Развитие опорной транспортной сети
Особое место в транспортной инфраструктуре общего пользования занимает опорная транспортная сеть -совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи, пространственное и функциональное единство транспортной системы.
Развитие опорной транспортной сети осуществляется в увязке с перспективными сценариями развития производительных сил.
Основой для модернизации и развития опорной транспортной сети, для разработки региональных транспортных программ, а также планов и программ развития отдельных видов транспорта является транспортно-экономический баланс.
При разработке транспортно-экономического баланса расчетные перспективные пропускные и провозные мощности коммуникаций различных видов транспорта и транспортных узлов, а также приоритетные направления территориального развития инфраструктуры увязываются с долгосрочными перспективами развития производительных сил, регионов, внешней торговли. При этом должны учитываться:
приоритетность требований обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
неизбежный рост спроса на автомобильные перевозки грузов в условиях развития рыночных отношений, а также растущее использование личного автотранспорта по мере автомобилизации страны;
необходимость упреждающего создания резерва пропускных возможностей на коммуникациях, где прогнозируется наибольший рост грузо- и пассажиропотоков;
необходимость согласования мощности основных транспортных узлов и транспортных подходов к ним.
Инструментом разработки транспортно-экономического баланса являются экономико-математические методы
Развитие опорной транспортной инфраструктуры координируются с приоритетами Энергетической стратегии России на период до 2020 года и прогнозными балансами топливно-энергетических ресурсов. Прежде всего, речь идет о стратегической модернизации и развитии действующей системы магистральных трубопроводов и транспортной инфрастуктуры, которая обеспечивает экспорт нефти, нефтепродуктов, угля и природного газа.
Развитие трубопроводного, морского, железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры нефтегазового сектора связаны со стратегиями добычи нефти и газа на территории России и выхода на мировые рынки углеводородного сырья, определенные Энергетической стратегией России в качестве приоритетных. Ориентирами развития транспортной инфраструктуры в этой сфере являются:
целесообразность формирования новых направлений экспорта российской нефти и нефтепродуктов;
необходимость наличия достаточных нефтеналивных мощностей в морских портах Российской Федерации для морских поставок нефти на традиционные и новые рынки;
наметившиеся ограничения для развития экспорта нефти по традиционным морским маршрутам, связанные с действиями третьих стран;
развитие новых центров добычи нефти на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин);
снижение добычи нефти в европейской части страны, в первую очередь в Волго-Уральском и Северокавказском регионах;
появление в странах Каспийского региона крупных центров добычи нефти, для которых система российских нефтепроводов станет транзитной;
необходимость резерва пропускной способности нефтетранспортных мощностей для повышения их гибкости и конкурентоспособности;
необходимостью развития наиболее эффективного нефтепродукто-проводного транспорта.
Строительство новых, расширение и увеличение производительности действующей системы магистральных нефтепроводов увязывается с программами развития инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта.
Существенное изменение территориальной структуры добычи и потребления угля обусловливает увеличение межрегиональных поставок твердого топлива, прежде всего в направлении Восток – Запад. Для решения проблемы межрегиональных перевозок, связанной с дополнительными поставками угольной продукции на тепловые электростанции Урала и центра, а также в порты Балтийского и Черного морей, необходимо увеличить провозную способность железных дорог в западном направлении на 70 млн. т. в год
Коммуникации и объекты инфраструктуры, относящиеся к опорной транспортной сети, как правило, находятся в государственной собственности, что обусловлено стратегической значимостью соответствующих объектов, обеспечивающих жизненно важные национальные интересы России, а также безопасное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы.
Эксплуатация и содержание таких коммуникаций и объектов могут осуществляться негосударственным оператором, отобранным на конкурсных началах в соответствии с действующим законодательством.
По мере развития рыночных отношений отдельные находящиеся в государственной собственности объекты транспортной инфраструктуры могут приватизироваться с обременением владельцев обязательствами перед пользователями и государством.
Для обеспечения финансирования имеющих общегосударственное значение проектов в области развития транспортной инфраструктуры, наряду с прямым финансированием из федерального бюджета, применяются следующие механизмы:
выпуск внутренних целевых займов на проекты с надежными показателями окупаемости, но длительными сроками реализации. Такие займы обеспечиваются государственными гарантиями прежде всего, для подтверждения общественной важности проекта и готовности государства обеспечить его успешную реализацию. Операторами таких проектов могут выступать крупнейшие государственные организации, отвечающие за эксплуатацию и развитие элементов опорной инфраструктуры;
использование для ускорения реализации крупнейших проектов с длительным сроком реализации внешних заимствований, включая такие финансовые институты, как МБРР, ЕБРР, ЕИБ и другие;
привлечение крупнейших транспортных операторов и грузоотправителей, непосредственно заинтересованных в модернизации или создании отдельных элементов транспортной инфраструктуры, к участию в соответствующих проектах;
развитие механизмов государственно-частного партнерства. Приоритетными сферами государственно-частного партнерства должны стать концессии при сооружении платных объектов на дорожной сети и при строительстве участков железных дорог;
создание свободных экономических зон и технопарков в крупнейших транспортных узлах для привлечения целевых инвесторов к их развитию.
2.3.3. Транспортные коридоры и региональные особенности развития опорной транспортной сети
Основой пространственной модели развития опорной транспортной сети являются транспортные коридоры.
Транспортные коридоры, в полосе которых размещаются коммуникации опорной транспортной сети, стыкуются с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей.
Системное развитие международных и национальных транспортных коридоров позволит:
сохранить и развить единое политическое, экономическое и оборонное пространство России;
решить комплекс геостратегических задач, усилив позиции страны как транспортного моста между Европой, Азией и Америкой;
добиться концентрации и экономии ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения;
стимулировать комплексное освоение перспективных сырьевых баз;
способствовать выравниванию социально-экономического развития регионов;
локализовать и свести к минимуму экологический ущерб, связанный с транспортной деятельностью.
Наличие существенных региональных различий в развитии опорной транспортной сети предполагает дифференцированный подход к ее развитию. В частности, для Европейской части России приоритетами являются модернизация и комплексное развитие транспортной сети, в том числе в полосе основных международных транспортных коридоров, повышение пропускной способности автодорожной сети, ликвидация "узких мест" на подходах к крупным городам и транспортным узлам, согласованная модернизация портов и железнодорожных подходов к ним. Для Сибири и Дальнего Востока основной задачей является формирование опорной транспортной сети, создание коммуникаций (прежде всего – железнодорожных линий), обеспечивающих освоение природных ресурсов, развитие местной сети, обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью.
Важнейшей составной частью опорной транспортной сети являются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Основными направлениями развития системы пунктов пропуска являются:
оптимизация количества и размещения пунктов пропуска на коммуникациях различных видов транспорта,
модернизация и увеличение пропускной способности наиболее загруженных и ликвидация малодеятельных пунктов пропуска;
разработка и внедрение современных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения необходимых процедур при пересечении людьми, грузами и транспортными средствами государственной границы России.