Назначение, условия работы и характеристика узла
Дать описание назначения узла (агрегата) согласно полученного задания, условия его работы (особенно обратить внимание на отрицательные воздействия, ведущие к изнашиванию деталей, отказам узла (агрегата)) и привести его основные технические характеристики.
Пример:
НАЗНАЧЕНИЕ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ
Основное назначение главной передачи в трансмиссии — передача тяги двигателя к, так сказать, «конечному потребителю» – колесам. Если автомобиль заднеприводный, то тяга от коробки передач через карданный вал передается на главную передачу, а та, в свою очередь, перенаправляет поток мощности на колеса через полуоси (если задняя подвеска зависимая и имеет мост) или приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей (об этом пойдет речь дальше). Если автомобиль переднеприводный, то главная передача через шестерню связана непосредственно с коробкой передач.
Есть такое понятие, как неразрезной мост. Означает оно то, что главная передача вместе с дифференциалом находятся в корпусе, к которому подсоединены или отлиты вместе с ним изначально два кожуха полуосей. Полуоси — это валы, соединяющие дифференциал и главную передачу с колесами. Данная конструкция является частью зависимой подвески автомобиля, так как жестко связывает правое и левое ведущие колеса. Полуось жестко связывает колесо и главную передачу, то есть при преодолении какоголибо препятствия весь мост перемещается вместе с колесами и всем содержимым. Убираем кожух полуосей, корпус главной передачи устанавливаем на кузов или подрамник, колеса с главной передачей соединяем с помощью приводных валов через шарниры равных угловых скоростей и получаем разрезной мост и независимую подвеску колес.
Для изготовления зубчатых колес применяют:
- углеродистые качественные стали 40, 45, 50, 55, а также легированные стали марок 40Х, 45Х, 40ХН, ЗОХГТ, 40ХФА, 55Г и другие; термообработка - нормализация, улучшение или закалка;
- легированные стали 20Х, 12ХНЗА, 18ХГТ; термообработка - цементация с закалкой;
- легированные стали 40Х, 40ХФА, 28Х2МЮА; термообработка - азотирование с закалкой;
- отливки из углеродистой стали 45Д, 50Л, 55Л; термообработка - нормализация; д) серый чугун СЧ 30, СЧ35 и высокопрочный чугун ВЧ50-2, ВЧ60-2, ВЧ45-5;
- пластические массы: текстолит ПТ, ПТК, лигнофоль, капрон, древесные слоистые пластики марок ДСП-Б и ДСП-В. В таблице приведены рекомендации по выбору материала и термообработки зубчатой пары в зависимости от условий работы передачи.Зубчатые колеса небольших размеров изготовляют часто заодно с валом. Колеса больших размеров состоят из обода с нарезанными зубьями, ступицы и соединяющих их диска или спиц. Их устанавливают на валах на шлицах или шпонке (при передаче крутящего момента) и на подшипниках скольжения или качения (когда момент из вал непосредственно не передается) и крепят от осевого перемещения с помощью винтов, штифтов, пружинных колец, гаек, втулок.
ТУ на дефектацию
Разработать технические условия на дефектацию деталей узла (3 детали средней сложности на выбор). ТУ заполняются в картах дефектации.
Пример:
Основными дефектами шатуна в сборе являются: трещины, изгибы, скручивание, износ отверстия втулки под поршневой палец, изменение отверстия верхней головки шатуна под втулку, износ отверстия ниже головки под вкладыши. Шатун заменяют при обнаружении трещин. Непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна . Если непараллельность и скручивание осей верхней и нижней головок шатуна выше допустимых норм, шатун нужно заменить. Правка шатуна не допускается. Проверяем внутренний диаметр втулки верхней головки .Проверять диаметр нужно как при ослаблении посадки, так и при провороте втулки. Внутренний диаметр нижней головки шатуна проверяют после затяжки шатунных болтов. Предельно допустимый диаметр должен составлять определённое значение, если среднее значение диаметров в плоскости стыка и сечении, перпендикулярном стыку, не выходит за пределы. Ширина нижней кривошипной головки не выходить за пределы. При меньшей ширине головки шатун заменяют на новый. При ремонте запрещается установка крышки с другого шатуна. Проверять шатун нужно по меткам
спаренности, нанесенным на шатуне и крышке. Данные сводятся в таблицу.
Головка блока цилиндров | Изготовлена из сплава алюминия. | ||
Возможные дефекты | Способы устранения дефетов | Заключение | |
Подтекание масла из под прокладки поддона | Протяжка болтов, замена прокладки или поддона. | Замена. | |
Хлопки в карбюратор или глушитель | Регулировка и притирка клапанов | Браковать | |
Расход масла | Замена маслосъёмных колпачков Замена направляющих втулок клапанов | Браковать Браковать | |
Подтекание технических жидкостей (антифриз, масло) | Фрезеровка привалочной плоскости | Ремонт | |
Износ резьбового отверстия свечи | Установка ДРД | Ремонт | |