Зачин нужен в сказке обязательно, особенно если эта сказка для малышей

Он разделяет два мира – мир вымысла и мир естества, у маленьких детей с этим большая путаница. Мы обязательно должны обозначать границы: одно дело – увести ребёнка в сказочный мир и там (на виртуальном уровне) походить испытания, встречаться с бабой Ягой, превращаться в козлёночка, отбиваться от Кощея Бессмертного.

И совсем, ну совсем другое – вечно быть в напряжении, потому что всё перепуталось, потому что не знаешь, где начинается явь, где закончилась сказки, и кто там выглядывает из-за угла, Баба Яга или тётя Маруся, и не под твоей ли кроватью находится заколдованный лес.

Только к годам семи ребёнок расставит ориентиры и разделит это: мир жизни и мир волшебства. Что случается в сказке – случается в мире другом, и существует он на основе других законов. Ребёнок должен знать это, подсознательно знать. И зачин, напоминая об этой «инакости», как раз и производит такое размежевание.

Во многом для этой же цели – обозначить границы, куда и откуда вернуться – служат и последние фразы сказки. «И стали они поживать – добра наживать», «И жили они долго и счастливо…», «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, в рот не попало». Прозвучала концовка – и ребёнок очнулся, вышагнул из сказки, снова стал Сашей, Верочкой, Колей – вернулся в реальный мир.

Дети способны представлять себе все так же ярко, как вы – воспринимать это на экране большого кинотеатра с системой «звук вокруг». Представьте, что еще не закончился триллер, идут последние кадры, а вам на мобильник звонит шеф с претензией. Страшно? Вот так же сказки без начала и конца – взрывают чувство реальности у наших детей.

Кстати, это объясняет так много лет удивлявшую меня концовку сказок «вот и сказочке конец, а кто слушал молодец». Нет, думала я, кто рассказывал – молодец, а кто слушал – тот отдыхал, что его хвалить. Оказалось, что хвалить надо именно ребенка, потому что он проживает жизнь сказочного героя – странствовал, попадал в передряги и выбирался вместе с ними. Конечно, от такой же молодец, как Иван Царевич или Василиса Премудрая.

Итак, вы выбрали своего героя, вы открыли сказочные двери… Ну, а дальше – что? А дальше начинается действие, сказочный сюжет.

В принципе, сюжетная схемавсех сказок очень проста:

• Герой, обычный человек, получает кто-то волшебное, с чем-то волшебным знакомится

• Отправляется куда-то (сам или по чьему-то заданию)

• Встречает испытания (попадает в переделки)

• Побеждает (и получает свой приз)

• Возвращается (уже другим, изменившимся, и часто бывает, что меняется он до неузнаваемости).

Способы и приёмы, где взять героя и как повести сюжет, великое множество. О некоторых, самых детских, мы уже говорили. Сейчас будем рассказывать дальше, а вы – пробуйте. Один, другой, третий…

Попробовав-поэкспериментировав, вы освоитесь в «сказочном деле», и выберете самые подходящие для себя. И тогда, хорошенько поднаторев, сможете их варьировать. Ведь и ход сказочного сюжета, и повороты его зависят от того, когда и для чего вы приступаете к этому делу – придумываете сказку.

А потом вы обучите и своего ребёнка. Впрочем, скорее всего, он и сам научится – по ходу дела.

Чтобы разобраться вам было проще, все эти способы мы сгруппировали и разделили по темам. Но это, конечно, чисто условное деление – для удобства использования «шпаргалки».

...

Мама рассказывает сказку и по рассеянности так говорит: «Катится колобок, а навстречу ему волк. Колобок говорит: «Волк-волк, я тебя съем!». Сын возмущёно кричит: «Мам, ты чего перепутала, волки пирожки не едят!».

Может, и не едят, да вот только из таких перепутанниц получаются отличные сказки.

Приём первый. Перепутанница

Этими приёмами охотно часто пользуются повара. А также фантасты и сказочники, сценаристы и режиссеры. Так почему бы и нам не воспользоваться? Рецепт его очень прост: берутся разные ингредиенты, складываются в одну кучу и хорошенько перемешиваются.

...

Взять – сложить – перемешать, вот и всё.

И из такой перепутаницы всегда получается то-то своё, новенькое и занимательное.

Причём путать(ся) можно по-разному

а) перепутать героя и сказку

б) перепутать две разные сказки

в) всё перепутать

А потом из этой неразберихи выбираться.

Это очень удобный способ, когда надо чем-то срочно занять ребёнка, а ничего, ну, ничегошеньки в голову не приходит.

Это очень удобный способ, когда самого себя надо перенастроить. То есть выкинуть из головы все бытовые мысли (или хотя бы оттеснить их на задний план) и – в общем, хотя бы на время отрешиться от будничной суеты.

Это очень удобный способ, когда надо расшевелить своё заспавшееся воображение фантазию.

Это очень удобный способ, особенно для начинающих.

Да, вы начнёте с обычной сказки. Но потихоньку ведя сюжет, неспешно втягиваясь в неё, вашу сказку, вы вдруг и сами не заметите, как сюжет начнёт изменяться, герои – вести себя неположенным им образом…

…А внутри у вас отзовётся что-то своё. Да, так и случается. Потому что на самом деле сказки не слушают и не рассказывают – в сказке живут.

А иногда случается и совсем чудесное чудо: сказка вдруг зазвучит в камертон, и вытащит из вас что-то старое, наболевшее, и короста спадёт, и старая боль отпустит, и вы вдруг сами не понимая, как так, назавтра увидите мир немного другим, словно отмытым. На самом деле это не мир изменился – в нём всегда есть и солнце и тучи – на самом деле что-то раскрылось в вас. Как росток из зерна, как цветок из бутона. Это что-то давно лежало «на дне» и ждало возможности пробудиться. Просто сказка открыла старую маленькую дверь (за печкой или за нарисованным очагом).

Смотрите, как это просто делается. Берёте знакомую старую сказку и запускаете в неё нового героя.

Вариации разные

А) В старой сказке новый (другой) герой

Удобно! особо ломать голову в поисках оригинальной идеи не придётся. У вас есть канва, вот по ней и «вышиваете». Например, берёте сказку «Заячья избушка» (как лисица к зайчику в домик попросилась, а потом сама же его и выгнала). И заменяете зайчика на крокодила!.

Много ли его повыгоняешь? А можно «подменить» лисицу, можно – храброго петуха.

Итак: за основу берёте сказку. Главного героя заменяете на…кого вам захочется?

Предположим, на любимую игрушку малыша. Вот она в лес и покатится, и будет там со всяким зверьём встречаться. В зависимости от того, кто в сказку попадёт, и события развернуться по-разному.

Из такой перестановки можно сделать забавную игру: то слонёнок хозяйничает в сказке, то кастрюля, то булочка с сосиской. Вот хохоту будет!

Б) Сказки перепутались

А можно и по-другому. Кто, например, вам мешает переплетать сюжеты разных сказок. На книжной полке рядышком стояли, вот и перепутались.

Шли – брели Алёнушка и Иванушка…солнце высоко, до дома далеко, жар донимает, пот выступает. Смотрят: след от телячьего копытца…Пошли они по этому следу, а навстречу им бык (добрый бык, не бодается)…из «Зимовья зверей». А может, и не один бык, а компания (бык, баран, свинья, гусь да петух) оказались в этой сказке…

Или так: …попил Иванушка из козлиного копытца, в козлёночка превратился. Тут ему коза встретилась («Коза и семеро козлят»), решила, что это её козлёнок заблудился, и взяла его к себе домой… А что там с ним будет? Правда ведь, интересно.

В) Прогулка по сказкам

В сказке возможно всё. Представьте: карнавал, и на нём – герои любимых сказок.

А может, вы сделаете так, что ваш герой попадает то в одну, то в другую историю, представляете, сколько всего их можно насочинять? Целый сериал «Прогулки по сказкам» получится.

Кстати, поинтересуйтесь, какого сказочного героя выберет ваш ребёнок. И в какие сказки отправит его. Как вы думаете, почему?.

Случается и такое: ребёнок такое навыбирает, так ярко представит события, что испугается сам. Что делать? Не растеряться. Например, «сажаете» на ковёр – самолёт и улетаете.

Попутный вопрос: а интересно, как часто ваш ребёнок будет сбегать от трудностей? В идеале должно быть так: сделал паузу («улетел») хорошенько подумал, придумал, как в сказке порядок навести, и «вернулся» в неё обратно.

Хороши перепутанницы тем, что воображению есть где разгуляться. Хочешь – за основу одну сказку бери, хочешь – другую, и веди по ней свою историю, как по канве. Всегда есть от чего оттолкнуться, куда повернуться и чем дело закончить.

Менять сюжеты знакомых сказоксовсем не сложно.

Вот несколько идей:

– перепутались сказочные предметы: шапка – невидимка оказывается в домике, где живут семеро козлят;

– гуси – лебеди утащили не младшего братца, а его сестрицу…

– вместо Колобка по тропинке катится футбольный мяч…

– познакомьте Мальвину с куклой Барби, это она оказалась под окошком домика, а вовсе не Буратино;

– злая мачеха оказалась не злой, а доброй, а падчерица – наоборот;

– вместо девочки – дюймовочки с лягушками воевал бы мальчик – с – пальчик;

И что? И все пойдет шиворот-навыворот, что собственно, и требовалось.

С детьми постарше свою фантазию можно не ограничивать и сказочных героев запускать в наш реальный мир.

Что будет, если…

– кот Баюн пришёл в учительскую… (а может быть, на урок?)

– появляется из проруби щука и говорит: Емеля, я на тебе жениться хочу …

– Сивка Бурка допрыгнул до окошка терема, а у окошка сидит не царевна, а царь Горох

– кончились женихи, а Несмеяна всё плачет и плачет, никто Несмеяну не рассмешил… И тут заходит баба Яга…

– прилетает Жар-птица не в сад, а к пожарным

– схватила Василиса Премудрая стрелу и превратилась в лягушку: «Ну, Иван-царевич, узнаешь ты меня!»

Неожиданные сопоставления – хорошая тренировка не только для ребёнка, но и для родителей. Чем неожиданнее – тем лучше

Но есть ещё одна несомненная польза от этих забавных сказок.

Вы сможете втянуть в это дело старших детей, и они запросто вовлекутся. Так, между делом. Когда, например, старший занимается с младшим (братишкой, сестрёнкой, племянниками). И школьники тянутся к сказке, подспудно чувствуя, что она и отвлечёт, и развлечёт, и подскажет выход из запутанной жизненной ситуации.

Такое случается как со взрослыми, так и с детьми.

Когда на душе плохо, когда случаются неприятности, когда упёрлись в проблему и никак не можем её решить, мы словно «откатываемся» назад, в своё прошлое, в то время, когда всё было хорошо. Могут даже вернуться старые «дурные» привычки (от сосания собственного пальца до ночных неприятностей). В такие моменты эмоциональная поддержка детям особенно нужна. И такая прогулка по старым сказкам как раз и делает (даёт) эти два нужных дела: эмоциональное возвращение в прошлое и хороший эмоциональный контакт со своими родителями. А когда вместе, когда есть на что опереться, начинаешь верить, что любые трудности можно преодолеть.

И это действительно так.

Приём второй. Ваш ребёнок – настоящий герой…

Можно не использовать никаких игрушек, а «отправить» в сказочную страну «всамделешнего» ребёнка. Вашего. Это отличный приём: детям очень нравится становиться героями.

Как это сделать? Вот вам три способа – на выбор.

Первый. Сказка как сказка, и всё в ней идёт чередом. Но в самый ответственный момент (обычно он ближе к концу) вы «отправляете» туда ребёнка: в сказке появляется ваш юный герой и делает славное дело-чаще всего всех спасает. У Леонида вообще ни одна сказка не обходилась без его спасательного участия: «А потом пришел Леня с ружьем и собаками и прогнал…»

Второй. Ваш ребёнок – Юный герой – запускается в сказку буквально сразу, с зачина. И действует в ней вместе с другими персонажами. Этот вариант для детей, хорошо освоивших сказочную страну и понимающих её особенности и законы. Правда, в таком исполнении сказка обычно меняется до неузнаваемости, но это ещё интереснее: главное – вконец не запутайтесь и как-то, но выбирайтесь из сказочных передряг.

Третий. Герой путешествует по разным сказкам, переходит их одной в другую. Если ребёнок хорошо знаком с разными сказками, то он сам будет охотно вам помогать, сочинять и путешествовать вместе с вами.

Можно забрасывать героя в самую гущу событий; можно – сделать собственный сериал «Сказка с продолжением», а можно отправить в такой момент, который поможет ребёнку решить какие-то свои проблемы. Например, вы хотите, чтоб он хорошенько запомнил свой домашний адрес, или он стеснителен, ему трудно знакомиться. А вот поселился он в сказке «Теремок», стучатся разные гости, каждому он представляется «я такой-то, живу там-то и там-то»…

Итак, вы выбрали сказку. Теперь внутри любой сказки, куда вы «запускаете» карапуза, ему надо освоиться, а вам – посмотреть на его реакцию (впечатлительные дети могут какие-то моменты излишне сильно переживать; а уйдя с головой в роль, могут перепугаться). Так

что начинайте со сказок попроще, не сердитых и не опасных. Например, попробуйте для начала ту же «Репку», которую все «тянут – потянут, да не вытянут». Ни дед, ни баба, ни внучка, ни жучка, ни кошка – не вытянул никто, а в вашей истории и мышка тоже не помогла – не смогла. «И тогда сели все, опечалились…». И тут появляется ваш герой – ваш малыш (можно даже с любимой техникой, бульдозером там, экскаватором)… И…как будешь действовать там, малыш? Конечно, он сходу найдёт способ, как эту репку вытянуть. («Вот молодец!»)

Если ребёнок так вдохновился, что отправился что-то ещё вытаскивать – не мешайте.

Поддержите инициативу, подкиньте свеженькие идеи. Например, можно помочь коту отбить петушка у лисицы, медведя от теремка прогнать. Возможно, он снова начнёт пересказывать «Репку», теперь уже сам. Прекрасно. Вы сидите и …с удовольствием «убиваете» двух зайцев: малыш гордиться собой и своими благородными поступками, а вы превращаетесь из автоответчика в нормального человека.

Дошколёнку подавай сказки покруче. Дошколёнок может влезать в хорошенькие переделки. (Ведь вы уже слышали это гордое: «Я ничего не боюсь!»?). Да, человеку хочется ничего не бояться. И побеждать, и спасать всех направо – налево, и восстанавливать справедливость… (Правда, частенько на свой, нелогичный лад). В 4–5 лет у маленькой детворы – пик детских страхов, и, храбро действуя в сказке, они как бы закаляют себя. И разбираются со своими страхами. В сказке им проще, там всё чётко: вот добро – вот зло, и никакой полутени; сам страх олицетворяет какой-то вредный/противный герой, и, побеждая его на символическом уровне, ребёнок ощущает себя победителем и в мире реальном. И тогда, что важно для правильного формирования юной личности, поднимается его самооценка.

Культурные правила

Чтоб ненароком не обидеть, не насторожить, не оттолкнуть своих юных слушателей/сказителей, родителям стоит соблюдать правила:

1) ребёнок – всегда герой (даже если вначале поступает как дурачок);

2) ребёнок не попадает в унизительные ситуации (а если попадает, то ненадолго и с честью выкручивается из них);

3) вы ничего не критикуете и никого не осуждаете; потому вы просто рассказываете сказку…или сочиняете вместе…

4) «в сказке ложь, да в ней намёк…», но вы не рассказываете никому (даже самому сказочнику), о чём догадались, что узнали какой-то его секрет.

Чем старше ваш ребёнок, тем неукоснительно эти правила стоит соблюдаться.

На все возраста

Не только дошколята, и школьники охотно играют в сказки. (И даже чаще, чем мы думаем). Младшеклассники с большим удовольствием послушают ваши, самодельные, где он/она – главное действующее лицо. Во-первых, это повод рядышком с мамой/папой посидеть, во-вторых, кому же не хочется быть красавицей или героем!

Заметим в скобках: если ребёнок в этом возрасте упорно отказывается и предпочитает общаться с телевизором, а не с вами, стоит подумать: а всё ли нормально в отношения, складывающихся в вашей семье? Есть тут какая-то трещинка. И что самое обидное, если мер не принять, с годами она может расширяться и расширяться.

А вообще «мелкоклассники» – это такой ласковый возраст (латентный период, как называют его психологи), когда один кризис прошёл, другой пока не предвидится, и ребёнок настроен на папу и маму. Конечно, заводятся сверстники, друзья, в большом авторитете первая учительница, появились свои (пока мелкие) первые тайны… Но «малыш» ещё рядом, так близко, что позволяет даже себя обнимать, а если спорит – больше по пустякам, и охотно, охотно общается.

Сказка на двоих

Попробуйте отправиться в знакомую сказку вместе. Совместное пребывание придаст ей особую пикантность: получится отдыхательно-развлекательная сказка, сказка-шутка и в то же время – полезный урок «как хорошо нам всем вместе».

Это очень забавно, когда вы вдвоём попадаете в старую сказку: неизвестно, куда она повернёт. Иные родители считают, что школьники не втянутся в такую игру. Да ничего подобного! тут только главное – выбрать подходящее время. Например, в дороге, когда совершенно нечего делать – почему бы не взять да не посочинять? или, например, когда стоите в длиннющей очереди, или – за праздничным столом, когда жевать уже поднадоело, а расходиться не хочется.

Возможно, вам достанется самая главная роль. Например, вы – щука, а сын или дочка отбирают вас у Емели… Или, ещё например: героем, прыгающим к окошку терема, будет ваш сын, а вы, соответственно, Сивка – Бурка, являющийся по первому свисту и взносящий его в облака. (Как вы думаете, каким образом ребёнок станет вас подзывать: свистком? словесной командой? или посвистом молодецким?). А может, вам отведут роль Жар-птицы…или её пера…(«лишь бы не жареного петуха», – как заявила одна мама) Впрочем, Вы можете справедливость восстановить.

Поменяйтесь ролями. Пусть ребёнок побудет и в вашей шкурке (ой, в вашем сказочном образе!), а вы – в его.

Такой сказочный ход, вполне вероятно, даст вам интересную информацию к размышлению. Как ребёнок относится к вам, что о вас думает. Вы посмотрите на себя со стороны, а он (случайно) может проговориться о каких-то секретах, и вы поймёте суть отношений с друзьями-приятелями, и как относится к другому полу (время влюблённости школьная пора)

В сказке легко можно дать совет, причём так, чтоб захотелось юный человек к совету прислушаться. Потому что советом помогаете герою, а не читаете нотацию.

Потому что в сказочном действе вы ничего не навязываете, а просто (наглядным примером, образом, ситуацией) показываете: как надо бы поступить и что получится, если сделаешь так-то и так-то.

Подростки– народ особенный… своеобразное племя. И независимы, и всё желают решать самостоятельно. Но, несмотря на внешнюю отстранённость, они всё ещё дети. И так же, как раньше, нуждаются в вашем совете и вашей поддержке. (Только стесняются об этом сказать). И тянутся к вам (в душе), и всё необычное, нетрафаретное их особенно привлекает. От сказки они не откажутся, если их «взрослости» подыграть. Вместо «сказка» скажите «фэнтази», а Колобка замените на Супергероя. А так – всё как в истинном «Колобке». Вот ваша милая дочка (лет этак пятнадцати) сидит на окошке, смотрит на алый закат (то ли принца ждёт, то ли тоскует), потом подскакивает и… В какой лес она убежит? Кто ей встретиться по дорожке?

Сказка – хороший способ наладить контакт с ребёнком, когда он разладился. Или дать полезный совет. Советы впрямую подростки терпеть не могут; всё кажется, что держат за маленького. В «сказке-фэнтази» можно любую ситуацию разыграть и проблемы решить – на сказочном уровне. Всем детям очень нужны наши советы, они просто сейчас, в этом возрасте, стесняются спрашивать («а вдруг посчитают за маленького, я-то большой»).

Ведь почему взрослеющие дети часто от нас отстраняются? да потому что наша назойливая забота – как тот медведь в теремке: сквозь дверь не пролезу – так на крышу попробую.

Знаете, чего больше всего не хватает взрослеющему ребёнку, подростку? Что его выслушали! За все прошедши годы он столько от пап/мам своих выслушал, столько ему насоветовали-наговорили, что теперь взаимопонимание возможно тогда, когда его услышите. Ему позарез надо сказать, что там, в душе, и что он думает по тому или иному поводу (в том числе и о вас). Согласитесь, что с помощью сказки это гораздо удобнее…

Да и до мамы-папы пожалуй, лучше дойдёт.

Как-то попросила я сына-подростка нарисовать малолетней племяннице иллюстрации к «Колобку»…(Малышей это весьма забавляет, когда им рассказывают сказку и одновременно рисуют её). Он согласился. И через четверть часа мы любовалась вот этим:

Зачин нужен в сказке обязательно, особенно если эта сказка для малышей - student2.ru

Комментарии, в общем, излишни. «Бью – пинаю – удираю, по сути, означало только одно: «Как вы меня достали!». Рисунок, в общем, заставил задуматься, и очень вовремя. Оказалось, у ребёнка в школе полный разлад с педагогом. Началось с мелочей, но, вовремя не решённые, они обросли другими, и получился такой клубок, который сам ребёнок вряд ли сумел бы распутать. Хорошо, что сказка вовремя подсказала: пора в это дело вмешиваться.

Вот ещё несколько необременительных способов создавать свои сказки (ну, почти что свои)

Приём третий. От другого лица

Маленьким детям не надоедает слушать одни и те же сказки по сотне раз (в отличие от нас с вами). Мы ещё поговорим, откуда берётся такая страсть и чем она нам может быть полезна, а пока просто воспользуемся этим.

Обычно сказка ведётся от третьего лица, и автор более – менее нейтрален. Попробуйте сделать иначе: рассказать свою сказку от имени заинтересованных лиц, ну, тех, которые находятся в гуще событий.

Расскажите старую-знакомую сказку от имени какого-то сказочного героя.

Сказку «Лисица и волк», например, можете рассказывать от имени волка.

«…Вышел я на опушку леса, голо-одный! смотрю: сидит Рыжая и рыбку ест…»

Понятно, что Волк, который неудачно половил рыбку и остался без хвоста, расскажет о сказочных событиях не так, как, например, старик, который тоже остался без рыбки. А что получится, если эту же сказку рассказывает Лисица? Ясно, что и расскажет по-другому, и акценты расставит иные.

Это не просто забавный приём. Он ещё и полезный: рассказывая за разных героев, ребёнок как бы немножко перевоплощается в них. И учится. Учится смотреть на одни и те же обстоятельства с разных точек зрения. А заодно и понять, как по-разному могут развиваться события, если учитывать точку зрения другого.

Сказка с продолжением

Сказка – это условное название. На самом деле действие может быть совсем реальным. Нам больше нравится слово «рассказки». Так вот.

Согласитесь, что очень многие истории хочется начать с того места, на котором они обычно заканчиваются. Почему курочка Ряба больше никогда не снесет золотое яичко? как стала жить Золушка во дворце, если она только и умела, что полы натирать, готовить-стирать? Во дворце одного доброго характера мало.

Совет: пусть сочинит ваш подросток. А потом, если в продолжении истории всё кончается плохо, постарайтесь снова вернуться к этой (или подобной) истории. И придумать вместе дальше – когда всё идет хорошо.

Проигрывая такие разные ситуации, юный человек учится мыслить перспективно, вовремя прикидывать: что будет, если…

А это, в свою очередь, поможет ему учиться справляться с разочарованиями, искать варианты, искать выход – и находить его.

Думаем, принцип вы поняли, так что нам остаётся только подвести итог. Итак,

Берёте знакомую сказку. И…

1. Рассказываете, оставляете тот же сюжет, но запускаете туда нового героя.

2. Меняете всех героев (вместо зверей – рыбы, или цветы, или говорящие камни, или вовсе космические пришельцы)

3. Оставляете тех же героев, но переносите действие в другое место (козлик пошёл не «в лес погуляти», а в море «поплавати»)

4. Рассказываете известную сказку, но действует героически в ней ваш юный наследник.

5. Придумываете другое место и других героев, а сюжет – канва сказки – остаётся той же. (за молодильными яблоками царевич отправляется на другую планету, где живут, например, сплошные коньки – горбунки)

6. Волшебные предметы и волшебные герои ведут себя так, как им не положено по статусу (печка вредничает и ест пирожки сама, шапка – невидимка делает невидимыми только по понедельникам, или только какую-то часть тела)

7. Расскажите сказку от первого лица, «превращаясь» в одного из героев сказки. Тут могут случиться престранные вещи, и герой отрицательный (если на всё смотреть с его точки зрения) окажется не таким и плохим. (Волк не знал историю про колобка, просто хотел сесть на диету).

Небесполезные советы

Когда сочиняете сказку, неплохо помнить вот о чём:

• Если действие вашей сказки происходит в нашем, реальном мире,
в ней не должно быть ничего ужасающего.

Одно дело, когда ужасы происходят за тридевять земель, другое – когда рядом, во дворе собственном.

• Учитывайте возрастные своего ребёнка.

Лезть в учебники по психологии не обязательно. Достаточно обратить внимание на те народные и авторские сказки, которые он любит сейчас. Так, малыш не влюбится в «Дюймовочку», если ему годик,

а в полтора – два может испугаться вредных жаб и не понять, почему девочка прощается с солнышком.

• У детей такое богатое воображение, что они «видят» всё то, что
вы рассказываете.

Не изображайте слишком ярко и красочно (с подробностями) злого героя или бедствия. Малышу это может запасть в память, и он долго будет бояться – сам не понимая чего. Да и детям постарше не рассказывать сказки – страшилки перед сном (даже если клянётся, что «ничего не боюсь!»)

• Бывает, что ребёнок предпочитает (и требует рассказывать ему) однотипные сказки. (Только приключенческие, только повествовательные, бытовые, только «научно-технические»). Это неплохо, но рассказывайте (и сочиняйте с ним) разнообразные сказки, такие же разнообразные, как окружающий мир и наши взаимоотношения с ним.

• Если вам показалось, что ребёнок чего-то не понял, задавайте вопросы, давайте пояснения.

Но делайте это корректно, без поучительства, чтоб не разрушить сказочный настрой, поэзию волшебной сказки.

• Старайтесь, чтобы слушание было активным.

То есть – просите пересказывать, задавайте вопросы, тогда вы будете в курсе, в курсе ли ваш ребёнок. (не буду извиняться за каламбур: я каламбуры люблю)

• Если «отключаетеся» и не слушает – значит, или переполнен
информацией (обычно малыш) или ребёнку сейчас не до вас (обычно
тем, кто постарше).

Не одёргивайте. А оставьте в покое. И – думайте, думайте…

Палочка – выручалочка

Наши рекомендации