Подготовительные работы на трассе ВЛ
К подготовительным работам, выполняемым на трассе ВЛ, относятся: организация прорабских пунктов, производственный пикетаж, вырубка просек, комплектация первоначального запаса материалов и конструкций, устройство временных сооружений, переустройство пересекаемых инженерных сооружений со сносом строений.
Прорабские пункты обычно располагают ближе к середине строящегося участка трассы ВЛ, по возможности неподалеку от населенных пунктов, и комплектуют инвентарными передвижными вагончиками различного назначения (общежитие, столовая, баня, склад, мастерские, контора, красный уголок) и необходимыми машинами, механизмами, приспособлениями и инструментами. Из таких вагончиков организуют временные поселки, создавая нормальные санитарно-бытовые условия для работающих. Как правило, на трассах длинных ВЛ размещают несколько прорабских участков.
Производственный пикетаж выполняет заказчик или по его поручению строительно-монтажные и проектные организации. Центры опор ВЛ фиксируют на местности центровыми знаками, на которые наносят номер и тип опоры, ее условное обозначение и год проектирования. Кроме того, обозначают в натуре ось ВЛ (створными знаками), границы будущей просеки, зоны прохождения ВЛ по сельскохозяйственным угодьям, места пересечения ее трассы с инженерными сооружениями и водными преградами и др. Для наглядности знаки окапывают круговой канавкой диаметром 1-1,2 м, а в лесу делают затесы на ближайших деревьях.
При выполнении производственного пикетажа необходимо тщательно следить, чтобы опоры не оказались в местах, непригодных для их установки (дороги, ручьи, коммуникации).
Непосредственно перед началом работ представители заказчика, проектной и строительно-монтажной организаций совместно проверяют правильность установки знаков на трассе, соответствие их проектному профилю ВЛ и журналу расстановки опор и оформляют приемку актом.
Разбивают котлованы для установки фундаментов строительно-монтажные организации при строительстве ВЛ.
Вырубка просек и расчистка трассы - наиболее трудоемкие подготовительные работы, занимающие до 20% общего объема трудовых затрат при сооружении ВЛ на лесных трассах..
Работы по валке деревьев, обрубке сучьев, трелевке хлыстов, корчевке пней, рубке кустарника, расчистке трассы от порубочных остатков, разделке и сортировке деловой древесины передают, как правило, специализированным организациям - леспромхозам и лесхозам. В отдельных случаях их выполняют строительно-монтажные организации.
Посреди трассы на ширине 4-6 м деревья вырубают вровень с землей, что необходимо для Проезда механизмов при строительстве ВЛ и вывоза древесины. На оставшейся части просеки высота пней не должна быть больше 7з диаметра срубленных деревьев. Пни корчуют только в местах сооружения фундаментов и на площадках для сборки и установки опор.
Вырубленный деловой лес и дрова вывозят с трассы или складывают для хранения в штабеля по краям просеки. Порубочные остатки, сучья и кустарник перерабатывают на щепу, а при невозможности - сжигают.
До начала работ заказчик должен оформить документы на отвод лесной полосы под вырубку и разрешения лесничества на вырубку (порубочные билеты), в которых указаны зоны вырубки, объем возврата деловой древесины и др.
Комплектация первоначального запаса материалов, конструкций и других изделий для сооружения ВЛ в количествах, достаточных для разворота работ, должна производиться до начала строительства. Сооружение ВЛ протяженностью до 5 км следует начинать только при полном обеспечении необходимыми материалами, оборудованием и конструкциями. К началу строительства ВЛ большей протяженности потребность в опорах, проводах и прочих материалах и оборудования должна быть обеспечена не менее чем на 75% для ВЛ напряжением 6-10 кВ и 85% для ВЛ 35-110 кВ. Во всех случаях запасов материалов, оборудования и конструкций должно хватать не менее чем на один квартал работы прорабского пункта.
Временные сооружения на ВЛ (склады, площадки и навесы для хранения материалов, стоянки для машин), для которых невозможно использовать передвижные инвентарные средства, собирают по типовым схемам, используя детали демонтированных сборно-разборных сооружений с предшествовавшего участка и подручные материалы. Иногда при строительстве ВЛ сооружают временные автодороги вдоль ее трассы, а также проезды с близлежащих автодорог или железнодорожных станций. Профиль временной тракторной лежневой дороги по трассе ВЛ показан на рис.20.
Рис.20. Профиль временной тракторной лежневой дороги по трассе ВЛ:
1 - металлические ерши,
2 - продольный настил из бревен,
3 - поперечные лаги.
4 - подстилающий слой из хвороста и отводов,
5 -торф
Переустройство пересекаемых инженерных сооружений и снос строений на трассе ВЛ необходимо выполнять до начала основных работ. Отдельные, небольшие по объему, переустройства могут производиться одновременно с основными работами. Наиболее часто выполняемыми работами но переустройству инженерных сооружений на трассе ВЛ являются: вынос из зоны строительства воздушных линий электропередачи, линий связи и радио или каблирование их, защита линий связи от влияния в зоне их сближения со строящейся ВЛ, снос строений, попадающих на трассу ВЛ и др.
К работам по переустройству, которые выполняют строительно-монтажные организации или их специализированные подразделения, можно приступать только при наличии согласованного проекта и разрешения организации, эксплуатирующей инженерное сооружение.