Х. структура, функции, взаимосвязи и характеристики гпс.
Структура, функции, взаимосвязи и характеристики ГПС
Элементы ГПС
В основу ГПС положены принципы: групповое производство; автоматизация программной перенастройки; гибкая управляемость, модульность, иерархичность, высокая универсальность, максимальная предметная замкнутость на возможно более низком иерархическом уровне ГПС.
Гибкая производственная система представляет собой сложную производственную систему, имеющую разветвленную структуру, обладающую развитыми функциями и взаимосвязями между подсистемами.
Гибкая производственная система (по ГОСТ 26228—85) представляет собой совокупность в разных сочетаниях оборудования с ЧПУ, роботизированных технологических комплексов (РТК), ГПМ, отдельных единиц технологического оборудования и систем обеспечения их функционирования в автоматическом режиме в течение заданного интервала времени, обладающая свойством автоматизированной переналадки при производстве изделий произвольной номенклатуры в установленных пределах значений их характеристик.
Основными составными частями ГПС являются ГПМ и РТК.
ГПМ представляет собой единицу технологического оборудования для производства изделий произвольной номенклатуры в установленных пределах значений их характеристик с программным управлением, автономно функционирующая, автоматически осуществляющая все функции, связанные с изготовлением изделий, имеющая возможность встраивания в ГПС.
Под РТК понимается совокупность единицы технологического оборудования, ПР и средств оснащения, автономно функционирующих и осуществляющих многократные циклы.
Система обеспечения функционирования ГПСопределяется как совокупность в общем случае взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих проектирование изделий, технологическую подготовку их производства, управление ГПС при помощи ЭВМ и автоматическое перемещение предметов производства и технологической оснастки.
В систему обеспечения функционирования ГПС входят подсистемы: автоматизированная транспортно-складская система (АТСС); автоматизированная система управления технологическими процессам» (АСУТП);
-автоматизированная система инструментального обеспечения (АСИО);
-система автоматизированного контроля (САК);
-автоматизированная система удаления отходов (АСУО);
-автоматизированная система научных исследований (АСНИ);
-система автоматизированного проектирования (САПР);
-автоматизированная система технологической подготовки производства (АСТПП);
-автоматизированная система управления (АСУ) и др.
По организационной структуре различают следующие виды ГПС: гибкие автоматизированные линии (ГАЛ), участки (ГАУ) и цеха (ГАЦ).
ГАЛ - ГПС, в которой технологическое оборудование расположено в принятой последовательности технологических операций.
ГАУ - ГПС, функционирующая по технологическому маршруту, в котором предусмотрена возможность изменения последовательности использования технологического оборудования.
ГАЦ - ГПС, представляющая собой в различных сочетаниях совокупность гибких автоматизированных ироботизированных технологических линий и участков для изготовления изделий заданной номеклатуры.
Роботизированная технологическая линия представляет собой совокупность РТК, связанных между собой транспортными средствами и системой управления, или нескольких единиц технологического оборудования, обслуживаемых одним или несколькими промышленными роботами для выполнения операций в принятой технологической последовательности.
Роботизированный технологический участок представляет собой совокупность РТК, связанных между собой транспортными средствами и системой управления, или нескольких единиц технологического оборудования, обслуживаемых одним или несколькими ПР, в которой предусмотрена возможность изменения последовательности использования технологического оборудования.
Подсистемы ГПС и их входимость в различные по сложности организационные уровни ГПС представлены в табл.7
Как следует из табл.7 ГПС состоит из ряда основных автоматизированных подсистем: технологической, транспортной, складирующей, контроля и управления.
Автоматизированная технологическая подсистема ГПС. В состав технологической подсистемы ГПС входит множество ГПМ совместно с необходимыми средствами технологического оснащения, предназначенных для выполнения основных технологических операций производства МЭА
Табл. 7 Организационные уровни сложности ГПС
Автоматизированная транспортно -складская, подсистема (АТСС) - подсистема взаимосвязанных автоматизирог ванных транспортных и складских устройств для укладки, хранения, «ременного накопления, разгрузки и доставки предметов труда, технологической оснастки.
Функционально в АТСС можно выделить автоматизированные складскую и транспортную подсистемы..
Автоматизированная транспортная подсистема (АТС) ГПС. АТС состоит из транспортных модулей, осуществляющих перемещение материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих, готовых деталей, изделий, инструмента и оснастки между ГПМ и секциями автоматических складов, а также удаление отходов производства.
Транспортные связи охватывают грузопотоки в ГПС: межцеховые, межучастковые, межоперационные и все элементы перемещений, включая ориентацию и установку детали. К грузопотокам в ГПС относятся: технологическая тара, заготовки, комплектующие, инструмент (оснастки), изделия (сборочные единицы),отходы. Все средства АТС ГПС делятся на основные и вспомогательные группы. В основную группу входят; конвейеры, транспортеры, транспортные роботы, устройства пневмотранспорта и гидротранспорта. В вспомогательную группу входят: ориентаторы, адресователи, толкатели, сбрасыватели, накопители, подъемники и другие технические средства АТС ГПС.
Автоматизированная складирующая подсистема (АСС) ГПС. АСС ГПС предназначена для накопления, приема и хранения нормативного задела, выдачи в производство и учета заготовок, полуфабрикатов, комплектующих, готовых изделий, приспособлений; инструмента, тары с целью обеспечения ритмичного процесса в ГПС, АСС в ГПС могут предназначаться для выполнения каждой из указанных функций или различных их сочетаний, вплоть до совмещения всех функций в едином складе.
В состав АСС штучных грузов входят следующие основные элементы: стеллажные конструкции, автоматические штабелирующие машины, транспортно-складская тара, устройства для перегрузки тары со штабелирующей машины на накопитель, технические средства АСУ складов ГПС [27].
АСС, расположенные в зоне ТМ или входящие в состав ГАЛ, ГАУ И ГАЦ, в зависимости от требований к основному ТП могут состоять из различного набора перечисленных элементов. Размещение складов в ГПС зависит от типа и характера производства, производственной программы, типа внутрицехового транспорта, строительной части производственного корпуса, в котором размещены ГПС и др.
Автоматизированная подсистема управления ТП (АСУ ТП) ГПС состоит из средств вычислительной техники - управляющих ЭВМ, связанных в единый комплекс с помощью интерфейсных устройств и линий передачи данных, и программного обеспечения. Предназначена для управления отдельными единицами автоматизированного оборудования всех подсистем и системы в целом; базируется на использовании оборудования С ЧПУ, ГПМ. Программное управление ГПМ основывается на применении программы, определяющей порядок действий с целью получения требуемого результата. Вычислительные машины, устройства сопряжения с объектами и передачи данных являются аппаратурными средствами системы управления ГПС, функционирующими под управлением программных средств.
Система управления охватывает все уровни иерархии ГПС: нижний уровень управления - ГПМ и обслуживающие их АСС, АТС и САК; средний уровень управления - ГАЛ и ГАУ и обслуживающие их АСС, АТС и САК; высший уровень управления - ГАЦ, т. е. управление производственными единицами (линиями, участками) в соответствии с заданным планом производства изделий.
Как правило, ГПМ, АСС и АТС управляются выделенной для этой цели ЭВМ, на основе которой и строится соответствующая система управления. Эти ЭВМ реализуют функции по управлению оборудованием на основе загруженных в них программ управления и формируют сообщения о завершении операций или об особых ситуациях, возникающих при работе управляемого ими оборудования. Совместное функционирование ГПМ, АСС и АТС обеспечивается АСУ ГПС, которая включает ЭВМ, управляющую ЭВМ низшего уровня иерархии, аппаратуру связи ЭВМ АСУ ТП ГПС с другими ЭВМ. АСУ ГПС может быть информационно связана с АСТПП и АСУП.
Подсистема контроля ГПС, Особое место в ГПС любого из рассмотренных уровней занимают подсистемы автоматического контроля (САК). Здесь решаются задачи: получения и передачи информации о свойствах, техническом состоянии и пространственном расположении контролируемых объектов, а также о состоянии технологической среды; сравнения фактических параметров с заданными; передачи информации о рассогласованиях для принятия на различных уровнях управления ГПС; получения и представления информации об исполнении функций; автоматической перестройки средств контроля в пределах заданной номенклатуры контролируемых объектов; полноты и достоверности контроля.
Автоматизированная подсистема инструментального обеспечения (АСИО) - система взаимосвязанных t элементов, включающая участки подготовки инструмента, его транспортирования, накопления, устройства смены и контроля качества инструмента, обеспечивающие подготовку, хранение, автоматическую установку и замену инструмента.