Параметры транспортного узла.
Параметрами транспортного узла являются следующие :
· число взаимодействующих видов транспорта в узле;
· количество однотипных линий (последовательность технологических операций), реализуемых отдельными подсистемами:
по обслуживанию транзитных пассажирских и грузовых потоков;
по обслуживанию пассажиров, пересаживающихся в пределах одного вида транспорта;
по доставке грузов от складов (цехов) производителей непосредственно к складам (цехам) потребителей;
по ремонту, отстою и контролю технического состояния подвижного состава;
· число осуществляемых различными транспортными подсистемами узла однотипных технологических линий:
по обслуживанию пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой;
по доставке грузов с перевалкой между разными видами транспорта, взаимодействующими в узле.
Параметры элементов узла являются:
· перерабатывающая и пропускная способность
· мощность его путевого развития.
К параметрам входящих и выходящих из узла транспортных потоков относятся:
· их абсолютная величина;
· временная (внутрисуточная, внутримесячная, сезонная и др.) и пространственная неравномерность
· интенсивность потоков;
· функция распределения интервалов между моментами поступления двух транспортных единиц;
· система приоритетов поступления и отправления транспортных средств;
· регулярность транспортного потока и т.п.
В транспортном узле обеспечивается:
· потребные пропускная и перерабатывающая способности транспортных объектов и путей сообщения по каждому виду транспорта и для узла в целом;
· рациональное распределение объемов грузовых и пассажирских перевозок между отдельными видами транспорта;
· оптимальное размещение основных устройств различных видов транспорта и рациональная организация передачи между ними грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств и с наибольшими удобствами для пассажиров;
· обеспечение надежной и удобной связи различных видов транспорта с промышленными предприятиями и городскими районами;
· кооперирование устройств всех видов транспорта при строительстве и эксплуатации;
· организация работы по совмещенному контактному графику и единому технологическому процессу, основанным на взаимодействии имеющихся в узле видов транспорта.
Развитие всех видов устройств транспортного узла взаимосвязано и должно решаться комплексно с учетом эффективного использования транспортных средств, внедрения новейшей техники и применения прогрессивных методов эксплуатации транспортных объектов.
Для крупных транспортных узлов разрабатывают генеральные схемы развития на перспективу 20 – 30 лет.
Транспортные узлы можно разделить на две группы:
1. сформировавшиеся узлы, способные удовлетворять потребности производства и населения при ограниченных капитальных вложениях и ограниченных строительных программах;
2. узлы, находящиеся в стадии формирования.
Транспортные узлы занимают важнейшее место в организации смешанных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта.
Транспортные узлы могут быть глобального, федерального и регионального уровней (для местных грузопотоков).
На территории России можно выделить два типа транспортных узлов.
Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.
Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта Российской Федерации (республика, край, область, округ).
Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.