Тема 9 Задачи, формы и методы государственного регулирования торговли
Тема 9 Задачи, формы и методы государственного регулирования торговли
Цели и задачи государственного регулирования торговли в Республике Беларусь
Принципы, формы и методы государственного регулирования торговли
Органы государственного регулирования торговли в Республике Беларусь
Негосударственные органы, координирующие развитие торговли в Республике Беларусь
Принципы, формы иметоды государственного регулирования торговли
Основные принципы государственного регулирования торговли и общественного питания определеныв Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».
Статья 4. Государственное регулирование торговли и общественного питания
1. Основными принципами государственного регулирования торговли и общественного питания являются:
1.1. соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление торговли и общественного питания;
1.2. недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров;
1.3. приоритет экономических мер государственного регулирования торговли и общественного питания;
1.4. обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров;
1.5. обеспечение реализации права на свободу выбора контрагента и товаров;
1.6. ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;
1.7. защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей.
Государственное регулирование основано на общих и частных функциях.
К общим функциям относятся планирование, организация, мотивация и контроль.
Государственное регулирование торговли осуществляется на основе применения прямых и косвенных методов регулирования.
Методы прямоговоздействия осуществляются на основе применения средств административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия основываются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Методы косвенноговоздействия реализуются только экономическими средствами.
Основными формами государственного регулирования торговли являются: институциональная, программная, денежно-кредитная, налоговая и лицензирование.
Институциональная форма регулирования проявляется в ходе совершенствования экономических институтов, выступающих как регуляторы, инструменты экономических форм (государственный заказ, социальный заказ, коммерческий заказ).
Программнаяформа регулированиярассматривается как прогноз социально-экономического развития страны (программы развития торговли, программы приватизации).
Денежно-кредитная форма регулированияподразумевает анализ состояния и прогноз развития экономики страны с определением основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики, к которым, в частности, относятся кредиты, изменения учетной ставки (льготное кредитование, льготное налогообложение, отсрочка налогового платежа).
Налоговое регулированиеосуществляется при помощи налоговых ставок иналоговых льгот.
Лицензированиевыступает в форме получения от государственных органов разрешения на ведение торговой деятельности.
Статья 5. Цели оценки соответствия
Оценка соответствия осуществляется в целях:
обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
обеспечения энерго- и ресурсосбережения;
создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Статья 7. Виды оценки соответствия
Оценка соответствия осуществляется в виде:
аккредитации;
подтверждения соответствия.
Министерство антимонопольного регулирования иторговли как орган государственного регулирования торговли
Основным органом государственного управления и регулирования торговли является Министерство антимонопольного регулирования и торговлиРеспублики Беларусь (МАРТ). Совет Министров Республики Беларусь делегировал полномочия МТ Республики Беларусь по развитию торговли на территории республики.В сферу влияния данного министерства входят торговые предприятия всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.
Задачи Министерства антимонопольного регулирования иторговли:
1) проведение государственной политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок товаров (работ, услуг);
2) принятие мер по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, по выявлению и пресечению нарушений законодательства в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (далее – антимонопольное законодательство), содействию развитию добросовестной конкуренции;
3) проведение анализа состояния потребительского рынка, бытового обслуживания населения, осуществления торговли и общественного питания, в том числе на основании официальной статистической информации, таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь, статистики взаимной торговли Республики Беларусь с государствами – членами Евразийского экономического союза, сведений Торгового реестра Республики Беларусь, Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;
4) разработка и осуществление совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, мероприятий по формированию внутреннего потребительского рынка, улучшению качества торгового и бытового обслуживания населения и оказания услуг общественного питания, по развитию рекламной деятельности с учетом национальных интересов Республики Беларусь;
5) координация выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь;
6) реализация государственной кадровой политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
7) осуществление в пределах своей компетенции контроля, государственного контроля (надзора).
Основные направления деятельности МАРТ:
- антимонопольное регулирование и конкуренция;
- антикоррупционная деятельность;
- ценовое регулирование;
- регулирование потребительского рынка;
- регулирование торговли;
- регулирование общественного питания;
- регулирование бытового обслуживания населения;
- торговая инспекция;
- защита прав потребителей;
- регулирование рекламной деятельности;
- регулирование и контроль закупок;
- применение мер нетарифного регулирования;
- региональное сотрудничество.
Полномочия МАРТ РБ в области управления торговлей закреплены Законом РБ «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».
К полномочиямМинистерствав соответствии со статьей 7относятся:
– реализует государственную политику, в том числе путем принятия нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;
– проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли и общественного питания, оценку эффективности применения мер по их поддержке, готовит на основании анализа и оценки эффективности прогноз развития торговли и общественного питания;
– разрабатывает и утверждает отраслевые программы развития торговли и общественного питания в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, и обеспечивает их реализацию;
– координирует деятельность иных республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
– проводит анализ состояния потребительского рынка, осуществления торговли и общественного питания, в том числе на основании официальной статистической информации, данных таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь и статистики взаимной торговли Республики Беларусь– с государствами– членами Таможенного союза;
– разрабатывает меры, направленные на создание условий для развития конкуренции в области торговли и общественного питания;
– осуществляет совместно с государственными органами мероприятия по насыщению потребительского рынка товарами (в том числе импортозамещающими, на основании перечней товаров, предлагаемых МАРТ РБ для освоения их производства), повышению их качества и конкурентоспособности, свободному перемещению товаров между административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также обеспечивает проведение закупочных и товарных интервенций;
– осуществляет контроль в области торговли и общественного питания в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;
– применяет к субъектам торговли, субъектам общественного питания, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь в области торговли и общественного питания, меры ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
– разрабатывает и утверждает:
совместно с заинтересованными государственными органами рационы (нормы) питания для категорий населения, финансирование питания которых полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств;
технологические требования к организации процессов продажи товаров, производству продукции общественного питания и контролю ее качества;
классификацию розничных торговых объектов по видам и типам, а также классификацию форм торговли;
классификацию объектов общественного питания по типам и классам, а также критерии отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на типы;
в зависимости от типа и вида торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера на основании предложений областных и Минского городского исполнительных комитетов перечень товаров с указанием количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов, иных разновидностей товаров), подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментный перечень товаров (далее – перечень товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров);
в зависимости от типа и класса объекта общественного питания на основании предложений областных и Минского городского исполнительных комитетов перечень продукции общественного питания с указанием количества ее наименований, а также перечень товаров с указанием количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов, иных разновидностей товаров), подлежащих включению субъектами общественного питания в ассортиментный перечень продукции общественного питания (далее – перечень продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания);
порядок подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже (совместно с Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь);
порядок оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общественного питания;
порядок оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания.
Дополнить полномочия из Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 06.09.2016 № 702. Пункт 6.
Источник: http://www.government.by/upload/docs/file200c3bc030ea884f.PDF
Реализация полномочий осуществляется аппаратом МАРТ и подведомственными или структурными подразделениями в областях и городах республики. Структура МАРТ (рисунок 1), источник:http://mart.gov.by/structupr
В масштабах республики управление торговлей осуществляет аппарат МАРТ Республики Беларусь, в состав, которого входят 5 главных управлений,4 управления и 1 отдел, а также рекламно-секретный сектор, управление кадров и юридическое управление. Главным управлениям подчиняются управления и отделы, а управлениям подчиняются отделы и сектора.
Рисунок 1 – Структура МАРТ
Каждое управление, сектор и отдел выполняет специфические функции, способствующие реализации стратегий развития торговли в республике.
В соответствии с основными задачами МАРТ РБ выполняет функции:
- проводит анализ и оценку состояния товарных рынков, определяет степень их монополизации;
- устанавливает доминирующее положение хозяйствующих субъектов;
- осуществляет в случаях, установленных законодательными актами, контроль за экономической концентрацией;
- применяет способы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренные законодательством о естественных монополиях;
- устанавливает факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства на основании имеющихся или полученных документов и (или) сведений;
- разрабатывает методологию установления и применения цен (тарифов);
- осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на товары (работы, услуги), в отношении которых применяются регулируемые цены (тарифы);
- принимает обязательные к исполнению решения об устранении выявленных нарушений в области ценообразования, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением законодательства о ценообразовании;
- обеспечивает реализацию государственных программ развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- утверждает отраслевые программы развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- осуществляет мониторинг конъюнктуры внутреннего потребительского рынка;
- осуществляет создание и ведение Торгового реестра Республики Беларусь и Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;
- устанавливает требования в части лабораторного контроля качества продукции общественного питания;
- проводит аттестацию технологических пищевых лабораторий;
- осуществляет совместно с государственными органами мероприятия по насыщению потребительского рынка товарами;
- проводит в пределах своей компетенции работу по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений прав потребителей, сотрудничает с общественными объединениями по защите прав потребителей;
- предупреждает факты ненадлежащей рекламы, выносит предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;
- осуществляет государственную регистрацию рекламных игр, контроль за их проведением;
- разрабатывает меры по совершенствованию порядка осуществления государственных закупок;
- проводит мониторинг практики осуществления государственных закупок;
- рассматривает жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений и (или) ее членов и принимает решения по результатам их рассмотрения
- оказывает методическую помощь, проводит консультации и разрабатывает рекомендации в области государственных закупок;
- осуществляет выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, прекращение или приостановление, возобновление действия лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, выдачу их дубликатов;
- осуществляет выдачу разрешений на реэкспорт отдельных видов товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, другими государствами-участниками Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 года;
- принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции МАРТ, дает по ним разъяснения, организовывает и контролирует их выполнение;
- осуществляет иные функции в соответствии с Положением о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и иными актами законодательства.
На основы приведенных выше функций МАРТ и ниже приведенных функции подразделений Министерства торговли определитьфункции подразделений МАРТ самостоятельно.
Управление потребительского рынка продовольственных товаров:
- организация маркетинговых исследований;
- разработка норм рационального потребления продовольственных товаров;
- участие в разработке проектов плана производства товаров;
- участие в организации и проведении республиканских ярмарок по оптовой продаже;
- организация контроля за качеством продовольственных товаров;
- ведение статистической отчетности по поставкам продовольственных товаров;
- обеспечение составления предварительных заявок на производство товаров исходя из потребности в них;
- составление товарных балансов по номенклатуре и анализ их выполнения;
- организация товароснабжения розничной торговой сети и контроля за наличием достаточного ассортимента товаров;
- участие в разработке плана закладки товаров в госрезерв;
- подготовка заключения по проекту правил розничной торговли отдельными продовольственными товарами.
Управление потребительского рынка непродовольственных товаров:
- участие в подготовке проектов республиканских программ развития и совершенствования торговли;
- организация маркетинговых исследований;
- формирование ассортиментной политики непродовольственных товаров;
- ведение протекционистской политики по продвижению на рынок республики товаров отечественного производства;
- контроль за соблюдением требований к качеству и безопасности реализуемых товаров;
- оперативный контроль за выполнением поставок товаров по договорам как с промышленностью республики, так и с импортерами;
- руководство и координация работы оптового звена с предприятиями промышленности по формированию заявок и заказов;
- проверка торговых предприятий всех форм собственности и оказание им методической и консультативной помощи;
- разработка предложений по нормализации и организации бесперебойной торговли непродовольственными товарам первой необходимости.
Отдел общественного питания:
- разработка приоритетных направлений развития общественного питания в республике;
- участие в подготовке долгосрочных целевых и текущих программ, концепций, прогнозов развития общественной питания;
- предложение концепций развития, специализации и типизации сети предприятий общественного питания;
- подготовка рекомендаций по внедрению прогрессивных форм и методов обслуживания;
- участие в составлении рационов питания с учетом физиологических потребностей;
- привлечение к формированию системы технологического контроля;
- аттестация технологических и санитарно-пищевых лабораторий, предприятий и других структур общественного питания;
- присвоение предприятиям общественного питания категорий «супер-люкс», «люкс» и «высшая», а при необходимости- внесение предложений по изъятию лицензий;
- контроль за соблюдением норм и правил торговли, выполнение требований к качеству и безопасности реализуемой продукции общественного питания;
- методического руководство территориальными органами управления и государственного регулирования торговли по вопросам общественного питания.
Управление организации торговли и услуг:
- осуществление государственного регулирования торговой деятельности предприятий всех форм собственности;
- разработка концепций развития торговли;
- совершенствование организационных форм управления торговлей;
- защита прав потребителей в сфере торговли;
- участие в формировании республиканских программ развития торговли, совершенствовании организационных структур управления, внедрение новых организационно-правовых форм в торговле;
- разработка основных правил ведения розничной торговли, совершенствование форм и методы продажи, подготовка нормативных актов по лицензированию торговой деятельности.
Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой отвечает за формирование и проведение государственной политики в сфере торговли, рекламной деятельности, бытового обслуживания и иных услуг, оказываемых населению, за обеспечение защиты прав и интересов потребителей, а также за осуществление государственного контроля над соблюдением законодательства в этой области.
Соответственно, данное управление выполняет следующие функции:
- участвует в пределах своей компетенции в подготовке проектов законов Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, а также проектов приказов, постановлений, иных нормативных актов (инструкций, положений, правил, уставов);
- обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь о защите прав потребителей и рекламе, вносит предложения по его усовершенствованию;
- осуществляет государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей;
- проводит мониторинг рынка рекламных услуг;
- реализует меры по предупреждению и пресечению фактов ненадлежащей рекламы;
- выдает предписания изготовителям рекламы, рекламодателям, производителям рекламы о недопустимости нарушения прав потребителей;
- направляет материалы в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» прав потребителя, а также по правонарушениям в области рекламы;
- изучает и обобщает зарубежный опыт по вопросам защиты прав потребителей и в области рекламы, вносит предложения по его применению;
- осуществляет международное сотрудничество в сфере защиты прав потребителей и в области рекламы;
- рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан, представителей органов исполнительной власти, общественных и других организаций, относящихся к компетенции управления;
- оказывает консультационную и методическую помощь юридическим лицам по вопросам, относящимся к компетенции управления;
- осуществляет государственную регистрацию рекламных игр.
Управление экономики и финансов:
- изучение экономических показателей народного хозяйства республики и балансов денежных расходов населения для обоснования прогнозов развития торговли;
- разработка долгосрочных, текущих и целевых программ развития торговли;
- формирование методов экономического анализа деятельности торговых предприятий всех форм собственности;
- подготовка методических указаний по применению предприятиями торговли законодательных актов Республики Беларусь в области организации нормирования, оплаты труда и материального стимулирования;
- внесение предложений и рекомендаций по развитию рыночных отношений в торговле;
- составление программы разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности;
- подготовка для правительства материалов по развитию торговли.
Отдел бухгалтерского учета и ведомственного контроля:
- методическое руководство в области бухгалтерского учета, отчетности, контроля, налогообложения, кредитования;
- экономический анализ и прогноз финансовых показателей, разработка предложений по финансовому и ценовому регулированию деятельности субъектов хозяйствования;
- разработка положений об использовании инвестиционных, специальных, межотраслевых и других фондов;
- внесение предложений по совершенствованию налогового законодательства, бухгалтерской отчетности, финансовой и ценовой политики;
- анализ бухгалтерской отчетности по перечню, утвержденному Минфином; составление сводной отчетности по видам деятельности;
- организация на предприятиях государственной собственности переоценки товаров народного потребления;
- комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли;
- обеспечение подведомственных предприятий и организаций бланками учетной и отчетной документации, а также указаниями и инструкциями по бухгалтерскому учету, отчетности, контролю, вопросам финансов и цен;
- контроль над сохранностью государственного имущества, переданного в аренду, и ведение учета расчетов с арендаторами.
Отдел инвестиционно-технического развития:
- формирование государственных заказов, долгосрочных и текущих научно-технических программ, концепций и прогнозов развития торговли;
- методическое руководство внедрения новых технологий, инвестиций и материально-техническим обеспечением торговли;
- разработка основных направлений по вопросам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования;
- оказание методической помощи при организации обучения по вопросам охраны труда;
- планирование развития материально-технической базы за счет республиканских бюджетных средств;
- формирование единой технической политики развития материально-технической базы торговли;
- разработка типовых инструкций по охране труда;
- участие в составление программ социального развития торговли;
- организация поставок торгово-технологического оборудования для предприятий отрасли;
- разработка предложений по организации финансирования научных исследований, проектно-технических и конструкторских работ для отрасли;
- контроль за соблюдением правил охраны труда на предприятиях и в организациях торговли.
Управление координации внешнеторговой деятельности:
- участие в разработке нормативной базы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности торговых предприятий и организаций;
- поиск потенциальных партнеров за рубежом;
- разработка долгосрочных программ сотрудничества с зарубежными партнерами;
- организации работы зарубежных выставок, семинаров, симпозиумов и конгрессов.
Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства:
- проведение государственной кадровой политики в отрасли;
- участие в подборе и расстановке руководителей, должности которых включены в кадровый регистр министерства;
- формирование и организации обучения резерва кадров;
- координация работы по подготовке и переподготовке кадров для отрасли;
- организация аттестации руководителей всех звеньев структуры министерства;
- обобщение практики применения законодательства, регулирующего торговую деятельность в республике, и разработка предложений по его совершенствованию;
- составление правил по гражданской обороне;
- организация делопроизводства;
- содержание и организация ремонта служебных помещений и технических средств.
Министерство экономики как орган государственного регулирования торговли
Министерство экономики РБ (Минэкономики) осуществляет регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной социально-экономической политики.Экономическую политику в области торговли и государственных закупок реализуетуправление торговли и государственных закупок.
Основными направлениями деятельности управления (основными задачами Минэкономики в области государственного регулирования торговли)являются:
- подготовка предложений к формированию и реализации государственной экономической политики в республике в части наполнения потребительского рынка товарами и платными услугами, эффективного развития сферы торговли и бытового обслуживания населения, формирования государственного заказа на поставку (закупку) товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;
- подготовка предложений к разработке и корректировке научно обоснованных концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную перспективу и на текущий период по проблемам торговли, платных услуг населению, поставок (закупок) для республиканских государственных нужд в составе комплексных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период;
- анализ и оценка социально-экономической ситуации в сфере торговли и платных услуг населению и по вопросам обеспечения поставок (закупок) товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд;
- подготовка предложений по вопросам конкурсной системы закупок;
- участие в прогнозировании необходимых объемов товарных ресурсов и источников их поступления, обеспечивающих определенную сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке, подготовка товарных балансов на основе балансовой методологии определения необходимых объемов товарных ресурсов и источников их поступления;
- участие в разработке условий для формирования экономической среды, способствующей экономическому росту, повышению конкурентоспособности продукции и платных услуг;
- участие в разработке и реализации мер по укреплению экономического сотрудничества с государствами – участниками СНГ, по развитию интеграционных процессов с Российской Федерацией, по экономической интеграции между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, а также по интеграции экономики республики с экономиками других государств на принципах взаимной выгодностиэкономических отношений
В соответствии с основными задачами Министерство осуществляет следующие функции (источник: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20600967):
- проводит комплексный анализ и осуществляет оценку текущего социально-экономического состояния республики;
- разрабатывает и реализует меры по обеспечению устойчивого экономического роста, обеспечивает подготовку концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития республики;
- осуществляет мониторинг структурных преобразований системы республиканских органов государственного управления, а также иных организаций, готовит предложения по их оптимизации, согласовывает в установленном порядке структуру аппарата государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
- вырабатывает предложения о развитии промышленного комплекса в рамках концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития республики исходя из приоритетных направлений развития экономики страны;
- участвует в проведении экспертиз проектов решений и соглашений по вопросам международного технического сотрудничества в части экономических вопросов, привлечения иностранных инвестиций и кредитов, создания межгосударственных экономических структур;
- проводит работу по формированию заказа на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
- участвует в разработке основных направлений внешнеэкономической политики, программ развития внешнеэкономической деятельности, составляет прогнозы торговых и платежных балансов;
- участвует в подготовке предложений по тарифному и нетарифному регулированию во внешнеэкономической деятельности;
- участвует в подготовке предложений по развитию интеграционных процессов, разработке и реализации экономических интеграционных программ в рамках Союзного государства Беларуси и России, в интеграционных объединениях ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, а также по развитию взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами;
- осуществляет регистрацию проектов (программ) международной технической помощи, ведет Единый реестр (базу данных) указанных проектов (программ), контроль за их реализацией, координацию управления ими;
- обеспечивает подготовку концепций, программ государственной поддержки предпринимательства, предложений о лицензировании видов деятельности, осуществляет реализацию государственной политики по поддержке развития предпринимательства;
- разрабатывает и организует осуществление мер по финансовому оздоровлению и предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а также по процедурам банкротства в соответствии с законодательством, издает связанные с этим методические рекомендации;
- осуществляет контроль выполнения экономических программ, прогнозов и решений по социально-экономическим проблемам, предпринимательской деятельности;
- осуществляет методическое руководство разработкой прогнозных балансов спроса и предложений по важнейшим видам продукции и потребительским товарам;
- разрабатывает предложения по развитию сферы услуг;
- взаимодействует с общественными объединениями, международными организациями по вопросам, входящим в сферу Минэкономики;
- осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год и другие функции.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь как орган государственного регулирования торговли
Министерство иностранных дел (МИД) РБ выполняет следующие задачив области государственного регулирования торговли:
- координация политики в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности;
- разработка предложений по вопросам внешнеэкономической деятельности в РБ;
- сбор и анализ информации по вопросам внешнеэкономической деятельности;
- планирование внешнеэкономической деятельности;
- координация деятельности по взаимодействию с Всемирной торговой организацией и работы по присоединению к ней Республики Беларусь;
- координация внешнеторговой политики и работы по формированию торгового режима Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами;
- создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;
- оказание содействия в развитии инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики.
В соответствии с поставленными задачами МИД РБ выполняет следующие основные функциив области регулирования торговли:
(источник: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=c20600978)
- координирует переговорную позицию и формирует пакет документов по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации;
- участвует в разработке и реализации программ социально-экономического развития в части внешнеэкономической деятельности;
- анализирует показатели внешнеторговой дея