Тема 10 Зарубежный опыт государственного регулирования торговли

Тема 10 Зарубежный опыт государственного регулирования торговли

Всемирная торговая организация (ВТО) и ее роль влиберализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов

Государственное регулирование торговли в Таможенном союзе

Государственное регулирование торговли в СНГ

4Государственное регулирование торговли в странах ЕС:

Западная Европа

Восточная Европа

Государственное регулирование торговли в США

Государственное регулирование торговли в Японии

Государственное регулирование торговли в СНГ

Содружество Независимых Государств (СНГ) – это региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.

Организация была основана 8 декабря 1991 г., когдаглавы РСФСР (Борис Ельцин), Белоруссии (Станислав Шушкевич) и Украины (Леонид Кравчук)подписали в Вискулях(Беловежская пуща) «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что СССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерения развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

13 декабря 1991 г. в городе Ашхабад (Туркменистан) состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом заседания стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.

21 декабря 1991 г. главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины подписали Алма-Атинскую декларацию, в которой излагались цели и принципы СНГ. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ.

В 1993 г. действительным членом СНГ стала Грузия. Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 г.), до этого являвшаяся ассоциированным членом организации.18 августа 2009 г. Грузия официально покинула СНГ.

Туркмения не ратифицировала Устав СНГ и является ассоциированным членом организации

Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не являлась государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. 8 декабря 2014 г. депутаты Верховной Рады начали обсуждать вопрос о выходе Украины из СНГ. 9 ноября 2016 г., в Верховную Раду был подан законопроект о выходе Украины из СНГ.

Во всех странах СНГ государственное регулирование и контроль в сфере торговли осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии сзаконодательством и в пределах их компетенции. Органы исполнительной власти и местного самоуправления проводят единую государственную политику в сфере внутренней торговли.

Азербайджан

Регулируют торговую деятельностьКабинет Министров,Министерство экономики и промышленности, Министерство иностранных дел.

Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в сфере торговли, а также осуществляющим государственное регулирование, исследование состояния и подготовку прогнозных показателей развития данной области, является Министерство экономики и промышленностиАзербайджана (до 22.10.2013 г. Министерство экономического развития).В состав Министерство экономики и промышленностивходят подразделения: осуществляющие регулирование торговли: отдел экономической политики, аналитики и прогнозирования,отдел политики внешней торговли и всемирной организации торговли.

Основными целями торговой политики, проводимой в Азербайджанской Республике, являются:

- обеспечение экономической безопасности;

- создание инфраструктуры торговой деятельности современного типа;

- стимулирование развития национальной экономики;

- усовершенствование действующего законодательства;

- обеспечение равновесия платежного баланса;

- обеспечение доходов в бюджет;

- либерализация внешнеэкономической деятельности;

- интеграция в мировую экономику;

- вступление во Всемирную торговую организацию;

- выполнение обязательств по международным договорам.

Нормативные документыАзербайджанской Республики:

1 Таможенный кодекс Азербайджанской Республики, утвержденный Законом АР №164 от 24.06.2011 г. Определяет основные принципы и цели единой таможенной политики, устанавливает порядок и условия перемещения через таможенную границу АР и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления и контроля. Вступил в действие с 1 января2012 г.

2 Закон«О защите прав потребителей» от 19 сентября 1995 г. № 1113 (с изменениями на 29 июня 2012 г.);

3 Закон«О стандартизации» от 16 апреля 1996 г. № 60-IQ. Усовершенствованная версия закона «О стандартизации», представленная в октябре 2016 г., предусматривает создание законодательных основ реформирования этой сферы в связи с переходом к системе технического регулирования(аналогичной европейской);

4 Закон«Об авторском праве и смежных правах» от 5 июня 1996 г. № 115-IQ;

5 Закон«Об электронной торговле»от 10 мая 2005 г. №908-IIГ;

6 Закон«О пищевых продуктах» от 18 ноября 1999 г. № 759-IQ (с изменениями на 30.09.2015 г. №1334-IVQD);

7 Правила регулирования импортно-экспортных операций в АР, утвержденным Указом Президента АР от 24 июня 1997 г. № 609 «О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской Республике», с изменениями, внесенными Указом Президента Азербайджанской Республики от 14 мая 2010 г. № 260.

8 Закон«О специальных экономических зонах» (СЭЗ)(№791 от 14 апреля2009 г.). Целью их создания является ускорение развития предпринимательства и всей экономики в стране путем привлечения инвестиций, организации новых конкурентоспособных производственных и обслуживающих отраслей на основе применения особого правового режима и современных технологий.

Армения

Регулированием торговли занимаютсяКабинет министров илиПравительство Республики Армения,Министерствоэкономического развития и инвестиций (до октября 2016 было Министерство экономики), Министерство иностранных дел.

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Армения является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с нормами и принципами Всемирной торговой организации (ВТО).

Республика Армения – полноправный член ВТО с 5 февраля 2003 г., член Евразийского экономического союза (ЕАЗС) с 2 января 2015 г.

Целями торговой политики Республики Армения являются:

– либерализация внешней торговли, упрощение механизма экспорта и импорта, тарифного и нетарифного регулирования;

– защита интересов товаропроизводителей, содействие увеличению экспорта местной продукции;

– содействие развитию внешних экономических связей;

– содействие целенаправленным мероприятиям по обеспечению качества импортируемой продукции в целях защиты прав потребителей;

– содействие предотвращению незаконного продвижения через таможенную границу наркотиков, оружия, предметов исторического, этнографического и культурного значения, а также подлежащих уничтожению растений и животных.

Нормативные документыРеспублики Армения:

1 Закон РА «О таможенном регулировании»от 30 декабря 2014 года №ЗР-241. В соответствии с этим закономутратил силу со 2 января 2015Таможенный кодекс РА от 6 июля 2000 г.в связи с вступлением Армении в Евразийский экономический союз;

2 Закон РА от 20 июля 2001 г. №ЗР-197 «О защите прав потребителей» (с изменениями на07.07.2016 г. №ЗР-118);

Казахстан

Регулируют торговую деятельность Правительство,Министерство национальнойэкономики, Министерство иностранных дел.

Основным органомисполнительной власти, регулирующим торговли в Казахстане, является Министерство национальной экономики(до 6 августа 2014 называлосьМинистерство экономики и бюджетного планирования, до 16 января 2013 – Министерство экономического развития и торговли). В состав Министерства национальной экономикивходят подразделения, осуществляющие регулирование торговли:департамент регулирования торговой деятельности, департамент развития внешнеторговой деятельности,комитет по защите прав потребителей,комитет по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции.

В задачи Министерстванациональнойэкономики входит регулирование и развитие внешнеторговой деятельности,регулирование торговой деятельности. Оно занимаетсяразработкой предложений по развитию торговой деятельности,минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью, предложений по установлению размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары.Министерствоосуществляетмониторинг торговой деятельности в соответствии сзаконодательством,государственное регулирование деятельности товарных бирж, лицензирования деятельности в сфере товарных бирж и импорта товаров и др.

Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2017-2021 годы от 31 августа 2016 г., протокол № 29 содержит:

«Развитие внутренней торговли будет осуществляться в рамках реализации Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности» от 27 октября 2015 г.

Будет обеспечен поэтапный переход на осуществление торговли в стационарных торговых объектах. С 1 января 2018 года на территории столицы, города республиканского значения и с 1 января 2020 года на территории городов областного значения будут введены в действие универсальные торговые рынки, состоящие из стационарных торговых объектов.

В сфере биржевой торговли будет повышен минимальный размер уставного капитала товарных бирж.С января 2017 года предусмотрен полный переход биржевых торгов на электронную форму.

Антимонопольная политика будет направлена на развитие и защиту конкуренции на товарных рынках, устранение барьеров входа на товарный рынок и недопущение ограничений конкуренции.

Продолжится работа по совершенствованию и сближению конкурентного (антимонопольного) законодательства государств-членов ЕАЭС».

Казахстан член организаций: ВТО с 27 июля 2015,ЕАЗС с 1 января 2015 г.,Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) с 2001 г.

Нормативные документыРеспублики Казахстан:

1 Закон РК «О регулировании торговой деятельности» от 12 апреля 2004 г. № 544-II(с изменениями на 27 октября 2015 г.);

Статья 5. Формы и методы государственного регулирования торговой деятельности

1. Формами государственного регулирования торговой деятельности являются:

1) определение порядка осуществления торговой деятельности;

2) определение условий перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, совпадающую с Государственной границей Республики Казахстан;

3) стимулирование развития торговой деятельности;

4) государственный контроль и надзор в области торговой деятельности;

5) сертификация.

2. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:

1) таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;

2) нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности;

3) приостановление продажи и (или) запрет на продажу товаров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

5) участие в международных экономических санкциях.

Статья 8. Компетенция местных исполнительных органовобласти, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения

Местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения:

1) обеспечивают проведение торговой политики;

2) осуществляют в пределах своей компетенции регулирование деятельности субъектов торговой деятельности;

3) разрабатывают меры по созданию условий, благоприятствующих торговой деятельности в соответствующих административно-территориальных единицах;

4) разрабатывают предложения по минимальным нормативам обеспеченности населения торговой площадью;

5) разрабатывают и реализуют меры по достижению минимального норматива обеспеченности населения торговой площадью;

6) осуществляют организацию выставок и ярмарок;

7) осуществляют государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;

8) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

2 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности» от 27 октября 2015 г.

3Закон РК «О товарных биржах» от 4 мая 2009 г. № 155-IV;

4 Закон РК«О защите прав потребителей»от 4 мая 2010 г. №274-IV(с изменениями на 21 апреля 2016 г.);

5 Закон РК«О техническом регулировании от 9 ноября 2004 г. № 603-II (с изменениямина 29.12.2014 г.) (глава 3.Стандартизация). Заменил закон «О стандартизации» от 16 июля 1999 г. № 433-1. Сейчас разрабатывается новый закон «О стандартизации»;

6 Закон РК «О безопасности пищевых продуктов» от 21 июля 2007 года №301-III (с изменениями на 21 апреля 2016 г.);

7 Кодекс РК от 29 октября 2015 г. № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (с изменениями на 26.07.2016 г.). В соответствии с кодексом утратил силу с 1 января 2016 г.Закон РК «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года №112-IV;

8 Приказ и.о. Министранациональнойэкономики РК от 27 марта 2015 г. № 264 «Об утверждении Правил внутренней торговли» (с изменениями на 27.06.2016 г.).

Киргизия

Регулированием торговли в Кыргызской Республике занимаются Правительство, Министерство экономики, Министерство иностранных дел.

Основным органом исполнительной власти, регулирующим торговли в Кыргызской Республике, является Министерство экономики.В состав Министерства экономикивходят подразделения, осуществляющие регулирование торговли: отдел торговли, отдел антимонопольной политики. Министерство экономики:

- разрабатывает и реализует государственную политику в области внешней и внутренней торговли, продвижения отечественных товаров на внешние рынки;

- разрабатывает меры по улучшению внешнеторговой деятельности, развитию и стимулированию экспорта продукции;

- разрабатывает предложения по гармонизации внешнеторговой деятельности в соответствии с нормами и правилами ВТО, и по переговорам о присоединении к Таможенному Союзу и Единому Экономическому Пространству.

Кыргызстан был первой страной СНГ, присоединившейся к ВТО (1998 год), продемонстрировав приверженность экономике, ориентированной на рынок. Благодаря постоянным усилиям Правительства Кыргызстан остается одной из стран, предоставляющих самый открытый режим торговли и инвестиций в регионе, что подтверждает убежденность Правительства в том, что либерализация торговли и инвестиций вносит вклад в социально-экономическое развитие страны и повышает эффективность все экономики в целом, и развития экспорта в частности.

В рамках регионального сотрудничества Кыргызстан является членом следующих интеграционных объединений:ЕАЗС с 12 августа 2015 г, Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) с 2001 г.

Нормативные документыКыргызской Республики:

1 ЗаконКР от 2 июля 1997 г. №41 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»(с изменениями на 10 июня 2015 г.);

2 ЗаконКР от 20 марта 2002 г. №40 «О внутренней торговле в Кыргызской Республике» (с изменениями на 13 августа 2015 г.);

Статья 4.Цель государственного регулирования в сфере торговли

Государственное регулирование торговой деятельности направлено на обеспечение:

1) защиты прав и интересов потребителей на приобретение качественных товаров и свободы выбора потребителя;

2) защиты прав предпринимателей при осуществлении торговой деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

3) защиты отечественных товаропроизводителей путем создания условий для реализации отечественных товаров (проведение выставок-ярмарок, распространение информации об ассортименте производимых товаров, ценах и качестве, обеспечение взаимодействия между производителями и торговыми организациями и др.).

Статья 7. Формы (методы) государственного регулирования торговой деятельности

Формами государственного регулирования торговой деятельности являются:

- государственный контроль за соблюдением норм и правил, установленных законодательством о торговой деятельности;

- оказание государственной поддержки для осуществления социально значимой торговой деятельности;

- оказание поддержки отечественным товаропроизводителям в реализации товаров;

- разработка и реализация целевых и региональных программ развития торговли;

- обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере торговли, направленного на ее развитие.

3 ЗаконКР от 10 декабря 1997 г. № 90 «О защите прав потребителей» (с изменениями на 24 июля 2015 г.);

4 ЗаконКР от 4 августа 2008 г. № 183 «О продовольственной безопасности Кыргызской Республики» (с изменениями на 30 июля 2013 г.);

5 ЗаконКР от22 мая 2004 г. № 67 «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике»(с изменениями на 30 декабря 2015 г.);

6 Постановление Правительства КР № 560 «Об упорядочении торговой деятельности на территории Кыргызской Республики» утвердило «Правила торговли отдельными видами товаров на территории Кыргызской Республики».

Молдавия

Регулируют торговую деятельность Правительство,Министерствоэкономики, Министерство иностранных дел и европейской интеграции.

Правительство Республики Молдова осуществляет проведение эффективной торговой политики государства, принимает меры по обеспечению свободы торговли и предпринимательства, защите добросовестной конкуренции, созданию благоприятных условий для использования всех производственных факторов, организует и осуществляет внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Центральным отраслевым органом публичного управления, ответственным за разработку государственной политики в сфере торговли и за регулирование данной области,является Министерство экономики Республики Молдова.В состав Министерства экономики входят подразделения, осуществляющие регулирование торговли:главное управление инфраструктуры качества и по надзору за рынком, главное управление коммерческой политики, главное управление внешнеэкономических отношений.Усилия министерства ориентированы на завершение переговоров о создании Зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли между Республикой Молдова и Европейским Союзом (ЗУВСТ). Соглашение о создании ЗУВСТ, парафированное 28 ноября 2013 г. в Вильнюсе, открывает Республике Молдова огромные возможности, как с точки зрения доступа на рынки для отечественных товаров и услуг, так и с точки зрения поддержки и поощрения глубоких структурных изменений, необходимых для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

К основным полномочиям Министерства экономики в сфере торговли относятся:

- разработка проектов нормативных актов по совершенствованию законодательства в области внутренней торговли;

- разработка государственных программ и стратегий развития торговой деятельности;

- проведение государственной политики в сфере реализации товаров и услуг;

- разработка предложений по осуществлению торговой деятельности, а также создание благоприятных условий для производства и реализации товаров и услуг;

- координация действий центральных отраслевых органов публичного управления и органов местного публичного управления в области внутренней торговли;

- разработка и выдвижение мер по защите внутреннего рынка;

- мониторинг, посредством информационного ресурса в сфере торговли, торговой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего населенного пункта;

- изучение мнений физических и юридических лиц с целью развития отношений в области торговли;

- внесение предложений по оптимизации полномочий государственных органов, наделенных функциями контроля в сфере торговли;

- инициирование, организация и проведение республиканских ярмарок и выставок;

- организация семинаров, круглых столов, тренингов и других мероприятий в целях подготовки и повышения квалификации кадров в области торговли, информирования населения по вопросам, связанным с торговлей.

Агентство по защите прав потребителей:

- координирует и реализует стратегию государства в области защиты потребителей;

- участвует в разработке нормативных актов, касающихся правил осуществления торговой деятельности;

- выдвигает предложения по прекращению производства, импорта и реализации товаров/услуг, которые вредят здоровью потребителей и наносят ущерб государству;

- организует курсы по подготовке персонала, участвующего в реализации товаров и услуг;

- осуществляет государственный контроль соблюдения норм и правил осуществления торговой деятельности, в том числе посредством контрольной покупки.

Республики Молдова – член ВТО с 26 июля 2001 г.

Нормативные документыРеспублики Молдова:

1 Закон РМ от 23 сентября 2010 г. № 231 «О внутренней торговле»(с изменениями на 7 июля 2016 г.).

Россия

Регулируют торговую деятельность Правительство,Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития,Министерство иностранных дел.

Основным федеральным органом исполнительной власти, регулирующим торговлю в РФ, являетсяМинистерство промышленности и торговли, в его состав входитДепартамент развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка. Одной из основных задачи департамента являетсяразработка предложений по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

В состав Министерство экономического развития РФвходит Департаментразвития малого и среднего предпринимательства и конкуренции, направлениями деятельности которого являются: развитие электронной торговли, малый бизнес, развитие конкуренции.

РФ член организаций – ВТО с 22 августа 2012 г.,ЕАЗС с 1 января 2015 г.,Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) с 2001 г.

Нормативные документыРоссийской Федерации:

1 Федеральный закон РФ«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ (с изменениями на 3 июля 2016 г.) определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в РФ.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, настоящим Федеральным законом, законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и другими законами.

Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности:

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования в этой области;

3) информационного обеспечения в этой области;

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

В Законе N 381-ФЗ четко прописаны полномочия всех представителей органов власти в области регулирования торговой деятельности.

Так, например, Правительство РФ вправе утверждать методику расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также методику расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, муниципального района и городского округа в денежном выражении за финансовый год.

Последний норматив необходим для антимонопольного регулирования торговой деятельности.

В компетенцию федеральных органов власти входит:

- утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;

- утверждение формы торгового реестра, порядка его формирования и предоставления информации, содержащейся в данном документе;

- участие совместно с уполномоченным федеральным органом в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставку товаров (за исключением производителей товаров).

Органы местного самоуправления реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта РФ.

Функции государственного контроля в РФ возложены на многие федеральные органы исполнительной власти, а также на региональные и специальные органы. К их числу относятся:

- Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) осуществляет антимонопольное регулирование в розничной торговле и контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(Роспотребнадзор) осуществляет надзор и контроль исполнения обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

- правоохранительные органы и др.

2 Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-I (с изменениями на 3 июля 2016 г.);

3 Федеральный законРФ от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями на 13 июля 2015 г.);

4 Федеральный законРФ от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Таджикистан

Регулируют торговую деятельность Правительство,Министерство экономического развития и торговли, Министерство иностранных дел.

К компетенции Правительства Республики Таджикистан в сфере регулирования торговли и бытового обслуживания отнесено:

– реализация государственной политики в области торговли и бытового обслуживания;

– разработка и утверждение государственной концепции и стратегии в сфере торговли и бытового обслуживания, направленной на обеспечение продовольственной безопасности;

– определение уполномоченного государственного органа в области государственного регулирования торговли и бытового обслуживания;

– утверждение программ о преимущественных направлениях торговли и бытового обслуживания;

– классификация и использование иных механизмов регулирования торговли и бытового обслуживания;

– утверждение правил ведения торговли и бытового обслуживания, а также правил ведения их реестров;

– осуществление иных компетенций, установленных законодательством Республики Таджикистан в сфере регулирования торговли и бытового обслуживания.

Основным органом исполнительной власти, регулирующим торговли в Республике Таджикистан, являетсяМинистерство экономического развития и торговли. В его состав входит главное управление торговой политики и потребительского рынка, которое занимается регулированием торговли.Министерство экономического развития и торговли для обеспечения регулирования торговли:

- определяет порядок и методы тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли;

- осуществляет координацию и контроль исполнения соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству;

- разрабатывает и готовит предложения по совершенствованию государственного режима организации торговли и приведение его в соответствие с международными нормами;

- осуществляет координацию работ по созданию, управлению, функционированию и дальнейшему совершенствованию свободных экономических зон;

- проводит маркетинговые исследования с целью продвижения отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках, готовит предложения по совершенствованию политики в производственной сфере экономики, основанных на изучении внутреннего и внешнего рынков;

- готовит предложения по техническому регулированию торговли и ограничению количества обязательных стандартов в соответствии с требованиями ВТО.

В Министерство экономического развития и торговли в сфере регулирования торговли и бытового обслуживания входит:

– разработка предложений по развитию торговли и бытового обслуживания в Республике Таджикистан;

– участие в реализации мер по обеспечению продовольственной безопасности;

– утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли и бытового обслуживания;

– разработка предложений Правительству Республики Таджикистан по развитию торговли и бытового обслуживания, созданию благоприятных условий для производства и продажи товаров (бытового обслуживания), насыщению потребительского рынка товарами;

– формирование республиканских государственных информационных баз, содержащих информацию о рынке товаров и услуг потребительского назначения, а также установление информационных документов, предоставляемых в обязательном порядке для формирования базы данных в области государственного регулирования торговли и бытового обслуживания;

– своевременное информирование субъектов торговли и бытового обслуживания о внесении изменений и дополнений в законодательство Республики Таджикистан в области государственного регулирования торговли и бытового обслуживания и др.

Целями торговой политики Республики Таджикистан являются:

- формирование условий для обеспечения устойчивого развития экономики;

- защита интересов товаропроизводителей, содействие увеличению экспорта отечественной продукции, развитию внешних экономических связей;

- обеспечение равной защиты интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности на ее территории в соответствии с законами Республики Таджикистан;

- осуществление равной защиты всех субъектов внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан за пределами Республики Таджикистан в соответствии с нормами международного права;

- либерализация внешней торговли, упрощение механизма экспорта и импорта, а также тарифного и нетарифного регулирования;

- содействие мероприятиям по обеспечению качества импортируемой продукции;

- содействие предотвращению незаконного продвижения через таможенную границу наркотиков, вооружения, предметов исторического, этнографического и культурного значения, а также редких растений и животных.

Республика Таджикистан член организаций –ВТО с 2 марта 2013 г., Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) с 2001 г.

Нормативные документыРеспублики Таджикистан:

1 Закон РТ «О торговле и бытовом обслуживании»от 19 марта 2013 г.№943(с изменениями на 8 августа 2015 г.).

Туркменистан

Государственное регулирование в сфере торговли осуществляют Кабинет министров, Министерство торговли и внешнеэкономических связей Туркменистана,Министерство иностранных дел.

Кабинет МинистровТуркменистана в сфере государственного регулирования торговой деятельности:

1) определяет единую государственную политику;

2) утверждает:

a) государственную программу развития торговли;

b) перечень видов социально значимых товаров;

3) принимает меры по защите внутреннего рынка;

4) издаёт нормативные правовые акты;

5) координирует деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Туркменистана.

Министерство торговли и внешнеэкономических связейТуркменистана в сфере государственного регулирования торговой деятельности:

1) реализует единую государственную политику;

2) разрабатывает проект государственной программы развития торговли;

3) содействует проведению государственных и международных выставок и ярмарок;

4) разрабатывает и утверждает Правила торговли и иные нормативные правовые акты в пределах его компетенции;

5) разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Туркменистана предложения:

a) по совершенствованию законодательства Туркменистана в сфере торговой деятельности;

b) о мерах по защите внутреннего рынка;

ç) по перечню видов социально значимых товаров;

6) принимает решение о проведении распродаж товаров и снижении цен на них в государственных торговых объектах;

7) осуществляет:

a) ведение Государственного торгового реестра и предоставление сведений из Государственного торгового реестра;

b) сотрудничество и взаимодействие с иностранными государствами, международными организациями в сфере торговой деятельности;

ç) лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с торговлей;

d) государственный контроль за соблюдением правил торговли, в том числе посредством контрольной покупки;

e) меры по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, в том числе услугах общественного питания;

ä) меры по защите прав потребителей в пределах его компетенции и др.

Нормативные документыТуркменистана:

1 ЗаконТуркменистана «О торговой деятельности» от 26 марта 2016 г. №370-Vзаменяет закон «О торговле» от 5 июля 2002 г. №123-II.

Статья 7. Правила торговли

1. Правила торговли – нормативный правовой акт, содержащий единые требования к субъектам торговой деятельности по осуществлению торговой деятельности и предоставлению услуг, связанных с торговым обслуживанием.

2. Правила торговли являются обязательными для всех субъектов торговой деятельности.

ЗаконТуркменистана«Об обеспечении безопасности и качества пищевых продуктов» от 26 августа 2014 г.№105-V(с изменениями на 28февраля 2015 г.)заменяет закон«О качестве и безопасности пищевых продуктов» от18 апреля 2009 г.№ 31-IV.

Закон устанавливает правовую, организационную и экономическую основу обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов и направлен на охрану здоровья населения Туркменистана.

7 ЗаконТуркмени<

Наши рекомендации