Тема 9 Задачи, формы и методы государственного регулирования торговли

Тема 9 Задачи, формы и методы государственного регулирования торговли

Цели и задачи государственного регулирования торговли в Республике Беларусь

Принципы, формы и методы государственного регулирования торговли

Органы государственного регулирования торговли в Республике Беларусь

Негосударственные органы, координирующие развитие торговли в Республике Беларусь

Принципы, формы иметоды государственного регулирования торговли

Основные принципы государственного регулирования торговли и общественного питания определеныв Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

Статья 4. Государственное регулирование торговли и общественного питания

1. Основными принципами государственного регулирования торговли и общественного питания являются:

1.1. соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление торговли и общественного питания;

1.2. недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров;

1.3. приоритет экономических мер государственного регулирования торговли и общественного питания;

1.4. обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров;

1.5. обеспечение реализации права на свободу выбора контрагента и товаров;

1.6. ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;

1.7. защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей.

Государственное регулирование основано на общих и частных функциях.

К общим функциям относятся планирование, организация, мотивация и контроль.

Государственное регулирование торговли осуществляется на основе применения прямых и косвенных методов регулирования.

Методы прямоговоздействия осуществляются на основе применения средств административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия основываются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Методы косвенноговоздействия реализуются только экономическими средствами.

Основными формами государственного регулирования торговли являются: институциональная, программная, денежно-кредитная, налоговая и лицензирование.

Институциональная форма регулирования проявляется в ходе совершенствования экономических институтов, выступающих как регуляторы, инструменты экономических форм (государственный заказ, социальный заказ, коммерческий заказ).

Программнаяформа регулированиярассматривается как прогноз социально-экономического развития страны (программы развития торговли, программы приватизации).

Денежно-кредитная форма регулированияподразумевает анализ состояния и прогноз развития экономики страны с определением основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики, к которым, в частности, относятся кредиты, изменения учетной ставки (льготное кредитование, льготное налогообложение, отсрочка налогового платежа).

Налоговое регулированиеосуществляется при помощи налоговых ставок иналоговых льгот.

Лицензированиевыступает в форме получения от государственных органов разрешения на ведение торговой деятельности.

Статья 5. Цели оценки соответствия

Оценка соответствия осуществляется в целях:

обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

обеспечения энерго- и ресурсосбережения;

создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Статья 7. Виды оценки соответствия

Оценка соответствия осуществляется в виде:

аккредитации;

подтверждения соответствия.

Министерство антимонопольного регулирования иторговли как орган государственного регулирования торговли

Основным органом государственного управления и регули­рования торговли является Министерство антимонопольного регулирования и торговлиРеспублики Беларусь (МАРТ). Совет Министров Республики Беларусь делегировал полномочия МТ Республики Беларусь по раз­витию торговли на территории республики.В сферу влияния данного министерства входят торговые предприятия всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.

Задачи Министерства антимонопольного регулирования иторговли:

1) проведение государственной политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок товаров (работ, услуг);

2) принятие мер по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, по выявлению и пресечению нарушений законодательства в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (далее – антимонопольное законодательство), содействию развитию добросовестной конкуренции;

3) проведение анализа состояния потребительского рынка, бытового обслуживания населения, осуществления торговли и общественного питания, в том числе на основании официальной статистической информации, таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь, статистики взаимной торговли Республики Беларусь с государствами – членами Евразийского экономического союза, сведений Торгового реестра Республики Беларусь, Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;

4) разработка и осуществление совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, мероприятий по формированию внутреннего потребительского рынка, улучшению качества торгового и бытового обслуживания населения и оказания услуг общественного питания, по развитию рекламной деятельности с учетом национальных интересов Республики Беларусь;

5) координация выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь;

6) реализация государственной кадровой политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

7) осуществление в пределах своей компетенции контроля, государственного контроля (надзора).

Основные направления деятельности МАРТ:

- антимонопольное регулирование и конкуренция;

- антикоррупционная деятельность;

- ценовое регулирование;

- регулирование потребительского рынка;

- регулирование торговли;

- регулирование общественного питания;

- регулирование бытового обслуживания населения;

- торговая инспекция;

- защита прав потребителей;

- регулирование рекламной деятельности;

- регулирование и контроль закупок;

- применение мер нетарифного регулирования;

- региональное сотрудничество.

Полномочия МАРТ РБ в области управления торговлей закреплены Законом РБ «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

К полномочиямМинистерствав соответствии со статьей 7относятся:

– реализует государственную политику, в том числе путем принятия нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;

– проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли и общественного питания, оценку эффективности применения мер по их поддержке, готовит на основании анализа и оценки эффективности прогноз развития торговли и общественного питания;

– разрабатывает и утверждает отраслевые программы развития торговли и общественного питания в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, и обеспечивает их реализацию;

– координирует деятельность иных республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

– проводит анализ состояния потребительского рынка, осуществления торговли и общественного питания, в том числе на основании официальной статистической информации, данных таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь и статистики взаимной торговли Республики Беларусь– с государствами– членами Таможенного союза;

– разрабатывает меры, направленные на создание условий для развития конкуренции в области торговли и общественного питания;

– осуществляет совместно с государственными органами мероприятия по насыщению потребительского рынка товарами (в том числе импортозамещающими, на основании перечней товаров, предлагаемых МАРТ РБ для освоения их производства), повышению их качества и конкурентоспособности, свободному перемещению товаров между административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также обеспечивает проведение закупочных и товарных интервенций;

– осуществляет контроль в области торговли и общественного питания в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;

– применяет к субъектам торговли, субъектам общественного питания, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь в области торговли и общественного питания, меры ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

– разрабатывает и утверждает:

совместно с заинтересованными государственными органами рационы (нормы) питания для категорий населения, финансирование питания которых полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств;

технологические требования к организации процессов продажи товаров, производству продукции общественного питания и контролю ее качества;

классификацию розничных торговых объектов по видам и типам, а также классификацию форм торговли;

классификацию объектов общественного питания по типам и классам, а также критерии отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на типы;

в зависимости от типа и вида торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера на основании предложений областных и Минского городского исполнительных комитетов перечень товаров с указанием количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов, иных разновидностей товаров), подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментный перечень товаров (далее – перечень товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров);

в зависимости от типа и класса объекта общественного питания на основании предложений областных и Минского городского исполнительных комитетов перечень продукции общественного питания с указанием количества ее наименований, а также перечень товаров с указанием количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов, иных разновидностей товаров), подлежащих включению субъектами общественного питания в ассортиментный перечень продукции общественного питания (далее – перечень продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания);

порядок подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже (совместно с Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь);

порядок оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общественного питания;

порядок оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания.

Дополнить полномочия из Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 06.09.2016 № 702. Пункт 6.

Источник: http://www.government.by/upload/docs/file200c3bc030ea884f.PDF

Реализация полномочий осуществляется аппаратом МАРТ и подведомственными или структурными подразделениями в областях и городах республики. Структура МАРТ (рисунок 1), источник:http://mart.gov.by/structupr

В масштабах республики управление торговлей осуществляет аппарат МАРТ Республики Беларусь, в состав, которого входят 5 главных управлений,4 управления и 1 отдел, а также рекламно-секретный сектор, управление кадров и юридическое управление. Главным управлениям подчиняются управления и отделы, а управлениям подчиняются отделы и сектора.

Тема 9 Задачи, формы и методы государственного регулирования торговли - student2.ru

Рисунок 1 – Структура МАРТ

Каждое управление, сектор и отдел выполняет специфические функции, способствующие реализации стратегий развития торговли в республике.

В соответствии с основными задачами МАРТ РБ выполняет функции:

- проводит анализ и оценку состояния товарных рынков, определяет степень их монополизации;

- устанавливает доминирующее положение хозяйствующих субъектов;

- осуществляет в случаях, установленных законодательными актами, контроль за экономической концентрацией;

- применяет способы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренные законодательством о естественных монополиях;

- устанавливает факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства на основании имеющихся или полученных документов и (или) сведений;

- разрабатывает методологию установления и применения цен (тарифов);

- осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на товары (работы, услуги), в отношении которых применяются регулируемые цены (тарифы);

- принимает обязательные к исполнению решения об устранении выявленных нарушений в области ценообразования, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением законодательства о ценообразовании;

- обеспечивает реализацию государственных программ развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- утверждает отраслевые программы развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- осуществляет мониторинг конъюнктуры внутреннего потребительского рынка;

- осуществляет создание и ведение Торгового реестра Республики Беларусь и Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;

- устанавливает требования в части лабораторного контроля качества продукции общественного питания;

- проводит аттестацию технологических пищевых лабораторий;

- осуществляет совместно с государственными органами мероприятия по насыщению потребительского рынка товарами;

- проводит в пределах своей компетенции работу по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений прав потребителей, сотрудничает с общественными объединениями по защите прав потребителей;

- предупреждает факты ненадлежащей рекламы, выносит предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;

- осуществляет государственную регистрацию рекламных игр, контроль за их проведением;

- разрабатывает меры по совершенствованию порядка осуществления государственных закупок;

- проводит мониторинг практики осуществления государственных закупок;

- рассматривает жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений и (или) ее членов и принимает решения по результатам их рассмотрения

- оказывает методическую помощь, проводит консультации и разрабатывает рекомендации в области государственных закупок;

- осуществляет выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, прекращение или приостановление, возобновление действия лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, выдачу их дубликатов;

- осуществляет выдачу разрешений на реэкспорт отдельных видов товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, другими государствами-участниками Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 года;

- принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции МАРТ, дает по ним разъяснения, организовывает и контролирует их выполнение;

- осуществляет иные функции в соответствии с Положением о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и иными актами законодательства.

На основы приведенных выше функций МАРТ и ниже приведенных функции подразделений Министерства торговли определитьфункции подразделений МАРТ самостоятельно.

Управление потребительского рынка продовольственных товаров:

- организация маркетинговых исследований;

- разработка норм рационального потребления продовольственных товаров;

- участие в разработке проектов плана производства товаров;

- участие в организации и проведении республиканских ярмарок по оптовой продаже;

- организация контроля за качеством продовольственных товаров;

- ведение статистической отчетности по поставкам продовольственных товаров;

- обеспечение составления предварительных заявок на производство товаров исходя из потребности в них;

- составление товарных балансов по номенклатуре и анализ их выполнения;

- организация товароснабжения розничной торговой сети и контроля за наличием достаточного ассортимента товаров;

- участие в разработке плана закладки товаров в госрезерв;

- подготовка заключения по проекту правил розничной торговли отдельными продовольственными товарами.

Управление потребительского рынка непродовольственных товаров:

- участие в подготовке проектов республиканских программ развития и совершенствования торговли;

- организация маркетинговых исследований;

- формирование ассортиментной политики непродовольственных товаров;

- ведение протекционистской политики по продвижению на рынок республики товаров отечественного производства;

- контроль за соблюдением требований к качеству и безопасности реализуемых товаров;

- оперативный контроль за выполнением поставок товаров по договорам как с промышленностью республики, так и с импортерами;

- руководство и координация работы оптового звена с предприятиями промышленности по формированию заявок и заказов;

- проверка торговых предприятий всех форм собственности и оказание им методической и консультативной помощи;

- разработка предложений по нормализации и организации бесперебойной торговли непродовольственными товарам первой необходимости.

Отдел общественного питания:

- разработка приоритетных направлений развития общественного питания в республике;

- участие в подготовке долгосрочных целевых и текущих программ, концепций, прогнозов развития общественной питания;

- предложение концепций развития, специализации и типизации сети предприятий общественного питания;

- подготовка рекомендаций по внедрению прогрессивных форм и методов обслуживания;

- участие в составлении рационов питания с учетом физиологических потребностей;

- привлечение к формированию системы технологического контроля;

- аттестация технологических и санитарно-пищевых лабораторий, предприятий и других структур общественного питания;

- присвоение предприятиям общественного питания категорий «супер-люкс», «люкс» и «высшая», а при необходимости- внесение предложений по изъятию лицензий;

- контроль за соблюдением норм и правил торговли, выполнение требований к качеству и безопасности реализуемой продукции общественного питания;

- методического руководство территориальными органами управления и государственного регулирования торговли по вопросам общественного питания.

Управление организации торговли и услуг:

- осуществление государственного регулирования торговой деятельности предприятий всех форм собственности;

- разработка концепций развития торговли;

- совершенствование организационных форм управления торговлей;

- защита прав потребителей в сфере торговли;

- участие в формировании республиканских программ развития торговли, совершенствовании организационных структур управления, внедрение новых организационно-правовых форм в торговле;

- разработка основных правил ведения розничной торговли, совершенствование форм и методы продажи, подготовка нормативных актов по лицензированию торговой деятельности.

Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой отвечает за формирование и проведение государственной политики в сфере торговли, рекламной деятельности, бытового обслуживания и иных услуг, оказываемых населению, за обеспечение защиты прав и интересов потребителей, а также за осуществление государственного контроля над соблюдением законодательства в этой области.

Соответственно, данное управление выполняет следующие функции:

- участвует в пределах своей компетенции в подготовке проектов законов Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, а также проектов приказов, постановлений, иных нормативных актов (инструкций, положений, правил, уставов);

- обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь о защите прав потребителей и рекламе, вносит предложения по его усовершенствованию;

- осуществляет государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей;

- проводит мониторинг рынка рекламных услуг;

- реализует меры по предупреждению и пресечению фактов ненадлежащей рекламы;

- выдает предписания изготовителям рекламы, рекламодателям, производителям рекламы о недопустимости нарушения прав потребителей;

- направляет материалы в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» прав потребителя, а также по правонарушениям в области рекламы;

- изучает и обобщает зарубежный опыт по вопросам защиты прав потребителей и в области рекламы, вносит предложения по его применению;

- осуществляет международное сотрудничество в сфере защиты прав потребителей и в области рекламы;

- рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан, представителей органов исполнительной власти, общественных и других организаций, относящихся к компетенции управления;

- оказывает консультационную и методическую помощь юридическим лицам по вопросам, относящимся к компетенции управления;

- осуществляет государственную регистрацию рекламных игр.

Управление экономики и финансов:

- изучение экономических показателей народного хозяйства республики и балансов денежных расходов населения для обоснования прогнозов развития торговли;

- разработка долгосрочных, текущих и целевых программ развития торговли;

- формирование методов экономического анализа деятельности торговых предприятий всех форм собственности;

- подготовка методических указаний по применению предприятиями торговли законодательных актов Республики Беларусь в области организации нормирования, оплаты труда и материального стимулирования;

- внесение предложений и рекомендаций по развитию рыночных отношений в торговле;

- составление программы разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности;

- подготовка для правительства материалов по развитию торговли.

Отдел бухгалтерского учета и ведомственного контроля:

- методическое руководство в области бухгалтерского учета, отчетности, контроля, налогообложения, кредитования;

- экономический анализ и прогноз финансовых показателей, разработка предложений по финансовому и ценовому регулированию деятельности субъектов хозяйствования;

- разработка положений об использовании инвестиционных, специальных, межотраслевых и других фондов;

- внесение предложений по совершенствованию налогового законодательства, бухгалтерской отчетности, финансовой и ценовой политики;

- анализ бухгалтерской отчетности по перечню, утвержденному Минфином; составление сводной отчетности по видам деятельности;

- организация на предприятиях государственной собственности переоценки товаров народного потребления;

- комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли;

- обеспечение подведомственных предприятий и организаций бланками учетной и отчетной документации, а также указаниями и инструкциями по бухгалтерскому учету, отчетности, контролю, вопросам финансов и цен;

- контроль над сохранностью государственного имущества, переданного в аренду, и ведение учета расчетов с арендаторами.

Отдел инвестиционно-технического развития:

- формирование государственных заказов, долгосрочных и текущих научно-технических программ, концепций и прогнозов развития торговли;

- методическое руководство внедрения новых технологий, инвестиций и материально-техническим обеспечением торговли;

- разработка основных направлений по вопросам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования;

- оказание методической помощи при организации обучения по вопросам охраны труда;

- планирование развития материально-технической базы за счет республиканских бюджетных средств;

- формирование единой технической политики развития материально-технической базы торговли;

- разработка типовых инструкций по охране труда;

- участие в составление программ социального развития торговли;

- организация поставок торгово-технологического оборудования для предприятий отрасли;

- разработка предложений по организации финансирования научных исследований, проектно-технических и конструкторских работ для отрасли;

- контроль за соблюдением правил охраны труда на предприятиях и в организациях торговли.

Управление координации внешнеторговой деятельности:

- участие в разработке нормативной базы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности торговых предприятий и организаций;

- поиск потенциальных партнеров за рубежом;

- разработка долгосрочных программ сотрудничества с зарубежными партнерами;

- организации работы зарубежных выставок, семинаров, симпозиумов и конгрессов.

Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства:

- проведение государственной кадровой политики в отрасли;

- участие в подборе и расстановке руководителей, должности которых включены в кадровый регистр министерства;

- формирование и организации обучения резерва кадров;

- координация работы по подготовке и переподготовке кадров для отрасли;

- организация аттестации руководителей всех звеньев структуры министерства;

- обобщение практики применения законодательства, регулирующего торговую деятельность в республике, и разработка предложений по его совершенствованию;

- составление правил по гражданской обороне;

- организация делопроизводства;

- содержание и организация ремонта служебных помещений и технических средств.

Министерство экономики как орган государственного регулирования торговли

Министерство экономики РБ (Минэкономики) осуществляет регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной социально-экономической политики.Экономическую политику в области торговли и государственных закупок реализуетуправление торговли и государственных закупок.

Основными направлениями деятельности управления (основными задачами Минэкономики в области государственного регулирования торговли)являются:

- подготовка предложений к формированию и реализации государственной экономической политики в республике в части наполнения потребительского рынка товарами и платными услугами, эффективного развития сферы торговли и бытового обслуживания населения, формирования государственного заказа на поставку (закупку) товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

- подготовка предложений к разработке и корректировке научно обоснованных концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную перспективу и на текущий период по проблемам торговли, платных услуг населению, поставок (закупок) для республиканских государственных нужд в составе комплексных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период;

- анализ и оценка социально-экономической ситуации в сфере торговли и платных услуг населению и по вопросам обеспечения поставок (закупок) товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд;

- подготовка предложений по вопросам конкурсной системы закупок;

- участие в прогнозировании необходимых объемов товарных ресурсов и источников их поступления, обеспечивающих определенную сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке, подготовка товарных балансов на основе балансовой методологии определения необходимых объемов товарных ресурсов и источников их поступления;

- участие в разработке условий для формирования экономической среды, способствующей экономическому росту, повышению конкурентоспособности продукции и платных услуг;

- участие в разработке и реализации мер по укреплению экономического сотрудничества с государствами – участниками СНГ, по развитию интеграционных процессов с Российской Федерацией, по экономической интеграции между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, а также по интеграции экономики республики с экономиками других государств на принципах взаимной выгодностиэкономических отношений

В соответствии с основными задачами Министерство осуществляет следующие функции (источник: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20600967):

- проводит комплексный анализ и осуществляет оценку текущего социально-экономического состояния республики;

- разрабатывает и реализует меры по обеспечению устойчивого экономического роста, обеспечивает подготовку концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития республики;

- осуществляет мониторинг структурных преобразований системы республиканских органов государственного управления, а также иных организаций, готовит предложения по их оптимизации, согласовывает в установленном порядке структуру аппарата государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

- вырабатывает предложения о развитии промышленного комплекса в рамках концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития республики исходя из приоритетных направлений развития экономики страны;

- участвует в проведении экспертиз проектов решений и соглашений по вопросам международного технического сотрудничества в части экономических вопросов, привлечения иностранных инвестиций и кредитов, создания межгосударственных экономических структур;

- проводит работу по формированию заказа на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;

- участвует в разработке основных направлений внешнеэкономической политики, программ развития внешнеэкономической деятельности, составляет прогнозы торговых и платежных балансов;

- участвует в подготовке предложений по тарифному и нетарифному регулированию во внешнеэкономической деятельности;

- участвует в подготовке предложений по развитию интеграционных процессов, разработке и реализации экономических интеграционных программ в рамках Союзного государства Беларуси и России, в интеграционных объединениях ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, а также по развитию взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами;

- осуществляет регистрацию проектов (программ) международной технической помощи, ведет Единый реестр (базу данных) указанных проектов (программ), контроль за их реализацией, координацию управления ими;

- обеспечивает подготовку концепций, программ государственной поддержки предпринимательства, предложений о лицензировании видов деятельности, осуществляет реализацию государственной политики по поддержке развития предпринимательства;

- разрабатывает и организует осуществление мер по финансовому оздоровлению и предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а также по процедурам банкротства в соответствии с законодательством, издает связанные с этим методические рекомендации;

- осуществляет контроль выполнения экономических программ, прогнозов и решений по социально-экономическим проблемам, предпринимательской деятельности;

- осуществляет методическое руководство разработкой прогнозных балансов спроса и предложений по важнейшим видам продукции и потребительским товарам;

- разрабатывает предложения по развитию сферы услуг;

- взаимодействует с общественными объединениями, международными организациями по вопросам, входящим в сферу Минэкономики;

- осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год и другие функции.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь как орган государственного регулирования торговли

Министерство иностранных дел (МИД) РБ выполняет следующие задачив области государственного регулирования торговли:

- координация политики в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности;

- разработка предложений по вопросам внешнеэкономической деятельности в РБ;

- сбор и анализ информации по вопросам внешнеэкономической деятельности;

- планирование внешнеэкономической деятельности;

- координация деятельности по взаимодействию с Всемирной торговой организацией и работы по присоединению к ней Республики Беларусь;

- координация внешнеторговой политики и работы по формированию торгового режима Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами;

- создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

- оказание содействия в развитии инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики.

В соответствии с поставленными задачами МИД РБ выполняет следующие основные функциив области регулирования торговли:

(источник: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=c20600978)

- координирует переговорную позицию и формирует пакет документов по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации;

- участвует в разработке и реализации программ социально-экономического развития в части внешнеэкономической деятельности;

- анализирует показатели внешнеторговой дея

Наши рекомендации