Организация перевозки товаров различными видами транспорта

Организация снабжения населения товарами народного потребления невозможна без непрерывного перемещения товаров из районов производства в пункты потребления, без доставки товаров со складов промышленных предприятий, оптовых и розничных торговых организаций в магазины.

Для перемещения товаров используют все виды транспорта (кроме трубопроводного): железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, а также гужевой (последний, как правило, в сельской местности).

Эффективное применение транспортных средств для перевозок товаров народного потребления обеспечивается четкой организацией транспортно-экспедиционных операций в сфере торговли.

Эти операции включают:

ü выбор транспортных средств,

ü обеспечение их своевременной подачи к местам погрузки;

ü подготовку товаров к перевозке (упаковку, затаривание, маркировку, комплектование партий);

ü погрузку на транспортные средства;

ü формирование транспортных документов;

ü оплату транспортных расходов;

ü приемку доставляемых грузов.

При выборе вида транспорта учитывают сроки и стоимость доставки. Наиболее дорогим видом транспорта является авиационный. Его целесообразно использовать для доставки ранних фруктов, овощей, цветов из южных районов страны, а также для перевозки других товаров в труднодоступные районы.

Своевременная подача транспортных средств к местам погрузки обеспечивается заключением договоров с транспортными организациями и подачей заявок. Подготовка товаров к перевозке должна соответствовать требованиям стандартов и технических условий. Во избежание простоя транспортных средств под погрузкой сверх установленных сроков к моменту их прибытия должны быть обеспечены рабочая сила и механизмы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Отправка товаров любым видом транспорта оформляется специальными документами, сопровождающими груз в пути. На основе этих документов оплачиваются и услуги транспорта.

В общем грузообороте страны (по показателю «тонно-километр») железнодорожный транспорт занимает свыше 65%, автомобильный — около 10%, речной — 5—6%.

По количеству же перевезенных грузов (без учета расстояния) первое место занимает автомобильный транспорт — свыше 80%. Это объясняется значительной разницей в среднем размере расстояний, на ко­торые перевозят грузы железнодорожным (800 км) и автомобильным (20 км) транспортом.

Автомобильный транспорт используют не только для внутригородских и пригородных перевозок, но и для междугородних перевозок грузов на относительно небольшие расстояния.

При отсутствии у поставщика и получателя прирельсовых складов автотранспорт используют для доставки грузов на станцию отправления и их вывоза со станции прибытия. Все более широкое применение получает автотранспорт и при более дальних междугородних перевозках. Так, значи­тельное количество фруктов, винограда доставляют с юга автомобильным транспортом, что позволяет сократить сроки доставки и организовать перевозки товаров со складов производителя до складов (или крупных магазинов) конечного грузополучателя без перевалок.

Водный (речной и морской) транспорт широко применяют для доставки товаров в районы, не имеющие железнодорожных путей, в частности на Крайний Север. Речной транспорт используют в летний период для доставки картофеля, плодоовощей, бахчевых культур.

Все отношения с железнодорожным транспортом регулируются Транспортным уставом железных дорог РФ, с речным транспортом — Уставом внутреннего водного транспорта РФ, с морским — Кодексом торгового мореплавания РФ, с авиационным — Воздушным кодексом РФ, правилами грузовых перевозок и тарифами.

На перевозку грузов железнодорожным, автомобильным и речным транспортом выписывают товарно-транспортную накладную, при отправке морским транспортом составляют погрузочный ордер и грузоотправитель получает на сданные грузы коносамент — документ, по содержанию близкий к железнодорожной накладной.

Перевозки авиационным транспортом оформляются квитанциями.

На железной дороге различают мелкие отправки (их перевозят в так называемых сборных вагонах), контейнерные (массой брутто от 3 до 30 тонн), повагонные (под груз предоставляется целый вагон по одному перевозочному документу) и маршрутные (предоставляется группа вагонов или целый железнодо­рожный состав). Товары могут перевозиться грузовой (малой), большой и пассажирской скоростью по соответственно низким или высоким тарифам.

На речном транспорте различают внутренние перевозки (в пределах одного пароходства), прямые водные (в пределах двух и более пароходств), смешанные (с участием других видов транспорта). По размеру перевозки бывают судовыми, ког­да одной отгружаемой партией товаров полностью загружают судно, и мелкопартионными, когда перевозимая партия товаров меньше грузоподъемности речной транспортной единицы. Так же как и на железнодорожном транспорте, тарифы на судовые перевозки ниже, чем на мелкопартионные.

На морском транспорте различают перевозки малого каботажа, к которым относятся перевозки между двумя отечественными портами одного моря, и перевозки большого каботажа — между портами, расположенными в разных морских бассейнах и находящимися на территории других государств.

На воздушном транспорте грузовые перевозки делят на местные (в пределах одной компании аэрофлота), прямые, когда в перевозках участвуют несколько компаний авиатранспорта, и смешанные (с участием других видов транспорта). Высокая стоимость перевозок при использовании авиатранспорта ограничивает его применение. Одной из причин высокой стоимости авиаперевозок является то, что самолет, как правило, не удается загрузить в обратном направлении, поэтому грузоотправитель вынужден оплачивать и стоимость обратного рейса.

Работники торговли должны хорошо знать все правила, которыми определяются взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и транспортных организаций или предприятий, размеры и построение тарифов на оплату всех транспортных услуг. Только такие знания могут обеспечить правильный выбор и рациональное использование разнообразных транспортных средств и своевременную доставку товаров с минимальным уровнем транспортных расходов.

Основная масса товаров народного потребления перевозится по железной дороге и на автомашинах.

Отношения между железнодорожным транспортом, грузоотправителями и грузополучателями регулируются Транспортным уставом железных дорог РФ, правилами грузовых перевозок, заключенными договорами.

При крупных станциях организуются транспортно-экспедиционные конторы (ТЭКи), выполняющие операции по обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей. В некоторых крупных городах транспортно-экспедиционное обслуживание организуется автотранспортными предприятиями. Транспортно-экспедиционные конторы по договорам с грузоотправителями и грузополучателями берут на себя доставку подготовленных к отправке грузов со станции на склады получателя, контейнеров — к местам разгрузки и погрузки, оформление всей транспортной документации, а также информируют грузополучателей о прибывших в их адрес грузах.

Железнодорожные перевозки классифицируют по нескольким признакам. По особенностям планирования их делят на местные — в пределах одной железной дороги, прямые — если груз перевозят по нескольким железным дорогам, смешанные — если в них участвуют другие виды транспорта. Различают железнодорожные перевозки и по скорости. Товары могут быть отгружены грузовой (малой), большой и пассажирской скоростью. Большинство перевозок осуществляется грузовой скоростью в обычных вагонах товарных поездов. Скоропортящиеся товары отправляют преимущественно большой скоростью в специальных поездах. Небольшие партии товаров перевозят в багажных вагонах пассажирских поездов пассажирской скоростью.

Наиболее низкие железнодорожные тарифы на перевозку грузовой (малой) скоростью, более высокие — большой скоростью и самые высокие — пассажирской.

По размеру отправок различают мелкие отправки, контейнерные, повагонные и маршрутные (группа вагонов или целый железнодорожный состав). Мелкой отправкой считается перевозка товаров в таре массой до 10 т. Тарифы на мелкие отправки выше повагонных.

При перевозке товаров в контейнерах взимается специальный сбор, поэтому они несколько выше повагонных, но ниже тарифов на мелкие отправки.

До передачи груза железной дороге заполненные железнодорожные накладные сдают в товарную кассу станции с указанием дня завоза и номера кладовой, в которую должен быть доставлен груз. Это необходимо для комплектации вагонной партии из отправок различных грузоотправителей.

Вагоны, отправляемые в адрес нескольких грузополучателей, носят название сборных. Такие вагоны отправляют как в адрес нескольких грузополучателей, находящихся в зоне обслуживания одной станции, так и в адрес грузополучателей, находящихся в зоне обслуживания двух-трех станций одной железной дороги.

Отгрузка товаров вагонными партиями ведется как с прирельсового склада грузоотправителя, так и с погрузочной платформы железнодорожной станции. Размер партии должен соответствовать полной вместимости вагона. За неполное использование емкости вагона станция имеет право взимать штраф. Работники складов перед погрузкой должны проверить исправность поданного вагона, его пригодность по санитарному состоянию к перевозке товаров.

Загрузка вагона должна быть закончена в течение времени, установленного для данного груза и типа вагона. Загруженный вагон запирают проволочной закруткой и пломбируют, после чего сдают весовщику товарной станции и одновременно оформляют железнодорожную накладную.

Персональная ответственность за неудовлетворительное использование вагонов возлагается на руководителей торговых организаций. С виновных лиц взыскивают убытки, вызванные сверхнормативными простоями вагонов.

Железная дорога отвечает за сохранность грузов в пути следования как по количеству, так и по качеству, а также за сроки доставки. При недостаче или порче груза по вине железной дороги она несет ответственность в полном размере причинен­ного ущерба.

Срок доставки груза по железной дороге определяется из расчета суточного прохождения груза: малой скоростью при маршрутной отправке — 550 км, повагонной и контейнерной — 330 км, мелкой — 180 км; большой скоростью в поездах с машинным охлаждением — 660 км. К расчетному по километражу сроку доставки добавляют по два дня на переработку грузов на станциях отправления и назначения. Срок доставки отсчитывается с 24 ч дня приемки груза к перевозке, указанного в накладной. За его просрочку железная дорога уплачивает пени.

Для перевозки товаров железнодорожным транспортом используются крытые товарные вагоны, платформы, цистерны, изотермические вагоны и цистерны.

Для перевозки скоропортящихся товаров используют изотермические вагоны и главным образом вагоны-рефрижераторы. Вагоны, охлаждаемые льдом и льдосоляными смесями, заменяют четырехосными вагонами с машинным охлаждением и электрическим отоплением. Эти вагоны позволяют обеспечивать нужный температурный режим для различных товаров в любое время года. Вагоны-рефрижераторы с машинным охлаждением комплектуют в секции (от 3 до 20 вагонов). Для вагонных отправок используют и отдельные, так называемые автономные рефрижераторные вагоны.

Прогрессивным является контейнерный способ перевозки. Универсальный контейнер представляет по существу часть вагона, которую снимают с платформы и автотранспортом доставляют к местам разгрузки и погрузки. При перевозке в кон­тейнерах товары могут быть отгружены без внешней тары.

В эксплуатации находятся универсальные контейнеры массой брутто 3, 5, 10, 24 и 30 т. Для перевозки товаров используются главным образом три первых типа контейнеров. Наибольшее распространение получили контейнеры массой 3 т.

Применение автомобильного транспорта оказывается экономически целесообразным не только при одногородних или внутрирайонных перевозках на короткие расстояния, но и в междугородных перевозках ряда товаров (от 175 до 350 км), а по отдельным товарам и на более длинные расстояния. Его преимущества заключаются в высокой маневренности по сравнению с другими видами транспорта, в возможности вплотную подходить к месту погрузки и без перевалок на другие виды транспорта доставлять грузы непосредственно к месту назначения. Это особенно важно для организации быстрой перевозки скоропортящихся продуктов, например молока и молочной продукции, живой и свежей рыбы, фруктов, винограда и т. п.

Автомобильные перевозки подразделяются на местные, осуществляемые одним автотранспортным предприятием; прямые, выполняемые при междугородном сообщении двумя и более автотранспортными предприятиями с завозом небольших партий (менее 2 т) на грузовые автостанции для укрупнения с целью лучшего использования грузоподъемности автомашин; смешанные, осуществляемые с участием железнодорожного, водного или того и другого транспорта по одному и тому же перевозочному документу.

Торговые организации, не имеющие собственного автомобильного транспорта, заключают договоры (как разовые, так и долгосрочные) на перевозку грузов с автотранспортными организациями, у которых есть лицензия на этот вид деятельности.

Помимо транспортных договоров, торговые организации и предприятия могут заключать договоры на экспедиционное обслуживание. По этим договорам организация-перевозчик обязуется выполнить комплекс определенных договором услуг, связанных с организацией перевозок товаров.


Наши рекомендации