Транспортные устройства для уборки стружки с агрегатов линии
Уборка стружки с агрегатов автоматической линии является трудной задачей. Стружка убирается следующим образом: отвод из рабочей зоны станков, транспортирование стружки в сборники цехового транспортера, очистка стружки от смазочно-охлаждающей жидкости и шлама и ее переработка.
Способы удаления стружки на автоматической линии.Применяют следующие способы удаления стружки из рабочей зоны станков линии: механический с помощью транспортеров, скребков, щеток; гравитационный, при котором стружка падает на наклонные поверхности приспособлений и станков и затем сваливается на транспортер, под станками; смывание стружки струей эмульсии; отсасывание стружки сжатым воздухом; удаление стружки электромагнитом. Иногда эти способы применяются в сочетании друг с другом.
Для бесперебойной работы станков линии стружку необходимо непрерывно удалять из зоны резания и с механизмов линии. При обработке чугунных деталей на станках автоматической линии получается мелкая стружка надлома, которую легко удалять из рабочей зоны станков и с приспособлений линии на транспортер. При этом выделяется мелкая металлическая и графитовая пыль, которая, осаждаясь на трущихся поверхностях станков, увеличивает их износ. В основном чугунная стружка удаляется из зоны резания станков и с обрабатываемых деталей гравитационным способом и отсасыванием металлической и графитной пыли.
Для лучшего попадания стружки на транспортер, размещенный под станками линии, необходимо в станинах станков и в основаниях станочных приспособлений устраивать специальные проемы или люки с наклонными или вертикальными стенками, через которые основная масса стружки попадает на транспортер. Для уменьшения скапливания стружки на станочных приспособлениях следует изготовлять их не с горизонтальными, а с наклонными поверхностями.
Большая часть стружки, попадающей на транспортные и базовые планки автоматической линии, удаляется обрабатываемыми деталями или приспособлениями-спутниками при их перемещении по транспортеру между станками линии.
На автоматических линиях с приспособлениями-спутниками необходимо базовые поверхности спутников промывать в моечных машинах или продувать сжатым воздухом для удаления с них стружки и грязи.
Стружка удаляется с горизонтальных плоскостей, деталей со сквозными отверстиями, обрабатываемыми на линии металлическими щетками. Если на деталях, обрабатываемых на линии, имеются несквозные отверстия под резьбу, то стружку из них удаляют путем продувания сжатым воздухом, подводимым к отверстиям детали через специальные сопла.
Транспортные устройства для удаления стружки.На рис. 42 дано устройство для выдувания чугунной стружки из несквозных отверстий блока цилиндров автомобиля, перемещаемого на автоматической линии транспортером после просверливания отверстий под резьбу. Для очистки отверстий от стружки необходимо, чтобы диаметры сопл / и 2 были бы меньше диаметров очищаемых отверстий.
На некоторых автоматических линиях удаление стружки из глухих отверстий деталей перед нарезанием в них резьбы производится на поворотных агрегатах. Например, чугунный блок закрепляют в поворотном барабане и поворачивают на 180°, верхняя плоскость с отверстиями оказывается внизу, блок встряхивается два-три раза и стружка из отверстий высыпается и блок возвращается в исходное положение. При обработке деталей из чугуна иалюминиевых сплавов на автоматических линиях выделяется много мелкой стружки и пыли, оседающих на трущихся поверхностях движущихся узлов линии, увеличивая их износ.
На рис. 43 показано устройство для централизованного отсасывания мелкой чугунной стружки и пыли от станков. В центральной магистральной трубе с трубками 2 вентилятором 6 образуется разряжение. Стружка и пыль отсасываются от станков 1 и попадают в магистральную трубу, из которой по трубе 7 поступают в циклоны 3. Из них стружка перемещается в бункера 4, установленные на эстакаде 5. Из бункеров 4 стружка загружается в транспортные устройства и перемещается к месту назначения.
Форма стальной стружки зависит от метода обработки, геометрических параметров режущих инструментов, режимов резания, марки обрабатываемой стали. При сверлении, нарезании резьбы образуется стальная стружка небольшой длины, которая удаляется с автоматической линии смыванием эмульсией, сдуванием сжатым воздухом и т. д.
Весьма трудно отводить стружку при токарной обработке стальных деталей на станках автоматической линии. Образующаяся сливная стружка, сходя с резца, спутывается в жесткий стальной клубок, который трудно удалить из зоны резания. Для дробления стружки на резцах применяют стружколоматели, но резцы со стружколомателями не получили широкого применения из-за сложной конструкции резцов. Для устранения влияния стружки на правильность установки, фиксацию и закрепление обрабатываемых деталей в стационарных станочных приспособлениях предусматривают специальные устройства, например, для очистки установочных элементов приспособления от стружки жидкостью или сжатым воздухом.
Очистка обрабатываемых деталей и приспособлений-спутников от стружки и грязи производится на автоматических моечных машинах, встраиваемых в автоматическую линию. Моечную машину размещают на линии в зависимости от вида технологических операций. Их можно устанавливать на линии после обработки детали с применением смазывающе-охлаждающей жидкости (СОЖ) или перед устройствами для контроля диаметра отверстий в детали, а также встраивать в транспортер для возврата приспособлений-спутников.
Способы мойки, длительность мойки и типы моющих растворов выбирают в зависимости от габаритов детали, ее загрязнения и требований очистки. Циклы мойки бывают различные. Полный технологический цикл мойки состоит в промывании, мойке с обезжириванием, ополаскивании, сушке и охлаждении.
Промывание обрабатываемых деталей с приспособлениями-спутниками или одних спутников обеспечивает более лучшую их очистку от стружки и грязи по сравнению с сухой очисткой. При обработке деталей с охлаждением их очищают эмульсией, при обработке деталей без охлаждения — нагретым содовым раствором. В основном очистка деталей заключается в промывании.
На рис. 44 показана моечная машина, состоящая из отдельных унифицированных секций: моечной 4, сушильной 6 и охлаждающей 7. Количество секций, входящих в машину, зависит от соотношения времени на мойку деталей и времени цикла обработки деталей на автоматической линии.
Моечная секция 4 состоит из резервуара / для моечного раствора, фильтров 3, насосов 2, пароотводящей системы 5 и регулирующих элементов. Она имеет проемы для входа и выхода обработанных деталей или приспособлений-спутников; проемы перекрываются дверцами с пневматическим приводом. Внутри моющей секции имеются трубопроводы и сопла, через которые к очищаемым деталям подается моющий раствор. Количество и размещение сопл в моечной секции зависит от формы и габаритов очищаемых деталей. Диаметр отверстия сопла примерно 6 мм, давление жидкости при выходе из сопла 3 кг/см2 (0,3 МПа). Моечный раствор нагревают до t = 70 - 80°С с помощью электронагревателя. Корпусные детали при очистке перемещают через моечную машину шаговым транспортером 8 с собачками. Секции сушильная и охлаждающая имеют примерно одинаковую конструкцию. По данным ЭНИМСа требуемое время для чугунных деталей составляет 3—5 мин на мойку и обезжиривание, для алюминиевых 1,5—2 мин на промывку, 1—2 мин на ополаскивание, 0,5—1 мин на сушку.
Для удаления стружки со станков автоматической линии в сборники общецехового транспортера отвода стружки и для транспортирования стружки с автоматических линий применяют два вида транспортера — винтовой и скребковый. Скребковый транспортер встроен в нижнюю часть станин станков, а винтовой размещен в траншее, проходящей под станками линии. Конструкция транспортера для перемещения стружки зависит от конструкции станков, материала обрабатываемой детали, вида образующейся стружки, работы с охлаждением или без охлаждения, компоновки линии.
Для уборки стальной стружки применяется винтовой транспортер, обладающий требуемой производительностью и жесткостью. При перемещении стружки он дробит ее и улучшает транспортирование. Винтовой транспортер состоит из нормализованных элементов (рис. 45) и размещается в бетонной траншее под станками автоматической линии. При сборке чугунных секций корыта 2 их устанавливают на сварной подставке 4 и закрепляют болтами 5. Для установки секций корыта на одной высоте между секциями корыта 2 и подставкой 4 размещают компенсационные планки 3
Корыта соединяют штифтами 6 и болтами 7. Собранные секции корыта длиной 7—8 м устанавливают в траншее и соединяют между собой. По двум сторонам корыта 2 установлены щитки 1, служащие для увеличения объема транспортируемой стружки.
Винт 8, перемещающий стружку вдоль корыта 2, свободно размещается в корыте и вращается от мотора 12 через редуктор 11, двойную шарнирную муфту 10, соединенную с хвостовиком 9 винта. Муфта 10 позволяет винту при износе опускаться и плотно прилегать к корыту 2. Винт 8 и корыто 2 винтового транспортера, состоящие из отдельных секций, после сборки образуют один транспортер заданной длины. Винтовой транспортер перемещает стружку в направлении от привода.
Параметры винтовых транспортеров выбирают в зависимости от количества убираемой стружки, длины линии и т. д.
На автоматических линиях при обработке чугунных деталей элементная стружка транспортируется скребковым транспортером. Они бывают штанговые и цепные.
На рис. 46, а представлен скребковый цепной транспортер, размещенный в бетонированной траншее под станками. Он состоит из стального желоба 1, внутри которого приварены верхний 3 и нижний 4 уголки. По уголкам катятся ролики 6, укрепленные на осях 5 звеньев цепи 9
Цепь 9 надета на две звездочки 10 и 13, установленные на концах желоба 1. Скребковый цепной транспортер перемещается от электродвигателя и редуктора 12. На тяговых элементах закреплены скребки 7. При движении скребков в нижней части желоба 1 они перемещают стружку в специальный отсек. Под станками 11 установлены решетки 8, предохраняющие от попадания в желоб различных деталей. Параметры скребковых транспортеров выбирают по их техническим характеристикам.
На рис. 46, б показан скребковый штанговый транспортер /, размещенный в траншее под станками автоматической линии. При перемещении штанги 2 вправо скребки 3 под действием силы тяжести поворачиваются около своих осей до упора в штангу и, врезаясь в стружку, перемещают ее; при движении штанги влево скребки под действием стружки поворачиваются вверх и перемещаются по поверхности стружки. Крышка 4 закрывает желоб.
Вибрационные транспортеры (рис.47) могут перемещать стальную и чугунную стружку на небольшое расстояние. В нижнюю часть станков 4 встроено четыре поперечных транспортера 1, по которым стружка от станков поступает на лоток 2, установленный на резонансных подвесках 3. Лоток 2 получает движение от электродвигателя и кривошипно-шатунного механизма (рис.47 отсутствуют). Вибротранспортеры требуют небольшую мощность, но применяют их редко, так как они создают шум и вибрации, которые передаются оборудованию линии и ухудшают качество обрабатываемых изделий