Определение массы поезда и его проверки

Масса состава - один из важнейших показателей работы железнодорожного транспорта. Увеличение массы состава позволяет повысить провозную способность железнодорожных линий, уменьшить расход топлива и электрической энергии, снизить себестоимость перевозок. Поэтому массу грузового состава определяют исходя из полного использования тяговых и мощностных качеств локомотива, эксплуатационных условий.

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Современные электровозы и тепловозы имеют большую мощность и высокую конструкционную скорость. Массу состава определяют исходя из условий полного использования мощности и тяговых качеств локомотивов, а также кинетической энергии поезда в соответствии с нормами, приведенными в действующих ПТР. В целях повышения провозной способности линий, ликвидации перелома весовых норм поездов предусматриваются применение кратной тяги и подталкивания на лимитирующих перегонах, безостановочный пропуск поездов по станциям, за которыми расположены крутые подъемы, и т. д. Расчет массы состава выполняют по следующим условиям безостановочного движения:

а) по расчетному подъему с равномерной скоростью;

б) по труднейшим подъемам с учетом использования кинетической энергии поезда.

На тех участках дорог, где климатические условия значительно изменяются в зависимости от времени года, расчетную массу состава определяют особо для летнего и зимнего периодов. Выполненный расчет массы состава должен быть проверен в опытных поездках с динамометрическим вагоном в соответствии с действующими для этой цели инструктивными указаниями.

Расчетный подъем принимают исходя из анализа труднейших элементов продольного профиля, уровня допустимой скорости движения поездов по состоянию пути, расположения остановочных пунктов.

Предположив, что запаса кинетической энергии поезда будет недостаточно для преодоления такого подъема, определяют максимально возможную массу состава по формуле:

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , т (2.1)

где Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - расчетная сила тяги локомотива, Н;

iр - крутизна расчетного подъёма, ‰;

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru ускорение свободного падения, Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Величины Определение массы поезда и его проверки - student2.ru и Определение массы поезда и его проверки - student2.ru определяются для расчетной скорости по формулам, приведенным с таблицы 2.

При формировании поезда из разных вагоном Определение массы поезда и его проверки - student2.ru определяют с учетом процентного распределения вагонов по формуле

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , (2.2)

где Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - доли соответственно четырехосных, шестиосных и восьмиосных вагонов в составе.

Вычисленную по формуле (2.1) массу состава следует в соответствии с ПТР округлить до 50 или 100 тонн.

Таблица 2.

Формулы для определения основного удельного сопротивления локомотива и вагонов, в Н/кН

Тип подвижного состава и режим работы Тип пути
стыковой бесстыковой
Тепловозы, электровозы в режиме тяги Тепловозы, электровозы на холостом ходу Определение массы поезда и его проверки - student2.ru   Определение массы поезда и его проверки - student2.ru  
Грузовые вагоны груженные q > 6т
4-осных на подшипниках скольжения и 6-осные на подшипниках качания Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru
4-осных на подшипниках качения и рефрижераторов Определение массы поезда и его проверки - student2.ru   Определение массы поезда и его проверки - student2.ru
8-осные на подшипниках качения Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru
Пассажирские вагоны (для скорости до 160 км/ч)
Цельнометаллические вагоны на подшипниках качения Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Примечание. В этих формулах q0 - нагрузка от оси на рельсы для данной группы вагонов (по заданию)

Значения расчетной силы тяги локомотива и основных удельных сопротивлений движению определяют для расчетной скорости локомотива, установленной действующими ПТР. Выбор расчетной скорости локомотивов осуществляется следующим образом:

а) для электровозов расчетную скорость принимают в точке пересечения линии ограничения силы тяги по сцеплению (или максимальным током) и одной из автоматических характеристик;

б) для тепловозов — по условиям работы электродвигателя в продолжительном режиме.

Расчетные характеристики для определения массы составов основных серий локомотивов приведены в ПТР.

Серия локомотива - ВЛ80 с тяговым электродвигателем

Расчет:

Род тока - переменный

Количество осей - 8

Расчетная скорость, V Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - 44,2 км/ч

Сила тяги, F Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - 49000 Н

Сила тяги при трогании с места, F Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - 662000 Н

Конструкционная скорость - 110 км/ч

Масса электровоза, Р – 192 т

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

i Определение массы поезда и его проверки - student2.ru =11‰

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , q Определение массы поезда и его проверки - student2.ru =q/m=70/4=17,5т/ось

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , q Определение массы поезда и его проверки - student2.ru =q/m=100/6=16,67т/ось

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru т

Wi = 11(3636+192)*10=421080

Проверка возможности трогания с места.Проверка рассчитанной массы состава на трогание с места на раздельных пунктах заданного участка выполняется по формуле:

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , т (2.7)

где Определение массы поезда и его проверки - student2.ru – сила тяги локомотива при трогании с места, Н (табл. 5);

i – крутизна наиболее трудного элемента на раздельных пунктах заданного участка, ‰ ;

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru – удельное сопротивление поезда при трогании с места, Н/кН;

Удельное сопротивление при трогании с места для различных видов вагонов определяется по формулам:

для вагонов на подшипниках качения

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , Н/кН (2.8)

для вагонов на подшипниках скольжения

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , Н/кН (2.9)

где Определение массы поезда и его проверки - student2.ru – масса, приходящая на одну колесную пару для данной группы вагонов, вычислена ранее.

Масса состава Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , полученная по условиям трогания с места, должна быть не менее массы состава Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , определенной по расчетному подъему, т.е. должно выдерживаться условие Определение массы поезда и его проверки - student2.ru . Так как для проверки массы состава на трогание с места была выбрана станция, расположенная на наиболее трудном элементе, то в этом случае делается вывод о том, что трогание с места и разгон поезда обеспечивается на всех раздельных пунктах участка.

Расчет:

i Определение массы поезда и его проверки - student2.ru =1‰

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Н/кН

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Н/кН

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru т

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru 5261>3636т Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Проверка массы состава на свободную установку на приемно-отправочных путях.Чтобы выполнить проверку массы состава по длине приемно-отправочных путей, необходимо определить число вагонов в составе, длину поезда и сопоставить эту длину с заданной длиной приемно-отправочных путей станции.

Число вагонов в составе грузового поезда определяется по формулам:

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru ; Определение массы поезда и его проверки - student2.ru ; Определение массы поезда и его проверки - student2.ru (2.10)

где Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - доли по массе 4-, 6-, 8-осных вагонов в составе поезда;

q4, q6, q8 - масса вагона.

Полученное количество вагонов необходимо округлить до целых чисел. Длины грузовых вагонов Определение массы поезда и его проверки - student2.ru принимаются равными: 4-осные – 15м, 6-осные – 17м, 8-осные – 20м. Длина пассажирских вагонов принимается равной 25 м. Длины локомотивов приведены в ПТР.

Общая длина поезда

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru (2.11)

Проверку возможной установки поезда на приемно-отправочных путях выполняется по соотношению

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru (2.12)

где Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - длина приемно-отправочных путей, м.

Если выполняется условие (2.12), делается вывод о том, что массу состава корректировать не надо. В обратном случае, необходимо уменьшить массу поезда до выполнения этого условия.

Расчет:

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

L Определение массы поезда и его проверки - student2.ru L Определение массы поезда и его проверки - student2.ru L Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru =1500м

739м<1500м

Проверка массы состава на возможность надежного преодоления короткого подъема, величиной больше расчетного. возможность надежного преодоления встречающегося на участке короткого подъема, крутизной больше расчетного, с учетом использования кинетической энергии, накопленной на предшествующих «легких» элементах профиля, выполняется аналитическим способом. При этом используется расчетное соотношение:

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , м (2.3)

где Определение массы поезда и его проверки - student2.ru – скорость в начале проверяемого подъема, выбирается из условия подхода к проверяемому элементу Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru – скорость в конце проверяемого подъема.

Удельную равнодействующую силув пределах выбранного интервала изменения скоростей принимают равными их значениям при средней скорости рассматриваемого интервала.

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , км/ч (2.4)

Эти удельные силы вычисляются по формулам в Н/кН:

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , (2.5)

где Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - сила тяги локомотива, соответствующая средней скорости движения в i-ом интервале ее измерения, Н; определяется по внешней тяговой характеристике;

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru и Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - основное удельное сопротивление движению локомотива и вагонов, соответственно, определенные для значения Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , Н/кН;

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - крутизна проверяемого элемента профиля, ‰.

Если длина проверяемого элемента профиля пути Определение массы поезда и его проверки - student2.ru окажется больше расчетной, т.е.

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , (2.6)

то за расчетный подъем следует принять крутизну данного проверяемого подъема и вновь по формуле (2.1) определить величину расчетной массы поезда.

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru Если условие (2.6) выполняется, то на этом проверка заканчивается и делается вывод о том, что при рассчитанной массе состава Qр поезд надежно преодолевает проверяемый подъем, крутизной больше расчетного, с учетом накопленной к началу элемента кинетической энергии.

Расчет:

Vp =44,2 км/ч; i=11‰

1) V0=90 км/ч,V1=80 км/ч, ∆V=10 км/ч

Графа 1. Скорость движения в диапазоне от 85 до vр , с интервалом 10 км/ ч.

Графа 2. Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - сила тяги локомотива, соответствующая средней скорости движения в i-ом интервале ее измерения, Н; определяется по внешней тяговой характеристике;

Графа 3,6. Определение массы поезда и его проверки - student2.ru и Определение массы поезда и его проверки - student2.ru - основное удельное сопротивление движению локомотива и вагонов, соответственно, определенные для значения Определение массы поезда и его проверки - student2.ru , Н/кН;

Графа 4,5. Основное удельное сопротивление подвижного состава, определяемое по формулам, приведенным в ПТР.

Графы 7-9. Полное основное сопротивление движению локомотива, состава и поезда, равное соответственно W/0 =w/0Рg, W//0 = w//0Qg и W0=W/0+W//0.

Графа 10. Равнодействующая сила поезда.

Графа 11. Удельная равнодействующая сил поезда fp = Fr /(Q+Р)*9,81

Графа Определение массы поезда и его проверки - student2.ru 12. Масса состава, определяемая по формуле

Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Расчеты были произведены в программе Microsoft Excel.

 
  Определение массы поезда и его проверки - student2.ru

Таблица 3.

Vcr Fk Wоср' W"04 W"06 Wоср" Wоср'gP Wоср"gQ W Fr fp Sпр
5,23 3,925 2,5625 3,24375 10041,6 117942,8 127984,4 52015,65 13,58821 1886,218
4,62 3,4 2,3 2,85 8870,4 112496,4 107503,6 28,08349 660,2214
4,07 2,925 2,0625 2,49375 7814,4 90672,75 98487,15 201512,9 52,64181 233,3947
3,58 2,5 1,85 2,175 6873,6 85956,6 344043,4 89,8755 76,38702
3,15 2,125 1,6625 1,89375 68856,75 74904,75 425095,3 111,0489 20,51637
44,2 2,928092 1,93041 1,565205 1,747808 5621,937 63550,28 69172,22 440827,8 115,1588

Расчет массы состава на возможность надежного преодоления короткого подъема

1800<2876,738 т.


Наши рекомендации