Подъем и опускание мачты гидродомкратами

КРИТЕРИИ ОТКАЗОВ

Наименование агрегата или узла Критерии узла  
Элементы трансмиссии (коробка отбора мощности, раздаточный редуктор, трансмиссия, цепные передачи, талевый блок, кронблок) Самовыключение зубчатых муфт. Повышенный нагрев масла и подшипников. Износ деталей тормоза, фрикционов
Талевый блок, тормоз лебедки Разрушение пружин
Гидродомкрат Утечка масла по штоку более 10 капель в минуту

КРИТЕРИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Наименование агрегата или узла   Критерии предельных состояний
Мачта   Трещины любого характера и расположения. Остаточные деформации более 5мм на 1м длины. Остаточные деформации труб более 3% от диаметра.
Сварные конструкции (рама агрегата, рама лебедки, корпус гидроротора, домкрат винтовой, передняя и средняя опоры мачты) Усталостные трещины в сварочных соединениях длиной более 10% периметра сечения
Передний буфер Остаточные деформации более 10мм на 1м длины
Корпус редуктора Трещины всех видов, сколы, обломы. Предельный износ отверстий под подшипники
Гидроротор Остаточные деформации стола ротора более 5мм
Шкивы канатные Трещины всех видов, сколы, обломы. Износ рабочей поверхности более 8мм на диаметр
Шестерни и звёздочки Сколы, трещины, выкрашивание зубьев. Предельный износ зубьев
Лебёдка Трещины на барабанах и валах любого характера и расположения. Износ рабочей поверхности барабана более 5мм на диаметр, износ тормозного обода более 4мм (по толщине)
Агрегат Предельное состояние лебедки, Предельное состояние рамы агрегата
     

Зависимость характеристик от массы груза на крюке приведена в таблице.

Масса груза на крюке, т Скорость талевого блока, м/с Частота вращения барабана, об/мин.  
0,191 39,5
0,38
15,8 0,73
1,4444

КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА

Отбор мощности на механизмы агрегата (п = 1500об/мин. N = 180л.с.) осуществляется от раздаточной коробки автомобиля (рис.3). С шестернями Z = 23, Z = 35 раздаточной коробки сцеплены шестерни Z = 52,Z = 40 коробки отбора мощности 1, включаемые зубчатой муфтой, что даёт выходному валу две частоты вращения. От коробки отбора мощности вращение передаётся через карданный вал коническому раздаточному редуктору 2. От первичного вала раздаточного редуктора вращение передается через встроенный редуктор масляным насосом, питающим гидромотор 6 ротора 7 и гидравлические домкраты подъёма мачты.

От шкива на первичном валу вращение передаётся через клиноременную передачу компрессорной установке 8.

От вторичного вала раздаточного редуктора вращение передаётся трансмиссии 3. На валу трансмиссии насажена звёздочка цепной передачи привода лебёдки, а на консольной части вала – фланец, служащий для крепления карданного вала привода промывочного насоса 4. Включение промывочного насоса осуществляется зубчатой муфтой, насаженной на тот же консольный конец вала трансмиссии.

Лебёдка 5 имеет две шинно-пневматические муфты, предназначенные для включения бурового барабана и посаженные на консольные части валов свободно, на подшипниках. Буровой барабан имеет две скорости, что в сочетании с двумя скоростями коробки отбора мощности дает четыре скорости. При работе на первой скорости отбора мощности шинно-пневматическими муфтами лебёдки может быть включена первая или третья скорости бурового барабана, при работе коробки отбора мощности на второй скорости – вторая или четвертая.

На консольной части вала бурового барабана на подшипниках посажена звездочка, соединенная цепью со звездочкой промежуточного вала привода ротора. С помощью зубчатых муфт можно включить либо буровой барабан, либо промежуточный вал.

Ротор и промывочный насос имеют по две скорости.

Кинематическую схему для агрегата А50М-1.00.00.000-01

См. рис.3а

КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ

Корпус 7 коробки отбора мощности отлит из чугуна и прикреплён болтами к верхнему фланцу раздаточной коробки автомобиля (рис.4)

В корпусе коробки на двух конических роликоподшипниках 6 установлен вал отбора мощности 3, несущий свободно поставленные на шарикоподшипниках 10 косозубые шестерни 9 12 (первой и второй скоростей соответственно) находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями раздаточной коробки. Включение шестерен производится зубчатой муфтой 11, перемещаемой вилкой 19, закрепленной на штоке 16, имеющим три положения: первая и вторая скорости и нейтральное положение, фиксируемые шариковым фиксатором. Конец вала отбора мощности, выходящий из корпуса коробки, имеет манжету 2 и войлочное уплотнение. На нем насажен фланец 4 для присоединения карданного вала привода раздаточного редуктора.

Для заливки масла на крышке 18 имеется пробка, одновременно являющаяся сапуном.

Управление коробкой выведено в кабину водителя.

РАЗДАТОЧНЫЙ РЕДУКТОР

Шлицевой вал 15 раздаточного редуктора вращается на одном радиальном 11 и двух конических роликоподшипниках 9, между его опорами насажена малая коническая шестерня 10 (рис.5). На консольных концах вала на шлицах установлен шкив 13 для присоединения карданной передачи и привода компрессорной установки, а также шестерня 24, входящая в зацеплении с двумя шестернями 4 привода маслонасоса 26. Шестерни установлены на подшипниках 3 на шлицевых втулках 1, крепленных на шлицевых валах маслонасосов. На шлицевых втулках находятся также зубчатые муфты 6 включения насосов, которые перемещаются при помощи тормозных камер 30.

Ведомый вал 20 установлен на двух конических роликоподшипниках 22. На его концах закреплены с одной стороны большая коническая шестерня 16, находящаяся с малой конической шестерней в зацеплении, с другой стороны фланец 19 для присоединения карданной передачи. Разъемный корпус редуктора состоит из корпуса 25 и крышки корпуса 29, слитых из стали и соединенных болтами. В крышке корпуса имеется смотровой люк, закрываемый крышкой с сапуном и щупом. Корпус имеет сливное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Выходящие из корпуса редуктора валы уплотнены резиновыми манжетами и войлочными уплотнителями.

Регулировка зацепления конических шестерен производится с помощью металлических регулировочных прокладок. Боковой зазор конических шестерен должен быть 0,1 – 0,13мм, осевой 0,07мм.

Регулировка зацепления конических подшипников производится металлическими регулировачными прокладками и круглыми гайками.

РАЗДАТОЧНЫЙ РЕДУКТОР

агрегата А50М - 1. 00. 00. 000 – 01

Шлицевой вал 11 раздаточного редуктора вращается на одном радиальном 14 и двух конических роликоподшипников 15, между его опорами насажена малая коническая шестерня 13 (рис.5а). На консольных концах вала, на шлицах установлены шкив 10 для присоединения карданной передачи и привода компрессорной установки, а также зубчатый фланец 16, соединяющий первичный вал с насосом, включаемым зубчатой муфтой 25.

Ведомый вал 2 установлен на двух конических роликоподшипниках 6. На его концах закреплены с одной стороны большая коническая шестерня 12, находящаяся в зацеплении с малой конической шестерней 13 и с другой стороны – фланец 1 для присоединения карданной передачи. Корпус 5 раздаточного редуктора отлит из чугуна. В верхней части корпуса имеется закрываемый крышкой люк, через который производится монтаж редуктора. Выходящие из корпуса редуктора валы уплотняются манжетным и войлочным уплотнениями 9. В редукторе имеются отверстия для залива и слива масла, закрываемые резьбовыми пробками. Регулировка зацепления конических шестерен и регулировка конических подшипников производится металлическими, регулировочными прокладками и круглыми гайками.

ТРАНСМИССИЯ

В литом чугунном корпусе 3 на двух сферических роликоподшипниках 14 установлен вал 11 (рис.6). Между его опорами на шлицах установлена цепная звездочка 4 привода лебедки. На конце вала со стороны раздаточного редуктора на шлицах установлен фланец 1 для присоединения карданного вала. На другом конце этого вала свободно установлен на шарикоподшипниках фланец 9 для присоединения карданного вала привода промывочного насоса. Включение фланца во время работы производится управляемой зубчатой муфтой 8.

Уплотнение выходящих из корпуса концов вала выполнено аналогично уплотнению валов раздаточного редуктора.

Корпус трансмиссии имеет фланец для присоединения кожуха цепной передачи привода лебедки.

БУРОВОЙ РОТОР С ГИДРОПРИВОДОМ

Ротор предназначен для производства буровых работ (разбуривания цементных пробок), а также для развинчивания бурильных труб и насосно-компрессорных труб.

В сварном корпусе 25 размещены, двухступенчатый редуктор, клиновой захват и другие детали (рис.7). Ротор получает вращение от гидромотора через двухступенчатый понижающий редуктор. К шестерне 26 прикреплен вращающийся диск, с приваренными к нему двумя ребрами, к которым крепится, водило 1.

Наличие лабиринтных уплотнений исключает возможность попадания внутрь корпуса влаги, грязи и т. д. Клиновой захват предназначен для удержания колонны труб на весу. Благодаря сменным сухарям и клиньям захват может быть применен для труб диаметром 2; 2,5; 3. Подъем и опускание клиньев производится коромыслом, на котором помещен груз 20, уравновешивающий вес клиньев.

Реверсирование гидромотора достигается изменением направления потока жидкости трехпозиционным золотником, находящимся на пульте управления.

При транспортировке ротор устанавливается на раму агрегата и крепится болтами.

ГИДРОСИСТЕМА

Из баков 1 (рис.8) масло по всасывающим шлангам поступает в маслонасосы 2, откуда по нагнетательному трубопроводу, на котором установлены обратные клапаны 3, подается к реверсивному золотнику 8. От реверсивного золотника масло поступает либо к золотнику 4, управляющему гидравлическими домкратами 14 и 15 подъема мачты, либо к золотнику 10, через золотник 11, управляющему работой гидромотора 13 ротора, или 11, управляющему работой гидрораскрепителя 12 или ключа с гидроприводом.

На нагнетательной линии, идущей к реверсивному золотнику 10, установлен игольчатый вентиль 9, которым можно регулировать мощность гидромотора ротора. Рекомендуется лишь кратковременная работа вентиля только при пуске гидромотора ротора для бурения и при свинчивании труб, т.к. продолжительное дросселирование может вызвать перегрев масла. От золотника 4 отходят две линии: к верхним и нижним полостям гидравлических домкратов. На сливной линии золотника 4 установлен игльчатый вентиль 6, с помощью которого регулируется скорость опускания или подъема мачты. На напорной линии, идущей к золотнику 4, установлен обратный клапан 5, который разгружает систему от давления, создаваемого гидравлическими домкратами мачты. На выходе золотника 11, установлены тройники, от которых две трубы присоединены к гидрораскрепителю, к свободным может быть присоединен ключ с гидроприводом.

Заливная горловина сливного патрубка масляного бака оборудована сетчатыми фильтрами.

Подъем и опускание мачты должны производиться при работе коробки передач автомобиля на первой передаче одним гидронасосом.

Гидросистема заполняется тщательно профильтрованным маслом ВМГЗ для работы при температуре окружающего воздуха от –45 до +45°С цельс. Допускается замена на масло АУ ТУ38.101.586-75

(-35 до +65°С цельс.) или МГ-30 ТУ 38.101.50-79 (от –5до +70°С цельс.). Эксплуатация гидромоторов должна производиться в строгом соответствии с требованиями соответствующей инструкции по эксплуатации.

РЕГУЛИРОВАНИЕ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ГИДРОРОТОРА.

С целью предохранения гидросистемы от перегрузок и для обеспечения возможности изменения крутящего момента на гидророторе при свинчивании насосно-компрессорных труб разных диаметров, гидросистема агрегата комплектуется предохранительным клапаном 16, и манометром 18 с вентилем 17 на напорной линии, а также таблицей настройки момента и дополнительной шкалой на пульте управления. Кроме того гидромотор гидроротора имеет клапанную коробку, предохраняющую гидросистему от перегрузки. Перед регулированием момента необходимо установить рукоятки всех золотников в среднее положение и номинальные обороты двигателя.

Регулирование момента осуществляется следующим образом:

Закрыть вентиль 6, открыть вентиль 17, перевести рукоятку золотника 8 в положение «на себя», вращая рукоятку клапана 16 установить давление на манометре 18 в пределах, соответствующих применяемому диаметру труб, как это указано в таблице.

После настройки установить рукоятку золотника 8 в среднее положение и закрыть вентиль 17.

Гидросистема подготовлена к проведению работ по свинчиванию, которые проводятся в обычном порядке.

При свинчивании труб необходимо следить за тем, чтобы стрелка манометра на пульте управления находилась в зоне шкалы, соответствующей данному диаметру труб.

Схему гидросистемы агрегата А50М-1.00.00.000-01 см.рис.8а.

ФИЛЬТР

Масляный фильтр разборный – предназначен для очистки от механических примесей гидросистемы, рис.28. Фильтр состоит: корпус стальной – поз.4, фильтрующий элемент – хлопчато-лавсановый рукав поз.12, намотанный на перфорированный стакан-каркас поз.5, для жескости – внутренний перфорированный каркас поз.6. Фильтр имеет перепускной клапан, состоящий из седла поз.1 и подпружинного шарика поз.11. При засорении фильтрующего элемента подпружинный шарик прижимает пружину поз.9 и неочищенный поток масла, минуя фильтрующий элемент, проходит на прямую.

Первая смена фильтрующего элемента (хлопчато-лавсановый рукав) после 400 часов работы агрегата. Один раз в год проверить состояние фильтрующего элемента: вторая смена хлопчато-лавсанового рукава по мере загрязнения.

Допускается использование в качестве фильтрующего элемента хлопчатобумажного трикотажного рукава-отходы чулочно-носочного производства общей длиной 1,2 м.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ

Гидравлические телескопические домкраты являются гидроцилиндрами силового действия и предназначены для подъема и опускания мачты (рис.9).

Гидродомкрат состоит из наружного 1 и внутреннего 2 цилиндров и штока 3 с поршнем 17. Для уплотнения применены V – образные, резиновые манжеты 4, 5, 6, грязесъемные резиновые кольца 7, 8.

Уплотнение неподвижных соединений проведено с помощью резиновых колец 9, 11, 12 по ГОСТ 9833-73.

Штоки домкратов соединяются с цапфами мачты через самоустанавливающиеся подшипники скольжения, компенсирующие перекосы мачты, которые могут иметь место при подъеме и опускании.

В крышке 10 гидродомкрата имеется пробка для прокачки воздуха 16.

Для предотвращения падения мачты при подъеме и опускании мачты из-за обрывов на выходах в обе полости установлены успокоители 15 с калиброванными каналами, обеспечивающие плавное опускание мачты.

НАСОСНАЯ УСТАНОВКА

Насосная установка состоящая из насоса НБ -125, смонтированного на двухосном автоприцепе, предназначена для промывки забоя при разбуривании цементной пробки и для других работ при освоении скважин. Привод насоса осуществляется от трансмиссии агрегата карданной передачей. Для устойчивости насосной установки во время работы прицеп снабжен домкратами, которые опираются на землю.

РАМА АГРЕГАТА

Рама агрегата – сварная, без профильного проката. Верхняя плоскость рамы закрыта листами, рифленой стали, образующими настил.

Рама с деревянными прокладками крепится к лонжеронам автомашины хомутами. К раме крепятся механизмы агрегата. Под опорными башмаками мачты к раме прикреплены винтовые домкраты, которые опираются на землю, разгружая тем самым рессоры автомашины.

ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ МАЧТА

Телескопическая мачта (рис.16, 17, 18) состоит из нижней наружной и верхней внутренней секции. Каждая секция сварена из труб. Мачта транспортируется в собранном виде в горизонтальном положении.

Мачта поднимается в рабочее положение гидравлическими документами. Внутренняя секция выдвигается с помощью каната талевой системы агрегата и бурового барабана лебедки.

Перед выдвижением верхней секции мачты канат ограничителя подъема верхней секции соедините с кранами конечного выключателя.

После выдвижения верхней секции мачты этот канат отсоедините и к кранам конечного выключателя подсоедините канат ограничителя подъема талевого блока.

Фиксация выдвинутой верхней секции осуществляется выдвижными затворами, смонтированными в верхней части нижней секции. Управление затворами осуществляется с помощью рычажной системы с поста бурильщика.

В рабочем положении мачта укрепляется шестью оттяжками из стальных канатов. Каждая оттяжка снабжена винтовой стяжкой. Силовые оттяжки 1 натянуты между буфером автомобиля и кронблоком, а ветровые оттяжки 2 – между стяжками, забетонированными в землю, и кронблоком.

ЛЕБЁДКА

Лебедка агрегата – однобарабанная, двухскоростная, с пневматическим управлением (рис.10, 11, 12,13).

Барабан имеет двухленточный тормоз, управляемый с поста бурильщика рычагом. Тормозная система оснащена пневматическим усилителем, для управления которого установлен кран Казанцева.

Барабан имеет канатоукладчик (рис.14), обеспечивающий правильное наматывание каната.

Станина лебедки сварена из листовой стали и швеллера. На станине крепятся опорные балки мачты и гидродомкратов.

Все вращающиеся части лебедки закрываются съемными металлическими кожухами, на которых установлены капельные масленки для смазки цепей и пробки для слива масла.

Лебедка имеет промежуточный вал, привода ротора, получающий вращение от вала бурового барабана (рис.15).

ВНИМАНИЕ!

Износ обода тормозного шкива допускается до 4мм. При этом толщина обода в любом месте должна быть не менее 8мм.

ТАЛЕВЫЙ БЛОК И КРОНБЛОК

Талевый блок и кронблок (рис.20 и 21) имеют соответственно три и четыре ролика для обеспечения максимальной оснастки 3×4. Кронблок и талевый блок транспортируются вместе с мачтой. На кронблоке имеются также два ролика для каната вспомогательной лебедки.

ПНЕВМОСИСТЕМА

Пневмосистему агрегата питает сжатым воздухом двухцилиндровый двухступенчатый компрессор

С-415, который входит в компрессорную установку (рис.22).

Воздух от компрессора 3 по трубопроводу через маслоотделитель 2 поступает в воздухосборник 5 (рис.23). От воздухосборника через конденсатор 4 воздух по воздухопроводу поступает к конечному выключателю 16 ограничителя подъема талевого блока и в коллектор пульта управления.

Для подвода воздуха к шинно-пневматическим муфтам применены вертлюжки 6. Для быстрого включения муфт установлены клапаны-разрядники 7.

Пневматический усилитель тормозной системы состоит из пневматического цилиндра 7 и крана 10 (системы Казанцева).

Конечный выключатель ограничителя подъема талевого блока два пневматических двухклапанных крана, один из которых нормально включен и должен воздействовать на шинно-пневматические муфты бурового барабана, другой кран нормально включен и должен воздействовать на тормозную камеру пневматического усилителя. При срабатывании ограничителя шинно-пневматические муфты выключаются, а буровой барабан затормаживается.

Компрессорная установка оборудована разгрузочным электропневматическим устройством, которое поддерживает рабочее давление – 0,6 – 0,9 МПа (6-9 кгс/см. кв.). При работе необходимо следить за тем, чтобы переключатели (тумблеры) электропневматической системы в кабине и на реле давления находились во включенном состоянии. Электропневматическую систему разгрузки дублирует дополнительный разгрузочный клапан, отрегулированный на давление 1,1 МПа (11 кгс/см.кв.).

Во время работы агрегата при температуре окружающего воздуха ниже 0°С Цельс. Необходимо через каждые два часа работы спускать конденсат из воздухосборника и конденсатора.

Пневмосистемы агрегата и шасси должны быть разобщены при помощи вентиля, соединение допустимо только при отказе компрессора для завершения начатой агрегатом операции. Схему пневмосистемы агрегата А50М-1.00.00.000-01 см. рис. 23а

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЛЕБЁДКА (рис.1)

На средней опоре 5 мачты агрегата установлена вспомогательная лебёдка 14 с электроприводом. Управление размещено на лебёдке. Трос с барабана лебёдки переброшен через ролики 6 (рис.21) кронблока мачты, подвижной ролик с крюком и укреплен на раме кронблока.

Грузоподъемность лебедки 2,5 тс. Зачаливать груз крюком лебедки разрешается в зоне шириной 8м и длиной 15м (от мачты в сторону приемных мостков).

УПРАВЛЕНИЕ АГРЕГАТОМ

Управление агрегатом осуществляется с пульта управления (рис.24), расположенного рядом с рычагом тормоза лебедки. Кроме того, в кабине автомобиля расположен рычаг управления коробки отбора мощности (рис.25), а с левой стороны агрегата расположены реверсивные золотники и рычаг включения привода ротора (рис.26).

Управление включает в себя: - кран управления шинно-пневматическими муфтами медленной и быстрой скоростей 5 бурового барабана:

- кран управления муфтой сцепления автомобиля (10);

- кран управления муфтой включения промывочного насоса (11);

- краны управления муфтами масляных насосов (6);

- реверсивные золотники (4);

- педаль управления топливным насосом двигателя;

- рычаг включения зубчатой муфты вала привода ротора (рис.26);

- аварийный останов двигателя;

- кран Казанцева для включения цилиндра усилителя тормозов.

РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ

С левой стороны агрегата расположен рычаг управления, который служит для включения бурового барабана (быстрый ход), или для включения вала привода ротора (рис.26). Рычаг имеет два положения включения:

1 – ротор (на себя)

2 – барабан (от себя)

Запрещается одновременное включение барабана и вала привода ротора.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

В подготовку агрегата к работе входят следующие операции:

- установка агрегата на подготовленную площадку и поддомкрачивание его;

- подъем мачты гидродомкратами, выдвижение верхней секции и крепление мачты оттяжками;

УСТАНОВКА

Агрегат к устью скважины подается задним ходом. После установки машины относительно устья согласно рис. 1 и 2;

- поставьте в нейтральное положение рычаги управления коробки передачи и раздаточной коробки автомобиля;

- разгрузите задние рессоры автомобиля винтовыми домкратами;

- проверьте наличие смазки в механизмах агрегата;

- прикрепите силовые и ветровые оттяжки к кронблоку мачты и снимите болты, крепящие мачту к средней стойке;

- включите четвертую передачу коробки передач автомобиля и первую скорость коробки отбора мощности;

- при достижении в пневмосистеме агрегата давления 0,6 - 0,8 МПа (6-8 кгс/см.кв.) переключите коробку передач автомобиля на первую передачу для подъема мачты.

Чтобы избежать поломки перед подъемом и опусканием мачты необходимо рычаг управления гидрораскрепителем демонтировать.

ВНИМАНИЕ! Всякие переключения коробки передач и зубчатых муфт должны производиться при включенном сцеплении двигателя автомобиля.

УСТАНОВКА НАСОСНОГО ПРИЦЕПА

Насосный прицеп должен быть установлен так, чтобы валы трансмиссии и привода насоса лежали на одной оси. Допустимое смещение осей валов определяется возможным отклонением карданного вала, которое не должно быть более 10°С. Для устойчивости прицеп устанавливается на домкратах.

УСТАНОВКА РОТОРА

Ротор устанавливается на фланце эксплутационной колонны, на специальном патрубке, который имеет отвод для промывочной жидкости. Благодаря наличию в нижнем фланце патрубка радиальных пазов под болты патрубок может устанавливаться на различных размерах фланца эксплутационных колонн.

ПУСК РОТОРА В РАБОТУ

Во избежание резких ударов необходимо производить пуск ротора плавным перемещением рукоятки реверсивного золотника из нейтрального положения в рабочее. Рукоятка реверсивного золотника находится на пульте управления (рис.24 поз.4).

Кроме того, плавный пуск может быть обеспечен с помощью перепускного вентиля. Перед переключением откройте вентиль, а затем переключите золотник. После этого вентиль постепенно прикройте до давления и системе 10-12 МПа, (100 – 120 кгс/см.кв.)

ПОДГОТОВКА АГРЕГАТА К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ

При подготовке к транспортированию:

- установите ротор на кронштейне, приваренном к раме так, чтобы гидромотор находился с левой стороны, по ходу автомобиля и закрепите болтами;

- максимально ослабьте все оттяжки;

- опустите верхнюю секцию мачты;

- опустите мачту, закрепите ее болтами и талевый блок скобами;

- снимите оттяжки и уложите на платформу агрегата;

- отключите коробку отбора мощности; снимите карданный вал привода промывочного насоса;

- освободите винтовые домкраты;

Во избежание выдвижения верхней секции мачты при резких торможениях агрегата в пути необходимо скрепить обе секции специальными хомутами или надежно связать проволокой.

ВНИМАНИЕ! Запрещается транспортировать насосный блок силовым агрегатом из-за различий устройства тормозной и электрической схем.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Техническое обслуживание агрегата и зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды: - ежедневное обслуживание (ЕО)

- обслуживание перед началом ремонта скважин (СО)

- техническое обслуживание N1 (ТО-1)

- техническое обслуживание N1 (ТО-2)

Ежедневное обслуживание (ЕО) выполняется один раз в сутки при работе агрегата на скважине.

Обслуживание перед началом ремонта скважин (СО) выполняется перед началом ремонта очередной скважины.

Периодичность ТО-1 и ТО-2 устанавливается в зависимости отсменности эксплуатации агрегата, а именно:

При односменной эксплуатации;

ТО-1 через 3 месяца эксплуатации;

ТО-2 через 6 месяцев эксплуатации;

При двух и трехсменной эксплуатации;

ТО-1 через 1,5 месяца эксплуатации;

ТО-2 через 3 месяца эксплуатации.

При эксплуатации агрегата в районах с трудными климатическими условиями периодичность ТО-1 и ТО-2 должна быть сокращена.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При выполнении ЕО необходимо выполнить следующие работы:

  1. работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации уходу транспортной и монтажной базы – шасси КрАЗ – 250;
  2. проверить, при необходимости отрегулировать тормозную систему лебедки.
  3. проверить работу ограничителя подъема крюкоблока.

ПОДГОТОВКА АГРЕГАТА К ЛЕТНЕМУ И ЗИМНЕМУ

ПЕРИОДАМ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Подготовку агрегата к летнему и зимнему периодам эксплуатации рекомендуется приурочивать к очередному (плановому) техническому обслуживанию и дополнительно выполнять следующее:

- произвести работы, предусмотренные руководством по эксплуатации шасси КрАЗ – 250;

- сменить масла во всех механизмах, узлах на сорта, соответствующее времени года агрегата, согласно карте смазки. Заливаемое свежее масло ложно быть чистым и необходимого качества.

- Смазка мезанизмов, узлов шасси КрАЗ проводится теми сотрами масел и с соблюдением правил, которые указаны в руководстве по эксплуатации шасси КрАЗ-250.

- Смазка агрегата.

Смазка агрегата является наиболее ответственной частью технического обслуживания. Своевременная смазка соответствующими смазочными материалами предохраняет узлы и механизмы от преждевременного износа, увеличивает надежность и долговечность работы агрегата.

При смазке агрегата следует соблюдать следующие правила:

- перед смазкой удалить грязь с прессмасленок и заливных пробок, а также с окружающих их мест;

- перед сменой масла в раздаточном редукторе и гидророторе для прогрева масла включить ТУ скорость и прокрутить в течение 20-30 минут;

- перед заливкой свежего масла картеры промыть керосином.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1. К работе агрегата должны допускаться лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение в соответствии с инструкцией по эксплуатации А50М.00.00.000РЭ, а также инструктаж по технике безопасности.

  1. Конструкция, монтаж, демонтаж и эксплуатация агрегата должны выполняться в соответствии с требованиями разделов 1, 2, 3 и 5 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных Госгортехнадзором России от.14.02.92г.
  2. При работе с электрооборудованием, лебедки вспомогательной руководствоваться требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей». «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей». Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
  3. В процессоре эксплуатации не реже одного раза в три года на специально оборудованном стенде должны проводиться испытания агрегата под нагрузкой с привлечением инспектора Госгортехнадзора. Величина испытательной нагрузки 750кН. Нагрузка на мачту создается гидродомкратом марки ГД100 (ГД-300), либо другим установленном на испытательном стенде. Величина нагрузки на крюке определяется манометрами, имеющими класс точности не ниже 2.5,

установленными на пульте управления испытательного стенда, или индикатором веса, установленном на неподвижном конце талевого каната.

Пульт управления должен быть установлен на безопасном расстоянии, равном высоте мачты +10м.

Внеочередные испытания должны проводиться после каждого ремонта мачты, связанного со сварочными работами, замены узлов или элементов мачты, установки вновь полученной мачты от завода-изготовителя (если мачта не испытана на заводе).

КРИТЕРИИ ОТКАЗОВ

Наименование агрегата или узла Критерии узла  
Элементы трансмиссии (коробка отбора мощности, раздаточный редуктор, трансмиссия, цепные передачи, талевый блок, кронблок) Самовыключение зубчатых муфт. Повышенный нагрев масла и подшипников. Износ деталей тормоза, фрикционов
Талевый блок, тормоз лебедки Разрушение пружин
Гидродомкрат Утечка масла по штоку более 10 капель в минуту

КРИТЕРИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Наименование агрегата или узла   Критерии предельных состояний
Мачта   Трещины любого характера и расположения. Остаточные деформации более 5мм на 1м длины. Остаточные деформации труб более 3% от диаметра.
Сварные конструкции (рама агрегата, рама лебедки, корпус гидроротора, домкрат винтовой, передняя и средняя опоры мачты) Усталостные трещины в сварочных соединениях длиной более 10% периметра сечения
Передний буфер Остаточные деформации более 10мм на 1м длины
Корпус редуктора Трещины всех видов, сколы, обломы. Предельный износ отверстий под подшипники
Гидроротор Остаточные деформации стола ротора более 5мм
Шкивы канатные Трещины всех видов, сколы, обломы. Износ рабочей поверхности более 8мм на диаметр
Шестерни и звёздочки Сколы, трещины, выкрашивание зубьев. Предельный износ зубьев
Лебёдка Трещины на барабанах и валах любого характера и расположения. Износ рабочей поверхности барабана более 5мм на диаметр, износ тормозного обода более 4мм (по толщине)
Агрегат Предельное состояние лебедки, Предельное состояние рамы агрегата
     

Зависимость характеристик от массы груза на крюке приведена в таблице.

Масса груза на крюке, т Скорость талевого блока, м/с Частота вращения барабана, об/мин.  
0,191 39,5
0,38
15,8 0,73
1,4444

КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА

Отбор мощности на механизмы агрегата (п = 1500об/мин. N = 180л.с.) осуществляется от раздаточной коробки автомобиля (рис.3). С шестернями Z = 23, Z = 35 раздаточной коробки сцеплены шестерни Z = 52,Z = 40 коробки отбора мощности 1, включаемые зубчатой муфтой, что даёт выходному валу две частоты вращения. От коробки отбора мощности вращение передаётся через карданный вал коническому раздаточному редуктору 2. От первичного вала раздаточного редуктора вращение передается через встроенный редуктор масляным насосом, питающим гидромотор 6 ротора 7 и гидравлические домкраты подъёма мачты.

От шкива на первичном валу вращение передаётся через клиноременную передачу компрессорной установке 8.

От вторичного вала раздаточного редуктора вращение передаётся трансмиссии 3. На валу трансмиссии насажена звёздочка цепной передачи привода лебёдки, а на консольной части вала – фланец, служащий для крепления карданного вала привода промывочного насоса 4. Включение промывочного насоса осуществляется зубчатой муфтой, насаженной на тот же консольный конец вала трансмиссии.

Лебёдка 5 имеет две шинно-пневматические муфты, предназначенные для включения бурового барабана и посаженные на консольные части валов свободно, на подшипниках. Буровой барабан имеет две скорости, что в сочетании с двумя скоростями коробки отбора мощности дает четыре скорости. При работе на первой скорости отбора мощности шинно-пневматическими муфтами лебёдки может быть включена первая или третья скорости бурового барабана, при работе коробки отбора мощности на второй скорости – вторая или четвертая.

На консольной части вала бурового барабана на подшипниках посажена звездочка, соединенная цепью со звездочкой промежуточного вала привода ротора. С помощью зубчатых муфт можно включить либо буровой барабан, либо промежуточный вал.

Ротор и промывочный насос имеют по две скорости.

Кинематическую схему для агрегата А50М-1.00.00.000-01

См. рис.3а

КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ

Корпус 7 коробки отбора мощности отлит из чугуна и прикреплён болтами к верхнему фланцу раздаточной коробки автомобиля (рис.4)

В корпусе коробки на двух конических роликоподшипниках 6 установлен вал отбора мощности 3, несущий свободно поставленные на шарикоподшипниках 10 косозубые шестерни 9 12 (первой и второй скоростей соответственно) находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями раздаточной коробки. Включение шестерен производится зубчатой муфтой 11, перемещаемой вилкой 19, закрепленной на штоке 16, имеющим три положения: первая и вторая скорости и нейтральное положение, фиксируемые шариковым фиксатором. Конец вала отбора мощности, выходящий из корпуса коробки, имеет манжету 2 и войлочное уплотнение. На нем насажен фланец 4 для присоединения карданного вала привода раздаточного редуктора.

Для заливки масла на крышке 18 имеется пробка, одновременно являющаяся сапуном.

Управление коробкой выведено в кабину водителя.

РАЗДАТОЧНЫЙ РЕДУКТОР

Шлицевой вал 15 раздаточного редуктора вращается на одном радиальном 11 и двух конических роликоподшипниках 9, между его опорами насажена малая коническая шестерня 10 (рис.5). На консольных концах вала на ш

Наши рекомендации