Специализированные склады в морском порту.
Устройство и тип складов, элементы конструкции и их расположение, этажность и другие характеристики в определенной мере сказываются на выборе технологии складских работ и предопределяют условия труда при выполнении складских операций. Склады морских портов классифицируются по следующим признакам: по месту расположения на территории порта; по конструкции и типу здания; по виду грузов и характеру их хранения; в зависимости от строительного материала склада.
Основными принципами, определяющими размещение складов на территории порта, являются обеспечение прямолинейности грузопотоков, удобство транспортирования грузов и хорошая связь с подъездными путями. Склады, расположенные в непосредственной близости от кордона причала, называются прикордонными и предназначены для краткосрочного хранения грузов. Их площадь, длина, ширина зависят от грузоподъемности и размеров прибывающих судов. Тыловые склады размещаются на значительном расстоянии от причальной линии, в глубине портовой территории и предназначены для длительного хранения грузов.
По типу здания или его техническому устройству складские сооружения делятся на закрытые, полузакрытые, открытые.
Закрытые складские помещения могут быть одно- и многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми. Они предназначены для хранения генеральных и некоторых массовых грузов. Наиболее рациональным типом склада принято считать одноэтажный, так как большие вертикальные перемещения грузов в. многоэтажных складах снижают темпы обработки судов и вызывают ряд неудобств при их эксплуатации, что и учитывается при выборе конструкции складов в прикордонной зоне.
Тыловые склады в меньшей степени связаны с технологическим процессом обработки судов и используются главным образом при обработке железнодорожных вагонов и автотранспорта. Тыловые склады, используемые для более длительного хранения грузов, нежели прикордониые, имеют, как правило, несколько этажей. Многоэтажность складов требует более тщательной укладки грузов с учетом максимально допускаемых нагрузок на перекрытия этажей и кубатуры этажных помещений.
К полузакрытым складским устройствам относятся навесы, а также склады, которые имеют боковые стены не но всему периметру. Навесы встречаются в портах значительно реже, чем крытые склады, они служат для хранения грузов, боящихся прямого воздействия атмосферных осадков и солнечных лучей.
Под открытыми складами понимают площадки для открытого хранения грузов (леса, навалочных грузов - угля, руды, песка и т. п.), имеющие прочное покрытие, уклон к водостокам и поднятые на некоторую высоту.
К специальным складским устройствам относятся бункерные сооружения для хранения различных сыпучих материалов, сооружения резервуарного типа для хранения жидкостей, химических грузов и пр.
По виду и характеру хранения грузов склады делят на склады общего назначения, или универсальные, и специализированные. Склады общего назначения приспособлены для хранения груза самых разнообразных видов. В основном это склады для грузов, не требующих специальных условий для их сохранности. Специализированные склады предназначены для храпения груза определенных видов, например скоропортящихся, сахара-сырца, нефтегрузов. К специализированным складам относятся: холодильные, элеваторные ,силосные , нефтехранилища и другие.
Холодильные склады для скоропортящихся продуктов.
Холодильники для кратковременного хранения или портовые холодильники выполняют роль так называемого «перевалочного пункта» при транспортировке продукции и как правило размещаются в непосредственной близости от транспортных путей и сообщений — это аэропорты, железнодорожные пути, морские, а также речные порты.
Специфика использования таких складов подразумевает наличие следующих характерных особенностей:
· Возможность осуществлять большие объемы грузовых операций за короткий промежуток времени;
· Наличие вместительных холодильных камер;
· Наличие помещений для осмотра и сортировки груза;
· Наличие карантинных помещений;
Нефтехранилища: надземные и подземные резервуары для нефтепродуктов.
Нефтяные резервуары по назначению подразделяются на сырьевые, технологические и товарные. Сырьевые резервуары служат для приёма обводнённой нефти с месторождений. Технологическими считаются резервуары для предварительного сброса воды, а также резервуары, используемые как отстойники.
Резервуары, в которые поступает обезвоженная или обессоленная нефть для последующей сдачи в магистральный трубопровод, называются товарными.
Для удобства обслуживания и сокращения длинны трубопроводной обвязки резервуары на нефтяных месторождениях строят группами отдельно от установок. Группу сырьевых и технологических резервуаров, сосредоточенных в одном месте, обычно называют резервуарным парком, если в составе этой группы имеются товарные резервуары, то её называют товарным парком.
Нефтяные резервуары строят из несгораемых материалов. Различают наземные, полуподземные и подземные резервуары. На нефтяных месторождениях наибольшее распространение получили цилиндрические стальные наземные резервуары, реже применяются полузаглубленные или заглубленные железобетонные.
Вертикальные стальные резервуары (РВС) стандартизованы и различаются по номинальным объёмам. Так, например, резервуар РВС-1000 имеет номинальный объём 1000 м3, РВС-3000 - соответственно 3000 м3.
Основными элементами вертикального стального резервуара являются днище, корпус и крыша. Днище укладывается на специальное основание - фундамент. Вокруг фундамента для отвода ливневых вод устанавливают кювет с уклоном в сторону канализационной сети.
Элеватоные склады для зерна.
Элеватор — сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния. Элеватор представляет собой высокомеханизированное зернохранилище силосного типа.
Элеваторы представляют собой комплекс сооружений, в состав которых могут входить: рабочее здание, силосные корпуса, устройства для погрузки и выгрузки зерна, зерносушилки и др. На территориях действующих предприятий строят элеваторы с полным или сокращенным комплексом сооружений. Широко распространено строительство силосных корпусов, привязываемых к рабочим зданиям действующих элеваторов. Силосные железобетонные корпуса (ёмкости) вместимостью от 11,2 до 48,0 тыс. тонн компонуют из силосов двух типов: квадратных сборной конструкции размером 3х3 по осям стен и круглых монолитных диаметром 6 и 9 метров или сборных диаметром 6 метров, высота обычно 30 метров. Квадратные силосы располагают по ширине в шесть, восемь и двенадцать рядов, а круглые - в три, четыре и шесть рядов. Металлические силосы вместимостью 2,55 и 3,0 тыс. тонн, диаметром 18 метров, высотой 11,9 и 15 метров, располагают последовательно в один ряд (по 2...4 силоса). Силосы сблокированы с рабочим зданием, где размещено основное технологическое и транспортное оборудование. Зерно из приёмных бункеров поднимают транспортёрами или вертикальными подъёмниками (нориями) на верх рабочего здания, взвешивают, очищают от примесей, сушат в зерносушилках и направляют по верхнему конвейеру на надсилосные транспортёры, которые сбрасывают его в силосы. Выгружают зерно на нижние конвейеры (их устанавливают в подсилосном этаже) через отверстия с воронками в днищах силосов. Часть силосов оборудуют установками для дезинфекции зерна и активного вентилирования. Температуру зерна измеряют термоподвесками, устанавливаемыми на разных уровнях.
В зависимости от назначения элеваторы подразделяют на:
· хлебоприёмные или заготовительные (принимают зерно от хозяйств, очищают от примесей, сушат и отгружают потребителю; ёмкость 15—100 тыс. т);
· производственные (сооружают при мельницах, крупяных, комбикормовых, крахмалопаточных заводах и. т. п.; 10—150 тыс. т);
· базисные (предназначены для длительного хранения зерна, принимаемого с ж/д транспорта и отгружаемого в ж/д вагоны; 100—150 тыс. т);
· перевалочные и портовые (строят в местах перевалок зерна с одного вида транспорта на другой — на крупных ж/д станциях, в морских портах; 50—100 тыс. т).
Силосные склады для минеральных удобрений и других сыпучих грузов.
Бункер (силос) – основное и самое универсальное на сегодняшний день хранилище для сыпучих материалов, грузов.
Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, осуществляемая в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте, предусматривает применение емкостных устройств, среди которых важное значение занимают бункеры (силосы) для сыпучих материалов, грузов.
Бункеры (силосы) стали широко применяться в производственных технологических процессах и поточно-транспортных системах перемещения в виде приемных, перегрузочных, аккумулирующих, промежуточных и погрузочных устройств. Их роль возросла в связи с развитием бестарного перемещения и хранения сыпучих материалов, грузов.
Бункерные (силосные) склады обладают следующими основными преимуществами по сравнению с обычными складами:
а) значительно уменьшают потребности в больших территориях для строительства хранилищ (силосы, бункеры являются наиболее компактным хранилищем сыпучих материалов, занимающим совсем незначительные площади);
б) сокращают расходы на перевозку сыпучих грузов;
в) сокращают расходы на проведение погрузочно-разгрузочных работ, поскольку обеспечивается механизация и автоматизация этих работ;
г) значительно сокращают потери груза при перевозке;
д) значительно уменьшают расходы на тару, упаковку и расфасовку сыпучих грузов.