Развитие и реформирование городского пассажирского транспорта
Городской пассажирский общественный транспорт (далее - ГПТ) является важнейшим элементом транспортной системы, который обеспечивает ежедневную транспортную подвижность двух третей населения России.
Несмотря на то, что организация транспортного обслуживания в городах и пригородной зоне не является прерогативой федеральных органов исполнительной власти, создание благоприятных условий для экономического реформирования ГПТ требуют ряда решений на федеральном уровне.
Муниципальные предприятия ГПТ находятся под влиянием нарастающей конкуренции со стороны стихийно действующих на маршрутах частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, сектор в целом испытывает растущую функциональную конкуренцию в силу роста числа легковых автомобилей в личном пользовании, которая, помимо влияния на платежеспособный спрос на услуги ГПТ, существенно осложняет условия работы подвижного состава ГПТ на улично-дорожной сети городов.
Конкурентоспособность ГПТ будет определяться уровнем качества услуг ГПТ и их ценовой доступностью для основной массы населения.
Реформа ГПТ направлена на создание устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной для большинства слоев населения системы городского и пригородного пассажирского транспорта.
Экономическим содержанием реформы ГПТ является повышение экономической эффективности операторов, создание равных условий для операторов различных форм собственности и развитие конкуренции, переход от покрытия убытков операторов к рыночным отношениям между заказчиком перевозок и оператором.
Реформа осуществляется на основе следующих принципов:
муниципальной ответственности и полномочий (орган местного самоуправления несет полную ответственность за организацию транспортного обслуживания, но при этом является собственником соответствующей инфраструктуры и маршрутной сети, а также имеет все необходимые закрепленные федеральным законодательством полномочия);
свободы выбора региональным или местным органом управления модели реформирования;
постепенного выравнивания уровней транспортной обеспеченности городов на основе единых социальных стандартов;
предоставления государственной поддержки развития ГПТ городам, где успешно осуществляются институциональные преобразования, в том числе приватизация муниципального транспорта (принцип "государственная поддержка в обмен на реформы");
развития конкурентности при свободе выбора конкурентной модели;
разделения управления системой ГПТ и непосредственного выполнения перевозок.
Реформа ГПТ подкрепляется совершенствованием системы социальных мандатов, отказом от льгот, не подкрепленных финансированием, реализацией механизмов гарантированного финансирования сохраняемых льгот.
В крупнейших городах, где перегрузка улично-дорожной сети личными автомобилями создает серьезные препятствия для работы общественного транспорта, реформа ГПТ должна сопровождаться применением административно-правовых и экономических механизмов, разумно ограничивающих использование личных автомобилей при наличии альтернативных качественных услуг общественного транспорта, а также архитектурно-планировочных решений для повышения пропускной способности улично-дорожной сети и, при необходимости, создающих приоритетные условия для общественного транспорта, в том числе скоростного внеуличного.
По мере роста жизненного уровня населения меры по реформированию ГПТ должны сопровождаться развитием услуг такси и других услуг повышенной комфортности.
3.4. РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Морской транспорт оказывает существенное влияние на развитие внешней торговли, а также на экономическое развитие субъектов Российской Федерации, достижение геополитических, экономических и социальных целей.
Государственная политика на морском транспорте направлена на реализацию положений Морской доктрины и Концепции судоходной политики Российской Федерации, а также на поддержание флота и портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и безопасность государства, сокращение транспортных издержек, увеличение объемов морских внешнеторговых, каботажных перевозок и транзита груза, создание условий труда и социальной защиты членов экипажей морских судов, соответствующих стандартам конвенций Международной организации труда.
Морской транспортпрактически безальтернативно развивается в сегменте межконтинентальных перевозок грузов, конкурируя на международном рынке морских перевозок. Он также конкурирует с внутренним водным транспортом в малом и большом каботаже и в экспортно-импортных перевозках.
Увеличение численности и тоннажа флота судов под флагом России зависит от создания в Российской Федерации налоговых условий, обеспечивающих конкурентоспособность судовладельцев, а мировом фрахтовом рынке. Достижению этой цели может способствовать создание Российского международного реестра судов.
Конкурентоспособность отечественной портовой индустрии зависит как от конкуренции между стивидорами одного в одном порту, так и от конкуренции стивидоров различных морских портов в одном морском бассейне.
Реформирование системы управления в морских торговых и специализированных портах направлено на совершенствование системы государственного управления и регулирования в целях:
разделения административно-властных и хозяйственных функций;
обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту;
обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и портовых сооружений;
привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры портов и развития государственно-частного партнерства в этой сфере;
повышения эффективности использования государственного имущества морских портов не подлежащего приватизации;
создания равных условий для осуществления хозяйственной деятельности в морских портах, обеспечения конкурентоспособности и равнодоступности услуг, предоставляемых в морских портах;
обеспечения баланса интересов государства, пользователей услуг морского порта и организаций их оказывающих;
создания системы специализированных яхтенных (спортивных) морских портов;
предотвращения загрязнения морской среды;
обеспечения непрерывности транспортного процесса, осуществляемого совместно владельцами портовой инфраструктуры и перевозчиками смежных видов транспорта;
Для достижения этих целей необходимо:
повысить эффективность государственного портового контроля за соблюдением международных договоров Российской Федерации и национального законодательства о торговом мореплавании;
совершенствовать деятельность Администраций морских портов с административно-властными полномочиями и контрольными функциями по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, а также в зоне ответственности Российской Федерации;
создать региональные системы управления движением судов с использованием современных технических средств их мониторинга в Балтийском, Северном, Черноморском и Дальневосточном бассейнах;
повысить эффективность использования государственного имущества морских портов, не подлежащего приватизации;
обеспечить реализацию программ развития и реконструкции действующих и строительства новых гидротехнических сооружений и других объектов прибрежно-портовой инфраструктуры в рамках федеральных целевых программ;
усовершенствовать нормативную базу, регулирующую использование федерального имущества морских портов на возмездной основе, предусматривающую возможность поддержания необходимого уровня технического состояния федерального имущества в морских портах, обеспечение его использования по целевому назначению и расширенное воспроизводство;
создать благоприятные условия для устойчивого функционирования и развития морских портов, роста их конкурентоспособности на российском и международном рынках за счет поэтапного увеличения размера платы за их использование, не превышающей роста уровня тарифов естественных монополий на морском транспорте.
Модернизация арктической транспортной системы. Российская Арктика в долгосрочной перспективе остается мощной минерально-сырьевой базой глобального значения. Основой развития арктической транспортной системы является Северный морской путь (СМП).
Роль государства в формировании арктической транспортной системы заключается в создании благоприятных условий для надежного функционирования трассы Северного морского пути и в формировании транспортной инфраструктуры, обеспечивающей этот процесс.
Целями развития Северного морского пути являются:
сохранение СМП как национальной магистрали России в Арктике, с использованием судов и плавсредств под российским флагом и построенных на отечественных предприятиях;
укрепление национальной безопасности в Арктике;
транспортное обеспечение освоения арктических месторождений, в том числе шельфовых - углеводородного сырья и морского экспорта нефти и газа;
развитие экспортных и каботажных перевозок, а также устойчивого снабжения северных территорий России;
формирование самоокупаемой, приносящей доходы арктической морской транспортной системы;
усиление позитивного влияния СМП на социальные условия жизни народов Севера.
Реформирование управления в арктической транспортной системе основывается на принципе сохранения инфраструктуры Северного морского пути, как основной составляющей транспортных коммуникаций России в Арктике в государственной собственности.
Основными направлениями реформирования являются:
разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности в системе управления СМП;
создание механизмов долевого участия субъектов Российской Федерации, коммерческих организаций, заинтересованных в развитии содержании арктической транспортной системы, в финансировании СМП;
создание условий для финансового участия нетранспортных пользователей СМП в его восстановлении и реконструкции;
привлечение для финансирования проектов развития и модернизации инфраструктуры арктической транспортной системы коммерческих кредитов и кредитов международных финансовых институтов;
Реализация намеченных мероприятий позволит обеспечить государственный контроль в российском секторе Арктики, реализовать транзитный потенциал и экспорт транспортных услуг по Северному морскому пути, осуществить поэтапное формирование самоокупаемой арктической транспортной системы.
3.5. РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ ВОДНЫМИ ПУТЯМИ
Внутренний водный транспортбезальтернативно развивается в регионах, где водные пути являются единственными коммуникациями, и конкурирует с железнодорожным транспортом в секторе перевозок массовых грузов на средние расстояния. Важнейшим направлением развития внутреннего водного транспорта является речной туризм.
Стабильность работы и реализация конкурентных преимуществ водного транспорта будет, прежде всего, зависеть от состояния водных путей и гидросооружений.
Основной целью реформирования системы управления внутренних водных путей является создание структуры их управления, отвечающей действующему законодательству, адекватной реальным бюджетным возможностям и сложившимся на внутреннем водном транспорте экономическим условиям. Важнейшим требованием к системе управления ВВП является сохранение единого технологического комплекса обеспечения безопасности и эффективности судоходства.
Реформа основываетсяна принципе сохранениявнутренних водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений в государственной собственности.
Основными направлениями реформирования являются:
совершенствование бассейнового принципа управления внутренними водными путями, учитывающего федеральные и региональные интересы;
разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности в системе управления внутренних водных путей;
создание условий для финансового участия нетранспортных пользователей водных путей в их восстановлении и реконструкции;
создание механизмов долевого участия коммерческих организаций, заинтересованных в развитии судоходства, в финансировании внутренних водных путей, в частности на вновь осваиваемых участках рек;
привлечение для финансирования проектов развития водных путей и модернизации гидротехнических сооружений коммерческих кредитов и кредитов международных финансовых институтов;
поэтапное открытие внутренних водных путей для для прохода судов под флагом иностранного государства.
Основными органами государственного регулирования на бассейнах внутренних водных путей должны быть Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС), статус которых будет приведен в соответствие с действующим законодательством.
В целях улучшения условий эксплуатации федерального имущества на внутреннем водном транспорте и усиления контроля государства за его использованием планируется создание федерального государственного унитарного предприятия, передача на его баланс федерального имущества, не подлежащего приватизации и находящегося в настоящее время в пользовании акционерных обществ внутреннего водного транспорта, а также определение порядка использования, модернизации и реновации данного имущества.
Одновременно должна быть проведена оптимизация структуры управления ГБУВПиС путем ликвидации малодеятельных участков водных путей с передачей их функций укрупнённым подразделениям.
3.6. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА
В условиях продолжения реформы железнодорожного транспорта промышленный транспорт развивается в двух основных секторах: железнодорожный транспорт необщего пользования и технологический транспорт.
Железнодорожный транспорт необщего пользования является важнейшим связующим звеном между основными грузоотправителями и сетью магистральных железных дорог. Возникновение в этом секторе крупных самостоятельных предприятий, а также создание института операторов железнодорожного подвижного состава способствуют развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, повышению качества обслуживания и снижению транспортных издержек.
Основными направлениями развития железнодорожного транспорта необщего пользования являются:
совершенствование экономических и правовых механизмов рынка железнодорожных перевозок;
развитие нормативной правовой базы, определяющей правовой статус и условия работы компаний-операторов и других владельцев железнодорожного подвижного состава;
обеспечение равнодоступности к услугам железнодорожного транспорта необщего пользования для всех заинтересованных лиц;
применение экономических мер, стимулирующих инвестиции в подвижной состав, модернизацию и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования. Учет особенностей функционирования организаций железнодорожного транспорта необщего пользования при разработке тарифов организаций железнодорожного транспорта общего пользования;
учет особенностей функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования при разработке соответствующих технических регламентов;
создание условий, предотвращающих дискриминацию и нарушения антимонопольного законодательства в отношении пользователей, технологически связанных с железнодорожными путями необщего пользования;
стимулирование создания систем добровольной сертификации в секторе;
совершенствование правовых и экономических основ взаимодействия организаций железнодорожного транспорта необщего пользования с обслуживаемыми производствами;
координация программ и проектов технической модернизации железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
обновление нормативных правовых документов, определяющих требования в области технической и экологической безопасности и охраны труда в секторе.
Развитие комплекса технологического транспорта ведется в следующих основных направлениях:
уточнение и правовое закрепление сфер государственного регулирования и саморегулирования на технологическом транспорте;
определение правового статуса субъектов технологического транспорта, порядка использования ими транспортных средств и оборудования;
разработка технических регламентов, правил и нормативов, определяющих требования в области технической и экологической безопасности и охраны труда на технологическом транспорте.
3.7. РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Стратегия реформирования дорожного хозяйства предусматривает достижение соответствия между спросом и предложением пропускной способности дорожной сети в условиях роста парка транспортных средств исходя из перспективного уровня автомобилизации страны порядка – около 80 автомобилей на 100 домохозяйств (300 автомобилей на 1000 жителей).
Развитие дорожной сети страны должно обеспечивать повышение скорости движения автомобильного транспорта за счет увеличения пропускной способности перегруженных участков автомобильных дорог, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также сокращения времени и издержек доставки грузов и пассажиров путем строительства автомобильных дорог и мостов по основным направлениям движения грузо- и пассажиропотоков.
Основу опорной сети страны составляют федеральные автомобильные дороги, которые должны находиться во взаимодействии с автодорогами субъектов Федерации и муниципальными дорогами, обеспечивать решение стратегических задач Российской Федерации, формирование и перераспределение транспортных потоков между основными районами тяготения.
Федеральные автомобильные дороги должны обеспечивать:
- пропуск межрегиональных и транзитных потоков на основных направлениях международных транспортных коридоров;
- автотранспортные связи между административными центрами субъектов Российской Федерации и столицей Российской Федерации;
- автотранспортные связи на основных направлениях международных автомобильных дорог;
- подъезды к объектам федерального значения.
В качестве основных направлений развития федеральных автомобильных дорог следует считать:
- завершение формирования опорной сети автомобильных дорог для обеспечения связи с регионами;
- увеличение пропускной способности сети федеральных автомобильных дорог за счет создания многополосных автомагистралей на существующих направлениях;
- формирование новых автодорожных маршрутов, обеспечивающих оптимальное распределение автотранспортных потоков на направлениях в обход перегруженного движением автотранспорта Московского дорожного узла;
- создание подъездов к крупным транспортным узлам и объектам транспортной инфраструктуры, включая реконструкцию и строительство подъездов к портам;
- строительство и реконструкция обходов крупных населенных пунктов.
Решение задачи повышения пропускной способности наряду с развитием и модернизацией федеральных автомобильных дорог должно осуществляться путем ликвидации «узких» мест, приводящих к снижению скоростей и заторов движения за счет:
- улучшения организации движения путем устройства транспортных пересечений в разных уровнях, сокращения пересечений и примыканий в одном уровне к автодорогам с малой интенсивностью движения.
Стратегия реформирования дорожной отрасли в целом ориентирована на обеспечение:
транспортной связности территории Российской Федерации как в целом, так и в пределах регионов, исходя из обеспечения доступа к сети по подъездам с твердым покрытием для практически всех населенных пунктов, в которых проживает основная часть населения страны;
бесперебойного движения на основной части дорожной сети вне зависимости от сезонности и погодных условий;
формирования экономически рациональных маршрутов автомобильных перевозок;
эффективной стыковки российских автодорожных коридоров с европейской и азиатской сетями автомобильных дорог;
доведения транспортно-эксплуатационных качеств дорог до уровня международных стандартов, в первую очередь – в основных международных транспортных коридорах;
повышения безопасности дорожного движения и сокращение числа дорожно-транспортных происшествий по причине дорожных условий;
комплексного развития дорожного сервиса;
повышения производительности труда и эффективности инвестиций в дорожном хозяйстве, совершенствования системы отраслевого управления.
Институциональная основа проводимых реформ - сохранение базовой части сети автомобильных дорог общего пользования в государственной (федеральной, субъектов Российской Федерации) или муниципальной собственности.
Одновременно должны быть созданы условия для строительства и эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений на коммерческих началах с привлечением средств международных финансовых организаций и частных инвесторов.
Должны произойти уточнения и изменения в существующей классификации дорог с соответствующим перераспределением ответственности за состояние и развитие автомобильных дорог между уровнями государственной власти, местного самоуправления, а также новыми собственниками, в том числе с учетом:
- проводимой административной реформы и реформы органов местного самоуправления;
- перспективной системы доходных полномочий бюджетов разных уровней и, соответственно, возможностей финансирования содержания и развития дорог и улично-дорожных сетей;
- реальных темпов и пропорций развития коммерческого сегмента дорожного хозяйства.
В соответствии с реформированием структуры собственности дорожной сети предстоит реформирование системы государственных предприятий дорожного хозяйства, с учетом, что часть них сохранится в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в собственности муниципальных образований, часть будет приватизирована, часть подлежит диверсификации или укрупнению.
Экономическая основа проводимых реформ заключается в постепенном переводе финансирования развития и содержания автомобильных дорог, включая муниципальные дороги и улично-дорожную сеть городов, на механизмы, в основу которых положен принцип «пользователь платит».
Переход является поэтапным.
На первом этапе должны быть осуществлены пересмотр бюджетных полномочий и установление источников финансирования дорожного хозяйства по уровням бюджетной системы. С учетом недостаточного объема сборов пользовательских налогов для финансирования наиболее крупных и значимых дорожных объектов на первом этапе потребуется привлечение дополнительных бюджетных источников.
Предстоит также сформировать действенные механизмы:
- распределения указанных налогов по уровням бюджетной системы, имея в виду наделение каждого уровня финансирования дорожного хозяйства собственными доходными источниками;
- распределения финансовой помощи из федерального бюджета на государственную поддержку дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации, а также из территориальных бюджетов – муниципальным образованиям, с учетом территориальной неравномерности развития дорожной сети, автомобильного парка и объемов движения;
- планирования и софинансирования согласованных проектов развития базовой улично-дорожной сети городов;
- увязки долгосрочных и среднесрочных инвестиционных планов дорожного строительства с бюджетным процессом, ориентированным в настоящее время на годовые циклы.
Высокая потребность в развитии дорожной сети и бюджетные ограничения в части финансирования автомобильных дорог требуют расширения использования внебюджетных источников для финансирования развития дорожной сети, в том числе заемных средств, для строительства и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе.
В качестве внебюджетных средств для финансирования автомобильных дорог могут использоваться средства частных инвесторов, государственные долговые обязательства, а также заемные средства, в том числе от международных финансовых организаций.
Развитие государственно-частного партнерства возможно по следующим направлениям:
- участие крупных (добывающих) предприятий в строительстве дорог при освоении новых месторождений;
- создание платных автомобильных дорог;
- эксплуатация существующих автомобильных дорог специального пользования (ведомственных автомобильных дорог).
С учетом опыта зарубежных стран для реализации государственно-частного партнерства при строительстве автомобильных дорог потребуется создание специальных государственных дорожных предприятий, оперирующих на рынке, как частные структуры и привлекающие для реализации проектов помимо собственных доходов также и частный капитал.
Учитывая специфику сети автомобильных дорог Российской Федерации, строительство платных дорог в настоящее время может быть осуществлено лишь на наиболее загруженных участках автомобильных магистралей на подходах к крупным городам с интенсивностью движения не менее 25 тыс. автомобилей в сутки. Платные автомобильные дороги могут принадлежать как государству и муниципальным образованиям, так и частным лицам на основе концессионных соглашений на право создания и эксплуатации этих автомобильных дорог на определенный период времени с последующей передачей их в государственную и муниципальную собственность.
Уникальное географическое положение России открывает возможности для привлечения средств международных финансовых организаций на развитие автомобильных дорог, позволяющих снизить издержки транспортировки грузов по маршрутам между Европой и Азией. Этому будет способствовать взаимодействие России с ВТО, расширение контактов с Европейским Союзом и АТЭС.
На втором этапе по мере роста доходов населения и предприятий предполагается дальнейшее повышение налоговой нагрузки на пользователей автомобильных дорог, увеличение доли финансирования автомобильных дорог только за счет налогов и сборов с пользователей, расширение привлечения внебюджетных источников финансирования.
3.8. РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В условиях социально-экономических преобразований значимость автомобильного транспорта в транспортной системе страны постоянно возрастает. Быстрыми темпами растет его вклад в обеспечение мобильности населения. Повседневное массовое использование личных автомобилей является одним из главных факторов формирования нового образа жизни. Развитие рынков товаров и услуг, малого и среднего бизнеса объективно расширяет сферу применения грузового автомобильного транспорта, что обусловлено его высокой адаптированностью к рыночным условиям. Темпы наращивания парка личных и коммерческих автомобилей позволяют говорить о массовой автомобилизации страны, которая носит необратимый характер.
Процесс автомобилизации противоречив. Обеспечивая новое качество жизни людей и способствуя развитию рыночной экономики, автомобилизация сопровождается и негативными последствиями, связанными с ущербом от ДТП, загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемами развития городской среды, дестабилизацией работы наземного пассажирского общественного транспорта, проблемой утилизации автотранспортных средств и рядом других факторов.
С учетом тесной взаимосвязи сфер использования автомобиля для личных потребностей граждан и в коммерческих целях структурные преобразования на автомобильном транспорте должны носить комплексный характер.
Основными целями преобразований являются:
максимальное использование возможностей автомобильного транспорта для повышения мобильности населения и ускорения товародвижения;
снижение всех видов издержек, связанных с осуществлением автотранспортной деятельности;
регулирование процесса автомобилизации и снижение его негативных последствий, прежде всего, в крупнейших городах.
Вопросы повышения безопасности дорожного движения, регулирования автомобилизации и повышения технического уровня парка автотранспортных средств рассмотрены в соответствующих разделах.
Развитие автомобильного транспорта предусматривает также решение следующих задач:
в области развития внутреннего рынка автомобильных перевозок -повышение уровня и унификация требований, предъявляемых к перевозчикам всех организационных форм и форм собственности;
вытеснение с рынка недобросовестных и ненадежных предпринимателей на основе совершенствования систем лицензирования и сертификации и ужесточения процедур административного контроля;
унификация налоговой среды для перевозчиков, осуществляющих одни и те же виды деятельности;
существенное упрощение системы взимания дорожных сборов;
разработка и реализация мер защиты перевозчиков, работающих по найму, от конкуренции со стороны владельцев автотранспортных средств, не имеющих соответствующей лицензии. Особое значение имеют защита рынка регулярных пассажирских перевозок автобусами и рынка услуг такси;
развитие системы страхования ответственности и рисков, связанных с автотранспортной деятельностью;
завершение процессов приватизации и разгосударствления в автотранспортной отрасли;
совершенствование системы статистического наблюдения на автомобильном транспорте на основе перехода к систематическим выборочным обследованиям;
продолжение развития системы нормативных правовых актов, регламентирующих автотранспортную деятельность;
в области развития международных автомобильных перевозок и развития автомобильных транзитных перевозок через территорию России:
развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров;
модернизация производственной базы приграничных пунктов пропуска транспортных средств, совершенствование процедур таможенного досмотра и оформления, приведение их в соответствие с мировой практикой;
поэтапное сближение положений национального автотранспортного законодательства с международными требованиями;
укрепление позиций России при совершенствовании системы многосторонних и двусторонних соглашений об автомобильных перевозках;
совершенствование методов организации регулярных международных пассажирских перевозок, предотвращение недобросовестной конкуренции в этом секторе;
создание максимально благоприятных условий для работы российских перевозчиков на основе проведения политики разумного протекционизма;
внедрение эффективных технологий таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами;
содействие совершенствованию системы МДП (TIR). Адаптация сектора международных автомобильных перевозок к альтернативным таможенным гарантийным системам, которые действуют, в частности, на территории ЕС;
в области совершенствования перевозочных технологий:
создание системы грузовых автотранспортных терминалов и транспортно-логистических центров, в том числе – в составе мультимодальных распределительных комплексов и транспортных узлов;
создание крупных транспортно-экспедиторских компаний, специализирующихся на доставке грузов в междугородном сообщении на основе применения терминальных технологий;
создание условий для оптимального взаимодействия автомобильного с другими видами транспорта, в том числе, на основе применения контейнерных и контрейлерных технологий;
создание информационных систем для обеспечения попутной и обратной загрузки автотранспорта;
реализация комплекса мер для концентрации грузовых и пассажирских потоков в пределах транспортных коридоров как необходимого условия повышения эффективности перевозок;
создание систем централизованного автотранспортного обслуживания крупных грузообразующих объектов;
совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов;
реализация комплекса мер по увеличению производства специализированного подвижного состава для перевозки контейнеров;
развитие информационного и телекоммуникационного обеспечения автомобильных перевозок, в том числе с использованием спутниковых систем.
В результате реализации данных мероприятий будет складываться эффективно функционирующий и развивающийся автотранспортный комплекс, удовлетворяющий потребности населения и экономики в перевозках, способствующий интеграции России в мировую экономику.
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ И РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ОПОРНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
Реализация транспортной стратегии предполагает осуществление ряда крупнейших инфраструктурных проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения.
К числу таких проектов относятся:
Строительство автомобильной дороги Чита – Хабаровскс дальнейшим развитием в направлении Ванинообеспечит завершение создания самой протяженной в мире национальной автомагистрали Москва-Владивосток, свяжет дорожную сеть Дальневосточного региона с опорной сетью дорог страны, станет стимулом социально-экономического развития восточных территорий.
Железная дорога Беркакит – Томмот – Якутскобеспечитповышение эффективности транспортного обеспечения Севера, возможность расширить разработку минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия).
Завершение строительства кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, а также строительство обходов городов Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и ряда другихпозволит значительно увеличить скорость сообщения и безопасность движения на автомагистралях, снять нагрузку, оказываемую транзитным транспортом на городскую улично-дорожную сеть, улучшить экологическую обстановку в крупнейших городах России.
Модернизация и реконструкция федеральных магистралей «Беларусь», «Россия», «Дон» и другихпо нормативам I категории с устройством многополосной проезжей части позволит обеспечивать растущие межрегиональные и транзитные потоки автомобильного транспорта на основных направлениях международных транспортных коридоров.
Модернизация существующих и строительство новых дорог в зоне Севера и районах нового освоения: «Колыма», «Лена», Салехард – Новый Уренгой – Сургут, Якутск – Вилюй – Мирный – граница Иркутской областибудет содействовать обеспечению Северного завоза и улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
Завершение строительства мостовых переходов через р. Волга у городов Ярославль, Ульяновск и Волгоград, через Кольский залив у г.Мурманска, через р.Кама у г.Перми, через р.Обь у г. Новосибирска, через р. Ангара у г. Иркутска и другихпозволит существенно снизить транспортные издержки при перевозке гр