Характеристика технологического процесса в оптовой торговле

Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения процессов ( торговых и др.), а также сами процессы ( технологические процессы), при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта.

Технология торговли совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов.

Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и качественные преобразования, связанные с выполнением многочисленных общих технологических операций, которые осуществляются в звеньях как оптовой, так и розничной торговли.

К ним относят:

· приемка товаров по количеству и качеству,

· их хранение,

· фасовка,

· подготовка товаров к продаже

· и продажа

Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются.

Организация торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, формы продажи, вида и типа торгового предприятия.

Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей.

Основными принципами организации этих процессов в торговых предприятиях являются:

· Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров.

· Обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания.

· Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.

Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются.

Поскольку все операции с товаром в оптовой торговле осуществляются на складе, поэтому чаще всего рассматривают складской технологический процесс.

Операции по поступлению товаров составляют начальную стадию технологического процесса в опте. Количество операций и последовательность их выполнения зависят от размеров партий товаров и видов транспортных средств, которыми они доставляются на склад.

При поступленим товаров на склад, выполняются в следующем порядке:

• разгрузка транспортных средств, в которых поступили товары;

• перемещение товаров на участок приемки;

• распаковка товаров;

• приемка товаров по количеству и качеству.

Далее товар подвергаетс хранению, при которомпредполагают:

• доставка товаров в зону хранения;

• размещение товаров в стеллажах и их укладка в беля;

• создание оптимальных условий хранения товаров с учётом их физико-химических свойств.

В процессе размещения и хранения товаров важное значение приобретают меры по сохранению их первоначального качества и предотвращению уменьшения количества (утечки, усушки, утруски и т. п.). С этой целью на складах регулируются температура и влажность воздуха, проводятся мероприятия по уничтожению вредителей и т. п.

•Различают две системы хранения товаров в складских помещениях: партионную — для товаров в транспортной таре и сортовую — для распакованных товаров.

•Наиболее прогрессивным способом укладки товаров является их размещение на поддонах или в контейнерах, устанавливаемых в ячейки стеллажей складов. Этот способ укладки называется стеллажным. При штабельном способе товары, упакованные в ящики, мешки, кули, укладывают в несколько рядов на подтоварники.

Операции по отпуску товаров со складов. Товары перед отправкой розничным торговым предприятиям требуют предварительной подготовки: фасовки, упаковки, переупаковки, подсортировки и других технологических операций. Такая подготовка ведется централизованно. Для этого в оптовом звене организуют фасовочные цехи и упаковочные отделения.

Прио отпуске товаровпроводят:

• отборку товаров с мест хранения;

• перемещение отобранных товаров на участок комплектования;

• комплектование товаров в соответствии с заказами оптовых покупателей;

• упаковку товаров в инвентарную тару;

• перемещение упакованных товаров в зону погрузки автомобильного транспорта;

• погрузку автомобильного транспорта.

Распорядительными документами на отпуск товаров являются разнарядка, наряд, отборочный лист по товарам, поставляемым по личному отбору. Перечень операций по отпуску товаров, последовательность и сроки их проведения отмечаются в технологических картах, на основе которых составляются графики отпуска товаров. Эти графики служат основой для составления плана погрузочно-разгрузочныхи транспортных работ, расстановки рабочей силы.

7. Принципы размещения розничной торговой сети

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения предприятий торговли. Размещение розничной торговой сети строится по принципам:

•равномерный — с целью максимального приближения к населению;

• концентрический или ступенчатый, — общегородской тип, тип жилых районов;

• групповой— создание торговых улиц, торговых центров.

Факторы, влияющие на размещение розничной сети:

1. градостроительные— величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;

2. транспортные— направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;

3. социальные— возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания;

4. экономические— эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.

Рациональное размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования ее структуры, ее специализация и типизация позволяют сократить затраты на строительство и реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.

Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:

• плотность торговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;

• обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 100 жителей;

•доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;

•уровень специализации розничной торговой сети — отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;

•общая численность торговых предприятий;

•средняя торговая площадь магазина;

• соотношение торговой к неторговой площади магазина.

Требования к устройству магазинов

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

По капитальности торговые здания и сооружения подразделяют на два вида — капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облегченные — для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы.

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания.

По материалу стен и конструктивных элементовторговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

Здания и сооружения, в которых размещают магазины, долж­ны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований опре­деляются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.

Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться.

Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.

Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.

Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; парковки индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров.

Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона.

8. Характеристика торгово-технологического процесса в розничной торговле.

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

. операции с товарами до предложения их покупателям;

. операции непосредственного обслуживания покупателей;

. дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

. разгрузку транспортных средств;

. доставку товаров в зону приемки;

. приемку товаров по количеству и качеству;

. доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

. хранение товаров; подготовку товаров к продаже;

. перемещение товаров в торговый зал; выкладку товаров на торговом оборудовании.

Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

. встреча покупателя;

. предложение товаров;

. отбор товаров покупателями;

. расчет за отобранные товары;

.оказание покупателям дополнительных услуг.

В магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т. д.

Третья часть торгово-технологического процесса включает разнообразие услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.)

Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:

. обеспечение комплексного подхода к его построению;

. создание максимальных удобств для покупателей;

. достижение наиболее рационального использования помещений и торгово- технологического оборудования магазина;

. создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

. обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

Мерчандайзинг — это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки или упаковки. Он имеет дело с самим процессом покупки и нацелен на то, чтобы оказать воздействие на поведение покупателя, который уже находится на месте продажи товаров.

Мерчендайзингпредставляет собой комплекс видов деятельности, направленных на акцентирование внимания покупателя на определенных марках или видах товара в торговом зале (в том месте, где у продавца есть последний шанс) с целью увеличения продаж.

Есть два подхода к определению содержания мерчандайзинга,

При первом подходе (одно из направлений продвижения) процедуры мерчандайзинга включают:

§ оформление мест продаж;

§ подготовка и предоставление POS-материалов (от английского point of sale), изготавливаемых большими тиражами по заказу производителя и раздаваемых торговым посредникам);

§ правильная расстановка товаров на прилавке или фейсинг (facing) с целью повышения вероятности его нахождения потребителем;

§ снабжение розничной торговли специальнымторговым оборудованием с фирменной символикой бренда;

§ разработка и реализация программ дистрибьюторской и розничной сети с учетом географического анализа.

При втором подходе (комплекс маркетинговых коммуникаций торгового предприятия) полный комплект видов деятельности входящих в мерчендайзинг включает (некоторые называют это процедурами мерчандайзинга):

§ Определения ассортиментных позиций, уровня цен и необходимого товарного запаса

§ Планировка торгового зала и подбор торгового оборудования

§ Размещение отделов и секций

§ Представление товаров в торговом зале

§ Оформление товара

§ Реклама на месте продажи

§ Мероприятия по стимулированию продаж (промоушн-акции), дегустации, конкурсы

§ Подбор музыки и запахов для торгового зала

§ Подготовка квалифицированного персонала

В современных супермаркетах при проектировании торгового зала целесообразно использовать принципы и методы мерчандайзинга.

Мерчандайзинг — совокупность методов увеличения товарооборота торговой организации за счет специально разработанных расстановки торгового оборудования, выкладки товаров, оформления витрин, освещения, создания благоприятной атмосферы в торговом зале.

Мерчандайзинг обеспечивает: управление торгово-технологическим процессом с учетом психологических особенностей поведения покупателей; продвижение товаров и комплексов, при котором одни товары стимулируют продажу других товаров; снижение роли и влияния продавцов в торговом зале и увеличение роли покупателей за счет рационального размещения оборудования, товара и внутримагазинной информации; эффективную организацию самообслуживания.

Основная задача мерчандайзинга — добиться, чтобы посетители проходили по большему числу отделов и совершали больше покупок. для этого бывает необходимо создание барьеров из торгового оборудования для направления покупательского потока в нужную сторону Рекомендуется также устанавливать оборудование параллельно движению потоков покупателей, чтобы способствовать посещению большей глубины зала. Кроме того, желательно расставлять торговое оборудование таким образом, чтобы монотонность не утомляла покупателя.

Большое значение в мерчандайзинге придается выкладке товаров.

Выкладка товаров — способы расположения и демонстрации товаров на торговом оборудовании. Различают два способа выкладки товара — вертикальныйи горизонтальный.


Наши рекомендации