Статья 5. Государственная политика в сфере торговой деятельности
Государственная политика в сфере торговой деятельности направлена на:
1) создание благоприятных условий для развития различных видов торговли;
2) обеспечение устойчивой системы товародвижения и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;
3) развитие торговой инфраструктуры;
4) поддержку отечественных товаропроизводителей и развитие добросовестного предпринимательства;
5) обеспечение качественного торгового обслуживания;
6) организацию государственного контроля в сфере торговли;
7) обеспечение защиты прав и законных интересов покупателей, субъектов торговой деятельности и государства.
Статья 7. Правила торговли
1. Правила торговли – нормативный правовой акт, содержащий единые требования к субъектам торговой деятельности по осуществлению торговой деятельности и предоставлению услуг, связанных с торговым обслуживанием.
2. Правила торговли являются обязательными для всех субъектов торговой деятельности.
Статья 8. Основы государственного регулирования торговой деятельности
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется путём:
1) установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) антимонопольного регулирования;
3) развития и совершенствования нормативного правового и информационного обеспечения;
4) осуществления мер по стимулированию развития торговой деятельности и повышению конкурентоспособности отечественных товаров;
5) лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с торговлей;
6) сертификации;
7) регулирования цен на отдельные виды товаров, в том числе путём установления торговых надбавок (наценок) и скидок к ценам на них;
8) введения ограничений и (или) запретов на право осуществления торговой деятельности в случаях, установленных законодательством Туркменистана;
9) государственного контроля за соблюдением требований законодательства Туркменистана о торговой деятельности;
10) проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определённых видов товаров.
2 ЗаконТуркменистана «О внешнеэкономической деятельности» от 16 августа 2014 г. устанавливает основные принципы и правовые нормы внешнеэкономической деятельности в стране, обязанности и права субъектов внешнеэкономической деятельности, порядок государственного регулирования, а также полномочия государственных органов Туркменистана в области внешнеэкономической деятельности.
3 ЗаконТуркменистана «О защите прав потребителей» от 8 ноября 2014 г. № 140-V.
4 ЗаконТуркменистана «О сертификации» от 18 декабря 2013 г. №459-IV(с изменениями на 23 ноября 2016 г.);
5 ЗаконТуркменистана «Остандартизации» от 19 октября 2012 г.№ 343-IV;
В 2016для повышения конкурентоспособности и качества производимой в стране экспортируемой продукции и оказываемых услуг на международных рынках, для организации работ по присвоению сертифицированным товарам национального знака соответствия с учетом мировой практики разработаны государственные стандарты:
TDS 1.0.-2016 «Государственная система стандартизации Туркменистана. Основные положения»;
TDS 1.2.-2016 «Государственная система сертификации Туркменистана. Основные положения»;
TDS 1.3.-2016 «Национальный знак соответствия продукции Туркменистана. Технические требования»;
ЗаконТуркменистана«Об обеспечении безопасности и качества пищевых продуктов» от 26 августа 2014 г.№105-V(с изменениями на 28февраля 2015 г.)заменяет закон«О качестве и безопасности пищевых продуктов» от18 апреля 2009 г.№ 31-IV.
Закон устанавливает правовую, организационную и экономическую основу обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов и направлен на охрану здоровья населения Туркменистана.
7 ЗаконТуркменистана «Опродовольственной безопасности» (новая редакция) от 23 ноября 2016 г.Закон определяет основные направления государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности Туркменистана, являющейся составной частью экономической безопасности государства, а также устанавливает правовые основы реализации гражданами права на здоровое и полноценное питание.
Узбекистан
Государственное регулирование в сфере торговли осуществляют Кабинет министров, Министерство внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли,Министерствоиностранных дел Республики Узбекистан.
Кабинет Министров Республики Узбекистанразрабатывает и обеспечивает реализацию программ развития отраслей экономики (в том числе торговли), осуществляет руководство в области внешнеэкономической деятельности др.
Министерство внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли обеспечивает проведения единой государственной политики в области внешнеэкономической деятельности, стимулирования экспорта, привлечения иностранных инвестиций, либерализации внешней торговли, расширения и укрепления внешнеторговых связей; разрабатывает и реализует меры по развитию инфраструктуры внешней торговли Узбекистана; разрабатывает предложения по либерализации внешней торговли, расширению и укреплению внешнеторговых связей;организует и проводит совместно с министерствами и ведомствами, хозяйствующими субъектами международные торгово-промышленные выставки, ярмарки, форумы, презентации, конференции и другие подобные мероприятия в Республике Узбекистан и за рубежом, осуществляет рекламно-информационную работу и др.
Республики Узбекистанявляется членом Шанхайской организации по сотрудничеству (ШОС) с 2001 г.
Нормативные документыРеспублики Узбекистан:
1 Закон РУ«О качестве и безопасности пищевой продукции» от 30 августа 1997 г. № 483-I(с изменениями на 6апреля 2004 г.). Закон определяет правовые основы обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией.Требования Закона распространяются также на парфюмерные, косметические товары и табачные изделия.
2 Закон РУ«О защите прав потребителей» от 26 апреля 1996 г. №221-I (с изменениями на 20января 2014 г.);
3 ЗаконРУ«О внешнеэкономической деятельности»от 14 июня 1991 г. №285-XII(с изменениями на 20августа 2015 г.);