Оптовые структуры различного уровня. Торгово-посреднические структуры. Организаторы оптового оборота

Оптовая торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их или с целью дальнейшего использования (переработка, пошив), или с целью перепродажи.Поэтому при оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объёмах.

Оптовые торговые предприятия можно классифицировать:

Þ по масштабу и характеру деятельности –

√общенациональные (федеральные) предприятия – I уровень. Они формируют каналы товародвижения для крупных производителей продукции и создают условия для выхода на российский рынок зарубежных поставщиков.

√ межрегиональные предприятия – II уровень. В целях бесперебойного снабжения товарами в связи с географическими особенностями страны эти предприятия осуществляют досрочный завоз товаров в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока.

√ региональные оптовые предприятия. Они закупают товары у оптовых предприятий федерального уровня и у местных товаропроизводителей и доводят их до розничных торговых предприятий, т.к. наиболее точно определяют зону своего влияния на рынке,

В мировой практике выделяют следующие виды оптовой торговли:

ü торговля через оптовую закупочную сеть, к которой относятся биржи, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Эта торговая сеть осуществляет закупку урожая с/х культур и сырьевых материалов (зерно, хлопок, шерсть, металлы). Необходимо постоянное наблюдение за конъюнктурой рынка, чтобы снизить риск, связанный с колебанием цен (биржи, выставки, аукционы);

ü торговля по прямым производственным связям – она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса (черные металлы, сталь);

ü оптовая торговля сырьём и материалами, которая включает в себя:

= оптовую торговлю с централизованной доставкой товара (осуществляет доставку и сервис)

= оптовую торговлю с получением товара у поставщика (самостоятельно забирают товар);

ü оптовая торговля Cash-and-Carry с оплатой наличными (оптовая торговля по форме самообслуживания) – обычно для розничных торговцев, владельцев ресторанов, кафе, столовых. Покупатели подбирают товары самостоятельно (овощи, фрукты, рыба, мясо, бакалея), оплачивают наличными (Cash), самостоятельно осуществляет погрузку и вывоз (Carry) товара.

ü Оптовая торговля со стеллажей. Розничные крупные предприятия предоставляют оптовым предприятиям или площадь на стеллажах, или торговый зал со стеллажами. Оптовый торговец за свой счёт наполняет стеллажи наиболее ходовыми товарами, а через некоторое время забирает непроданные товары и таким образом дополняет ассортимент розничного магазина и снимает с него нагрузку по доставке.

Учитывая требования производителей, в структуре оптового звена выделяют:

§ оптовые предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

§ посреднические оптовые структуры, не использующих перехода права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры);

§ организаторы оптового оборота, не работающие с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).

По роли в оптовой торговле и характеру совершаемых операций:

√ независимые оптовые торговые предприятия, приобретающие право собственности или право хозяйственного ведения на товар, реализуемый с их участием,

√ посреднические организации, не приобретающие вещных прав на товар, а оказывающих услуги по доведению товара от изготовителя до потребителя,

√ организации – специальные участники оптового оборота – товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки, аукционы, торги, оптовые рынки.

Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятий, которые являются основными рыночными структурами.

Оптовая торговля осуществляется через оптовые базы, склады, мелкооптовые предприятия.

Оптовая база - это предприятие оптовой торговли, на котором осуществляются торгово-технологические операции по закупке, хранению и продаже товаров крупными партиями для последующей перепродажи.

По месту расположения на путях продвижения товаров оптовые базы подразделяют на две группы:

= базы, расположенные в районах производства. Если оптовая база располагается в зоне производства товаров, то она носит название выходной базы.

Основное назначение таких баз заключается в обеспечении планомерного вывоза товаров из района производства в районы потребления.

Поэтому выходные базы сосредотачивают свою деятельность на закупке товаров у промышленных предприятий района производства. Оптовые предприятия, находящиеся в местах расположения промышленных предприятий, закупают товары у этих предприятий, концентрируют их, подсортировывают, продают и отправляют крупными партиями торговым предприятиям в районы потребления.

= базы, расположенные в районах потребления товаров. Такие базы называют торговыми (торгово-закупочные). Это наиболее широкая сеть оптовых предприятий. Они размещены во всех областях, краях, автономных республиках Российской Федерации.

Основное назначение торговых баз – осуществлять закупку товаров в различных районах производства, продавать их розничным торговым предприятиям и обеспечивать со своих складов ритмичное товароснабжение с учётом спроса населения.

Юридические или физические лица, представляющие интересы производителя или потребителя, но не являющиеся ими, называются посредниками.

Посредничество характеризуется тем, что предприниматель не производит продукцию, не торгует товарами, ценными бумагами, не предоставляет денежный кредит, а лишь оказывает посреднические услуги. Место посредника находится между производителем (или продавцом) и покупателем.

Наши рекомендации