Уральского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

Пространственная организация расселения и размещения производительных сил на территории федеральных округов Европейской части страны и Урала характеризуется устойчивостью исторически сложившейся сети поселений, индустриальных и аграрных зон, транспортных коммуникаций, формирующих опорную структуру расселения с высоким потенциалом развития и демографической емкости. Продолжающаяся концентрация населения в Москве и Московской области деформирует пространственное распределение динамичных компонентов системы расселения – населения, градообразующих инвестиционных потоков, объектов рыночной инфраструктуры, наслаивающихся поверх более статичных компонентов – транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры, приводя их в состояния критичной перегрузки.

В Центральном федеральном округе следует проектировать сеть агломераций с Московской столичной агломерацией в центре как интегрирующей формы пространственно распределенного расселения. Притягательность столичного центра должна продолжать наращивать специализацию функций и повышать избирательность принимаемого населения в рамках максимально ограничиваемого круга функций управления, выводя малый и средний бизнес, инновационные отрасли, производственные и научно-технические сектора занятости на территории и в поселения агломераций.

Системами расселения, обладающими высоким потенциалом развития, являются Среднерусская, Южнорусская, Черноморская, Самаро-Тольяттинская, Уральская, Южноуральская системы расселения как обширные зоны, в которых следует модернизировать систему градостроительной деятельности, осуществить трансформацию и переход от скученности и чрезмерной плотности многоэтажной застройки к новым формам усадебной малоэтажной урбанизации с опережающим развитием инфраструктуры.

В структуре землепользования следует увеличивать: долю земель жилой застройки в категории земель населенных пунктов с доведением этой доли не менее чем до 40-45%; площади земель, занимаемых поселками дачных, садово-дачных объединений граждан на землях иных категорий; площади земель, отводимых под земли поселений и в их составе – под земли застройки из земель запаса.

При развитии на территориях локальной агломерации, либо соседствующих локальных агломераций, новых крупных инвестиционных проектов развития – научно-технических, аграрных, логистических, рекреационных, следует проектировать новые поселения – центры развития, реализуемые согласно принципам новой урбанизации с долей усадебной и малоэтажной застройки 70-80% и более. При определении потребности в территориях следует исходить из ориентировочного среднего показателя 130-300кв. м селитебной территории на 1 жителя. Для связи с городами - центрами агломерации следует проектировать современные рельсовые и автомобильные дороги.

В проектировках пространственной организации территории Российской Федерации следует определить территории, имеющие уникальные природно-ландшафтные, географические характеристики и больше в стране не встречающиеся. Для вовлечения такого рода территорий в пользование всеми жителями Российской Федерации, необходимо предусматривать проектные решения, отвечающие условиям конкретного места.

Черноморско-Азовское побережье Российской Федерации является единственным выходом страны к теплым морям. При разработке схем территориального планирования, генеральных планов поселений и городских округов должны быть предусмотрены возможности: размещения населения, прибывающего на постоянное проживание в местах с лучшим климатом; крупные потоки сезонных мигрантов; возможности размещения значительного количества жилых единиц периодического и сезонного пребывания для семей, постоянно проживающих в северных широтах страны.

При развитии Черноморско-Азовской системы расселения, следует проектировать новые технические методы использования наиболее ценных прибрежных территорий: жилого и рекреационного строительства, располагаемого в надпутевом и припутевом пространствах прибрежных полос отвода железной дороги; намыва и создания искусственных морских акваторий в лиманах Анапы; развитие комплексов «горы-море», активно применяющих искусственные бассейны, рекреационные и спортивные объекты и др.

На территориях северного Кавказа при проектировании сети рекреационных, горнолыжных, спортивных центров следует предусматривать развитие опорных узлов обслуживания и услуг, включая медицинские, на основе сложившихся поселений, либо развитие новых центров.

При планировании пространственной организации такого рода территорий необходимо в обосновывающих материалах документов территориального планирования предусматривать проведение исчерпывающего состава экологических, инженерно-геологических и гидрологических исследований и изысканий, на основании которых могут вырабатываться стратегические решения развития.

3.5. Нормативные требования к новым типам урбанизации и расселения

Площадки для размещения планируемых объемов строительства в интересах населения города-центра, пригородных и прилегающих поселений, следует располагать с учетом сложившейся транспортной, инженерной инфраструктуры, экологических, инженерно-геологических и гидрологических характеристик территории, размещения производственных и агропромышленных комплексов.

Проектирование размещения территорий и площадок для нового строительства (земель новой застройки) следует предусматривать на территориях, находящихся в экологически благоприятных зонах и отвечающих требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, используя суммарные возможности:

1) размещения новых жилых кварталов и микрорайонов на территориях поселения, городского округа в административных границах муниципальных образований, которым соответствует генеральный план; территории, относящиеся к землям населенных пунктов и используемые не для нужд селитьбы, должны максимально вовлекаться в земли селитебных территорий в качестве земель жилой застройки, озеленения и рекреации;

2) размещения новых поселков, посадов, поселков для дачных, садово-дачных товариществ - на межселенных территориях, землях запаса, иных категориях земель, имея в виду поэтапное создание полноценных селитебных образований, имеющих уровень обеспечения услугами социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренный нормативами при проектном резервировании участков размещения объектов инфраструктуры;

3)создания в радиусе часовой доступности от города-центра агломерации одного - двух достаточно крупных новых поселений, пригодных для размещения головных объектов социальной и научно-производственной направленности: библиотек, средних и высших учебных заведений, их кэмпусов, научных институтов, технопарков, клиник, иных уникальных объектов, размещение которых в городе-центре агломерации невозможно по условиям дефицита территорий, экологического неблагополучия, условиям транспортной доступности. Новые поселения могут при наличии территориальных резервов и достаточного экологического потенциала рассчитываться на расселение с преобладанием усадебной и малоэтажной застройки 20-30 тысяч семей, формируя новый город – центр инновационного развития, обладающий уровнем комфортности проживания, отвечающим мировым стандартам и притягивающий соответствующие категории населения.

Планировочную структуру новых городов-центров развития следует проектировать согласно принципам новой урбанизации с долей усадебной и малоэтажной застройки 70-80% и более. При определении суммарной потребности в городских территориях следует исходить из ориентировочного среднего показателя 130-300 кв. мселитебной территории на 1 жителя, что соответствует целевой задаче увеличения доли земель застройки в структуре землепользования. Для связи с городом- центром агломерации следует проектировать скоростные рельсовые и автомобильные дороги.

3.6. Нормативные требования к зонированию территории для целей

территориального планирования

Методической основой градостроительного проектирования является зонирование территории. Данный раздел градостроительного проектирования включает два основных этапа:

а) этап аналитического (исходного) зонирования - анализ необходимой информации о территории и исходных данных, обязательных при подготовке документов территориального планирования: нанесение границ земель, территорий и зон, анализ соответствия существующих границ зон и участков задачам развития территории, выявление ограничений, зон с особыми условиями использования территорий; определение нормативно-технических возможностей по развитию территории, представленных в текстах и чертежах комплексной оценки территории, иных обосновывающих материалов;

б) этап проектного зонирования: планирование использования, пространственной организации и основных параметров развития территории, планировочной структуры территории, схем развития инфраструктуры, резервируемых зон развития, планировочных и функциональных зон, зонирование функциональных зон по типам развития с учетом плотности, обеспечения инфраструктурой, архитектурных характеристик и др., зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также предложения по изменению границ земель, территорий и зон на основе варианта, отвечающего целям и задачам развития территории в ограничениях и условиях комплексной оценки территории и технико-экономических показателей развития.

Зонирование территории осуществляется применительно к размерности объекта территориального планирования, используемого масштаба, установленных требований к техническим и программным средствам ведения слоев цифровой картографической основы документов территориального планирования. Районирование территории Российской Федерации по указанным в разделе 2 признакам, является базовой информационной структурой аналитического этапа зонирования и проводится с последовательной детализацией информации при подготовке документов территориального планирования Российской Федерации, ее частей, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, их частей, муниципальных образований в обосновывающих материалах документов территориального планирования.

При зонировании территории Российской Федерации, частей Российской Федерации отображается исходное аналитическое районирование и зонирование, на основе которого следует установить:

- территории и зоны развития на расчетный срок столичной агломерации и крупных стратегически значимых агломераций и узлов национальной системы расселения;

- структуру преобладающего типа урбанизации, дифференциацию по федеральным округам объемов инженерной и правовой подготовки территорий для суммарных показателей жилищного строительства 100-140 млн. кв.м в год за счет территорий и зон нового строительства с предложениями по изменениям границ земель, территорий, зон, увеличению доли земель застройки и земель поселений в структуре землепользования;

- зоны развития крупных транспортных узлов федерального значения (аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные узлы) как центров локальных городских и сельских агломераций;

- зоны развития крупных территориально-производственных комплексов федерального значения и формирования на этой основе новых урбанизированных центров развития;

- территории формирования лечебно-оздоровительных зон, курортных и рекреационных зон федерального значения.

При зонировании территории Российской Федерации, частей Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства федерального значения, должна следовать данному документу в части районирования территории Российской Федерации согласно разделу 2, установленным требованиям к техническим и программным средствам ведения слоев цифровой картографической основы.

При зонировании территории субъектов Российской Федерации, частей территории субъектов Российской Федерации следует установить:

- данные исходного (аналитического) зонирования с отображением информации районирования и зонирования в документах территориального планирования Российской Федерации;

- данные исходного (аналитического) зонирования с отображением информации районирования и зонирования применительно к предусмотренному техническим заданием уровню детализации, требованиям к техническим и программным средствам ведения слоев цифровой картографической основы документов территориального планирования;

- территории и зоны развития на расчетный срок и возможности развития на более отдаленную перспективу городских и сельских агломераций как регионального компонента национальной системы расселения, а также региональных и местных агломераций городских и сельских поселений;

- структуру преобладающего типа урбанизации, дифференциацию по территориям и поселениям региона объемов отвода, инженерной и правовой подготовки территорий для планируемых показателей жилищного строительства (кв.м в год) с учетом типов развития, объемов реконструкции, объемов нового строительства с предложениями по изменениям границ земель, территорий, зон, увеличению доли земель застройки и земель поселений в структуре землепользования;

- зоны развития транспортных узлов регионального значения (аэропорты, логистические центры, речные порты, железнодорожные узлы) как центров притяжения деловой активности, развития локальных агломераций;

- зоны развития крупных территориально-производственных комплексов регионального значения и формирования на этой основе новых урбанизированных центров развития;

- территории формирования лечебно-оздоровительных зон, курортных и рекреационных зон регионального значения, в том числе в качестве элементов системы лечебно-оздоровительных местностей федерального значения.

При подготовке схем территориального планирования муниципальных районов порядок проведения зонирования соответствует порядку, установленному для субъектов Российской Федерации с соответствующим отображением данных исходного зонирования документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. При необходимости согласования указанных выше документов с органами местного самоуправления, на территории которых планируется размещение объектов капитального строительства федерального, регионального значения, следует использовать возможности размещения таких объектов, для развития локальных территорий, поселений и предлагать для включения в представленные на согласование материалы соответствующие мероприятия.

РАЗДЕЛ 4

Планировка и застройка поселений

Планировочная структура территорий поселений

4.1.1. Основные требования к территориальному планированию

Поселений

1. Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований - схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений (отдельных населенных пунктов) и городских округов; градостроительное зонирование территории; подготовка документации по планировке территории - проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется на основании схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации. При подготовке генеральных планов поселений (отдельных населенных пунктов) также учитываются положения схем территориального планирования муниципальных районов.

3. Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется на основе результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, федеральных, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.

4. Подготовка документации по планировке территории может осуществляться на основании схем территориального планирования Российской Федерации, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов и градостроительных регламентов, федеральных, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.

5. При подготовке документов территориального планирования муниципальных образований учитываются стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики, приоритетные национальные проекты, программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

6. В проектах территориального планирования муниципальных образований необходимо определять перспективы развития поселений(отдельных населенных пунктов) за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, зонированию территорий, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Расчетный срок в проектах территориального планирования муниципальных образований должен быть не менее чем 20 лет.

7. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития городских и сельских населенных пунктов в системе расселения с учетом оценки демографическойситуации.

8. При подготовке генеральных планов поселений (городских и сельских населенных пунктов) и городских округов необходимо определять режим рационального использования территориальных и природных ресурсов в целях обеспечении наиболее благоприятных условий жизнедеятельности человека, недопущения разрушения естественных экологических систем и утраты исторического и архитектурного облика городских и сельских поселений.

4.1.2. Состав планировочных зон и единиц поселений

1. Планировочная структура городов и других поселений включает:

-линейно-узловые непрерывные структуры: улично-дорожную сеть с выделенными красными линиями полосами и территориями отвода; сети инженерных, технических, иных коммуникаций; сети жилищно-коммунального хозяйства, проходящие внутри полос отвода улично-дорожной сети, либо в полосах отвода коммуникаций, выделенных красными линиями или линями регулирования застройки;

- планировочные единицы внутри замкнутого контура красных линий – кварталы;

-планировочные единицы, включающие группы кварталов – районы, планировочные районы, планировочные зоны;

- планировочные районы – территории, включающие два и более районов, имеющих сходные градостроительные характеристики, в томи числе по условиям расположения в городе: право- и лево- бережные, промышленные, частной застройки;

- планировочные зоны – территории, характеризующиеся одним или несколькими определяющим признаками: зоны исторического центра; зоны общественного центра; лесопарковые и зеленые зоны; зоны крупных сетевых коммерческих объектов; функциональные зоны – жилые, производственные, рекреационные и др.

Как правило, планировочная структура должна допускать многофункциональное использование городских территорий и их застройки, прежде всего – вдоль красных линий улиц.

Функциональное обособление и функциональное зонирование необходимо проводить с целью максимального ограничения неблагоприятного воздействия территориально связанных групп предприятий и производств на территорию поселения.

Необходимо предусматривать развитие многофункционального использования территорий сложившихся производственных зон, зон отвода железных дорог и др., предусматривая возможность создания многоуровневого городского пространства, насыщаемого широким набором различных функций, включая жилую.

Необходимо проводить планировочное зонирование территории с целью выявления планировочных зон с преобладающей функцией, требующей сохранения своего вида использования: зоны производственной застройки, инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения.

2. Границы планировочных и функциональных зон могут устанавливаться по:

линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

красным линиям;

границам земельных участков;

границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

границам муниципальных образований, в том числе внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

естественным границам природных объектов;

иным границам.

3. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая рациональное размещение и взаимосвязь планировочных и функциональных зон в увязке с системой общественных центров, транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.

Примечания*: В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы. В сейсмических районах планировочное и функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СНиП II-7-81* Необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и других поселений и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных объектов.

В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать установление средовых зон охраны памятников истории, культуры и архитектуры, разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.

При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо обеспечивать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и безбарьерные линии движения лиц с колясками.

4. В крупнейших и крупных городах предусматривается возможность использования подземного пространства для размещения в нем сооружений транспорта, предприятий торгово-коммерческого и коммунально-бытового обслуживания, подсобно-вспомогательных помещений, сооружений инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех планировочных зонах при выполнении санитарно-гигиенических, экологических и противопожарных требований, предъявляемых к данным объектам.

5. Территории садоводческих товариществ необходимо размещать с учетом перспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 часов, а для крупнейших и крупных городов - не более 2 часов.

Территории жилой застройки

1. Территории жилой застройки, в том числе жилые функциональные зоны, должны обеспечивать населению удобную, здоровую и безопасную среду проживания.

Территории жилой застройки организуются в виде следующих планировочных образований:

жилой квартал – основной планировочный элемент застройки, находящийся в границах красных линий или других границ, размер, территории которого, как правило, от 1-5 до 20 га. В кварталах индивидуальной жилой застройки могут выделяться земельные участки для отдельных домов (домовладений), в кварталах с использованием блок-квартирных домов и смешанной застройки - с участками отдельных домов и приквартирными участками в соответствии с проектом планировки (застройки) территории и планом межевания;

жилой район – формируется как группа кварталов (микрорайонов) и может включать кварталы с размещением отдельностоящих объектов обслуживания населения и социальной инфраструктуры, как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.). Площадь территории жилого района не должна превышать 100 га.

На территориях жилой застройки могут быть размещены жилые дома разных типов, в том числе с встроенными, встроенно-пристроенными или пристроенными объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.

На территории жилых кварталов допускается размещение объектов общественно-делового, коммерческого и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также производств малого бизнеса, не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду (включая шум, вибрацию, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия). Размер санитарно-защитных зон для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 м.

Примечание. К территориям жилой застройки относятся также территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) поселений. Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в отношении этих территорий необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания населения.

2. Планировочную структуру территорий жилой застройки следует формировать в увязке с планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилой застройки по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

3. Планировочная организация территорий жилой застройки сельских поселений должна определяться в увязке с размещением производственных объектов, при соблюдении требований их взаимной совместимости.

Территории жилой застройки не должны пересекаться дорогами I, II и III категории, а также дорогами, предназначенными для движения сельскохозяйственных машин.

Для жителей многоквартирных жилых домов хозяйственные постройки для скота и птицы могут выделяться за пределами территорий жилой застройки; при многоквартирных домах допускается устройство встроенных или отдельно стоящих коллективных подземных хранилищ сельскохозяйственных продуктов, площадь которых определяется региональными градостроительными нормативами, а при их отсутствии – заданием на проектирование.

4. В малых городах, в поселках, а также в сельских поселениях в зонах усадебной застройки, допускается формировать смешанные зоны застройки с включением малых предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а также других производственных объектов, не требующие устройства санитарно-защитных зон шириной более 50 м, размещение которых допустимо в границах территории жилой застройки.

Наши рекомендации