История создания и функционирования Всемирной таможенной организации
Система международного сотрудничества в таможенном деле прошла несколько эволюционных этапов.
Первую международную таможенную организацию было создано в 1890 г. Она называлась Международный союз для публикации таможенных тарифов и выполняла скорее информационные, чем организационные функции. Данная организация действует и сегодня, и насчитывает 50 государств-участников [6, с. 81].
Отдельные вопросы в сфере таможенного законодательства (упрощение таможенных формальностей, сведение к минимуму запретов и ограничений во внешней торговле, сотрудничество в борьбе с контрабандой и др.) решались на Женевских конференциях 1923 и 1928 г.; в 30-е годы XX века - Лигой Наций, когда было подписано соглашение «Об упрощении таможенных процедур и других формальностей». После Второй мировой войны сотрудничество в этом направлении продолжалось: положения о таможенных процедурах было включено, в учредительные документы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
История современного международного таможенного сотрудничества ведет свой отсчет с 12 сентября 1947 г. Именно в этот день по инициативе 13 правительств западноевропейских государств, входивших в состав Комитета европейского экономического сотрудничества, дали согласие на создание Рабочей группы, которая исследовала возможность создания одного или нескольких европейских таможенных союзов, основанных на принципах ГАТТ.
Результатом работы этих двух комитетов стало подписание 15 декабря 1950 в Брюсселе двух конвенций - Конвенции по номенклатуре для классификации таможенных тарифов и Конвенции по оценке товаров в таможенных целях. Тогда же был подписан учредительный документ первой специализированной таможенной организации - Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества [1] (СТС), вступившая в силу 4 ноября 1952 г.
Именно этой организации, которая с середины 90- х гг. ХХ в. получила название Всемирная таможенная организация (ВТамО), которой суждено было стать основой для развития международного таможенного сотрудничества в современном Мире.
ВТамО является независимым межгосударственным органом, деятельность которого на сегодня сосредоточена в следующих областях: решение вопросов безопасности и улучшения мировой торговли, развитие потенциала национальных таможенных служб, борьба с подделками и контрафактом [8, с. 58].
Организацией разрабатываются и представляются государствам- членам предложения и рекомендации, касающиеся различных направлений их деятельности в таможенном деле, осуществляется подготовка проектов конвенций и поправок к уже действующим конвенциям по таможенным вопросам, осуществляется сотрудничество с другими межправительственными организациями по вопросам, входящим в ее компетенцию и т.д.
Цель образования ВТамО - это не только создание исполнительного аппарата, необходимого для воплощения в жизнь конвенций, производимых под эгидой организации, специально созданной ради сотрудничества государств в таможенных вопросах. Организация наделена достаточно широкими полномочиями для того, чтобы, как отмечается в учредительном акте, «обеспечить возможно более высокий уровень согласованности и единообразия их таможенных систем и усилить изучение проблем, возникающих в ходе развития и улучшения таможенной техники и таможенного законодательства».
Ключевыми функциями данной организации, закрепленными в нормах ст. 3 Конвенции о создании СТС, являются[1]:
1) изучение всех вопросов, касающихся таможенного сотрудничества, которому договаривающиеся стороны согласились содействовать согласно с основными целями Конвенции;
2) изучение технических аспектов таможенных систем, равно как и связанных с ними экономических факторов, с целью предлагаемых членам ВТО практических средств достижения более высокого уровня согласованности и единообразия;
3) подготовка проектов конвенций и поправок к ним, а также внесение рекомендаций по их принятия заинтересованными сторонами;
4) разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкования и применения конвенций, заключенных как в результате работы ВТамО, так и конвенций, касающихся номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах и оценки товаров в таможенных целях, подготовленных Группой по изучению возможности создания Европейского Таможенного Союза;
5) разработка примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению конвенций;
6) обеспечение распространения информации, касающейся регулирования и процедур;
7) представление заинтересованным правительствам по своей инициативе или по их просьбе информации или советов по таможенным делам согласно основной целью;
8)сотрудничество с другими межправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию СТС.
В соответствии со ст. 2 Конвенции о создании СТС ее членами являются: правительства государств-участников учредительной конвенции, а также с одобрения Совета ВТамО, - правительства отдельных таможенных территорий, зависимых во внешнеполитических отношениях от других стран, но, обладающие самостоятельностью в ведении внешней торговли[1].
Конвенция о создании СТС предусматривает возможность присоединения к ней любого государства путем простой процедуры: документ о присоединении должен быть депонирован в Министерстве иностранных дел Бельгии.
Каждый член ВТамО назначает в качестве своих представителей одного делегата и одного или более заместителей. При представителях могут быть советники.
Учитывая значительное количество государств-членов и их широкое географическое представительство, а также с целью ознакомления с потребностями всех его членов, в 1984 г.организацией было принято решение о применении в ВТамО системы регионального представительства.
Основываясь на целом спектре факторов, таких как рабочий язык, географическая близость, уже существующий порядок региональных структур других международных организаций, было принято решение о создании шести рабочих регионов ВТамО, а именно:
1. Восточная и Южная Африка;
2. Западная и Центральная Африка;
3. Северная Африка, Ближний и Средний Восток;
4. Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Тихоокеанские острова;
5. Северная, Южная, Центральная Америка и Карибский бассейн;
6. Европа [25].
Один из самых больших регионов - европейский, в него входит 51 страна. Таким образом, ВТамО стала за последние годы настоящим штабом сотрудничества государств и международных организаций в том, что касается правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере международных отношений в части таможенных дел государств. В настоящее время ВТамО координирует работу национальных таможенных служб в рамках существующих многосторонних договоров в этой области (около 20 договоров, большая часть которых принята именно под эгидой ВТО), около 50 рекомендаций и десятков технических норм по разным таможенным вопросам, а государства-члены ВТамО контролируютболее чем 98% мировой торговли[13, c. 32].
Одним из факторов, способствующих подобной популярности ВТамО является то, что эта организация всегда старается соответствовать требованиям времени, и находить адекватные ответы на требования времени.
Так было с установлением единых правил определения таможенной стоимости и классификации товаров в 50-е гг. ХХ в., открыло пути для создания региональных таможенных союзов, в частности Европейского экономического сообщества.
В следующем десятилетии ВТамО приложила много усилий для заделки крепких правовых основ для двустороннего сотрудничества государств в борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабанды[21, c. 607].
Затем наступила очередь установление общих стандартов таможенных процедур, которые нашли свое отражение в Конвенции Киото 1973 г.
Конец ХХ - начало XIX века ознаменовалось широким внедрением новейших информационных технологий в таможенную сферу. ВТамО приняла ряд международных актов, направленных на создание новых таможенных процедур, которые интегрируют эти технологии. Наиболее ярким примером которых является система «Электронная таможня». Эти меры были подчинены решению главной задачи - поиска оптимального баланса между содействием международной торговли и обеспечением борьбы с таможенными правонарушениями. Наиболее важным шагом в этом направлении было подписание рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г.[17, c. 54].
Наконец сегодня, во время экономического и финансового кризиса ВТамО разработало новую стратегию, направленную на активизацию транснационального товарообмена, через упрощение таможенных процедур, отказ от невынужденных физических проверок товарных партий и сокращение операционных расходов, приходящихся на долю торговых операторов.