Важнейшей сферой ответственности государства является обеспечение безопасности функционирования транспорта.
Государственное регулирование в области обеспечения безопасности строится на следующих принципах:
гарантированное обеспечение государством функционирования и развития систем обеспечения безопасности на транспорте;
распространение государственного контроля и надзора в области безопасности на производителей, импортеров и владельцев транспортных средств любых форм собственности и видов деятельности;
обеспечение адекватности применяемых санкций (наказаний) степени общественной опасности нарушений норм и правил;
координация действий по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте;
координация действий по использованию транспорта в целях защиты населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий с одновременным недопущением создания чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры;
формирование единых принципов и подходов к профессиональному отбору, подготовке и переподготовке работников транспортной сферы, регулированию их труда;
укрепление кадровой профессиональной базы транспорта, совершенствование системы специализированных, в том числе – закрытых учебных заведений в соответствии с перспективными требованиями к высококвалифицированным специалистам транспорта.
Государственное управление транспортом включает меры, учитывающие универсальный характер транспортной деятельности.
Значительное повышение доступности и расширение использования автомобилей, речных и воздушных судов для личных потребностей и нужд домохозяйств предполагает развитие адекватных форм регулирования и контроля, направленных, прежде всего, на соблюдение требований по обеспечению безопасности и экологических требований в сфере некоммерческого использования транспортных средств.
Важнейшей задачей в этой связи является системное регулирование процесса автомобилизации страны.
В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне:
принимаются уставы и кодексы, федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта;
устанавливаются требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса;
принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры;
решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта, осуществляется регулирование международных перевозок, обеспечивается реализация обязательств Российской Федерации в рамках международных соглашений;
принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование.
осуществляется перераспределение имущества транспорта между органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом закрепленных за ними публичных функций и полномочий.
Федеральное законодательство должно предусматривать возможность применения в регионах дифференцированных социальных, экологических и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.
При этом должны учитываться такие индивидуальные особенности отдельных регионов, как общий уровень развития транспортной системы, соотношение спроса и предложения на транспортные услуги, загруженность транспортной инфраструктуры, показатели безопасности транспортного процесса, экологическая ситуация в регионе.
По мере развития рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций и при условии внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации возможно делегирование отдельных функций, выполняемых государственными органами указанным организациям.
Делегирование функций осуществляется адекватно развитию рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций транспорта, а также по мере совершенствования системы государственного управления.
Важным направлением совершенствования государственного регулирования является перестройка системы статистического наблюдения, которая ведется в следующих направлениях:
сокращение объема данных статистического наблюдения за счет информации, имеющей технологический или корпоративный характер;
дополнение системы статистического наблюдения показателями, необходимыми для принятия управленческих решений в условиях рынка;
унификация форм статистического учета на различных видах транспорта;
охват статистическим наблюдением субъектов транспортной деятельности, не относившихся традиционно к транспортной отрасли;
замена в ряде случаев сплошного статистического наблюдения выборочным;
делегирование отдельных функций мониторинга и статистического наблюдения саморегулируемым организациям.
2.1.2. Совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности на транспорте
Бюджетное финансирование транспортного сектора должно направляться, прежде всего, на следующие цели:
обеспечение функций государственного управления в транспортной сфере;
гарантированное поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности;
обеспечение гарантированной сохранности опорной транспортной сети в условиях растущей нагрузки на нее за счет адекватного бюджетного финансирования;
инициирующее бюджетное финансирование важнейших транспортных проектов;
гарантированное финансирование законодательно закрепленных государственных обязательств, в том числе по финансированию выданных федеральными и региональными властями социальных мандатов;
целевое субсидирование перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки, или пользователей транспортных услуг;
выполнение и стимулирование мероприятий по поддержанию мобилизационной готовности средств и объектов транспорта и путей сообщения, а также мероприятий, осуществляемых в интересах национальной безопасности;
обеспечение безопасности на транспорте.
При реализации транспортных проектов за счет бюджетного финансирования обеспечение строительства материалами, техническими средствами, оборудованием, услугами, проектно-конструкторскими и строительно-монтажными работами должно осуществляться в порядке, установленном для выполнения работ для государственных нужд;
Совершенствование бюджетной политики в отношении транспорта осуществляется в следующих направлениях:
оптимизация системы бюджетного финансирования транспортного комплекса;
при субсидировании отдельных видов деятельности - переход от покрытия убытков транспортных операторов к закупке транспортных услуг или к адресной компенсации расходов потребителей транспортных услуг;
увеличение доли инициирующего финансирования инвестиционных проектов с участием частного капитала (или бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов) с частичным использованием средств федерального бюджета;
отказ от полномасштабного финансирования коммерчески окупаемых проектов, концентрация бюджетных средств на реализации проектов, имеющих преимущественно социально-экономическую эффективность;
исключение бюджетного финансирования потенциально конкурирующих между собой инвестиционных проектов c участием государства или инвестиционных проектов при наличии конкурирующих частных проектов;
реализация программно-целевого подхода при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов, усиление целевого характера финансирования транспортных проектов;
расширение среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития транспортного комплекса. Поэтапный переход к трех-пятилетнему периоду бюджетного планирования крупнейших инвестиционных проектов и программ;
совершенствование межбюджетных отношений в соответствии с уточнением ответственности и полномочий органов государственного управления различных уровней.
Перспективная модель финансирования транспортной отрасли должна быть ориентирована на создание условий для повышения ее инвестиционной привлекательности.
Соответствующими мерами являются:
разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление парка транспортных средств;
предоставление государственных гарантий по привлекаемым для финансирования наиболее значимых инвестиционных проектов капиталам отечественных и иностранных инвесторов;
содействие в развитии лизинга современных транспортных средств;
содействие в организации консорциумов и других объединений инвесторов для финансирования капиталоемкихпроектов, в том числе с участием иностранных инвесторов;
учет особенностей транспортной инфраструктуры при установлении условий использования государственного имущества, предоставленного на возмездной основе, землеотвода и землепользования;
расширение элементов платности пользования инфраструктурой для покрытия соответствующих эксплуатационных расходов.