбаланса колес, при нарушенных углах установки передних колес и грубого стиля вождения.
Для устранения неисправности следует восстановить углы установки передних колес, заменить изношенные детали, отбалансировать колеса и изменить стиль вождения.
Увод автомобиля в сторону от прямолинейного движения происходит в случае нарушения углов установки передних колес, неодинакового давления воздуха в шинах, деформации рычагов передней подвески, неодинаковой жесткости пружин, повреждения верхней опоры одной из телескопических стоек, поломки стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля.
Для устранения неисправности необходимо отрегулировать углы установки передних колес в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, выровнить давление воздуха в шинах, заменить изношенные или деформированные детали и узлы.
Повышенные вибрации при движении могут появиться из-за дисбаланса колес, вздутия на боковине шины («грыжи»), повреждения (деформации) дисков колес, неудовлетворительного состояния подшипников ступиц колес, износа шаровых опор рычагов подвески.
Для устранения неисправности следует отбалансировать колеса, заменить поврежденные шины и диски колес, отрегулировать или заменить подшипники ступиц, заменить шаровые опоры.
Эксплуатация ходовой части
Наверное, каждый владелец автомобиля понимает серьезность последствий неисправностей, которые могут возникнуть в ходовой части автомобиля. Какое влияние они окажут на поведение машины, движущейся по дороге?! Ведь даже на разумной скорости эти неисправности могут привести к печальным последствиям, а о любителях «безумной» скорости в этом случае лучше даже и не говорить.
При нормальной эксплуатации ходовой части элементы подвески колес обычно не требуют тщательного визуального контроля. Вот если что-то начало «поскрипывать», «повизгивать» или издавать другие необычные звуки, появились заметные вибрации, машина стала немного приседать на один «бок», то тогда надо обязательно найти источник дискомфорта и устранить его причину.
Проблемы, возникающие при замене пружин, рессор, рычагов или подшипников ступиц колес, лучше решать мастеру. Конечно, читающие эту книгу водители из сельской местности, будут смеяться над постоянным «посыланием» к механику. Если живешь на земле, а ближайший автосервис далеко, то приходится все делать самому и это нормальное явление. Заменить неисправный узел в сборе, обычно не вызывает проблем. Но попытка залезть вовнутрь, допустим амортизатора или другого сложного устройства с нашим любимым инструментом – молотком, заканчивается выбрасыванием этого узла после ремонта максимум через неделю.
Кстати о надоевших в экзаменационных билетах амортизаторах. Если амортизаторы не работают, то при наезде на любую неровность дороги, передняя или задняя часть автомобиля может после этого долго качаться в вертикальной плоскости («прыгать» по дороге), несколько ухудшая управляемость автомобиля и комфортность поездки. Естественно неисправный амортизатор следует поменять на новый. Однако закон не запрещает эксплуатацию автомобиля с неисправными амортизаторами.
Срок службы подвески колес и самих колес, опять же, тесно связан со стилем вождения автомобиля. Любая грубость в отношении машины будет активно отражаться на состоянии и долговечности ходовой части.
На дорогах автомобиль попадает в ямы, встречаются рельсы и другие «неприятности», и если не повезет, то происходит деформация диска колеса. Когда не удается выправить диск, его необходимо поменять, иначе он своими вибрациями может вывести из строя всю подвеску.
Помните о том, что современная шина «боится» ударов о бордюры, разлитого бензина или дизельного топлива, других агрессивных жидкостей и, конечно же, различных мелких и острых предметов в изобилии присутствующих на наших дорогах.
Пройдитесь по обочине любой дороги хотя бы с полкилометра, думаю после этого, даже у «крутых» машин и их водителей, не будет желания объезжать стоящие в пробке автомобили с правой стороны. Количество металлических и стеклянных предметов, просто валяющихся или вдавленных в землю на дороге, около нее и на обочине, превышает все разумные пределы. Однажды мне довелось «поймать» колесом свечу зажигания, которая впилась своей верхней частью в протектор шины и дошла-таки до своей цели - камеры.
Эксплуатируя колеса, следует помнить о необходимости их периодической балансировки. При движении с малой скоростью или по плохой дороге, это практически никак не влияет на машину. Но если дорожные условия позволяют двигаться с большой скоростью, то на неотбалансированных колесах у вас это не получится, так как просто невозможно ехать из-за самопроизвольного «дерганья» рулевого колеса в руках и сильной вибрации всего автомобиля. Кроме активного износа шин, не прошедших балансировку, идет интенсивнейший износ всех элементов трансмиссии, ходовой части, рулевого управления и тормозной системы. Молодые водители, пренебрегающие балансировкой, добровольно выводят из строя свой автомобиль.
Идеальный вариант для автомобиля и водителя, когда все пять колес имеют одинаковые шины, они отбалансированы и накачены воздухом с одинаковым давлением. Давление в современных шинах, как правило, не удается определить «на глаз». И если вы не старый профессионал, определяющий правильность накачки колес ударом ноги по покрышке, то следует взять в руки манометр, «Инструкцию по эксплуатации» вашего автомобиля и проверить давление в шинах. А вообще эту проверку необходимо производить хотя бы раз-два в неделю. Поездки на колесах с разным давлением приводят к повышенному износу покрышек, а сам автомобиль в это время весьма неустойчиво ведет себя на дороге.
Рекомендуется периодически производить перестановку колес (для их равномерного износа) согласно схеме, предлагаемой инструкцией к автомобилю. Ну а в случае прокола колеса, его монтаж-демонтаж все-таки лучше делать в мастерской и с обязательной балансировкой.
Прочие повреждения колес и их подвески в процессе эксплуатации автомобиля, это проявление неаккуратности водителя, манеры «бить» колесами бордюры и рельсы, делать все повороты с обязательным «визгом резины». А ведь все это приводит к аварийному состоянию машины и незапланированным расходам. Если такой водитель не слушает рекомендаций, не следует закону дороги и продолжает издеваться над машиной, то последствия «шуток» с ходовой частью автомобиля могут быть самые непредвиденные и печальные. Это то самое ружье, которое уж если висит на стене, то обязательно когда-нибудь выстрелит.