Вас должно насторожить, если
• школьник всё ещё «дружит» только с вымышленными друзьями (может ещё – только с домашними животными; с тем же компьютером/телевизором), а связи со сверстниками не ищет.
• не учится (а чаще – и не пытается) устанавливать контакт;
• всегда был робким, неуверенным в себе ребёнком (в 5–6 своих лет со сверстниками общаться ещё не умел, да и сейчас не лучше)
• мир фантазии ему заменяет реальность;
• «там» проводит больше времени, чем «тут»;
• привык получать удовольствие там, в фантазиях, а не тут (т. е. не в жизни, а в мечтах)
• смешивает фантазию и реальность: вечно мечтает о чём-то совсем нереальном, неисполнимом («была бы у меня…») и на это делает ставку («вот когда у меня будет… тогда…»); не тянется к тому, что можно сделать, добиться, осуществить.
Обратите внимание на эту разницу: мечтать, как говорится, не вредно. И многое из того, что поначалу кажется неисполнимым, в конце концов может произойти. Но, чтобы произошло-получилось, человек для этого должен что-то делать (хотя бы пойти за водой – как Емеля к проруби). А когда человек смешивает мир сказки и мир реальности, он только охотно придумывает – но почти ничего не делает, чтобы мечту свою осуществить. (Мечтает прославиться, стать олимпийской чемпионкой, но не занимается спортом вообще и нигде. Мечтает стать круглым отличником, а за уроки садится с боем).
Эта болезнь может вырасти вместе с ребёнком, и тогда сотни планов его (прекрасных на первый взгляд) так и останутся на уровне воображения. Но ему, самому фантазёру, со временем станет казаться, что в жизни «совсем не везёт».
Вот примеры из реальной жизни:
…девушка собирается выделывать кожу и шить потрясающие брючки и юбки, и получать нормальный доход; нормально? Нормально.
…девушка собирается выделывать кожу и шить брючки и юбочки, но в скорняжных работах не разбирается и учиться не собирается…
…юноша полгода мечтает, как возьмёт в аренду здание бывшего кинотеатра и сделать там Молодёжный клуб. Нормально? Нормально.
…юноша полгода мечтает о том, как возьмёт в аренду здание бывшего кинотеатра и создаст Молодёжный Клуб, но смету составлять «лениво», где денег взять на ремонт (и как отдавать) – неясно, чем (конкретно) будет заниматься этот клуб – неизвестно («там будет видно…», – он говорит)…
А если вы скажете таким выросшим деткам о несуразности их замыслов, они обидятся и пойдут искать кого-то, с кем рядом можно помечтать. А вас запросто обвинят в том, что «вы погубили их мечту». А на самом деле в своих фантастических вымыслах человек получает
такое удовлетворение, что мир реальный с его «грубыми» радостями отстраняет (и к этим радостям не стремится вообще).
Средство помощи
Ваш ребёнок мечтает? Прекрасно.
«А как ты собираешься это сделать?» Что можно сделать, чтобы осуществить свою мечту?
«А что для этого надо?»
«А что для этого ты можешь сделать уже сегодня?» – почаще спрашивайте своих детей.
А ещё
• помогите налаживать контакты, обрести друзей, научите общаться
• учите ставить реальную цель и не бояться идти к ней; помогите рассчитать шаги, поделите большую цель на маленькие, чтоб – не страшно, чтоб – шагал и получал удовольствие от достигнутого, чтоб поверил, что – может;
• помогите обрести интересы в реальном мире (так не бывает, чтобы ребёнка не заинтересовало ничего)
Фантазируйте за здоровье!
А если без перегиба, ничего страшного в детских «завиральных» фантазиях нет.
Одна очень взрослая и вполне состоявшаяся женщина рассказала мне, что в детстве, если ее кто-то сильно расстраивал, ругал или пугал, она видела все время один и тот же сон (или не сон, но состояние было совершенно особенным). Как будто бы она выбегает за дом, к сараю и тут с неба к ней опускается какое-то удивительное животное. Огромное, с коричневым мехом и прозрачными крыльями, похожее и на льва и на медведя одновременно. Оно обнимало ее своими большущими лапами так, что девочка просто тонула в мехе и долго-долго ее так держало, ласково и утешительно. И оно прилетало всегда, когда ей было плохо, но до тех пор, пока ей не исполнилось 9 лет. А потом исчезло. Совсем.
Почему наши дети фантазируют (лгут?) сочиняют и какой им от этого прок?
Вот такой.
Это утешение и поддержка (о чём мы уже говорили)
Это помогает ребёнку разобраться в своих чувствах (Так, девочке, яростно мечтающей о прекрасных принцах, может быть, не хватает отцовского участия.)
Это один из надёжных способов снять напряжение, скопившееся внутри.
Ребёнок понимает, что желать дурного родителям нехорошо, «стыдно». Но – что делать? – и родители иногда сильно раздражают. «Дурные» чувства выливаются в фантазиях, сказках и снах; так ребёнок избавляется от негатива (сочиняет сказку и бьёт короля, отправляет его в изгнание – король символически отец). Ломает волшебные вещи (волшебную палочку, например) – протест против тоталитарного контроля взрослых, когда всё хочет – сам, а ему на блюдечке подают. Конечно, от вмешательства родителей никуда не деться (у детей мало опыта и т. п.). Но освободиться от постоянного контроля взрослых – хотя бы на время – им иногда просто необходимо.
Подросток тринадцати лет повесил на дверь своей комнаты картинку – тщательно прорисованный кулак. Родители восприняли его правильно – это сигнал взрослым: «НЕ ЛЕЗЬ! Это мой мир! Я имею на него полное право». И позволили ему врезать замок. Правда, на ключ он не запирался, потому что взрослые научились вежливости: собрался войти – постучи.
Фантазируя, наши дети учатся, как себя вести – проигрывают в фантазии разные ситуации. Ролевые игры детей практически всегда основаны на фантазировании. (Обратите внимание: фантазию и реальность отделяют – палочка – это конь, но и всё-таки палочка).
Фантазирование помогает разобраться в себе, в своих ощущениях, чувствах, желаниях.
И потом. Уметь представить невозможное – это здорово. Так делаются великие открытия, ведь их можно сделать только если веришь и пробуешь. И мыслишь при этом творчески.
Уход в себя – это тоже полезно. Ребёнок ещё не знает, что есть внутренний мир (мир внутри тебя), но уже чувствует это. Прислушивается к нему, прикасается. Это важно: побыть наедине с собой. Мечты (фантазии) дают такую возможность. Возможность побыть наедине с собой и набраться сил. Прикоснуться к не-разуму, а точнее, тому, что выше нашего простого разумения. Мечтать о своём… Это влияет, и очень благоприятно, на становление духовной жизни юного человека. Не вмешивайтесь, позвольте!
Впрочем, о роли сказок и детских фантазий мы ещё поговорим. В следующей Книге.
Заключение
Я знаю, о чём мечтают все искринки в костре. Они звёздочками
мечтают становиться…
Все – все – все, и большие и маленькие, любят Новый год. Это единственный праздник, когда даже самые взрослые и самые серьёзные люди могут (позволяют себе!) скинуть маску и – превратиться в мальчиков и девочек, весёлых, дурашливых, беззаботных. На одну ночь. И этой волшебной ночью вдруг возвращается странная вера, что желания – сбываются, чудеса – случаются, и звёзды зажигаются именно для тебя. А потом всё возвращается на круги своя… Но тем, у кого есть дети, удивительно повезло. Мамы и папы просто сами не понимают, какой это чудный дар – вместе с ними вернуться в детство. Своё. И снова его прожить. Да, на другом уровне, в другой ипостаси, но кто же мешает нам – за ними следом – поверить в чудо. Что мир – живой, что ты – центр вселенной, что звёздное небо вращается, а ты на нем – самая яркая звезда. Что ты единственный и неповторимый; неповторимая
часть вселенной, частица её, ты в ней, а она в тебе? Кто нам мешает? Мы.
В детстве мы легко верили в чудо. И эта вера была так сильна, что просто в голову не приходило буднично-реалистично смотреть на мир, в котором жили. Полёт бабочки, моросящий дождь, странный сон, подарок на день рождения – всё удивляло и радовало. Мы все были Иванами-царевичами и Василисами Прекрасными, а если случалась у нас неприятность, точно знали, что весь мир: звери, птицы, случайные встречные – все-все-все придут на помощь, только позови. Проблемы и трудности, они, конечно, были, были, но… Но жить было легко и радостно именно потому, что и ты и я – все-все-все – верили в чудо.
Мы росли, умнели, и, набираясь жизненного опыта, постепенно приходили к неизбежному выводу: а чудес-то не бывает. А если и бывает, то с кем-то другим, а если с тобой, то дай Бог хоть раз в жизни. На то оно и чудо, чтоб случаться изредка и изумлять. Ведь под «чудом» мы понимаем нечто глобальное, такое, например, как внезапное выздоровление от смертельной болезни или, там, встреча с летающей тарелкой.
А чудеса-то. Вот они, рядом. И всё вокруг – живое.
Арина взяла фонарик и водит маленьким кружком света по темному снегу, по темным домам. Я говорю ей – ты на елку наведи, она темная, все видно будет. Кружочек света залазит на елку – и ребенок тут же спрашивает меня «А ему не колко?»
Конечно, детьми мы не станем хотя бы потому, что прошли определённый этап, и задачи у нас другие, взрослые. Но чтобы вернуться к той внутренней лёгкости бытия, не требуется «впадать в детство». Просто надо к нему прикасаться почаще. Вот так, отложив, отстранившись, оставив на время большие заботы, переключиться на своего малыша. Или – пусть не малыша, а подросших сына ли, дочку. Они тоже – помогут, они тоже – нуждаются в вас, честное слово.
Дети смотрятся в родителей как в зеркало, в волшебное зеркало. И отражают то, что видят там.
Сочиняйте сказки для них и для себя! Это самый лучший и самый легкий способ договориться с ребенком обо всем, дать ему знания о мире, позволить примерить на себя жизнь птиц, лесов, разных людей (в том числе и плохих, что, кстати, очень полезно как профилактика поступков и закалка характера). Это прекрасно лечит от капризов и зазнайства, показывает последствия дурных поступков.
Это помогает познать себя.
Это дарит детство. Маленьким и большим.
Примечания 1
Посмотрите на обратную сторону мелких российских монет.
Это такая тема, которую не раскрыть в нескольких словах, и даже на нескольких страницах не изложить. Об этом мы рассказываем в Книге «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти».
Как их выучить – в наших книгах «Без опасности. От рождения до школы» и «Без опасности. Школьные годы».